Реферат на тему "Устный счет"
Вложение | Размер |
---|---|
ustnyy_schet.docx | 126.21 КБ |
Районная научно- практическая конференция
учащихся и педагогов
Предмет « Математика»
Номинация «Рефераты проблемно-поискового характера»
Тема «Устный счет»
Автор: Жанаев Айрат учащийся 5 класса
МОБУ «Барабановская средняя общеобразовательная школа»
Научный руководитель: Голубева Э.Сучитель математики ,1 квалификационная категория
Содержание
Введение………………………………………………………………………3
Цели и задачи…………………………………………………………………4
Тезисы………………………………………………………………………...5
Основная часть……………………………………………………………….6
Заключение…………………………………………………………………..10
Литература…………………………………………………………………...11
Введение
В наш век высоких технологий и повсеместного использования компьютера умение быстро и правильно производить в уме достаточно сложные вычисления ни в коем случае не утратило своей актуальности. Гибкость ума является предметом гордости людей, а способность, например, быстро производить в уме вычисления вызывает откровенное удивление. Такие навыки помогут человеку в учёбе, в быту, в профессиональной деятельности. Кроме того, быстрый счёт – настоящая гимнастика для ума, приучающая в самых сложных жизненных ситуациях находить в кратчайшее время хорошие и нестандартные решения. Производя математические вычисления в уме, человек пользуется, по сути, теми же правилами, что и при письменных вычислениях. И оказалось, что большие познания можно получить обратившись к литературе, часть из которой мне предложила руководитель моего реферата Голубева Э.С., подсказав суть некоторых способов счёта. Проанализировав очень многие статьи, я открыл для себя очень интересные исторические данные о необычных способах быстрого счёта, а также много закономерностей и неожиданных результатов. Для меня было необычно, что приложив немного усилий, я теперь смогу и сам вести быстрый счёт и поделиться этими познаниями с одноклассниками,со взрослыми и со знакомыми. И, как правило, они, заинтересованные этим, начинают использовать такие приёмы и способы. Приёмов рациональных вычислений в учебниках практически нет.
Счет в уме является самым древним и простым способом вычисления. Знание упрощенных приемов устных вычислений остается необходимым даже при полной механизации всех наиболее трудоемких вычислительных процессов. Устные вычисления дают возможность не только быстро производить расчеты в уме, но и контролировать, оценивать, находить и исправлять ошибки в результатах вычислений, выполненных с помощью калькулятора. Кроме того, освоение вычислительных навыков развивает память и помогает нам полноценно усваивать предметы математического цикла.
Я выбрал тему «Устный счет» потому, что я люблю математику и хотел бы научиться считать быстро и правильно, не прибегая к использованию калькулятора. Я поставил перед собой проблему: найти и рассмотреть нестандартные приёмы устного быстрого счёта, не рассматриваемые непосредственно в школьном курсе математики.
Цели:
1. Изучить некоторые приёмы организации устного счёта, позволяющие ускорить и рационализировать вычисления.
2. Развивать память и повышать математическую культуру мышления, автоматизировать навыки устного счёта, развить речь, логическое мышление, математические способности, наблюдательность, интерес.
3. Развивать познавательный интерес к математике с помощью использования различных видов устного счёта.
Задачи:
1.Узнать об упрощённых, нестандартных способах устных вычислений при умножении натуральных чисел.
2.Рассмотреть и показать на примерах применение нестандартных способов при умножении чисел.
3.Собрать материал по теме, проанализировать и представить в виде реферата
Актуальность выбранной темы заключается в том, что нижеперечисленные способы быстрого счёта рассчитаны на ум «обычного» человека и не требуют уникальных способностей. Главное – более или менее продолжительная тренировка. Кроме того освоение этих навыков развивает логику и память учащегося.
Гипотеза: В старину говорили: «Умножение – мое мученье». Значит, раньше было сложно и трудно умножать. Прост ли наш современный способ умножения?
Основная часть
I.Устное умножение двух рядом стоящих чисел
Правило: при умножении двух рядом стоящих чисел надо сначала перемножить цифры десятков, затем цифру десятков умножить на сумму цифр единиц и, наконец, надо перемножить цифры единиц. Получим ответ .
Примеры:
1*1=1
1*(2+3)=5
2*3=6
.
156
2*2=4
2*(3+4)=14
3*4=12
.
552
3*3=9
3*(2+3)=15
2*3=6
.
1056
7*7=49
7*(5+6)=77
5*6=30
.
5700
II.Умножение чисел свыше 200
Примеры:
208*209=?
2*2=4
2*(08+09)=34
08*09=72
.
43472
307*308=?
3*3=9
3*(07+08)=45
07*08=56
.
94 556
607*608=?
6*6=36
6*(07+08)=90
07*08=56
.
369 056
815*816=?
8*8=64
8*(15+16)=248
15*16=240
.
665 040
III.Умножение чисел, оканчивающихся на 5
Правило: При умножении пары чисел, у которых цифры десятков были четные или нечетные, а цифра единиц 5, надо перемножить цифры десятков и к произведению прибавить полусумму этих цифр. Получим число сотен. К числу сотен надо прибавить произведение 5*5=25
Примеры:
IV.Умножение пары чисел,
у которых цифры десятков одинаковые,
а сумма цифр единиц составляет 10
Правило: Числа округляем до десятков,чтобы получить число сотен, и к числу сотен прибавляем произведение единиц.
Примеры:
V.Умножение двузначных чисел,
у которых сумма цифр десятков равна 10,
а цифры единиц одинаковые
Правило: При умножении двузначных чисел, у которых сумма цифр десятков равна 10, а цифры единиц одинаковые, надо перемножить цифры десятков и прибавить цифру единиц, получим число сотен и к числу сотен припишем произведение едениц.
Примеры:
VI.Умножение чисел, оканчивающихся на 1
Правило: При умножении чисел, оканчивающихся на 1,надо сначало перемножить чифры десятков и правее полученного произведения записать под этим числом суму цифр десятков, а затем перемножить 1 на 1 и записать еще правее. Сложив столбиком, получим ответ.
Примеры:
8*3=24
8+3=11
1*1=1
.
2511
2*3=6
2+3=5
1*1=1
.
651
3. 91*71=?
9*7=63
9+7=16
1*1=1
.
6461
VII.Умножение двузначного числа на 101
Правило: чтобы двузначное число умножить на 101,надо к этому числу приписать справа это же число.
Примеры:
VIII.Умножение трехзначного числа на 1001
Правило: Чтобы трехзначное число умножить на 1001,надо к этому числу справа приписать это же число
Примеры:
Заключение
Мы много знаем, многое умеем. Кажется чем-то сверхъестественным, что с помощью чисел и формул можно рассчитать полёт космического корабля, «экономическую - ситуацию» в стране, погоду на «завтра», описать звучание нот в мелодии. Нам известно высказывание древнегреческого математика, философа, жившего в 4 веке д.н.э.- Пифагора -«Всё есть число!».
Согласно философскому воззрению этого учёного и его последователей, числа управляют не только мерой и весом, но также всеми явлениями, происходящими в природе, и являются сущностью гармонии, царствующей в мире, душой космоса.
В своей работе я попытался показать, без математики, науки созданной разумом человека, не обойтись.
При знакомстве с научной литературой обнаружили более быстрые и надежные способы умножения. Поэтому изучение действия умножения – тема перспективная.
Как мы видим, быстрый счёт это уже не тайна за семью печатями, а научно разработанная система. Раз есть система, значит её можно изучать, ей можно следовать, ею можно овладевать.
Все рассмотренные мною методы устного умножения говорят о многолетнем интересе ученых, и простых людей к игре с цифрами.Возможно, что с первого раза у многих не получится быстро, с ходу выполнять эти или другие подсчеты. Пусть сначала не получится использовать прием, показанный в работе. Не беда. Нужна постоянная вычислительная тренировка. Из урока в урок, из года в год. Она поможет приобрести полезные навыки устного счета.
Литература
Сочинение
"Морская болезнь" у космонавтов
Снежный всадник
Воздух - музыкант
Почта