Проценты - это одна из сложнейших тем математики, и очень многие учащиеся затрудняются или вообще не умеют решать задачи на проценты. А понимание процентов и умение производить процентные расчёты необходимы для каждого человека. Прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, экономическую, демографическую и другие сферы нашей жизни. Изучение процента продиктовано самой жизнью. Умение выполнять процентные вычисления и расчеты необходимо каждому человеку, так как мы ежедневно встречаемся с ценами на товары и услуги, приходится иметь дело при оформлении в банке сберегательного вклада или кредита, покупке товара в рассрочку, при выплате налогов, страхования.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_protsenty_v_nashey_zhizni.docx | 68.93 КБ |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Пришиб муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан
Исследовательская работа
Проценты в школе и в жизни
Работу выполнила:
Шаяхметова Аделина,
ученица 6а класса
Руководитель:
Шаяхметова Фания Габбасовна,
учитель математики
с. Пришиб
2020 год
Оглавление
На уроке мы изучили тему «Проценты». Мне эта тема показалась тесно связанной с реальной жизнью. Очень часто, приобретая ту или иную вещь, мы подсчитываем свои доходы и расходы. Я увидела связь между темой «Проценты» и экономической стороной жизни.
Проценты - это одна из сложнейших тем математики, и очень многие учащиеся затрудняются или вообще не умеют решать задачи на проценты. А понимание процентов и умение производить процентные расчёты необходимы для каждого человека. Прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, экономическую, демографическую и другие сферы нашей жизни. Изучение процента продиктовано самой жизнью. Умение выполнять процентные вычисления и расчеты необходимо каждому человеку, так как мы ежедневно встречаемся с ценами на товары и услуги, приходится иметь дело при оформлении в банке сберегательного вклада или кредита, покупке товара в рассрочку, при выплате налогов, страхования.
Цели исследовательской работы:
Задачи:
Гипотеза проекта: тема "Проценты" имеет практическое применение.
Основополагающий вопрос:
А все ли мы знаем о процентах?
Проблемно-тематический вопрос:
Как проценты помогают нам в жизни?
Методы: поисковый с использованием учебной литературы, а также поиск необходимой информации в сети Интернет; практический метод выполнения вычислений при решении различных задач на проценты из жизни людей, доказательство, анализ и сравнение полученных в ходе исследования данных.
Актуальность выбранной темы заключается в необходимости решения практических задач на уроках математики и применении их в жизни, т.к. они имеют социальную значимость, помогают разобраться в новых экономических веяниях жизни.
План исследования:
1.Исследование доходов и расходов семьи.
2.Получение экономических знаний для расчётов, изучение теоретического материала. Решение задач.
Проценты – одно из математических понятий, которые часто встречаются в повседневной жизни. Так, мы часто читаем или слышим, что например, в выборах приняли участи 52,5% избирателей, рейтинг победителя хит-парада равен 75%, промышленной производство сократилось на 11,3%, уровень инфляции 8% в год, банк начисляет 12% годовых, молоко содержит 3,2% жира, материал содержит 60% хлопка и т.д.
Слово «процент» происходит от латинского pro centum, что буквально означает «за сотню» или «со ста». Процентами очень удобно пользоваться на практике, так как они выражают целые части чисел в одних и тех же сотых долях. Знак «%» происходит, как полагают, от итальянского слова cento(сто), которое в процентных расчетах часто писалось сокращенно cto. Существует и другая версия возникновения этого знака. Предполагается, что этот знак произошел в результате нелепой опечатки, совершенной наборщиком. В 1685 году в Париже была опубликована книга «Руководство по коммерческой арифметике» Матье де ла Порта. В одном месте речь шла о процентах, которые тогда обозначали «cto» (сокращённо от cento). Однако наборщик принял это «cto» за дробь и напечатал «%». Так из-за опечатки этот знак вошёл в обиход.
Впервые опубликовал таблицы для расчета процентов в 1584 году Симон Стевин - инженер из города Брюгге (Нидерланды). Стевин известен замечательным разнообразием научных открытий в том числе – особой записи десятичных дробей.
Проценты применялись только в торговых и денежных сделках. Затем область их применения расширилась, проценты встречаются в хозяйственных и финансовых расчетах, статистике, науке и технике. Ныне процент - это частный вид десятичных дробей, сотая доля целого (принимаемого за единицу).
В популярной литературе возникновение этого термина связывается с внедрением в Европе десятичной системы счисления в XV веке.
Хотя я учусь в 6 классе, задачи на проценты приходится решать постоянно. Вот некоторые простые задачи на проценты, при решении которых в 5,6 классах применяют следующие правила:
Найти: 25% от 120.
Решение: 1) 25% = 0,25; 2) 120 . 0,25 = 30. Ответ:30.
Найти число, если 15% его равны 30. Решение: 1) 15% = 0,15; 2) 30: 0,15 = 200.
Решение.
Задачу легко можно решить, используя пропорцию.
18 - 15% х = 18*100/15 = 120
х - 100% Ответ: 120.
или можно решить уравнением:
х - данное число; 0,15.х = 300; х = 200.
Ответ: 200.
.
Решение:
Задачу можно решить по действиям, используя правила.
О чем спрашивают? О незрелых арбузах. Значит, 16 делим на общее количество арбузов и умножаем на 100 %.
Ответ: 8 % - составляют незрелые арбузы от всех арбузов.
После разговора с учениками старших классов, выяснила, что умение хорошо решать задачи на проценты необходимо и для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ по математике. Об этом мне еще и не раз говорила моя учительница, она же моя мама Фания Габбасовна. Ниже я приведу примеры таких заданий. Приятно отметить, что некоторые из них, мы уже умеем решать.
Решение:
Пусть цена товара х руб. 1) х + 0,25х = 1,25х;
2) 1,25х - 0,25.1,25х = 0,9375х; 3) х - 0,9375х = 0,0625х;
4) 0,0625х/х . 100% = 6,25%.
Ответ: первоначальная цена товара снизилась на 6,25%.
Обращаем внимание, что 3025 рублей это цена, после повышения на 21%. При составлении пропорции мы запишем: 3025 это 121%, а стоимость до повышения примем за 100% (помните правило – за 100% процентов принимаем величину, с которой сравниваем).
3025 рубля - 121%
х рублей - 100%
Ответ: 2500
Определим, сколько процентов от 1200 рублей составляет сниженная цена. 1200 рублей (величина, с которой сравниваем) принимаем за 100%, 972 рубля это х %. Составляем пропорцию:
1200 рублей - 100%
972 рубля - х %
То есть 972 это 81% от 1200 рублей.
Значит, цена снизилась на 100-81=19%.
Ответ: на 19%
При изучении задач на проценты мне пришлось сталкиваться с понятием "процентное содержание", "концентрация". Я узнала о том, что такие задачи на проценты тоже включены в КИМы ОГЭ и буду сталкиваться с такими задачами еще на уроках химии.
1) Сколько кг соли в 10 кг соленой воды, если процентное содержание соли 15%.
Решение.
10 кг -100%
Х кг -15%
Х=(15*10)/100=1,5 (кг) соли.
Ответ: 1,5 кг соли
2) Сплав содержит 10 кг олова и 15 кг цинка. Каково процентное содержание олова и цинка в сплаве?
Решение.
25 кг – 100%
15 кг – х% (масса цинка)
Х=(15*100)/25=60( %) цинка
100-60 =40(%) олова
Ответ: 40%.60%
300 г -100%
Х г-87%
Х=300*87/100=261 (г) серебра
Ответ: 261 г
Проценты широко применяются в повседневной жизни. У каждой семьи свой бюджет. Он включает средства, необходимые для существования. В нем объединяются результаты совокупного труда в виде доходов и возможности последующего потребления в виде расходов.
Для того чтобы эффективно использовать свои доходы, семья должна правильно составить свой бюджет, тщательно продумать покупки и делать сбережения для достижения своих целей. Для составления семейного бюджета необходимо составить список всех источников доходов членов семьи. В статье расходов нужно перечислить все, за что надо заплатить в течение месяца. Нас в семье пятеро – папа, мама, сестра, брат и я. Вот бюджет нашей семьи:
№ п\п | Члены семьи | Зарплата за ноябрь, 2019 год | в % | Зарплата за декабрь, 2019 год | в % |
1 | Мама | 24 000 рублей | 68,57% | 24 000 рублей | 68,57% |
2 | Папа | 11 000 рублей | 31,43% | 11 000 рублей | 31,43% |
Итого | 35 000 рублей | 100% | 35 000 рублей | 100% |
При составлении семейного бюджета я использовала правило нахождения процентного отношения двух чисел, чтобы узнать процентный доход бюджета моих родителей. Процентное отношение двух чисел – это отношение, выраженное в процентах. Оно показывает, сколько процентов одно число составляет от другого.
Вычисления:
Чтобы найти процентное отношение зарплаты мамы к общей зарплате, надо найти отношение зарплаты мамы на общую зарплату и умножить на 100% .
Число (24000/35000)*100%=68,57% показывает, что зарплата мамы составляет 68,57% от общей зарплаты родителей.
100 – 68,57 = 31.43 (%) (зарплата папы в процентах)
Вывод: Анализ зарплат родителей за последние два месяца показал, что зарплаты моих родителей за данный период времени не изменились.
Распределение семейного бюджета
Чтобы наглядно увидеть распределение семейного бюджета я составила таблицу.
№ | Расход | ноябрь | в % | декабрь | в % |
1 | Коммунальные услуги (газ) | 2600 руб. | 11,5% | 3000 руб. | 11,9% |
2 | Плата за электроэнергию | 1000 руб. | 4,4% | 1500 руб. | 6% |
3 | ТКО | 175 руб. | 0,8% | 175 руб. | 0,7% |
4 | Проводная телефония | 245 руб. | 1,1% | 255 руб. | 1% |
5 | Кабельное ТВ + Интернет | 510 руб. | 2,3% | 510 руб. | 2% |
6 | Кредиты | 9800 руб. | 43,2% | 9800 руб. | 39% |
7 | Содержание автомобиля, в том числе расход бензина | 4000 руб. | 17,6% | 5000 руб. | 19,9% |
3 | Плата за воду | 100 руб. | 0,4% | 100 руб. | 0,3% |
4 | Питание | 1450 руб. | 6,4% | 1800 руб. | 7,2% |
7 | Одежда | 1000 руб. | 4,4% | 1000 руб. | 4% |
8 | Расходы на лекарство | 1000 руб. | 4,4 % | 1000 руб. | 4% |
9 | Моющие средства | 500 руб. | 2,2 % | 500 руб. | 2% |
10 | Прочие расходы | 300 руб. | 1,3 % | 500 руб. | 2% |
11 | ИТОГО | 22680 руб. | 64,8% | 25140 руб. | 71,8% |
Из таблицы видно, что наибольшее число процентов семейного бюджета расходуется на погашение кредита (43,2% и 39%) , на содержание автомобиля, в том числе расход на бензин (17,6% и 19,9%)
Вычисления:
Чтобы найти расход семьи в процентах, надо сумму расхода умножить на 100% и разделить на сумму дохода:
В ноябре – (22680*100)/35000=64,8(%).
В декабре – (25140*100)/35000=71,8(%).
Накопительная часть семейного бюджета составляет:
100%-64,8%=35,2% в ноябре, 100%-71,8%=28,2% в декабре.
Вывод: Из вычислений видно, что затрат в семье было чуть больше в декабре. Перед новогодними праздниками приходилось ездить и закупаться продуктами, в связи с этим увеличился расход на бензин и на питание. Чуть увеличился расход и за коммунальные услуги (газ), так как в декабре температурный коэффициент за газ больше, чем в ноябре (так как газовый счетчик находится на улице, а не дома).
Сэкономленные деньги родители будут использовать для ремонта гаража.
Я исследовала затраты семьи, при этом применила правила нахождения процентов от числа.
.
Я выбрала эту тему потому, что мне нравится математика, и я считаю, что математику надо знать на отлично. Я выявила, что проценты глубоко проникли во все сферы нашей жизни. Подводя итог работы, прихожу к выводу, что данная тема - актуальна. Я хотела получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни.
В своей работе я показала применение понятия процента при решении школьных задач только из некоторых сфер жизнедеятельности человека (торговля, быт, в производстве). Я исследовала семейный бюджет и узнала в процентах на что больше расходуются заработанные деньги моих родителей.
Работа над данной темой, способствовала расширению моего математического кругозора, развитию умения анализировать, сравнивать, глубоко и прочно усвоить материал.
Задачи на проценты имеют большое практическое значение и приобретенные знания, я надеюсь, помогут мне в дальнейшей жизни. Применение в жизни процентных расчетов полностью рассмотреть очень сложно, так как проценты применяются во всех сферах жизнедеятельности человека. Работая над данной темой, пришла к таким выводам: знание процентов и их вычисление, является необходимостью для каждого современного человека не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.
Я планирую развивать начатую тему, рассмотреть способы кредитования, решать различные виды задач на проценты.
.
1 . Петров В.А. Преподавание математики в сельской школе. –М: Просвещение, 1986г.
2.Петров В.А. Журнал: «Математика для школьников» 2006г.
3.Дорофеев Г.В., Кузнецова Л.В., Минаева С.С., Суворова С.Б. Изучение процентов в основной школе./Математика в школе. - 2002. - №1 - с. 19 -24/.
4. Математика. 6 класс: Учебник для общеобразовательных организаций / А.Г.Мерзляк и др. - М.:Вентана-Граф, 2019.
10.Площадь прямоугольника равна 100 см2. Одна сторона прямоугольника уменьшилась на 16,4%, вторая увеличилась на 25%. Найти площадь нового прямоугольника.
Интересные задачи.
1. Скорость Мартышки на 100% больше скорости Слоненка. Скорость Слоненка 15км/ч. Какова скорость Мартышки?
2. Мартышка собиралась съесть за неделю 30 бананов, но съела на 20% больше. Сколько бананов съела Мартышка?
3. Попугай подлетел к Удаву и сообщил: «Ура! Цена на шоколад понизилась на 10%. Сколько теперь будет стоить 10-рублевая шоколадка?
4. Число увеличили на 10%,потом уменьшили на 10%. Увеличилось или уменьшилось число за два раза? На сколько процентов?
Анекдот
Пожилая учительница встречает на улице своего бывшего выпускника.
- Володя я очень рада тебя видеть. Как ты сейчас живешь?
- Все у меня о-кей, Марьванна. Бизнесом занимаюсь, торгую.
-Да как же это ты бизнесом-то занимаешься? Ты ведь ты школе даже проценты усвоить не мог!
- А че, там усваивать? Вот покупаю коробку американских сигарет за 17 долларов, а продаю – за 19. На эти два процента и живу.
Как нарисовать ветку ели?
Воздух - музыкант
И тут появился изобретатель
Фокус-покус! Раз, два,три!
Притча о гвоздях