В Исследовательской работе ученица раскрывает проблему загрязнения верхних слоев почвы частицам и свинца и серы, выделяемые транспортными средствами. Цель: проанализировать содержание ионов свинца в почве села Оренбургское на различном удалении от автодороги. в своей работе ученица использовала методы: анализ литературы, проведение качественных реакций на ионы тяжелых металлов, приготовление и исследование почвенных вытяжек, наблюдение (определение грузопотока автомобильных дорог). В работе представлен теоретический материал о влиянии дорожно-транспортных систем на экологическое состояние окружающей среды. Были взяты пробы почв с нескольких участков вблизи автомобильных дорог, приготовлены почвенные вытяжки и проведен химический анализ. В работе представлены результаты исс ледования, на основании которых сделаны выводы. Результаты исследовательской работы подтверждают гипотезу: автомобили оказывают негативное воздействие на окружающую среду и в частности на состав почвы.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа экологической направленности | 60.58 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 г.Бикина
Бикинского муниципального района Хабаровского края
Научно-практическая конференция
«Мир моих увлечений»
Исследовательская работа
Тема: «Негативное воздействие автомобильного транспорта
на почву»
Выполнила: Бабуева Ангелина ученица 10 класса МБОУ СОШ № 6 г.Бикина Руководитель: Кожухаренко В.И. учитель химии и биологии МБОУ СОШ №6 |
г.Бикин, 2018г.
Содержание: | Стр. | |
Введение | 3 | |
1 | Обзор научной литературы | |
1.1 | Основные экологические проблемы дорожно-транспортных систем. | 4 |
1.2 | Токсичность отработавших газов автомобильных двигателей | 5 |
2. | Методика исследований | 6 |
3 | Результаты исследований | 8 |
4 | Заключение | 9 |
5 | Список литературы | 10 |
6 | Приложения | 11 |
Введение
«Загрязнение почвы приводит к тому, что отравляющие вещества поглощаются человеком вместе с пищей и водой » Дэвид Пайментел (профессор Корнелльского университета)
В нашем мире невозможно прожить без использования автомобильного транспорта. Автомобиль давно уже не роскошь, а одно из главных средств передвижения. К сожалению, помимо всех тех положительных качеств, которые несет с собой использование автотранспорта, также наблюдается и множество отрицательных факторов. Автомобильный транспорт при движении по автодорогам в процессе своего функционирования оказывает негативное влияние на окружающую среду по многим параметрам. Это загрязнение почвы прилегающих территорий, воздушной среды, поверхностных, подземных вод и прилегающих к дороге водоемов. Проблема заключается в том, что частицы свинца и серы, выделяемые транспортными средствами, накапливаются в больших количествах в верхних слоях почвы. Накопление свинца может происходить при передаче его по трофическим цепям, что может представлять угрозу состояния экосистем. Поэтому вблизи дорог нельзя заготавливать сено, пасти скот, собирать грибы и ягоды так как при их потреблении может быть нанесен вред здоровью человека. В этом и заключается актуальность моего исследования.
Гипотеза: к числу приоритетных загрязнителей, поступающих в атмосферу с отработанными газами автомобилей, относится свинец; количество содержания свинца в почвах уменьшается в зависимости от удаления от автодорог, снижению грузопотока
Цель: проанализировать содержание ионов свинца в почве села Оренбургское на различном удалении от автодороги
Задачи:
1.Изучить грузопоток автодорог на территории с.Оренбургское;
2. Определить содержание ионов свинца в почве в зависимости от грузопотока и удаленности от автодорог;
3.Сделать соответствующие выводы, о влиянии автотранспорта на загрязнение почвы выбросами свинца.
Объект исследования – почвы придорожных участков;
предмет исследования – содержание свинца в почве.
Методы исследования: анализ литературы, проведение качественных реакций на ионы тяжелых металлов, приготовление и исследование почвенных вытяжек, наблюдение (определение грузопотока автомобильных дорог)
Автомобильный транспорт является одним из крупнейших загрязнителей окружающей среды. Двигатели внутреннего сгорания, на которых работают все автомобили, за время своей работы сжигают огромное количество нефтепродуктов разной степени очистки. В масштабах Российской Федерации его доля в суммарных выбросах загрязняющих веществ в атмосферу всеми техногенными источниками достигает 43 %, в выбросах парниковых газов - порядка 10 %. Доля автотранспорта в шумовом воздействии на население городов составляет 85 - 95 %. Повышенному риску и необратимой потере здоровья в результате загрязнения атмосферного воздуха автотранспортом подвержено примерно 12 -17 млн горожан.
Отдельную экологическую проблему представляют отходы автотранспортного комплекса.
Виды отходов | Масса отходов (тонны\год) |
1.Отработанные масла и спецжидкости |
|
2.Твердые отходы: - лом и отходы черных металлов: - отходы резины | 3 млн. т: 1,4 млн.т 1,16 млн т |
3. Свинцовые аккумуляторы | 200 тыс. т. |
Ежегодной утилизации подлежит примерно 1,2 млн брошенных и разукомплектованных автотранспортных средств. Величина суммарного экологического ущерба от функционирования автотранспортного комплекса достигает 1,5 - 2 % от ВВП и продолжает возрастать.
В процессе сгорания топливных жидкостей происходит выброс следующих веществ: - Отработавшие газы. Отработавшие газы – наиболее негативный фактор со стороны двигателей внутреннего сгорания, который наносит непоправимый ущерб окружающей среде. Отработавшие газы содержат в своем составе вредные для организма вещества: CO, СО2, NOx, несгоревшие углеводороды (СnHm), тяжелые металлы и канцерогенные вещества. В случае значительных выбросов отработавших газов в атмосферу возможно возникновение смога в больших городах и ухудшение общей̆ экологической̆ обстановки на планете. Результатом воздействия отработавших газов на организм является общее отравление.
Химические вещества. В двигателе внутреннего сгорания используется целый ряд химических веществ, которые имеют органическое (в основном нефтяное) происхождение: топлива, масла, охлаждающие жидкости, газ. Эти вещества могут вызвать отравление при приеме внутрь, при соприкосновении с поверхностью кожи, а также при вдыхании их паров. В случае попадания в почву эти вещества вызывают ее отравление, нанося ущерб сельскому хозяйству. Довольно часто во время транспортировки нефтепродуктов происходят аварии транспорта и попадание этих веществ не только в почву, но также в воды океанов, морей̆ и рек. В результате возникают экологические катастрофы, так как нефтепродукты и химические вещества, попав в окружающую среду, вызывают гибель множества животных, насекомых и растений.
Загрязнение поверхности земли транспортными и дорожными выбросами накапливается постепенно, в зависимости от числа проходов транспортных средств, и сохраняется очень долго даже после ликвидации дороги. Для будущего поколения, которое, вероятно, откажется от автомобилей в их современном виде, транспортное загрязнение почвы останется тяжелым наследием прошлого. Не исключено, что при ликвидации построенных дорог загрязненную не окислившимися металлами почву придется убирать с поверхности.
2.Методика исследований
2..1 Определение участков для взятия проб.
Исследования проводились на территории с. Оренбургское осенью 2017 года. На территории села была выбрана главная дорога: Оренбургское – Бикин.
Для исследования было отобрано по четыре пробы с придорожной зоны и сгруппированы следующим образом: 0-3 м, 3-6 м, 6-10 м, 10-15 м. Каждая проба собрана в пакет, подписана и доставлена в лабораторию кабинета химии.
2.2. Приготовление почвенных вытяжек.
Для приготовления почвенных вытяжек используется методика из школьного практикума [1]. Образцы почвы подсушиваются в течение пяти дней, из каждой пробы делаются навески по 10 г и помещаются в стаканчики, заливаются дистиллированной водой. Через сутки производится фильтрация. Фильтрат сливают в пробирки для проведения химического анализа.
2.3. Химический анализ почвенных вытяжек
Для определения содержания соединений свинца на поверхности почвы используется методику из школьного практикума [4].
Оборудование: воронка стеклянная, палочка стеклянная, стакан на 50 мл, фильтр бумажный, цилиндр мерный на 50 мл, весы электронные, стакан на 200 мл, штатив с кольцом, кювета.
Реактивы: дистиллированная вода, уксусная кислота, иодид калия.
Предлагаемый метод обнаружения свинца основан на цветной реакции, в результате которой образуется желтый осадок иодида свинца (II). Предварительно анализируемое изделие выдерживают в уксусной кислоте, чтобы перевести содержащийся в нем свинец в растворимую форму:
Pb+2 + 2 CH3COOH 🡪 Pb(CH3COO)2 + 2 H+
Затем к полученному раствору ацетата свинца (II) добавляют иодид калия. Если при этом выпадает желтый осадок, значит, изделие содержало свинец: Pb(CH3COO)2 (р-р) + 2 KI(тв.) 🡪 PbI2(тв.) + 2 CH3COOК
(бесцветный р-р) (желтый осадок)
Если осадок не выпадает, значит, изделие не содержит свинец в ощутимых количествах. Чувствительность метода 0,1 мг в 5 мл раствора. Между первой и второй операцией необходимо полностью удалить остатки уксусной кислоты из раствора, так как она обладает маскирующим действием (катализирует окисление иодида калия кислородом воздуха, в результате чего образуется элементарный йод, так же дающий желтое окрашивание раствора). По интенсивности окраски можно судить о содержании свинца в почве. Для этого используем бальную шкалу (Приложение 1. Таблица № 1). Данные заносятся в таблицу №2.
2.4. Определение грузопотока исследуемых автомобильных дорог.
Для расчета количества вредных выбросов автотранспортом за 1 час использована методика, утвержденную приказом Госкомэкологии России № 66 от 16 февраля 1999 года [8]. Для этого на автомобильной трассе определила участок дороги протяженностью в 100 м. Подсчитала число единиц автотранспорта, проходящего по участку.
3.Результаты исследования
3.1. Результаты определения грузопотока
20 октября 2017 года с 17.00 до 18.00 на исследуемых участках был произведен подсчет проезжающих автомобилей. (Приложение. Диаграмма № 2)
Таблица № 1. Результаты грузопотока исследуемых автомобильных дорог (приложение. Фото 1, 2).
Название улицы | Количество легковых автомобилей | Количество грузовых автомобилей | Количество автобусов |
Ул.Центральная | 14 | 5 | 1 |
3.2 Результаты химического анализа почвенных вытяжек (определение наличия ионов свинца и определение примерной концентрации)
Результаты исследования почвенных вытяжек на содержание ионов свинца занесены в таблицу № 2.
Таблица № 2. Содержание свинца в почвенных вытяжках исследуемых образцов почвы с придорожной зоны. Приложение1
Название улицы | Отдаленность от дороги/цвет осадка | |||
0-3 м | 3-6 м | 6-10 м | 10-15 м | |
Ул.Центральная | Желтая | Светло-желтая | Светло-желтая | нет |
Вывод: почвенные пробы с придорожных зон с.Оренбурское дали положительные пробы на наличие ионов свинца, окраска полученных раствором менее интенсивная, что свидетельствует о низком содержании свинца в почвах; чем ближе к автотрассе взята проба почвы, тем интенсивнее цвет осадка фильтрата, то есть содержание ионов свинца увеличивается ближе к автодорогам.
Загрязнение поверхности земли транспортными и дорожными выбросами накапливается постепенно, в зависимости от числа проходов транспортных средств, и сохраняется очень долго даже после ликвидации дороги. Для будущего поколения, которое, вероятно, откажется от автомобилей в их современном виде, транспортное загрязнение почвы останется тяжелым наследием прошлого. Не исключено, что при ликвидации построенных дорог загрязненную не окислившимися металлами почву придется убирать с поверхности.
В ряде стран Европы и в нашей стране неоднократно отмечались случаи отравления детей молоком, которое было получено от коров, выпасаемых вблизи дорог.
Результаты исследовательской работы подтверждают гипотезу: автомобили оказывают негативное воздействие на окружающую среду и в частности на состав почвы.
5.Список литературы
1.О.С.Габриелян Химия 8 класс: учебник.-М.: Дрофа, 2015
2.Ложкин В.Н. Загрязнение атмосферы автомобильным транспортом.-Спб., 2001
3 . Е.В. Нефедова Экология. Учебное пособие. - Новотроицк: НФ НИТУ "МИСиС", 2015. – 136 с
4.Индивидуальный проект обучающегося по химии.10-11 классы: учебно-методическое обеспечение образовательного маршрута /Н.Н. Пильникова.-Волгоград: Учитель, 2016
5.Элективный курс. Химия и охрана окружающей среды. 10 класс/ составитель И.Н. Баланова.-Волгоград: ИТП «Корифей»
6. Влияние автотранспорта на накопление цинка и свинца в почвах и их биологическое поглощение пшеницей мягкой в придорожных агроценозах. Е.Е. Петрова, Е.В.Райхерт, https://cyberleninka.ru/article/
7. Влияние выбросов автотранспорта на качество атмосферного воздуха городов России. Щербатюк А.П., https://cyberleninka.ru
8. О применении системы сводных расчетов при нормировании выбросов
http://docs.cntd.ru/document/1200037013
Приложение 1.
Таблица № 1. Определение содержания свинца в растворе почвенной вытяжки
№ | Цвет раствора | Количество баллов |
1 | отсутствие окраски | 0 |
2 | следы желтой окраски | 1 |
3 | светло-желтое окрашивание | 2-3 |
4 | желтое | 4 |
5 | Интенсивно жёлтая | 5 |
Диаграмма № 1. Определение содержания свинца в исследуемых почвенных вытяжках.
Диаграмма № 2. Результаты определения грузопотока на выбранных автомобильных дорогах
Нарисуем попугая цветными карандашами
Петушок из русских сказок
Компас своими руками
Солдатская шинель
Финист - Ясный сокол