история создания
Вложение | Размер |
---|---|
monastyr2.doc | 39.5 КБ |
Шамарский Елисавето-Мариинский миссионерский монастырь.
Первой и единственной настоятельницей Шамарского женского монастыря в Липу была бахаревская монахиня Пелагия-в миру Мария Силина
Родилась в 1889году.»Согласно списку сестер она была крестьянской вдвой,но достаточно образованной.Обучалась до поступления в обитель в Оханской земской школе».1 апреля 1907года поступила в Бахаревскую женскую богодельню.
«Послушание ей дали соответстующее:письмоводительница,а также чтица на клиросе.По послушанию тесно связана с чином Церковной службы ,она вероятно ,чаще других общалась с отцом Владимиром Сапожниковым, который и стал ей духовным отцом.
Дарственное послание духовному отцу Владимиру : «Боговозлюбленному глубокочтимому неоцененному молитвеннику Д.Батюшке духовному отцу Владимиру и Боголюбивой дорогой матушке его от убогой смиренной послушницы Бахаревской обитатели и духовной дочери недостойной Пелагии М.Е.Силиной
Снималась 15 мая 1914 году рождения. Не оставте во святых своих молитвах,остаюсь всегда ваша молитвенница»
К сожалению ,неизвестно,как жила в последующие годы матушка Пелагия.
По одной вести ,»больная монашка в Перми на Улице Чкалова,и за ней восемь лет ухаживала «тетя Поля»-это монахиня в миру Пелагия Кондрашова (1896-1979годы).По другой версии со слов очевидицы тех времен Марии Семеновны Якимовой проживающей и поныне в Шамарах,многие сестры после октябрьского переворота 1917 года,уцелевшие от начавшихся расстрелов, кинули Шамарскую обитель и ушли на Белую Гору в мужской монастырь.А затем вместе с монахами и армией Колчака перевалили за камень (Уральские горы )и подались в Сибирь.Кому-то удалось остаться в живых,но в основном большинство монахов и монахинь были пойманы и расстреляны органами ГПУ.
Также подвергались гонениям со стороны властей и родственники монашествующих. Поэтому оставшиеся в живых сестры и братья во Христе были вынуждены менять свои имена, фамилии, адреса проживания, чтобы сохранить свой род земной…
Иерей Владимир Сапожников с 1910 по 1920 год был первым и последним духовником монахинь Бахаревского монастыря, в период с 1916 по 1920 год окормлял Шамарскую женскую обитель..
« В монастырском отчете за 1913-1914 годы отмечено, что во храме во имя Казанской иконы Божией Матери» Бахаревского женского монастыря постоянно ведутся службы «согласно церковному уставу применительно к чинопоследованию и порядку миссионерского Свято_- Николаевского Белогорского монастыря Пермской епархии».
Также в отчете сказано, что батюшка Владимир «ревностно относится к своим обязанностям…Каждый раз во время богослужений он произносит поучения к народу и монахиням». Много времени уделяет исповедованию сестер Бахаревской обители. Отец Владимир постоянно проводит катехизические беседы с сестрами-монахинями.
В 1912 году отец Владимир открывает воскресную школу для малограмотных монашествующих сестер. «По рекомендации своего наставника сестры обители обучались на четырехгодичных миссионерских курсах при Успенском женском монастыре» в Перми. Отец Владимир развернул активную педагогическую и миссионерскую деятельность.
«После посещения в 1914 году святынь Пермской земли Великой Княгиней Елизаветой Федоровной возникла мысль об увековечении памяти об этом событии. В честь ее небесной покровительницы по инициативе Белогорского монастыря в 1915 году в Кунгурском уезде» около станции Шамары было начато обустройство Елисавето-Мариинского женского монастыря.
Место под Шамарскую обитель было выбрано Серафимом Кузнецовым, а освящал это место под монастырь архипастырь Пермский и Соликамский Андроник. Игумен Алексеевского скита Пермской епархии Серафим Кузнецов был доверенным лицом Николая Второго и был другом и духовником Августейшей молитвенницы Елизаветы Федоровны. Именно этот человек , отец Серафим, перевез останки мучениц Великой Княгини Елисаветы и инокинк Варвары из Алапаевска Свердловской области с места убиения (шахта) в 1918-1921 годы на Святую Землю в Иерусалим, в Храм Святой Марии Магдалины в Гефсимании, построенный на деньги Царской семьи и освященный в 1888 году.
Шамары в конце 19 века и начале 20 столетия были «центром раскольничества».даже само слово «шамары» в переводе с языка местных народностей- хантов и манси- означает «темное место». Здесь проживали и язычники – это коренное население ханты- и мансийской народностей, и вогуло-сибирские татары, и беглые казаки, спасающиеся от царского гнева, и каторжные, и кержаки, и староверы «бело-криницкой церкви»(австрийская вера) и старообрядцы, бежавшие от выполнения указов царя Алексея Тишайшего (16-18 века).
Велика была роль духовника обители отца Владимира Сапожникова в деле укрепления Истинной Веры Православной. Батюшка Владимир не забывал при случае сделать нравственные выводы применительно к монашеской жизни.
Духовник «окормлял» насельниц, воспитывал молодых послушниц, готовя их к постригу. Постриг сестер обычно совершал архимандрит Варлаам- настоятель Белогорского монастыря Пермской епархии. Так, например, в 1913 году им было пострижено 9 сестер, в 1915 – семь, согласно списку насельниц Бахаревского женского монастыря.
Возможно, что среди них были те сестры, которые в дальнейшем стали насельницами Шамарской обители. Это сестра –монахиня Пелагия Силина,которая в 1916 году возглавила Шамарский женский Елисавето-Мариинский монастырь, что в Липу. Это сестры-монахини Екатерина. Фекла, Анна.
Матушка Глафира – игумения Бахаревского монастыря благословила около десяти сестер в Шамарскую обитель, которая в то время была подворьем этого монастыря.
К сожалению, неизвестны все имена насельниц… Отец Владимир « воспитывал в своих духовных чадах черты милосердия и благословлял их применять свои силы на пользу красного креста, о чем известно из указов Пермской духовной консистории 1911 года и особенно в начале Первой мировой войны 1914-15 годов»За 10 лет в Бахаревской обители с 1910-1920 годы отец Владимир прикипел к ней всем сердцем».
Указ Ленина о ликвидации монастырей, вышедший в 1920 году , предусматривал и выселение священников с территории бывших монастырей.
Это было начало другой жизни. Господь уготовил отцу Владимиру служение еще в течение 14 лет (1923-1937) в селе Кольцово- место явления чудотворного образа святителя Николая.
«Бывший духовник Бахаревского монастыря с группой священнослужителей числом 19 человек был приговорен к расстрелу. 20 сентября 1937 года приговор был приведен в исполнение»…
Отца Владимира обвинили в том, что он является членом контрреволюционной повстанческой организации в селе Курашим Пермского района, занимавшейся антисоветской агитацией».
13 человек священнослужителей, в том числе и иерей Владимир Сапожников, своей вины не признали.В 1957 году был реабилитирован с формулировкой : «За недостаточностью обвинения».
Вернемся в 1916 год .
По Божиему благословению в 1916 году монахиня Пелагия ( в миру Мария Силина) возглавила женскую обитель в Шамарах. Туда по благословению отправилась и матушка Екатерина- первая регентша Елисавето-Мариинского монастыря.
Екатерина Ивановна Боровых родилась в 1894 году в деревне Хмелевка нынешнего кунгурского района. В отрочестве прислуживала у богатых. Ранняя болезнь и , вероятно, материальные трудности в семье заставили ее уйти в монастырь, куда грамотную крестьянскую девушку приняли 17 мая 1910 года. В Бахаревской обители ее научили читать по церковно-славянски, и вскоре она уже читала Псалтирь по усопшим. Через три года послушание сменили. К тому времени она хорошо освоила нотную грамоту и стала петь на клиросе. Кроме этого позже помогала вязать в чулочной мастерской.
Вот ее послушной список. «Боровых Екатерина Ивановна,24 года, грамотная. Крестьянская девица. Поступила 17 мая 1910 года. Послушание: пение на клиросе, в чулочной мастерской». Матушка Екатерина пробыла в Шамарской обители всего лишь год (1916-1917).
После закрытия Шамарской и Бахаревской обителей – в марте 1921года девять сестер-монахинь (две Вассы , Александра, Елена , Евпраксия ,Екатерина ,Мария , Ефросиния , Венедикта)последовали за духовным отцом иереем Владимиром Сапожниковым в село Кольцово около Перми.Они остались преданными ему (отцу Владимиру)до конца его жизни –до ночи ареста 15июля 1937 года.В числе этих вышеперечисленных сестер –Катя регентша…Она руководила хором в церкви поселка Кольцово,когда настоятелем был отец Владимир Сапожников-до15 июля 1937года Потом лесоповал …болезнь…война…А после войны сестра Екатерина служила в селе Троельга Пермской губернии .в 50-х годах отец Иоанн Зыков из Курашима перевез больную сестру Екатерину в Суксун.Последнее место ее работы –регент церкви в Суксуне .Похоронили Екатерину Ивановну Боровых в 1974 году на местном кладбище в Суксуне «За могилкой даже есть постоянный уход ».
«Упокой, Господи ,души усопших раб Твоих игумении Глафиры,монахини Пелагии и сестёр –насельниц Екатерины,Феклы Марии, Анны, и других,имен мы не знаем ,но
Послуживших Тебе , Господи, в ШамарскомЕлисавето0Мариинском миссионерском женском монастыре Прости им все согрешения вольные и невольные и даруй им Царствие Небесное .И сотвори им Вечную Память Аминь».
Этот монастырь был последним из царских обитателей,основанный в 1916году трудами игумена Серафима кузнецова,доверенного лица Царской семьи Николая 2,в часности ,Царственной молитвенницы Великой Княгии Елизаветы Федоровны,в честь которой назван монастырь.
О чем поет Шотландская волынка?
"Морская болезнь" у космонавтов
Как нарисовать небо акварелью
Рисуем "Ночь в лесу"
Астрономический календарь. Май, 2019