Работа представляет собой исследование по истории, литературе, культуроведению.
Вложение | Размер |
---|---|
annotatsiya.docx | 130.3 КБ |
(Исследовательская работа по литературе и истории)
Авторы:
Савчук Ольга Александровна
МБОУ Приполярная СОШ, 8 класс
Научный руководитель:
Крупенко Евгения Владимировна,
Учитель русского языка и литературы,
МБОУ Приполярная СОШ
Приполярный
2019год.
Оглавление
Аннотация
Данная работа представляет мини-исследование по культурологи.
Поводом для работы послужил просмотр фильма «Легенда о Коловрате»
Актуальность работы заключается в том, что нынешняя история требует обращение к истокам русского духа, интерес к деятелям русской культуры и славы. В связи с этим возникает вопрос: был ли Евпатий Коловрат реальным человеком или же это выдуманный образ.
Новизна работы заключается в сравнении:
Гипотеза: Евпатий Коловрат – это реальная историческая личность, защитник Рязани.
Цель работы: доказать, что Евпатий Коловрат был реальный исторический фигурой.
Отсюда, задачи исследования:
Этапы работы:
Любое историческое исследование начинается с анализа определенных фактов, проработки проблемы, выдвижения цели, обобщения данных и их обработки. На конечной стадии исследования – теоретический анализ и вывод. На основе прочитанных газетных статей, книг, учебников и обсуждения на форумах в интернете, автор решил провести мини-исследование на определение отношения учащихся школы к такой исторической фигуре как Евпатий Коловрат.
Методы исследования:
Данная работа позволяет сделать вывод, что Евпатий Коловрат был реальной исторической фигурой .
Изученный материал позволил доказать, что наша гипотеза верна.
Данная работа может быть использована на уроках истории, МХК, литературе как методический и дидактический материал.
План исследования
Тема исследовательской работы: Евпатий Коловрат – богатырь, защитник Рязани от иноземных набегов.
После выхода на экраны фильма «Легенда о Коловрате» нас заинтересовал вопрос «Существовал ли Евпатий Коловрат, храбрый боярин, ринувшийся с малой дружиной на неисчислимое войско противника? Или это всего лишь строчка в поэтической военной повести - «Повести о разорении Рязани Батыем» и красивая героическая фигура в фильме?
В устном народном творчестве немало примеров небывалой богатырской силы. Герои всегда привлекают к себе внимание, но большинство из них являются собирательными образами, хотя и имеют реальные исторические прототипы.
Объект исследования - историческая и фольклорная литература, кинофильм
Предмет исследования: образ Евпатия Коловрата в «Повести» и в фильме.
Историки ожесточенно спорят, когда же был написан самый первый список «Повести» и является ли описанный в ней герой – Евпатий Коловрат реальной исторической фигурой, богатырем, защитником Рязани или же это вымышленный персонаж народного творчества.
Отсюда, гипотеза: Евпатий Коловрат – это реальная историческая личность, защитник Рязани.
Методы работы:
Отсюда, задачи работы:
Мы изучили необходимые материалы и монографии по истории, газетные статьи, словари, летописи, былины.
Наибольшую ценность для написания исследовательской работу представили следующие труды: Роман Волков «Евпатий Коловрат. Исторический путеводитель по эпохе», статья Виктора Банева в журнале «Загадки истории» №5 2018 г. Фильм «Легенда о Коловрате».
В результате исследования автор пришел к следующему выводу: Евпатий Коловрат – это реально существовавший человек, богатырь, защитник Рязани, который ценой своей жизни, доказал силу русского воина, малыми силами оказал достойное сопротивление армии Батыя, нанес ей серьезный урон, чем произвел неизгладимое впечатление на Батыя и его войско.
Научная статья
В истории Руси и России не счесть героических побед и трагических триумфов (то есть поражений, которые в итоге привели к победе). Их так много, что лишь некоторые из них упоминаются в школьных учебниках – не говоря уже о том, чтобы подробно освещаться в романах и фильмах. Поэтому, когда на российские экраны в 2017 году вышел фильм Джаника Файзиева и Ивана Шурховецкого «Легенда о Коловрате», возникло много вопросов, а именно: «Почему именно образ Евпатия Коловрата был выбран режиссером и сценаристами? И кто такой Евпатий Коловрат – реальный человек или легенда?»
В истории русского кинематографа существует уже ряд исторических картин о героях России: «Александр Невский», «Ермак», «28 панфиловцев», «Гагарин. Поехали», «Легенда №17». «Движение вверх» и другие - это в первую очередь связано с политикой государства, направленной на подъем чувства патриотизма, особенно среди молодежи, поэтому выход фильма подобного содержания не удивителен.
Что же касается образа Евпатия Коловрата, то создатели фильма говорят о том, что «идея создания исторического блокбастера о легендарном русском герое витала в воздухе…Русская история, герои и былины намного ярче западных и восточных, они «ближе, понятнее, роднее». Перелопатив множество исторической литературы, мы поняли, что больше всего нам симпатичен воин, о котором практически ничего не сказано. Личность, возможно, не существовавшая, но, тем не менее, всем известная и легендарная. Почему – мы не могли понять, что-то в нем притягивало не только нас, но и тысячи людей.
Итак, даже сами создатели не уверены в том, что Евпатий Коловрат – это реальная историческая личность, может быть, именно поэтому их фильм называется «Легенда о Коловрате», где слово легенда понимается как «человек, или история очень прославившееся». [1] Подобное понимание дает авторам фильма возможность вольно изображать исторические факты, смешивая их с легендами, мифами, былинами.
Мы же после просмотра фильма решили изучить подлинность образа Евпатия Коловрата.
Свою исследовательскую работу мы начали с изучения терминологии.
Дадим определения таким понятиям как: былина, легенда, летопись, миф.
Былина (от слова «быль») – жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня-сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси.[2]
Легенда – 1. это произведение, созданное народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое 2. это человек, или история очень прославившееся[3]
Летопись – памятники исторической прозы Древней Руси, один из основных жанров древнерусской литературы, хронологическая запись событий связанных с жизнью Руси, князя и его семьи.[4]
Предание – это рассказ, сложившийся в народе и передающийся из уст в уста из поколения в поколение.[5]
Данные об Евпатии Коловрате мы берем из «Повести о разорении Рязани Батыем», а это значит, что, несмотря на то, что автор «Повести» использовал ныне утраченную Рязанскую летопись и княжеский рязанский памянник, где были перечислены умершие рязанские князья и дополнил рассказ Рязанской летописи, именами рязанских князей, сделав их всех участниками защиты Рязани, мы можем говорить о подлинности рассказанной в «Повести» истории. Следует учесть и то, что «Повесть» создана в XIV веке, спустя примерно век после Батыева нашествия. При всем этом «Повесть» содержит удивительно большое количество мелких и конкретных деталей. Маловероятно, что неизвестный нам автор просто выдумал их. Они явно перекочевали в текст из более старых рязанских летописей. [6]
Нами было проведено несколько опросов учащихся с 5 по 11 класс. Количество респондентов – 100 человек. Первый опрос был направлен на выявление интереса учащихся к кинофильму «Легенда о Коловрате».
Итак, мы видим, что фильм «Легенда о Коловрате» посмотрели 90% учащихся, даже, несмотря на то, что в нашем поселке нет кинотеатра (лишь 5% учащихся видели его на широких экранах, находясь в отпуске). На наш взгляд, это связано в первую очередь с тем, что дети и взрослые проявляют большой интерес к фильмам героического содержания и истории нашего государства. Поэтому учителя истории и литературы сочли необходимым посмотреть данную картину на классных часах и обсудить личность Евпатия Коловрата.
Перед просмотром фильма учителя провели опрос учащихся «Считают ли они Евпатия Коловрата реальным историческим героем или же это выдуманный собирательный образ наряду с другими знаменитыми богатырями?»
Мы видим, что большая часть респондентов считает Коловрата реальной исторической личностью, давая следующее пояснение: «Если бы он не был реальным человеком, богатырем, героем, то про него вряд ли стали говорить, снимать фильм».
Итак, мнения учащихся об образе Коловрата расходятся. Это связано с тем, что данный герой мало изучен, хотя о нем знают многие. Именно о нем, отмеченном только в одной летописи, сложено в разы больше поэм, написано больше картин, чем обо всех реально существующих князьях вместе взятых.[7] И это не случайно. Для того, чтобы доказать, что Евпатий Коловрат – это реальная историческая личность, нужно обратиться к историческим источникам, а именно к «Повести о разорении Рязани Батыем», летописям, былинам и монографиям.
Как известно из истории древней Руси, рязанскому княжеству выпала тяжелая участь принять на себя первый, самый тяжелый удар монгольского нашествия. Батыю, двинувшему в 1237 году войска на покорение северных земель, необходимо было не только одержать победу в битвах, но и внушить страх всем будущим противникам. Поэтому Рязань завоевывали с показательной жестокостью и мощью. Однако уже здесь внуку Чингисхана стало ясно, что подчинить русские земли будет непростой задачей. Человеком, который дал ему достойный отпор малыми силами, стал легендарный рязанский боярин Евпатий Коловрат.[8]
Евпатий Коловрат (Евпатий Неистовый) – герой рязанских народных сказаний, богатырских, народных исторических эпических песен. Кем был легендарный Евпатий?
Во-первых, обратим внимание на имя героя. Коловрат – это не имя вовсе. У Евпатия вполне христианское имя – Еупатий, в честь священномученика Ипатия Чудотворца, достаточно популярное в то время. А Коловрат – не фамилия, а военное прозвище боярина[9]. Что же такое коловрат? Почему рязанского боярина так прозвали?
Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к словарям.
Коловрат – это «вращать вокруг себя», причем во вполне реальном, а не мистическом смысле. Народная память сохранила это слово и в наши дни – «коловорот» - это ручная дрель, от домашней до рыбацкой. Коловорот вращается вокруг своей оси и ничего больше. Так и прозвище Евпатия было вполне обыденным, как и у других воевод – вроде Нянька, или Угоняй, или Волчий Хвост, или Путятя, или даже Блуд.[10]
Есть и другие, не менее популярной версии, Коловратом «воина нарекли из-за особой техники боя – вращение вокруг себя меча или нескольких мечей, копья или секиры». Предания говорят, что ведя круговой бой в сече, Коловрат держал в руках два меча, как скифский святой Меркурий Кесарский, венгерский ратоборец Пал Кинижи, генерал Яков Бакланов и многие другие. В совокупности с подвигами богатыря и вторым его прозвищем – Неистовый, эта версия кажется более чем реальной.
Яростная манера боя Коловрата, крушащего все на своем пути, ищущего смерти и идущего к ней, - очевидно и дали ему прозвище Неистового. Нельзя не заметить, такое же прозвище было у другого легендарного рыцаря – Роланда, или Орландо.
Восточнославянская Русь всегда справлялась малочисленным профессиональным воинским контингентом. Дружина, состоящая из младшей и старшей, даже в великих княжествах Руси редко доходила численностью до тысячи человек. В таком войске особую роль играли индивидуальные качества каждого. Поэтому христианские воины отличались особой храбростью, стойкостью, нередко ценою своей жизни спасали соратников. Это считалось нормой и правильным исповеданием христианской веры. Поэтому подвиг Евпатия не уникален в истории христианских воителей, но является реальным историческим фактом.[11]
Кем был Евпатий Коловрат по происхождению? Одни говорят, что рязанским воеводой, другие – командующим партизанским отрядом рязанцев. В летописи его называют боярином, то есть крупным земледельцем, собственником вотчины. В средневековой логике и системе ценностей. Евпатий руководствовался не соображениями стратегии, а соображениями аристократической чести и чести христианского воина. Во-первых, для него было лучше погибнуть в бою, чем выживать в завоеванном язычниками краю. Во-вторых, он, как воевода погибшего рязанского князя, должен был искупить кровью «грех» того, что не сражался рядом со своим господином и не принял смертные муки вместе с ним. В-третьих, сражение с многократно превосходящими силами противника делало его гибель особенно героичной и почетной. Идеальный русский воин должен был быть удальцом, а не мыслителем, эти факты делают образ Коловрата не уникальным.
Во многих легендах популярен герой, сражавшийся в одиночку или с малой дружиной против вражеского войска. Это сближает Коловрата со знаменитыми богатырями, такими как: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Так же этот образ близок другим богатырям XV-XVII веков: Меркурий Смоленский, Демьян Куденьевич, Сухман – все они внезапно сталкиваются с неисчислимыми вражьими войсками, героически сражаются, одерживают победу и погибают от вражьего подлого удара. Это явление обычное для устного народного творчества, потому что смысл былинного эпоса в - борьбе, многовековой борьбе народа с внешними врагами, в защите родной земли. Кто же такой богатырь?
Богатырь – 1. Герой русских былин, совершающий воинские подвиги. 2. Перен. Человек очень большой силы, стойкости, отваги.[12]
Мы видим, что образ Евпатия Коловрата, описанный в «Повести» действительно соответствуют определению богатырь.
Мы предложили учащимся ответить на вопросы.
Мы можем сделать следующие выводы, что наиболее популярными богатырями среди учащихся являются: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, которые обладают такими качествами, как: сила, ум, выносливость, смекалка, хитрость, доброта. Евпатия Коловрата большинство детей знают по фильму «Легенда о Коловрате». Еще учащиеся говорят о том, что очень любят популярные сейчас мультфильмы о трех богатырях, в которых былинные образы очень сильно переработаны и далеки от своей устной поэтической основы.
Также, исходя из данных диаграмм, можно сделать вывод, что респонденты знают тех богатырей, которых изучают в курсе школьной литературы. Например: дети 7 класса отметили, что знают Вольгу и Микулу Селяниновича, а 6 класса указали Святогора, потому что изучали образы данных богатырей в курсе литературы.
Ученикам 7 класса было предложено составить таблицу и сравнить образы былинных богатырей и Евпатия Коловрата. Сравнительная таблица
Характеристика | Илья Муромец | Добрыня Никитич | Алеша Попович | Евпатий Коловрат |
Происхождение | Крестьянский сын, сын | Воевода | Сын попа | Воевода, боярин |
Какой город защищал | Муром, Чернигов, Владимир | Рязань | Ростов | Рязань |
С кем боролся | Соловей разбойник | Змей Горыныч | Тугарин змей | Хостоврул, армия Батыя |
Численность войска | Боролся один на один | Боролся один на один | Боролся один на один | 1700 человек |
Исход сражения | Обезглавил Соловья разбойника | Убил Змея Горыныча | Убил змея | Погиб сам в бою |
Итак, мы видим одно коренное отличие от былинных защитников Русской земли – Коловрат погибает, а победивший его Батый продолжает опустошать Русь. Такой непривычный для народного творчества финал позволяет говорить о реальности героя.
Об этом свидетельствуют и фактические подробности, несвойственные былинам: указание о том, что Евпатий в момент гибели Рязани находился в Черниговской земле; точный состав дружины Коловрата – одна тысяча семьсот человек, вполне реальный, без былинных преувеличений; сообщение, что Евпатий догнал войско Батыя в «земли Суздалстей»; число последних оставшихся в живых, «изнемогших от великих ран», - «5человек воиньскых».[13]
Много разных версий о гибели богатыря. В некоторых редакциях «Повести» рассказывается о торжественных его похоронах в Рязанском соборе 11 января 1238 года.[14]
Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод, что Евпатий Коловрат – это реально существующая личность, герой, защитник Рязани во времена набегов армии Батыя на Русь.
Но соответствует ли экранный образ богатыря реальному историческому Евпатию Коловрату?
Мы предложили учащимся 7 класса сравнить картины из фильма и реальные исторические данные.
Сравнительная черта | Исторические факты | Фильм |
| Боярин, воевода, вельможа. | Десятник, рядовой солдат. |
| О семье ничего не известно. | Женат, есть дети. |
| Тактика ведения боя. | Тактика ведения боя. |
| Исполин и конный воин, разрубающий монгольских конников до седла. | Молодой человек, среднего роста и телосложения. |
| 1700 | 12 человек |
| Конница, все войско было на лошадях. | Пехота, все солдаты шли пешком. |
| Был убит камнеметными орудиями. | Был убит камнеметными орудиями. |
| Нет точного места захоронения, по одной из версий в Рязанском соборе. | Погребен, как великий воин, на поле боя. Из камней татары выложили курган. |
Итак, какой же Евпатий Коловрат в фильме «Легенда о Коловрате»? Новый Евпатий – всего лишь рязанский десятник. Мы видим, что в фильме Евпатий из возрастного грузного воеводы превратился в молодого мужчину – простого десятника у рязанского князя, страдающего от провалов в памяти. У него появилась жена и влюбленная в него ключница. Ни в какие походы он не ездит, а живет в городе и учит воинов фехтованию на мечах. По своему достатку этот Коловрат принадлежит к среднему классу. И хотя скакать на коне он умеет, сражается он пешим. Равно как и его товарищи, которых в сто раз меньше, чем в «Повести». Там у Евпатия был отряд в 1700 человек, здесь – около дюжины[15].
Тем не менее, новый Евпатий старается мыслить и действовать стратегически. Он рассылает гонцов в ближайшие княжества, пытается организовать коалицию, неоднократно атакует монголов с выдумкой и исподтишка. И кульминационное сражение он дает не для того, чтобы героически погибнуть, а для того, чтобы хоть немного задержать Батыя в узком месте до подхода ожидаемых русских армий.
По мнению авторов фильма, прежний Евпатий с его аристократичными ценностями и физической уникальностью нынешним зрителям был бы чужд и непонятен. Все эти детали предают образу «живость». Герой оживает и становится близким и понятным каждому. Что и определяет популярность подобных фильмов, где показывается, что героем может стать каждый, если придется. Из таблицы мы видим, что режиссер и сценаристы оставили основную фабулу «Повести о разорении Рязани Батыем», все остальное же было ими переработано и сделано в духе фильмов о войне или исторических фэнтези, которые последнее время очень часто выходят на наши экраны. Но авторы фильма нас сразу и настраивают на то, что это не подлинная история – жизнеописание Евпатия Коловрата, а лишь легенда.
Но как повлияло такая трансформация образа на восприятие героя? Был проведен опрос учащихся, после просмотра фильма, где были заданы следующие вопросы:
И еще один был проведен опрос перед первым просмотром фильма и после вторичного просмотра (когда ребята провели исследовательскую работу) «Понравился ли вам фильм?». В этом опросе участвовали только учащиеся 7 класса (14 респондентов).
К сожалению, такое переосмысление Евпатия Коловрата оказывается негативное впечатление и дает очень сомнительные художественные результаты. Хотя бы потому, что невозможно поверить, что Батый мог испугаться мелкого солдата с десятком пеших подручных, как бы хорошо они не управляли мечами. Тогда как 1700 всадников – это внушительная сила по любым меркам. Поэтому учащиеся 7 класса решили нарисовать иллюстрации к «повести о разорении Рязани Батыем», где они попробовали воссоздать исторический образ богатыря – Евпатия Коловрата.
Подводя итог, мы можем сказать, что фильм «Легенда о Коловрате» всего лишь легенда, небылица, сказка, историческое фэнтези. Фильм изначально не претендует на то, чтобы называться историческим фильмом, а лишь отдаленно напоминает нам о таком славном герое как Евпатий Коловрат.
Выводы
Заключение
Монгольское нашествие в начале XIII века стало для русских земель чудовищной катастрофой. Но это бедствие дало возможность для проявления лучших качеств защитников родной земли – мужества, героизма и презрения к смерти. Имя рязанского богатыря Евпатия Коловрата, внушившего страх и уважение самому Батыю, навсегда вписано в историю золотыми буквами. Не сумев остановить монгольское войско, рязанские воины тем не менее доказали делом, что смерть превыше бесчестия и даже в безнадежной ситуации нельзя сдаваться.
Таким образом, реальные факты и легенды уживаются в эпосе. Но можно с достаточной долей уверенности сказать, что толчком к созданию легендарно-фантастических повествований нередко являются вполне достоверные, идущие от жизни события. События, которые внесли огромный вклад в жизнь нашего народа, в его сознание.
Считаем, что с зачами справились, гипотезу доказали.
Список литературы
[1] Шабанова Н.А. Литературоведческий словарь
[2] Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. Стр.18
[3] Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. Стр.63
[4] Шабанова Н.А. Литературоведческий словарь. Стр. 100
[5] Бродский Н., Леврецкий А. Литературоведческая энциклопедия. Словарь литературоведческих терминов. Т.2. стр. 18
[6] Банев В. Легенда о Коловрате. Статья в газете» Загадки Истории» №5 2018г. Стр.20
[7] Волков Р. Легенда о Коловрате. Исторический путеводитель по эпохе, с.217
[8] Банев В. Легенда о Коловрате. Статья в газете» Загадки Истории» №5 2018г. Стр.20
[9] Волков Р. Легенда о Коловрате. Исторический путеводитель по эпохе, с.64.
[11] Волков Р. Легенда о Коловрате. Исторический путеводитель по эпохе, с.55
[12] Ожегов С.И. Словарь русского языка. Стр.58
[13] Волков Р. Легенда о Коловрате. Исторический путеводитель по эпохе, с.74
[14] Банев В. Легенда о Коловрате. Статья в газете» Загадки Истории» №5 2018г. Стр.22
[15] Волков Р. Легенда о Коловрате. Исторический путеводитель по эпохе, с.200
Простые летающие модели из бумаги
Рождественский венок
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Загадка Бабы-Яги
Три способа изобразить акварелью отражения в воде