Исследовательская работа на тему "Волшебные крестики". Выполнила ученица 2 класса.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_volshebnye_krestiki.zip | 217.5 КБ |
Введение
В нашей семье это увлечение – династия. Прапрабабушка вышивала гладью, бабушка, мама, сестра мамы вышивают крестиком. Дух творчества жил в нашем доме и я увлеклась этим хобби в 5 лет.
Мне очень захотелось узнать где и как появилось это занятие, какие виды вышивания крестиком существуют.
Гипотеза исследования: вышивание крестиком легко и красиво.
Цель: узнать историю появления этого занятия.
Задачи:
•изучить различные источники с целью получения информации об истории возникновения вышивания;
•узнать и попробовать разные способы вышивания;
•собрать информацию, фотоматериалы о вышивании в моей семье;
•оформить результаты исследования.
В своей исследовательской работе я использовала методы исследования: наблюдение, опрос, практическая деятельность.
В своей исследовательской работе я использовала разные источники информации: литература, интернет, посетила магазины с материалами для вышивания.
Основная часть
1.1. История вышивки крестом
Вышивка крестом – это наиболее распространенный вид народного искусства. Точно неизвестно о том, когда и где впервые начали вышивать. Но история возникновения вышивания предположительно идёт вместе с появлением первого стежка, который был сделан каменными иглами при шитье одежд из шкур животных. Материалом для вышивки крестом служили нити льна, хлопка и шерсти, также применяли натуральный волос. Как и в первобытные времена, вышивка крестом применяется для украшения одежды, обуви и жилища.
Со временем искусство украшения материалов с помощью нитей и иглы совершенствовалось и развивалось. На сегодняшний день под вышивкой понимают искусство украшения тканей и готовых изделий орнаментом или сюжетным рисунком. К тому же вышивка может выполняться не только ручным, но и машинным способами.
Сохранившаяся вышивка помогает нашим современникам ощутить всю атмосферу прошлого, понять особенности каждого народа в отдельности.
Самые древние вышивки, сохранившиеся до наших дней, созданы были еще на территории Древнего Китая и ученые относят их к VI-V векам до н.э.
Первоначально вышивка на Руси была занятием для избранных, в их число входили монахи и представители знати. Материалом для работы служили дорогие ткани – шелк или бархат, жемчуг, драгоценные камни, серебряные или золотые нити. Подобной вышивкой украшали не только одежду бояр и членов царской семьи, но и облачения церковнослужителей, убранство для храмов. Одной из самых искусных мастериц того времени была Ксения - дочь известного русского царя Бориса Годунова. До наших дней сохранилась ее работа, выполненная в 1601 году. Это было покрывало, которое она сделала специально для царского престола. Начиная с XVIII века, вышивка перестает быть привилегией знати. Она переходит в разряд обязательных занятий простых крестьянских девушек. Безусловно, их работы выполнялись не из дорогих материалов. Но художественная ценность их была ничуть не меньше. Крестьянские рукодельницы умело подбирали узоры, сочетали цвета и мастерски выполняли различные стежки, все это помогало им создавать невероятной красоты шедевры.
Вышивкой в то время занимались, в основном, женщины. Девочек начинали учить вышивать уже с 5 -6 лет, а к 13 - 15 годам они должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые крестом скатерти, подзоры, полотенца (их было около ста) и головные уборы. Уже перед самой свадьбой устраивали публичный показ приданого, что свидетельствовало о трудолюбии, аккуратности и мастерстве невесты.
Вышивка крестом современного мира немного изменилась, но всё же начало она берёт именно из древних времен. Сейчас мода на изделия ручной работы, а особенно на вышивку крестом, то проходит, то появляется вновь, заставляя брать в руки иголку и нитки не только женщин, но и мужчин. Многие представители сильного пола увлекаются именно вышиванием крестиком и создают великолепные полотна.
Умение вышивать крестом позволяет внести в интерьер нотку самобытности и романтики, реализовать свои творческие способности и фантазию, сделать подарки родным и близким, и, наконец, скоротать вечер за приятным занятием. Вышивать крестом довольно легко и просто, достаточно всего лишь научиться прокладывать наклонные стежки, а со временем придут умение и опыт, которые позволят вам быстро и аккуратно выполнять работы любой сложности.
1.2. Разные виды вышивания крестиком
Среди всех имеющихся можно отметить следующие техники вышивки крестом:
В отличие от предыдущей техники вышивания крестом эта представляет собой пересечение двух прямых линий. Выполняется он следующим образом. Сначала выполняется горизонтальный стежок слева направо, а затем вертикальный сверху вниз. Если все сделано правильно, то с обратной стороны будет ряд параллельных друг другу косых линий, похожих на гусиный шаг.
Эту технологию вышивки очень легко освоить, а потому можно рекомендовать для начинающих вышивальщиц крестом. Прямой крест можно использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими техниками. В народном творчестве наиболее характерна такая вышивка для скандинавских и германских племён. Ей украшали одежду, полотенца, скатерти и многое другое.
Эта техника вышивки весьма схожа с простым крестиком. В отличие от последнего вертикальные стежки выполняются на 2-3 переплетения нитей, а горизонтальные – только на один. В результате получается вытянутый в высоту крест. Существует несколько его разновидностей. Самые популярные среди них — это удлинённый крест со строчкой и венгерский крест. Теперь можно узнать все о вышивке этих крестиков.
Удлиненный венгерский крест
Первый выполняется точно так же, только добавляется короткий горизонтальный стежок. А вот венгерский крест вышивать немного сложнее, особенно для начинающих мастериц. Для его выполнения очень важно, чтобы нить мулине легла ровно и не перекрутилась. Вышивать нужно слева направо. Из нижнего левого угла вывести нить мулине на 2-4 переплетения канвы. Затем сделать, как обычно, прямой стежок. И уже из правого нижнего угла завершить крестик таким образом, чтобы нитка оказалась ровно посередине от предыдущего крестика и так далее. В результате получается, что крестики накладываются один на другой.
Обычно удлинённый крест и его разновидности применяют для украшения готовой вышивки крестом.
Также для украшения и отделки готовой вышивки используется полукрест, петит и шов «назад иголку».
1.3. Материалы
Канва — это сетчатая хлопковая, льняная или смешанная по составу ткань, а также основы из других материалов. Вышивка по канве возможна в любой технике, будь то счётный крест, несчётный крест, гладь, гобеленовый шов, ковровая техника, для изготовления подушек, ковров, вышитых картин, сумочек, шкатулок и много другого.
Канва бывает нескольких видов: равномерного и неравномерного переплетения, пластиковая канва, накладная канва для вышивки по одежде, страмин.
Наиболее удобна для вышивки счетным крестом канва Aida, состоящая из 100% хлопка. Её полотно представляет собой основу из жёстко переплетённых нитей 4×4, образующих чёткие квадраты. Крестики на такой ткани без особых усилий получаются ровными и красивыми.
Канва Аида бывает с разным числом переплетения нитей. Аида с 8 и 11 нитями в дюйме (это 32 и 43 клетки на 10 см соответственно) удобна для детей и начинающих вышивальщиц, так как квадраты у нее крупные и считать их легко.
Канва равномерного переплетения не имеет чётко обозначенных квадратов для стежков, поэтому вышивать по ней труднее. Однако вышивка на такой канве смотрится лучше, так как свободная от вышивки часть канвы остаётся однородным полотном без дырочек и ячеек. Вышивают на такой канве через 2 нити, отсчитывая их по горизонтали и вертикали.
Канва неравномерного переплетения состоит из льна или смесей льна с другими материалами. Нити такой канвы неравномерной толщины, что отличает их от канвы равномерного переплетения.
Пластиковая канва применяется для вышивки и изготовления различных изделий, которые должны очень хорошо держать форму (уголки на компьютер, ёлочные игрушки, шкатулки и др.).
Накладная канва используется для вышивки на ткани, не имеющей постоянного числа нитей на единицу длины, либо слишком мелкого переплетения для счёта. Её используют для вышивания на одежде, постельном белье, сумках и прочих предметах. Такая канва подразделяется по способу удаления после окончания работы на водорастворимую и удаляемую, то есть выдёргиваемую.
Страмин обычно используют для вышивания подушек и ковриков счётным крестом, в гобеленовой технике или в ковровой технике. Немецкая фирма Zweigart & Sawitzki выпускает особо жёсткий хлопчатобумажный страмин Magic Canvas (англ. волшебная канва). Его жёсткость (нити не распушиваются даже на линиях обрезка) и яркие цвета позволяют применять его для небольших сувениров с частичной вышивкой: ёлочных игрушек, чехлов для очков и мобильных телефонов, декоративных элементов.
Иглы
Для вышивания используют специальные иглы, они подразделяются на острые и тупы, односторонние и двусторонние, так же имеют различия по толщине.
Острые иглы используются для вышивания по плотной ткани.
Тупые иглы используются в вышивке крестом и в других видах вышивки, где ткань имеет специальную разряженную структуру. Затупленный конец иглы позволяет более точно попадать в нужные места без риска расщепить ткань или уже готовый крестик.
Все иглы имеют большое ушко для удобного вдевания двух и более нитей.
Двусторонние иглы удобно использовать, когда для работы Вы используете раму, которую не нужно поддерживать руками. В этом случае одна рука у Вас находится под вышивкой, другая над ней, иглу не приходится переворачивать, а руку не приходится переносить с одной лицевой стороны на изнанку. Это существенно экономит время и облегчает труд.
Также иглы различаются и по размерам, каждый из которых лучше всего подходит к канве с определенной плотностью плетения.
Игла должна свободно проходить через ткань, не оставляя за собой видимых дырок.
Пяльцы
Во время работы ткань должна быть хорошо натянута, что делает вышивание более легким и быстрым, а работу более ровной и аккуратной. Для этого следует использовать специальные пяльца для вышивания.
Самые простые и распространенные -это круглые пластмассовые пяльцы с пластмассовым винтом, выпускаются различных размеров. Их использование довольно простое: на меньший обруч кладут ткань, слегка натягивают, сверху кладут второй обруч с винтом и слегка затягивают винт, затем снова натягивают ткань и затягивают винт окончательно. В процессе вышивания натяжение ткани слегка ослабевает, поэтому нужно периодически ее подтягивать. Если рисунок не помещается в пяльцы целиком, то их перемещают во время работы.
Мулине
Наиболее часто в работах применяются два вида ниток для вышивания – мулине и шерсть.
Первые изготавливаются из 100% хлопка.
Мулине – это прочные и яркие нити, современные методы окрашивания позволяют добиться невероятного богатства оттенков, благодаря чему при вышивании может использоваться с десяток тонов одного цвета.
Работы получаются более реалистичными, а переходы цвета – более плавными и незаметными.
Иногда в хлопковую нить добавляют вискозу – с таким мулине сложнее работать, оно сильнее скользит, но зато отличается ярким блеском, что очень выгодно смотрится в комбинации с обычным мулине.
Еще разновидности – металлизированная нить для вышивания, нить, светящаяся в темноте, и неоднородно окрашенная нить. Ниточки первого и второго типа при работе принято комбинировать для удобства с простым мулине подходящего оттенка.
Неоднородно окрашенная нить может быть как различных цветов, так и передавать оттенки одного цвета. Эти виды нитей позволяют добавить работе выразительности, сочетаясь с обычным мулине.
Другие нитки для вышивания, шерстяные, не так блестящи, как мулине, и в работе более капризны.
Но картины, вышитые шерстью, получаются более контрастными и яркими, шерсть незаменима при вышивке подушек.
Главное, что нужно помнить при работе с такой нитью – она должна быть не очень длинной, иначе шерсть будет перетираться.
Ножницы
Здесь все просто. Инструмент нужный важный и полезный. Они всегда должны быть под рукой. Острые лезвия и небольшой размер - очень важные параметры. Это легко понять в процессе вышивания, поскольку аккуратно обрезанные кончики мулине являются залогом аккуратной работы в целом. Существуют, конечно, ножницы-цапли и с позолоченными ручками, но нам вполне подойдут обычные с тупыми концами. А еще хорошо запастись и маленькими ножничками — ими удобно подцеплять и разрезать неверно сделанные стежки.
1.4. Практическая часть
Для своей практической части я выбрала простой крест, т.к. самый распространенный и удобный для меня.
Я решила выяснить каким способом мне будет удобнее вышивать:
- на канве с нанесенным рисунком;
- на чистой канве, но переносить узор со схемы (считая крестики и вышивая);
- на чистой канве свой узор (без схемы);
- попробовать новый вид вышивки «алмазной».
На выполнение этой части мне понадобилось полгода, т.к. мне необходимо было не только узнать какой способ удобен, но и какая работа выглядит лучше.
Самым первым способом я вышивала на канве с нанесенным рисунком. + Самый простой способ вышивания (Главное, чтоб был правильно нанесён узор (покупать хороших фирм); удобно хранить перевозить работу.
На чистой канве, но переносить узор со схемы (считая крестики и вышивая
на чистой канве свой узор (без схемы). Самое важное - не отвлекаться, внимательно считать, т.к. можно ошибиться и нужный узор не получится.
На чистой канве свой узор (без схемы).+ Фантазируй. – Очень сложно и долго, т.к. перед тем как приступить к вышиванию на канве, нужно нарисовать картинку на листе бумаги в клетку и подобрать нитки по цвету.
И попробовала новый вид вышивки «алмазной». Интересно! Самое главное – внимательность, осторожность (т.к. на основу нанесён клеевой слой) и много мелких деталей. + Интересно, ярко.- Очень сложно переносить и хранить незаконченную работу; при перевозке работу нельзя складывать и скручивать в трубочку (стразы отпадают).
Заключение
Я пришла к выводу, что каждый способ вышивания интересен. И у каждой рукодельницы он свой.
Мне очень понравился 3 способ - на чистой канве свой узор (без схемы), т.к. необычно и интересно.
Таким образом, гипотеза моего исследования, что вышивание крестиком легко и красиво частично подтвердилась. Вышивание- это красиво, но это трудное занятие.
Сейчас мода на изделия ручной работы, а особенно на вышивку крестом, то проходит, то появляется вновь, заставляя брать в руки иголку и нитки не только женщин, но и мужчин. Многие представители сильного пола увлекаются именно вышиванием крестиком и создают великолепные полотна.
Я узнала много нового и интересного о вышивании и могу поделиться своими знаниями с другими.
Список литературы
1. М.В.Максимова, М.А.Кузьмина Вышиваем крестом. Техника, схемы, орнаменты, изделия, советы.- Эксмо, 2006.
2. Наниашвили Ирина Рукоделие. – «Клуб семейного досуга», 2007.
Данилова Л. Великий Устюг. Родина Деда Мороза. - М.: "Белый город", 2009.
3. http://prokrestik.ru/chtivo/zhurnalyi_vyishivka_krestom
4. http://sundu4oksxem.ru/publ/
5. http://stitchfanclub.com/magazine/vkk/
В поисках капитана Гранта
Твёрдое - мягкое
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Сказочные цветы за 15 минут
Лупленый бочок