Цель работы: Выявить нарушения лексических норм русского языка в речи современных школьников.
Гипотеза:
В речи современных подростков наблюдаются нарушения всех основных норм языка. Слова – паразиты – одно из основных нарушений лексических норм в речи моих сверстников.
Задачи:
1). Всесторонне изучить нарушения основных лексических норм современного литературного языка;
2). Провести анализ социологических опросов и тестов, проведенных среди учащихся 7– 11 классов МБОУ Лицей №7 имени Д.П. Уланова , а также отношение сверстников к нарушениям в речи;
3). Выработать рекомендации по исправлению нарушений лексических норм русского языка.
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya_berezka_kirill_i_simonov_vladimir.pptx | 1.14 МБ |
Слайд 1
Авторы : Березка Кирилл, Симонов Владимир ученики 6 «Б» класса МБОУ Лицей №7 имени Д.П. Уланова г. Химки Московской области Научный руководитель: Нагаева Юлия Витальевна , учитель русского языка МБОУ Лицей №7 имени Д.П. Уланова г .Химки Московской области Школьная научно-практическая конференция « Малая академия наук » «Нарушение лексических норм литературного языка в речи моих сверстников»Слайд 2
… каждой среде, эпохе, нации присущ свой строй языка, свой синтаксис, свой характер мышления, характер мыслей. Е. Замятин Цель работы: Выявить нарушения лексических норм русского языка в речи современных школьников. Гипотеза: В речи современных подростков наблюдаются нарушения всех основных норм языка. Слова – паразиты – одно из основных нарушений лексических норм в речи моих сверстников .
Слайд 3
Задачи : 1). Всесторонне изучить нарушения основных лексических норм современного литературного языка ; 2). Провести анализ социологических опросов и тестов, проведенных среди учащихся 7– 11 классов МБОУ Лицей №7 имени Д.П. Уланова , а также отношение сверстников к нарушениям в речи ; 3). Выработать рекомендации по исправлению нарушений лексических норм русского языка.
Слайд 4
НОРМЫ ЯЗЫКА : В широком смысле под нормой подразумевают такие средства и способы речи, которые стихийно, спонтанно формировались в течение многих веков и которые обычно отличают одну разновидность языка от других. В узком смысле норма — это результат кодификации языка, которая опирается на традицию существования языка в данном обществе, на какие-то неписаные, но общепринятые способы использования языковых средств.
Слайд 5
Функции норм языка : * Функция защиты языка: нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. * Функция отражения истории языка: нормы отражают то, что сложилось в языке исторически * Функция предписания: норма только указывает, как должно быть.
Слайд 7
Опросной лист №1 Социологический опрос среди учащихся 7 -ых классов
Слайд 8
Анализ социологического опроса (18 учащихся 10 класса ) Анализ опроса : Учащиеся 10 класса знают нормы литературного языка, но, к сожалению, большинство из них не владеют ими; большую часть респондентов волнует чистота и богатство русского языка; десятиклассники стремятся защищать чистоту русского языка. Выводы : Необходимо прививать образцы чистоты и богатства русского языка на примере русской классической литературы в урочное и внеурочное время. Вопрос да нет точно не могу сказать 1. Знаешь ли ты , что такое литературный язык? 18 0 0 2. Владеешь ли ты в совершенстве нормами литературного языка? 4 9 5 3. Волнует ли тебя чистота и богатство русского языка? 11 2 5 4. Защищаешь ли ты чистоту русского языка? 9 6 3
Слайд 9
Тест № 2 Как Вы относитесь к школьному сленгу? (7-е классы – 18 человек): 1). Положительно, постоянно употребляю в речи; 2). Безразлично, иногда употребляю в речи ; 3).Негативно и не употребляю в речи .
Слайд 10
Тест №3 Как вы считаете, где чаще всего встречаются речевые ошибки (9 класс – 26 человек): 1). В повседневной жизни; 2). В сфере торговли; 3). В СМИ. Выводы: Учащиеся 9-ых классов встречают больше всего речевых ошибок в повседневной жизни.
Слайд 11
Тест №4 Замечаешь ли ты в речи одноклассников слова - паразиты? (6-е классы – 24 человека) 1). Иногда, но не пытаюсь исправить; 2). Никогда не замечал; 3). Замечаю и пытаюсь исправить.
Слайд 12
Опросной лист №5 Как ты относишься к сквернословию? (7-е классы – 40 человек) 1) Негативно и не употребляю в речи; 2) Безразлично, иногда употребляю в речи; 3) Положительно, постоянно употребляю в речи . К большому сожалению, большинство учащихся 7-ых классов безразлично относятся к сквернословию и иногда употребляют в речи матерные слова.
Слайд 13
Таблица: Слова – паразиты , употребляемые моими одноклассниками
Слайд 14
Сленговое слово Значение слово Примеры употребления Количество учеников, употребляющих сленговые слова Падик Подъезд Я жду тебя у падика 4 Кек, лол Желание выделиться, заменить паузы Ты такой смешной, лол 5 Инфасотка Точная информация Я получу двойку, инфасотка 3 ЛС Личное сообщение Напиши мне в лс 6 Го (от англ. go -идти) Приглашение, просьба Го погуляем после школы? 17 Топовый Лучший, известный Леонардо ДиКаприо самый топовый актер 9 Ламповый Уютный, приятный Мы вчера сидели в таком ламповом кафе 5 Тян Пришло в русский язык из японского языка и обозначает милую и юную леди Вчера я встретил красивую тян 3 Каваи , кавайный Что-то милое Мой кот такой кавайный 3 Хикка Асоциальный человек Я не люблю людей, я хикка 2 Бро (от англ. brother , bro ) Близкий друг Спасибо за помощь, бро 13 Вписка Вечеринка Пойдешь на вписку в субботу? 10 Хейтер Человек, ненавидящий что или кого-либо У меня много хейтеров 8 Жиза Сокр. от «жизненно» Такая жиза 12 Плюсую, плюс Соглашение, одобрение Достойный ответ, плюсую 16 Плиз (от англ. please -пожалуйста) Позвони мне, плиз 17 Мда Разочарование, огорчение Мда, опустился ты в моих глазах… 15 Сап, хай Замена слова «Привет» Сап, ребят 10 Кэп , Капитан Очевидность Человек, говорящий очевидные вещи Ну ты кэп 8 Плагиат Умышленное присвоение авторства чего-либо Хватит плагиатить его идеи! 11
Слайд 15
Анализ социологического опроса среди учащихся 11-го класса (18 человек) Предложения по культуре речи : Изучать классическую литературу -10; Искоренять бескультурье, начав с себя – 9; Увеличить количество уроков русского языка – 6; Установить контроль за периодической печатью и речью дикторов телевидения и радиовещания – 5; Внедрять в школах уроки культурологии; в учебное время проводить часы просмотра образовательных программ по культуре речи – 4; Наказывать сквернословящих денежными штрафами; посещать лингвистические кружки – 2. А также: Об этом должно заботиться Министерство образования -6; Прекратить изучать русский язык, так как это бесполезно – 5; От меня ничего не зависит – 4; Сквернословия не избежать, так как «такие» слова украшают речь – 3.
Слайд 16
Выводы по материалам исследования и заключения: Основными причинами лексических нарушений норм в речи подростков являются : • Слабое знание языка и нежелание прикладывать усилия для совершенствования своей речи ; • Отсутствие примера красивой речи в жизни ; • Стремление человека достичь коммуникативного комфорта в определенной социальной среде . • Уменьшение количества часов в учебном плане школы на изучение русского языка.
Слайд 17
Рекомендации для тех, кто желает улучшить свою речь : читать классическую русскую и зарубежную литературу ; включить самоконтроль за речью, своей и чужой ; практиковать выступления перед аудиторией и дружеские беседы ; повышать самооценку, чтобы быть уверенным в своих словах.
Слайд 18
Список использованной литературы: 1. Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1990. 2. Черняк В.Д. Русский язык и культура речи. М., 2002. 3. Максимов В.И. Русский язык и культура речи. М., 2001. 4. Введенская Л.А. Культура речи. М., 2008. 5. Ширяев Е.Н., Граудина Л.К. Культура русской речи. М., 2006. 6. Блохина Н.Г., Жукова Т.Е., Иванова И.С. Современный русский язык. Текст. Стили речи. Культура речи. М., 2006. 7. Гвоздарев Ю.А. Язык есть исповедь народа…Кн. Для учащихся. –М.: Просвещение, 1993. 8. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. . – М.: Международные отношения, 1993. 9. Романова Н.Н. Несколько правил речевого общения. Журнал «Русский язык в школе и дома», 2007, № 2 10. Скворцов Л.И. Культура русской речи: Словарь – справочник. – М.: знание,1995. Савицкая Д.А. Слова-паразиты в речи молодежи. Журнал «Русский язык в школе и дома», 2009, № 4 11. Харченко В.К. Молодёжи о сквернословии. Журнал «Русский язык в школе», 1997, № 1
Слайд 19
Спасибо за внимание!
Прекрасная химия
Рисуем тыкву
Валентин Берестов. Аист и соловей
Круговорот воды в пакете
Знакомые следы