Я родилась и живу в XXI веке. Учусь в современной школе, много читаю, занимаюсь в различных кружках и спортивной секции, играю в компьютерные игры, общаюсь в Интернете, могу сама на компьютере сделать презентацию, принимаю активное участие в школьных и районных олимпиадах по предметам. Два года подряд участвовала в районном конкурсе чтецов, посвященном Дню Победы и была победителем за чтение стихотворений «Зинка» Ю. Друниной и отрывка из поэмы «Зоя» М. Алигер. Эти стихи о войне, но мне очень нравится их читать.
Когда я родилась, моего прадедушки Фартышева Петра Федотовича уже не было в живых. Он умер в 2004 году после тяжелой болезни. Я всегда слышала в семье, что у меня был замечательный прадед, который участвовал в Великой Отечественной войне. Мне захотелось узнать больше о нём, поэтому я решила провести исследовательскую работу «Мой прадедушка – участник Великой Отечественной войны» и познакомить со своими исследованиями как можно больше людей.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа "Мой прадедушка - участник Великой Отечественной войны» | 30.91 КБ |
Исследовательская работа
«Мой прадедушка – участник Великой Отечественной войны»
Содержание…………………………………………………………………
1. Введение…………………………………………………………………
2. Основная часть
2.1. Жизнь прадедушки до войны …………………………………………
2.2. Война……………………………………………………………………
2.3. Жизнь прадедушки после войны………………………………………
3. Заключение……………………………………………………………….
3.1. Выводы……………………………………………………………….......
4. Список использованных источников информации и литературы………………………………….
1. Введение
Актуальность
Я родилась и живу в XXI веке. Учусь в современной школе, много читаю, занимаюсь в различных кружках и спортивной секции, играю в компьютерные игры, общаюсь в Интернете, могу сама на компьютере сделать презентацию, принимаю активное участие в школьных и районных олимпиадах по предметам. Два года подряд участвовала в районном конкурсе чтецов, посвященном Дню Победы и была победителем за чтение стихотворений «Зинка» Ю. Друниной и отрывка из поэмы «Зоя» М. Алигер. Эти стихи о войне, но мне очень нравится их читать. Хотя я, мои родители и даже бабушки ещё не родились, когда была Великая Отечественная война, но о ней я слышала много. О войне мне рассказывала бабушка. Я смотрела фильмы о войне, читала книги о войне. Каждый год ходила на митинг, посвященный Дню Победы – 9 мая. На митинге выступали старые дедушки – ветераны войны, которые со слезами на глазах делились воспоминаниями об ужасах военных сражений, дети ветеранов войны рассказывали о тяжелых годах испытаний, которые выпали на их долю в военное время.
Тема Великой Отечественной войны навсегда останется актуальной. Она волнует и меня, потому что мою семью война тоже не обошла стороной. Мои прапрадедушки Стрелков Петр Михайлович и Фартышев Федот Евграфьевич, прадедушки Стрелков Иван Петрович и Фартышев Петр Федотович были участниками этой страшной войны.
Когда я родилась, моего прадедушки Фартышева Петра Федотовича уже не было в живых. Он умер в 2004 году после тяжелой болезни. Я всегда слышала в семье, что у меня был замечательный прадед, который участвовал в Великой Отечественной войне. Мне захотелось узнать больше о нём, поэтому я решила провести исследовательскую работу «Мой прадедушка – участник Великой Отечественной войны» и познакомить со своими исследованиями как можно больше людей.
Цель моей работы: изучение биографии моего прадедушки Фартышева Петра Федотовича – ветерана Великой Отечественной войны.
Задачи:
1. Подробно изучить биографию моего прадедушки на основе сохранившихся в семейном архиве документов, газетных статей, фотографий, воспоминаний родственников, друзей.
2. Разыскать информацию об участии моего прадеда в боевых действиях.
3. Узнать дальнейшую судьбу моего прадеда и его семьи в послевоенные годы.
4. Подготовить компьютерную презентацию.
Гипотеза исследования: мой прадед был защитником Родины, принимал участие в Великой Отечественной войне и внёс посильный вклад в Великую Победу.
Объект исследования: биография прадедушки.
Предмет исследования: вклад прадеда в победу над фашисткой Германией.
Методы исследования:
Перед началом исследовательской работы я провела анкетирование учащихся 2-4 классов по вопросам: когда началась и закончилась война (годы), когда празднуют День Победы, есть ли в их семьях родственники – участники ВОВ или были труженниками тыла. По результатам опроса выяснилось, что половина учащихся смогли ответить на эти вопросы, но зато все считают, что нашему поколению необходимо помнить эту страшную войну.
Наше поколение имеет возможность прикоснуться к войне в воспоминаниях живых свидетелей того времени. Это я и хочу показать в своей работе.
Эта тема актуальна
Вчера, сегодня и всегда.
Помнить прошлое всем нужно.
Забыть о нём никак нельзя!
2. Основная часть
2.1. Жизнь прадедушки до войны
Эта часть работы составлена на основе воспоминаний сестёр моего прадедушки, т.е. моих прабабушек Баевской Анны Федотовны и Домниковой Любови Федотовны, которые с удовольствием рассказывают о своём старшем брате.
Мой прадед Фартышев Пётр Федотович родился 20 декабря 1922 года в посёлке Латкино, Тюменцевского района, Алтайского края. Посёлка как такого ещё не было, а были заимки братьев Латкиных Егора Марковича и Амоса Марковича, Фартышевых Федота Евграфьевича и Агафьи Мануйловны, которые проживали в посёлке Трубачево. А на этом месте у них были поля. Весну, лето и осень они жили на заимках (были построены дома-пятистенники), обрабатывали поля, растили и собирали урожай, а на зиму уезжали в Трубачево. А в этот год к ним переехали ещё несколько молодых семей, и мои прапрадедушка Федот Евграфьевич и прапрабабушка Агафья Мануйловна остались вместе со всеми зимовать на заимке. И в эту зиму в самый лютый, холодный месяц декабрь родился первенец не только молодой семьи Фартышевых, но и всего поселения жителей на заимке. Впоследствии переселенцев из Трубачево стало всё больше и больше, домов тоже стало больше – так и образовался посёлок Латкино.
Семья, в которой жил мой прадед была большая. Помимо его родились ещё пять детей: четыре дочери и сын. Вместе с ними жили матери моих прапрабабушки и прапрадедушки. Изба была небольшая пятистенная, т.е. две комнаты, но места хватало. Дети спали на палатях. Жили дружно, помогали друг ругу во всём.
Начальную школу мой прадед закончил в Латкино. Но родители хотели видеть своих детей грамотными, поэтому послали его учиться в Вылково, где они закончил семилетку. После окончания семилетки прадедушка работал в колхозе разнорабочим. К тому времени уже прошла коллективизация и образовался колхоз. Он назывался «Зелёная роща». Отец и мать моего прадедушки сразу вступили в колхоз всей семьёй. В колхоз поступала техника и нужны были механизаторы. Моего прадедушку послали учиться на тракториста. До самой войны мой прадед работал в родном колхозе «Зелёная роща» трактористом.
2. 2. Война
«Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова.
В тоске и слове этих лет,
И на устах у нас иного
Ещё не может быть и нет.»
А. Твардовский
Когда началась война, из дома Фартышевых на фронт были отправлены сразу двое: прапрадед Федот Евграфьевич – на западный фронт, а мой прадед Петр Федотович – на восточный. Он принимал участие войне с милитаристской Японией. Но сначала военкомат направил прадедушку в Иркутск в летную школу.
Из воспоминаний его сестры Баевской Анны Федотовны: «Петя наш был очень умный парень, семилетку закончил почти на одни пятёрки, да и на тракториста учился на одни пятёрки, вот его и послали в лётную школу, чтобы он лётчиком стал и фашистов с неба бомбил». Но решением медкомиссии лётчиком мой прадед стать не мог и был зачислен на отделение авиамеханики.
Выучившись на авиамеханика, мой прадед обслуживал самолёты перед вылетом в бой и по возвращению из боя. Но это война, поэтому приходилось отбивать атаки пехотинцев и танковые атаки.
Опасность войны СССР с Японией существовала со второй половины 1930-х годов, в 1938 году произошли столкновения на озере Хасан, а в 1939 году сражение на Халхин – Голе на границе Монголии и Маньчжоу – Го. В 1940 году был создан советский Дальневосточный фронт, что указывало на реальный риск начала войны с Японией, которая становится неизбежной. Наше правительство усиленно готовит кадры для войны на востоке: летчиков, авиамехаников, танкистов, артиллеристов.
Из воспоминаний сестер моего прадедушки Баевской Анны Федотовны, Домниковой Анны Федотовны, моей бабушки Стрелковой Елизаветы Петровны. Прадедушка был на Дальневосточном фронте. Им противостояла Японская Квантунская армия под командованием генерала Оцудзо Ямады. Как рассказывал прадедушка, наиболее значительные силы Квантунской армии дислоцировались на востоке Маньчжурии, которая граничила с советским Приморьем, а в центральной держали всю авиацию. Их самолеты, как заметил прадед, по сравнению с нашими можно было назвать устаревшими, так же и танки и противотанковые орудия. Они соответствовали советской авиатехнике 1939 года. Японская армия использовала отряды смертников, обвязанных гранатами и взрывчаткой, как основное противотанковое средство. Прадед с ужасом вспоминал и рассказывал о фанатичном и самоубийственном сопротивлении, оказанном японскими войсками, они были как одержимы. Даже после того, как Квантунская армия получила приказ своего командования о капитуляции, которая началась 20 августа, кое – где японцы действовали вопреки приказу и военные действия с японской стороны не прекращались.
Но как бы фанатично не сопротивлялись японцы, Квантунская армия была разгромлена советской армией под командованием маршала Василевского А.М.
2 сентября 1945года на борту американского линкора «Миссури» в токийском заливе Япония подписала акт о безоговорочной капитуляции. Вторая мировая война закончилась.
Но прадедушку домой демобилизовали из армии по приказу президиума Верховного Совета лишь в 1947 году.
Прадедушка был награжден:
«Юбилейные медали Победы в Великой Отечественной Войне»
«25 лет победы над Германией»
«Медаль за отвагу»
«Участник войны – 30 – летие Победы в ВОВ» и другие.
2.3 Жизнь прадедушки после войны
С войны прадедушка Петр Федотович вернулся лишь в 1947 году. Еще два года наши солдаты охраняли восточные рубежи нашей родины.
Бравый солдат, красивый веселый парень сразу покорил сердца латкинских девчат. Мой прадедушка выбрал тихую, скромную девушку Шалыгину Шуру. Они поженились и навсегда обосновались в родном поселке Латкино.
Работать Петр Федотович начал в Андроновской МТС инженером – механиком, а филиал этой МТС находился в Вылково. В Андроновской МТС прадедушка работал 10 лет с 1948 по 1958 год. В связи с реорганизацией МТС он был уволен и долгие годы работал в колхозе бригадиром, трактористом, а в хлебоуборку садился на комбайн и убирал хлеб. Прадедушке всегда давали несколько молодых механизаторов, чтобы он обучал их хлеборобному мастерству, он был у них шефом – наставником. «Старейший и опытнейший в колхозе механизатор, наставник и руководитель, помощник и вдохновитель молодых механизаторов – Фартышев Петр Федотович со своим звеном». (Такую запись я прочитала в Книге Памяти колхоза «Путь Ильича» в сельской библиотеке под фотографией, где пионеры вручают цветы звену – победителю соревнования комбайнеров.) Там Фартышев Петр Федотович со своими «орлятами» - так он называл своих подшефных – стажеров.
Еще один интересный факт начала его трудовой биографии (из воспоминаний моей бабушки Стрелковой Елизаветы Петровны). Когда прадедушка работал бригадиром, то главным средством передвижения была лошадь, телега летом, а сани зимой. Это было, конечно, неудобно: долго ездить от поля к полю, а если трактористам помощь нужна… И вот как только появились первые мотоциклы, прадедушка купил себе «железного коня». От современного мотоцикла прадедушкин «железный конь» был очень далек, он больше похож был на мопед, седло (сиденье) было одно, а сзади железный багажник как у велосипеда. Но это была сенсация на весь поселок. Почти все пришли посмотреть на это «чудо», а прадедушка был очень довольный и гордился этим. Он, помнится бабушке, даже прокатил некоторых, показывая, как быстро может ездить его мотоцикл.
До самой пенсии прадедушки трудился механизатором в родном колхозе. По словам бывшего председателя колхоза «Путь Ильича» Тишкова Анатолия Федоровича мой прадед Фартышев Петр Федотович был очень ответственный, исполнительный, отзывчивый человек. В его трудовой книжке много записей о награждениях почетными грамотами, подарками, денежными премиями и объявлено много благодарностей за безупречную работу.
Часть работы о семейной жизни и быте моего прадеда составлена на основе воспоминаний моей бабушки Стрелковой Елизаветы Петровны, моего папы Стрелкова Владимира Анатольевича, очевидцев – старожилов, бывших соседей прадеда Штерц Эммы Давыдовны, Язовской Надежды Васильевны и др.
Семья у моего прадедушки была большая: он, моя прабабушка Александра Ивановна и четверо детей: два сына Владимир Петрович и Дмитрий Петрович, две дочери Елизавета Петровна и Надежда Петровна. Жили дружно, честно. Прадедушка и прабабушка прививали своим детям трудолюбие, ответственность и доброту. Сыновья стали механизаторами, а дочери учителями.
Мой прадедушка был удивительным и добрым человеком, всегда старался помочь жителям своего поселка, откликался на их просьбы. Он был мастер на все руки: строил дома, клал печи, делал пряхи для женщин, точил веретёшки, плел корзины. Для колхозной конюшни он шил сбрую, плел уздечки, хомуты, делал сани и телеги, гнул дуги. А такую работу как сделать топорище, черенок для лопаты или тяпки и даже саму тяпку дед считал мелочью. Заказов у него на это всегда было много, особенно от женщин одиноких. За свою работу прадед не брал ничего. Свое мастерство он передавал своим сыновьям и внукам.
Но особенно меня поразил тот факт, что прадедушка сам катал валенки для своей семьи и даже на заказ. Научил его этому мастерству мой прапрадед Фартышев Федот Евграфьевич – его отец. Вот они с ним и катали по всей зиме, вечерами в бане. Моя бабушка хорошо это помнит, она сама видела весь процесс катки валенок.
А ещё мой прадедушка был большой книголюб. Он прочел все сборники томов Вальтера Скотта, Жюля Верна, А. Дюмы, любил книги о войне, о коллективизации, газеты, журналы. Поэтому у прадедушки была большая подписка периодической печати: газеты «Известия», «Правда», «Алтайская правда», районка; журналы «Альманах», «Огонек», «Крестьянка», «Крокодил».
Прадедушка был ещё заядлым рыбаком и охотником.
3. Заключение
В завершении моего исследования, я поняла, что изучая историю жизни моего прадеда мне ближе и понятнее стали события тех далеких военных лет. Я не хочу, чтобы повторилась снова война. Пусть мирно растут дети, не пугаясь взрывов бомб, пусть матери не заплачут больше о погибших сыновьях. Пусть все помнят, какой ценой досталась Победа над фашизмом. Пусть эта память учит нас добру, миролюбию, человечности.
Нам, современному поколению, нужно быть достойными своих прадедов, любить Родину, отчий край, ощущать себя наследниками великого народа-победителя, беречь мир. Ведь мир - это цветущие сады, школьный звонок, школа, в окнах которой солнце.
3.1 Выводы
Изучив сохранившиеся в семейном архиве документы, награды, прослушав воспоминания родных, я узнала:
- о тяжелых испытаниях, которые легли на плечи моего прадеда и других в военное время;
- судьба моего прадеда, судьба всех тех, кто защищал свою Родину – яркое отражение истории нашей страны.
Я не знала своего прадеда, т.к. родилась уже после его смерти (умер в 2004 г.). Но из рассказов и воспоминаний о нем ясно сложился образ волевого и целеустремленного человека, который прожил честную и замечательную жизнь. Я горжусь своим прадедушкой. Память о нем я навсегда сохраню в своем сердце.
И я надеюсь, что моя работа поможет моим ровесникам задуматься о своих родовых корнях. Возможно, кто-то заинтересуется этой темой и захочет рассказать о своих прабабушках и прадедушках.
4. Список используемых источников информации и литературы
1. Аксенова Г. А. и другие «Россия» иллюстрированная энциклопедия М. 2007 г.
2. Алексеев С. «Ради жизни на земле» М. Педагогика, 1990 г.
3. Главный военный архив участников ВОВ.
4. Капица Ф. С. И др. «История Отечества» новейший справочник школьника, М. 2007 г.
5. Семейный архив (фотографии, документы).
6. «Книга памяти» - сельская библиотека
7. Воспоминания очевидцев, родных.
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Кто самый сильный?
Золотой циркуль
Марши для детей в классической музыке
Карты планет и спутников Солнечной системы