В последнее время в нашей стране у значительной части населения, и особенно у молодежи, оказались разрушены или утрачены такие традиционно-нравственные черты как самоотверженность и патриотизм, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде. В сознании и действиях многих подростков и молодых людей проявляются такие негативные явления как равнодушие, эгоизм, неуважительное отношение к старшему поколению и человеку труда, стремление к наживе, невысокий культурный уровень. Патриотизм относится к числу идеалов, утрата которых делает общество нежизнеспособным.
Всё более очевидной становится необходимость в возрождении патриотизма как важного социально-нравственного ценностного ориентира для государства и общества.
Вложение | Размер |
---|---|
kak_vospitat_patriota_v_sovremennoy_shkole.doc | 135.5 КБ |
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САРАНСК
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №28»
Конкурс учебно-исследовательских и проектных работ учащихся
«Школьники города – науке XXI века»
Секция обществознания
Как воспитать патриота в современной школе?
Выполнили: ученики 11 класса А
Туркина Андрей,
Комаров Артем
Руководитель: Короткова И.В.
учитель истории и обществознания
Саранск - 2019
Содержание
стр. | ||
Введение | 3 | |
1. | Как воспитать патриота в современной школе? | 5 |
1.1. | Патриотическое воспитание в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28» | 5 |
1.2. | Военно-спортивные классы | 7 |
1.3. | Дни воинской славы России - дань воинскому подвигу, славе и доблести защитников Отечества. | 8 |
2. | Музей Боевой славы 376–ой Краснознаменной Кузбасско-Псковской стрелковой дивизии. | 10 |
2.1. | Поисковый отряд «Память» им. М.П. Девятаева. | 12 |
Заключение | 15 | |
Список источников | 16 | |
Приложение 1 | ||
Приложение 2 |
Быть патриотом… Что же это значит?
А это значит Родину любить,
А это значит честно, бескорыстно
Отечеству любимому служить.
Любить его историю седую,
Святые лики наших матерей,
Которые не раз в годину злую
В бой провожали собственных детей.
Учить детей гордиться своим родом
И честь его блюсти и сохранять,
Быть лучшей частью нашего народа,
Которую не смог никто подмять.
Е. Ковалёва
9 мая 2020 года исполняется 75 лет со дня окончания Великой Отечественной войны – самой страшной и кровопролитной в истории человечества. Наш народ одержал величайшую победу в истории всего человечества! За годы войны СССР потерял около 26,6 миллионов жителей.
Для того чтобы мы могли свободно жить и праздновать День Победы, наши деды и прадеды отдали свои жизни. В каждой российской семье есть родственник, который с оружием в руках встал на защиту своей страны и смог вырвать победу из цепких лап фашизма.
Время неумолимо отсчитывает год за годом и всё меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны. Молодое поколение узнаёт о прошлом по фильмам и книгам, забывается страшная трагедия, которую нужно помнить, чтобы она не повторилась!
История России – это история великого воинского подвига. Так исторически сложилось, что России часто угрожала опасность, и она нуждалась в сильных и мужественных людях, которые смогли бы её защищать. Ни одно государство в мире не переживало за свою историю столько войн, сколько довелось пережить России.
В последнее время в нашей стране у значительной части населения, и особенно у молодежи, оказались разрушены или утрачены такие традиционно-нравственные черты как самоотверженность и патриотизм, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде. В сознании и действиях многих подростков и молодых людей проявляются такие негативные явления как равнодушие, эгоизм, неуважительное отношение к старшему поколению и человеку труда, стремление к наживе, невысокий культурный уровень. Патриотизм относится к числу идеалов, утрата которых делает общество нежизнеспособным.
Всё более очевидной становится необходимость в возрождении патриотизма как важного социально-нравственного ценностного ориентира для государства и общества.
Исходя из выявленной проблемы, мы сформулировали тему нашего исследования: «Как воспитать патриота в современной школе?».
Актуальность работы. На современном этапе развития нашего общества формирование патриотизма выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса. В связи с этим перед обществом ставится задача подготовки гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых гражданских свойств личности подростка. Проблема патриотического воспитания детей постоянно находится в центре внимания. Но особую актуальность эта проблема приобретает в наши дни, когда общество разрушило старые идеалы и не создало новых ориентиров. Сегодня патриотизм идентифицируется с любовью к малой Родине, готовностью выполнить гражданский долг, общественно значимым поведением и гордостью за свою страну. Воспитание патриотизма у подрастающего поколения способствует формированию гражданского общества. Патриотическое воспитание в школе играет основополагающую роль в становлении высоконравственной личности; человека с твердой социальной позицией, истинного гражданина России.
Объект исследования – патриотизм
Предмет исследования: процесс формирования чувства патриотизма у школьников.
Цель данного исследования: выявление условий для совершенствования и развития системы гражданско-патриотического воспитания обучающихся школы, формирования социально-активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите и выполнению конституционных обязанностей.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: Семья и школа – это основные социальные институты, которые формируют и воспитывают патриотические чувства у подрастающего поколения. И чем раньше начнётся работа по формированию патриотических качеств у ребенка, тем более устойчивыми они будут.
Цель, объект, предмет исследования, а также выдвинутая гипотеза позволили наметить следующие задачи:
Методологической основой исследования являются общенаучные положения о роли школы в формировании патриотических качеств личности.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по исследуемой теме, сбор информации, анализ, систематизация, обобщение полученных данных, применение информационных технологий.
Основная база исследования: исследование проводилось в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 28» г.о. Саранск, Республики Мордовия, где действует Музей Боевой славы 376-й Краснознаменной Кузбасско - Псковской стрелковой дивизии и работает поисковый отряд «Память» им. М.П. Девятаева.
1. Как воспитать патриота в современной школе?
Патриоти́зм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами своего народа, стремление защищать интересы родины и своего народа[1].
Патриотизм, как достояние личности, характеризуется гордостью и преданностью своей Родине, уважением к русской истории, языку, социально-активной деятельностью на благо Родины, а также готовностью защищать Россию.
Вопросы патриотического воспитания являются актуальными для современного общества. Общество осознает, что отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, отсутствие системы патриотического воспитания может привести к серьезным проблемам в государстве. Патриотическое и гражданское воспитание школьников одна из основных задач современной школы. Школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования чувства любви к Родине, ответственности, активной жизненной позиции.
Гражданин и патриот начинается в школе. Прежде чем стать гражданином и патриотом Родины, школьник должен научиться быть гражданином и патриотом своей школы, знать ее историю, активно участвовать во всех делах и акциях школы. Гражданско-патриотическое воспитание немыслимо без поддержания и укрепления школьных традиций.
Система патриотического воспитания в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28» имеет свою давнюю историю и традиции. Воспитание патриота и гражданина в нашей школе ведется в различных направлениях, для чего используются различные формы и методы работы:
За последние годы в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28» проводятся мероприятия[2], которые формируют активную гражданскую позицию учеников:
Воспитательное значение этих мероприятий неоценимо! Они направлены на формирование у молодого поколения качеств гражданина-патриота, готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание чувства любви к своей Родине, малой родине, тем местам, где мы живем, учимся, растем, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, которые рядом, за тех, кто защищает наше Отечество.
1.2. Военно-спортивные классы.
В современном обществе родители хотят, чтобы их дети получали качественное образование и в тоже время имели возможность для дополнительного культурного, духовно-нравственного, физического развития. Этот запрос общества привел к модернизации образовательного процесса. Возникла необходимость в создании новой образовательной среды, позволяющей выстроить траекторию обучения для учащихся, желающих посвятить свое будущее военному делу, заниматься поисковой работой, спортом, осознать свое «Я», дать возможность ученикам приобрести практические навыки по строевой и физической подготовке.
В МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28» с 2002 года (с небольшим перерывом) создаются военно-спортивные классы, где школьники проходят курсы общей физической подготовки (ОФП) и начальной военной подготовки (НВП). Их школьный день начинается с утреннего построения, они носят форму, учатся быть достойными гражданами своей страны.
Когда встает выбор, идти ребенку в военно-спортивный класс или в обычный, часто решающий голос принадлежит родителям. Одних привлекает романтика ношения формы, других – дисциплина, третьих – перспектива военной карьеры. Жизнь в военно-спортивном классе отличается особым укладом. Это не класс, а взвод. Есть отделения, командиры отделения, командир взвода, руководитель структурного подразделения. Школьники принимают клятву и зарабатывают звания. Здесь соблюдаются четкие традиции, проводятся различные занятия.
Военно-спортивные классы становятся все больше востребованы родителями. Ведь помимо дополнительных занятий, подростки учатся самым главным вещам, которых так не хватает в современном обществе – уважению к старшим, милосердию, порядочности и ответственности.
Цель деятельности военно-спортивных классов - воспитание гражданина и патриота своей страны. То есть кроме общеобразовательных функций обучение в военно-спортивных классах несет в себе функции формирования общей культуры личности, подготовки к служению своей стране на гражданском или военном поприще, создания основы для осознанного выбора своей будущей профессии.
1.3. Дни воинской славы России - дань воинскому подвигу, славе и доблести защитников Отечества.
Следующее направление в воспитании патриота в нашей школе – проведение Дней Воинской славы России. Дни воинской славы России (Дни славы русского оружия) — это памятные дни России в ознаменование побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории России.
Победы русского оружия над врагами Отечества всегда широко отмечались российской общественностью. До октября 1917 года Русской Православной Церковью были установлены так называемые «викториальные дни», в которые совершались молебны и другие праздничные мероприятия. Это были особые дни, когда общество, чествуя армию и флот, воздавало дань воинскому подвигу, славе и доблести своих защитников.
Возрождая одну из лучших российских военных традиций, в феврале 1995 года был принят Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России». В период с 2004 по 2018 год в него вносились поправки, в том числе изменилось наименование закона - Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России».
Важно отметить, что возвращение к празднованию героических и памятных дат нашей военной истории, несомненно, послужит делу патриотического воспитания россиян, прежде всего молодежи, на славных ратных подвигах защитников Отечества.
В соответствии с данным Федеральным законом, установлены следующие дни воинской славы России:
27 января - День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год);
2 февраля - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год);
23 февраля - День защитника Отечества;
18 апреля - День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 год);
9 мая - День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов (1945 год);
7 июля - День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении (1770 год);
10 июля - День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (1709 год);
9 августа - День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут (1714 год);
23 августа - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год);
8 сентября - День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812 год);
11 сентября - День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 год);
21 сентября - День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год);
4 ноября - День народного единства.
7 ноября - День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год);
1 декабря - День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 год);
5 декабря - День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год);
24 декабря - День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова (1790 год);
Как показывает исторический опыт, в ратном деле россияне всегда были в числе первых. Но вовсе не из-за любви к завоеваниям. Так уж сложилась история страны – нам все время приходилось отстаивать свою независимость. Поэтому беспримерная стойкость и мужество - в крови у русских воинов. Будем же помнить их славные победы! Будем же достойными их славы!
2. Музей Боевой славы 376–ой Краснознаменной Кузбасско-Псковской стрелковой дивизии.
Следующие направление патриотического воспитания в нашей школе – работа Музея Боевой Славы. Музей - это надежный хранитель исторической памяти и наследия нашего народа.
Характеристика Музея Боевой славы 376-й Краснознаменной Кузбасско - Псковской стрелковой дивизии МОУ «Средняя общеобразовательная школа №28» г. Саранск
Общая информация
Музей Боевой славы 376–ой Краснознаменной Кузбасско-Псковской стрелковой дивизии (свидетельство: № 8041 от 20.03.2001г.) был открыт: 9 мая 1993г.
Первыми руководителями и создателями музея были Бондарева Вера Сергеевна и Максимов Николай Фёдорович.
Основными этапами деятельности музея являются:
Обеспечение условий сохранности материалов музея
Техническое состояние музея:
Учебный класс 64 м.кв., со стендами, стеллажами, витринами, шкафами.
Телевизор, видеопроектор, видеомагнитофон, ноутбук, аудиосистема.
Учёт и хранение фондов:
1. Инвентарная книга Основного фонда музея.
2. Инвентарная книга Научно – вспомогательного фонда музея.
3. Папка для актов Основного фонда.
4. Папка для актов Научно- вспомогательного фонда.
5. Документация поискового отряда «Память» им. М.П. Девятаева.
Характеристика фондов музея, количество экспонатов основного и вспомогательного фондов, наличие уникальных экспонатов
Фонд музея насчитывает 2849 экспонатов основного и научно- вспомогательного фондов (фотографии, письма, документы, личные вещи бойцов, части оружия, боеприпасов, снаряжения и др., найденных в военно-исторических поисковых экспедициях), из них 685 экспонатов являются подлинными, все они строго учтены в инвентарных книгах, актах.
Интерактивная составляющая работы музея
На сайте школы, https://sc28sar.schoolrm.ru/, в разделе «Школьный музей» представлены:
При музее Боевой славы 376-й Краснознаменной Кузбасско- Псковской стрелковой дивизии работает поисковый отряд «Память» им. М.П. Девятаева.
Направления работы поискового отряда «Память».
школой, районом, городом, республикой.
Работа поискового отряда «Память».
Бойцы школьного поискового отряда принимали участие в 24-х военно-исторических экспедициях - в Новгородской, Псковской, Калужской, Ростовской, Ленинградской областях, было поднято и перезахоронено более 350 останков погибших советских солдат, привезено более 300 экспонатов в школьный музей боевой славы (личные вещи солдат, медальоны, части оружия и боеприпасов, снаряжение и другие). 28 раз участвовали в экспедициях «Равнение на Героев» по районам Республики Мордовия, где в ходе экспедиций поисковики устанавливали списки погибших красноармейцев, уроженцев Мордовии, а также здравствующих ветеранов ВОВ. Оказывали «тимуровскую помощь» ветеранам ВОВ и труда: заготовка дров и воды, очистка подворья от снега, закупка продуктов, уборка жилых помещений. Благоустраивали памятники, захоронения ветеранов ВОВ, проводили уроки Мужества в местных школах.
Отрядом проводится поисковая работа по Книгам Памяти Республики Мордовия, Книгам Памяти г. Москвы, Московской, Ульяновской областей.
Поисковики принимают активное участие в организации и проведении таких мероприятий как «День неизвестного солдата», «День Героев Отечества», республиканских акций «Георгиевская ленточка», «Свеча Памяти», «Бессмертный полк». В школьном музее Боевой Славы проводятся Дни Воинской Славы России, Уроки мужества, Часы Памяти, организуются встречи с ветеранами ВОВ , труда и вооружённых сил.
Регулярно отряд принимает участие в облагораживании:
Бойцы поискового отряда принимают активное участие во Всероссийских, республиканских, региональных, городских мероприятиях:
республиканский интерактивный конкурс сочинений «Подвиг в днях и числах», военно-исторические исторические квесты, Республиканская спартакиада допризывной молодёжи «Защитник Отечества», республиканская акция «Дорога к обелиску», республиканская акция «Не опоздай с добротой», «Дом без одиночества», Первенство Республики Мордовия по пулевой стрельбе из пневматической винтовки, молодёжный образовательный форум «Инерка 2019», военно – исторических реконструкциях и др.
9 мая бойцы отряда несут Вахту Памяти на Посту №1 у Вечного огня и принимают участие в мероприятиях, приуроченные к празднованию Дня Победы в Великой Отечественной Войне.
Отряд принимал участие в Республиканском Марше Памяти «Летний десант», «Снежный десант» - «Равнение на героев». Бойцы отряда в рамках Всероссийской акции «Дорога к обелиску» произвели очистку мемориальных комплексов от снежных заносов и наледи в с. Горяйновка, с. Напольная Тавла, с. Подлесная Тавла.
В с. Подлесная Тавла, в средней школе бойцами поискового отряда был проведён «Урок Мужества», оказана помощь в уборке подворья от снега ветеранам труда.
В течение года поисковый отряд «Память» принимал самое активное участие во всех значимых мероприятиях школы, района, города и республики.
В отряде стало хорошей традицией выпускать Боевые листки.
В сентябре 2019 года отряд пополнило 30 человек – ребята из военно-спортивного класса – 5 А. Новым бойцам отряда был вручен знак «Девятаевец».
(Фотоотчёт в приложении и на сайте школы и СМИ)
Заключение
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный и нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного ресурса развития общества, формирования активной гражданской позиции личности, ее готовности к самоотверженному служению своему Отечеству.
Патриотические традиции в России имеют глубокие исторические корни, так как история России – это история самоотверженной борьбы за независимость с многочисленными внешними врагами в течение многих столетий.
Патриотизм – это сложное и многогранное явление. Как одна из наиболее важных и значимых ценностей общества, он объединяет в своем содержании социальные, политические, духовно-нравственные, культурные, исторические и многие другие компоненты. В первую очередь он проявляется как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству. Патриотизм выступает в качестве важной составляющей духовного богатства личности, характеризует высокий уровень ее социальной значимости.
На наш взгляд, патриотизм как качество личности включает в себя:
– патриотические чувства: любовь к своей Родине, предполагающая и ответственность за её судьбу, и личное участие; переживание чувств привязанности к тем местам, где человек родился и вырос, уважения к историческим святыням и памятникам Отечества, обычаям и традициям своего народа, сопричастности к великой истории и культуре России;
– патриотическое сознание: сформированность понятий «патриотизм», «Родина», «Отечество», «доблесть и честь», «гражданский долг», убежденность в силе духа и мужественности своего народа; вера в лучшее будущее для него; понимание необходимости созидательного труда на благо своей страны, народа, всей планеты, всего человечества, осознание необходимости сохранения памяти о великих исторических подвигах защитников Отечества;
– патриотическое поведение: активная жизненная позиция, преданность своей стране, стремление к созиданию, укреплению ее мощи, готовность защищать Родину и Отечество, служить им, подчиняя свои и групповые интересы интересам страны и народа.
В истории нашей страны были победы и поражения, политические кризисы, нашествия иноземцев, но, сильная духом своего народа, беззаветной преданностью и самоотверженностью воинов, с оружием в руках отстаивающих веру, честь и независимость своего государства, в решающих битвах за независимость Россия всегда побеждала.
Подводя итоги нашей работы о патриотическом воспитании подрастающего поколения «Как воспитать патриота в современной школе?», необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств и сил. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, – значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. В этом заключается основной подход нашей школы в деле воспитания молодежи.
Сочетание учебной, воспитательной, просветительской, поисковой, музейной и лекционной работы в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28» представляет собой наиболее актуальную и оптимальную современную методику по формированию чувства патриотизма у обучающихся.
Источники:
https://www.youtube.com/watch?v=rlrY2iLumjs&feature=youtu.be – Экскурсия по Музею;
https://sc28sar.schoolrm.ru/ – сайт МОУ «СОШ № 28»;
https://vk.com/video-133658140_456240874 - Военно-патриотическая игра в СОУ «СОШ № 28»;
https://vk.com/school28sar?w=wall-129692291_864 – День Памяти М.П.Девятаева;
https://izvmor.ru/novosti/obshchestvo/oni-voevali-v-krasnoznamennoj-376-kuzbassko-pskovskoj-strelkovoj-divizii - Они воевали в Краснознаменной 376 Кузбасско - Псковской стрелковой дивизии;
https://vk.com/video-133658140_456242751 - «Зарница» в МОУ «СОШ № 28»;
https://izvmor.ru/novosti/obshchestvo/saranskie-poiskoviki-proshli-marshem-pamyati - Саранские поисковики прошли Маршем Памяти;
https://vk.com/video-133658140_456243854 - В 28-ой школе Саранска появился первый поисковый класс;
https://infourok.ru/issledovatelskaya_rabota__chto_znachit_byt_patriotom.-556925.htm
https://infourok.ru/issledovatelskaya_rabota__pasport_slova_patriotizm-365746.htm
http://umozak.ru/issledovateleskaya-rabota-po-teme-chto-znachit-bite-patriotom/index.html
[1] Википедия. Значение слова «патриотизм». https://kartaslov.ru/
[2] Приложение 1 и Приложение 2
Рисуем акварельное мороженое
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Ласточка. Корейская народная сказка
Лупленый бочок
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью