Материалы проектной работы школьников свидетельствуют о том, что, побывав в Кунсткамере, можно за один день совершить путешествие по всему земному шару, познакомиться с особенностями быта и традициями разных народов, понять влияние окружающей среды на формирование различных культур. Особенно полезно посетить Кунсткамеру школьникам седьмого класса, которые изучают по географии курс "Земля и люди". Про Кунсткамеру можно сказать, что это самый "географический" музей в России.
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная работа "Планета на ладони" о Кунсткамере | 37.67 КБ |
Проектная работа «Планета на ладони» о Кунсткамере.
Работу выполнили: ученики 7 класса ГБОУ СОШ 276 Санкт-Петербурга Князева Ксения и Макаров Максим.
Введение
В 5 классе мы начали изучать новый для себя предмет – географию, и два года вместе со сверстниками познавали азы этой замечательной науки. Мы узнали о том, как развивались знания человечества о Земле, научились работать с планом местности и картами. Страницы учебника «Планета Земля» поведали нам об особенностях литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы и закономерностях, которые для них характерны. В 7 классе мы продолжили изучение географии по учебнику, который называется «Земля и люди». В нём представлен материал о природе всех материков и океанов, о многих странах и народах. Учебник большой: в нём много страниц.
Школьный же учитель предложил нам совершить заочное путешествие почти по всем материкам за один день. Мы конечно согласились! Но как это сделать? Оказалось, что в Санкт-Петербурге есть музей, который кратко называется Кунсткамера. Расположен он на стрелке Васильевского острова по адресу: Университетская набережная дом 3. Надо только приобрести входной билет, и совершится чудо …
Как только мы переступили порог Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук (РАН) – оказались в мире удивительных предметов, связанных с бытом и культурой разных народов Земли. Они вызвали у нас бурю самых различных, иногда даже противоречивых, чувств и переживаний; создали ощущение нашего реального присутствия в тех уголках земного шара, где мы ни разу не были.
Теперь мы знаем, что может испытать человек, побывавший за один день в различных местах нашей планеты. Нам захотелось поделиться своими переживаниями со сверстниками: рассказать им о Кунсткамере, показать наше видение этого музея.
Мы определили цели нашей деятельности.
1. Обосновать значимость Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) для понимания того, что Земля – общий дом для всех людей.
2. Создать плакат – эмблему, которая отражает суть Кунсткамеры.
Для достижения намеченных целей мы приступили к решению конкретных задач:
1) узнать, многие ли ученики из нашей школы посещали Кунсткамеру;
2) узнать историю создания Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера), почему он так называется;
3) представить информацию об экспонатах Музея, которые нас заинтересовали;
4) сделать выводы о значении Музея;
5) выполнить плакат о Кунсткамере «Планета на ладони»;
Мы провели опрос 200 школьников из седьмых и восьмых классах, который показал, что 118 ребят (примерно 60 %) никогда не были в Кунсткамере
Возможно, одна из причин того, что мало учеников знают о Кунсткамере – это удалённость Красного Села, где находится наша школа, от исторического центра Санкт-Петербурга. Может быть, когда ребята больше узнают о Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН они захотят посетить его во что бы то ни стало.
Надеемся, что результаты нашей работы будут интересны и полезны для наших сверстникам, помогут осознать, что Земля – общий дом для всех людей.
Глава 1. Кунсткамера. Историческая справка
Об истории Кунсткамеры мы узнали из книг «Санкт-Петербург: энциклопедия» [5] и «Занимательное страноведение» [4].
В 1702 году «появились указы царя Петра I о сборе и хранении моделей и различных редкостей» [5, с. 547]. Сам царь в начале XVIII века начал собирать в Москве коллекцию для «Кабинета редкостей», который назвал «Кунсткамерой» [4, с. 6]. Название «кунсткамера» произошло «от немецкого kunstkammer – кабинет редкостей, музей» [5, с. 427]. Вскоре экспонаты были перевезены в Летний дворец Петра в Санкт-Петербурге, а оттуда попали в просторные залы дома, ранее принадлежавшему боярину А. В. Кикину.
Так в 1714 был основан первый государственный общедоступный музей – Кунсткамера, в состав которого вошли «Кунсткабинет» (первый художественный музей в Санкт-Петербурге) и «Мюнц-кабинет» (первый нумизматический музей)» [5, с. 547].
В 1725 году была создана Петербургская Академия наук. Кунсткамеру передали в её ведение. В 1728 году её коллекции переехали в специально для неё построенное здание на стрелке Васильевского острова рядом с правительственным зданием Двенадцати коллегий [4].
«Академия наук направляла экспедиции в отдалённые … уголки России … Основной задачей участников и руководителей таких экспедиций … были изыскания в области этнографии, обогащение Кунсткамеры новыми собраниями» [4, с. 10]. В XIX–XX вв. коллекции Кунсткамеры пополнились экспонатами, которые учёные и путешественники привозили со всех частей света.
Вначале XIX в. на основе разнообразных и обширных коллекций Кунсткамеры были созданы семь самостоятельных музеев. «В 1879 г. два из них – анатомический и этнографический были объединены в Музей антропологии и этнографии. В 1903 г. музей получил имя основателя Кунсткамеры, Петра Великого» [4, с. 9]. С 1933 года он стал частью Института этнографии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР, а «с 1992 вновь самостоятельное учреждение» [5, с. 47].
Таким образом, мы поняли, что Кунсткамера носит имя Петра Великого неслучайно: Петр I – основатель этого музея, и находиться она на том месте, где когда-то её решил разместить царь, найдя недалеко от невского берега на острове сосну с «диковинным» стволом.
Но что означают слова «антропология» и «этнография» в полном названии музея? Об этом мы узнали из томов Большой Советской Энциклопедии [1] [2] и Толкового словаря иноязычных слов [3].
«Антропология – наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека» [1, с. 107]. Другое определение более короткое: «Антропология – наука о биологической природе человека» [3, с. 68].
«Этнография – общественная наука, изучающая народы – этносы и другие этнические общности, их этногенез, быт, культурно-исторические отношения» [2, с. 107]. Второе определение этнографии – это «наука, изучающая материальную и духовную культуру народов» [3, с. 841].
Обобщив немного разные определения, мы сделали вывод о том, что в Музее антропологии и этнографии должны быть собраны материалы о различных народах (этносах) – это предметы быта, духовной культуры. Именно такие экспонаты предстали перед нами в выставочных залах Кунсткамеры.
Науки антропология и этнография тесно связаны с географией, так как условия окружающей людей природной среды во многом предопределили их внешние различия, бытовые и культурные особенности.
Глава 2. Музейные «страницы»
Экспозиции Кунсткамеры занимают пять этажей. На первом и втором – витрины с манекенами и предметами быта разных народов, первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры. На третьем представлены материалы, связанные с Ломоносовым М. В. и Академией наук XVIII века. Мы в течении трёх часов наслаждались увиденным в залах музея! Посещение четвёртого и пятого этажей, где выставлены экспонаты, относящиеся к Первой российской астрономической обсерватории Академии наук, и демонстрируется Большой Готторпский глобус, мы планируем осуществить позже (туда можно попасть только в сопровождении экскурсовода по предварительной записи).
На первом и втором этажах – двенадцать залов, каждый из которых похож на огромный книжный лист с красочными иллюстрациями. «Листая» эти «страницы», погружаешься в удивительный мир незнакомых, и оттого завораживающих, картин, связанных с жизнью многих народов. Оказалось, что собранные в музее экспонаты – это не только источник для научных знаний. Разглядывая их, начинаешь понимать, на сколько люди, населяющие нашу планету разные, но объединяет их одно – все они живут в одном доме, имя которому планета Земля. Получается, что среди народов не может быть кого-то лучше или хуже. За спиной каждого – колоссальный опыт выживания порой в очень суровых условиях. Каждый народ достоин уважения и трепетного отношения к его культуре, традициям!
« Нельзя относиться враждебно или уничижительно к людям, образ жизни, обычаи и верования которых ты хорошо знаешь. Глубокие знания и заинтересованное отношение к духовному миру представителей иных этнических групп неминуемо вызывают уважительное отношение к ним, объединяют людей на Земле, способствуют укреплению мира между народами, что так важно в наше неспокойное время» [4, с. 11].
Хочется обратить внимание хотя бы на некоторые интересные факты, которые нас поразили во время экскурсии по музею.
За стеклом витрины мы увидели гипсовый слепок маленькой ступни. Оказалось, что раньше в Китае знатным женщинам с трёх лет туго бинтовали стопы, чтобы они оставались маленькими навсегда. К двадцати годам такие девушки утрачивали способность ходить самостоятельно, но зато их ножки считались очень красивыми.
Мы думали, что самыми удивительными воинами для нас станут японские самураи. Но мы недооценивали жителей Северной Америки! Когда русские начали осваивать Аляску, местные племена тлинкитов долгое время смогли противостоять им. Местные воины имели деревянные шлемы, имитирующие головы. Именно в них целились русские, отбивая атаки тлинкитов, пока не разгадали хитрость индейцев.
В Кунсткамере второй год открыта выставка, посвящённая жителям Латинской Америки. Многие экспонаты настолько уникальны, что хочется долго на них смотреть и удивляться. Каким же сообразительным должен быть народ, сумевший сделать сосуд из коровьего вымени!
В состав Латинской Америки входят земли современной Мексики и Центральной Америки, но большая её часть – это материк Южная Америка. Оказалось, что карта этого континента без гор и равнин, где обозначены народы, может выглядеть очень экзотично! Рассматривая её, понимаешь, что и до прихода европейцев Америка была землёй обетованной.
Экспонаты, представленные в выставочных залах Кунсткамеры, никого не оставят равнодушным. Здесь каждый посетитель найдёт что-то интересное для себя.
Глава 3. Уроки Кунсткамеры
Подводя итог, хочется остановиться на тех уроках, которые мы усвоили после посещения Кунсткамеры.
Урок 1. Коллекции Кунсткамеры – это источники информации для научного исследования. Значит, они способствуют развитию научных знаний. В данном случае не только о народах, но и о той природной среде, в которых они формировались, то есть с учётом географических аспектов.
Урок 2. Кунсткамера даёт представление о том, что народы нашей планеты очень различны. Значит, отправляясь в новые для себя края надо понимать, что какое-то время придётся жить с людьми, чьи нравы, обычаи, традиции следует уважать.
Урок 3. В Кунсткамере представлены такие экспонаты, которые демонстрируют возможности выживания людей в экстремальных условиях. Поэтому, можно сделать вывод о том, что не бывает суровых условий, а бывает неумение к ним приспосабливаться.
Урок 4. В Кунсткамере представлены такие предметы, которыми люди могли обмениваться для взаимной пользы. Это говорит о том, что даже самые разные народы могут мирно сосуществовать и быть добрыми соседями.
Урок 5. В Кунсткамере представлены гениальные приспособления, предметы быта, орудия. Узнав о них, можно сделать вывод о том, что каждый народ талантлив по-своему и достоин уважения.
Заключение
Кунсткамера открылась в России тогда, когда многие земли были ещё не известны цивилизованному человечеству. Коллекции Музея пополнялись новыми экспонатами. Появилась возможность их не только демонстрировать, но и систематизировать, изучать. Таким образом, Кунсткамера стала первым местом в нашей стране, где можно было узнать об особенностях разных народов, природной среды, в которой они развивались.
Путешествуя по залам музея, погружаешься в удивительную атмосферу: кажется, что далёкие земли становятся ближе. Начинаешь понимать взаимосвязь природы и человека, который, осваивая новые территории, расширял свои знания о мире. Истребление животных, вырубка лесов могут нарушить эту взаимосвязь, а войны способны вмиг уничтожить народы и то, что они создавали веками.
Роль Кунсткамеры не ограничивается только границами нашей страны, так как здесь представлены экспонаты, собранные со всего мира.
После посещения Музея антропологии и этнографии у нас возникло такое чувство, что мы не только узнали о том, как жили и живут люди в других странах, но и пообщались с ними. Появившееся у нас чувство единения, необходимости бережного и уважительного отношения к представителям разных народов – вот главный результат посещения нами Кунсткамеры. В этом музее собраны воедино очень разные и самобытные частички нашей общечеловеческой культуры.
Кажется не случайным то, что Кунсткамера расположена на стрелке Васильевского острова, который, как открытая ладонь, обращён навстречу стремительному речному потоку. В музей «стекается» информация и экспонаты из разных уголков нашей планеты. Мы изобразили это на плакате «Планета на ладони», который отражает наше представление о Кунсткамере.
Кунсткамеру обязательно надо посетить, чтобы составить своё мнение о Планете людей, почувствовать единство народов.
Литература.
1. Большая Советская Энциклопедия / гл. ред.: А. М. Прохоров. – М.: Советская энциклопедия, 1970. Т. 2 – 632 с.
2. Большая Советская Энциклопедия / гл. ред.: А. М. Прохоров. – М.: Советская энциклопедия, 1978. Т. 30 – 632 с.
3. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. М.: Русский язык, 2002. – 856 с.
4. Окладникова Е. А. Занимательное страноведение (география глазами этнографа). – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. – 135 с.
5. Санкт-Петербург: энциклопедия. – СПб.: ООО «Бизнес-пресса»; М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. . – 1024 с.
Медведь и солнце
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Мороз и заяц
У меня в портфеле
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году