Общение в социальных сетях – основной образ жизни современного подростка. главная проблема состоит в том, что многие подростки становятся полностью зависимыми от социальной сети, они уже не могут представить свою жизнь без неё. Из этого вытекает множество проблем, одна из которых, негативное влияние социальных сетей на речь, грамотность учащихся.
Вложение | Размер |
---|---|
issled.rabota.docx | 448.04 КБ |
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Темясово
муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан
Исследовательская работа по теме
«ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-СЕТЕЙ
НА РУССКИЙ ЯЗЫК»
Номинация «Быстрее в мысли, ярче в слове...»
Выполнила: ученица 6в класса
Иванова Руфина
Руководитель: учитель русского языка
и литературы Абсалямова Г.Г.
2020 г
Содержание
Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1. Общение в социальных сетях – часть образа жизни
современного подростка………………………………………………………….6
Глава 2. Использование смайлов и графических знаков.....................................7
Глава 3. Анализ влияния социальных сетей на речь учащихся ……………….9
Глава 4. Результаты анализа опроса учащихся ………………………………..12
Заключение…………………………………………………………………….....14
Список литературы………………………………………………………………16
Приложения……………………………………………………………………...17
Введение
Глобальная сеть Интернет является неотъемлемой частью жизни современного человека. Интернет становится для нас не только наиболее полными оперативным источником информации о мире, но и важным средством коммуникации, предоставляющим пользователям широкие возможности для того, чтобы «говорить» и «быть услышанными». Но чрезмерное увлечение чревато большими опасностями. Самое главное, приводит к большой проблеме: засорение «великого и могучего» скверными словами. Общение в социальных сетях – основной образ жизни современного подростка. Интернет сегодня – это самый колоссальный источник информации. Невозможно представить жизнь современного человека без мобильного телефона и компьютера с доступом в Интернет. Мировая сеть представляет собой не только огромную поисковую систему, но и всё чаще используется как средство общения, особенно представителями молодого поколения. Виртуальная коммуникация породила особый язык – язык виртуального общения. Этот особый язык постепенно перебрался в нашу повседневную жизнь.
О количестве времени, которое школьник проводит в Интернете можно сказать следующее: «до 3 часов в день» 85% опрошенных, 15% проводят до 6 часов в сутки. Большинство учащихся, которых мы опросили, считают для себя времяпровождение в социальных сетях полезным, лишь менее 30% процентов заявило об обратном.
Конечно, данная проблема является актуальной в любой семье, любой школе. Наша школа борется с этим. Например, на сегодняшний день действует Положение о запрете использования сотовых телефонов учащимися в учебное время. Но все же некоторые ребята нарушают это Положение, на каждой перемене, на уроках можно увидеть некоторых с телефонами на руках.
Таким образом, актуальность темы нашей работы обусловлена тем, что изучение данной проблемы необходимо, так как общение в социальных сетях является не просто времяпровождением, но и становится образом жизни подростка. Из этого вытекает множество проблем, одна из которых, негативное влияние социальных сетей на устную и письменную речь школьников.
Следовательно тема нашей исследовательской работы: «Влияние социальных интернет-сетей на русский язык».
Цель работы: выяснить, искажает ли виртуальное общение нашу речь и грамотность.
Поставленную перед собой цель можно достигнуть с помощью ряда задач:
Гипотеза: использование особых языковых средств при общении в Интернете негативно сказывается на речи учащихся, снижает грамотность и культуру общения между подростками.
Методы исследования теоретический анализ литературы и Интернетисточников; анкетирование.
В школе мы изучаем русский язык с первого по одиннадцатый класс. Это один из богатых и удивительных языков мира. К сожалению, сейчас для русского языка настало трудное время. Стремительные негативные изменения, которые происходят в нём, заставляют многих учёных, исследователей всё чаще и чаще говорить о том, что он, теряет свой блеск, глубину.
Новизна исследования заключается в том, что данное исследование является своего рода призывом не только для подростков, но и для взрослого населения. Хочется, чтобы люди задумались над тем, что нужно беречь наш язык и не поддаваться влиянию сленга при общении в социальных сетях.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты данного исследования будут полезны как учащимся, так и их родителям с целью сохранения языка. Также материал следует использовать как на уроках русского языка, так и во внеурочной работе по предмету.
Глава 1. Общение в социальных сетях – часть образа жизни современного подростка
В рамках данной работы мною было проведено анкетирование учащихся средних классов (6-8 кл.), целью которого явилась оценка степени влияния социальных сетей на речь учащихся. В анкетировании участвовали 85 учеников.
Проведённое анкетирование показало, что чаще всего школьники посещают социальную сеть ВКонтакте (60%), на втором месте – Одноклассники (26%) и другие (14%) (Приложение 1).
Для регистрации в социальных сетях у каждого свои причины: одни стараются найти старых знакомых и друзей, другие мечтают восстановить былые отношения, а для кого-то это просто удобный способ поддерживать связь и заводить новые знакомства. Спрос на социальные сети растет с каждым днем, затягивая в свои объятия всё больше людей самой разной возрастной категории. Посещают социальные сети чаще для того, чтобы пообщаться с друзьями (55%), для чтения новостей и прослушивания музыки (34%). 11% опрошенных используют доступные Интернет-ресурсы для поиска новых друзей.
О количестве времени, которое подросток проводит в Интернете можно сказать следующее: «до 3 часов в день» 65% опрошенных, 35% проводят до 6 часов в сутки. Большинство учащихся, которых мы опросили, считают для себя времяпровождение в социальных сетях полезным, лишь менее 3% процентов заявило обратное.
Самая главная проблема состоит в том, что многие подростки становятся полностью зависимыми от социальной сети, они уже не могут представить свою жизнь без неё. Постоянно взаимодействуя друг с другом посредством онлайн-переписки, они забывают про личное общение, у некоторых пользователей это доходит до фанатизма, иногда абсолютно не осознавая этого. Со временем у подростка может развиваться патологическая необходимость постоянного пребывания на сайте, от которой он уже не может избавиться самостоятельно. Такая зависимость весьма схожа с наркотической или алкогольной.
Таким образом, общение в социальных сетях является не просто времяпровождением, но и становится образом жизни подростка. Из этого вытекает множество проблем, одна из которых, негативное влияние социальных сетей на речь учащихся.
Глава 2. Использование смайлов и графических знаков
Сегодня возникла новая форма языкового взаимодействия - письменная разговорная речь. Русский язык существует в Интернете в основном в письменном варианте. Основная проблема, препятствующая общению, это крайняя скудость средств, имеющихся в вашем распоряжении. Первое, что лежит на поверхности и сразу бросается в глаза, - отсутствие человека как такового. В результате чего люди не могут быть представлены друг другу иначе, чем через тексты и только лишь через тексты. Обитатели чатов практически полностью лишены вспомогательных средств: тембра речи, эмоциональной окраски, тембра голоса, его силы, дикции, жестов и мимики. Отсюда надежность речевого общения становится крайне низкой. Желание пережить те или иные эмоции объясняется, вероятно, и стремление к эмоциональному наполнению текста. Более совершенным графическим средством отображения эмоционального настроя собеседника являются смайлики. В переписках по электронной почте или в социальных Интернет -сетях, когда обмен сообщениями занимает секунды, общение посредством письменной речи происходит так, как если бы мы видели собеседника. Общаясь в сети при помощи коротких фраз, емких и сжатых выражений, обозначая эмоции картинками-смайликами, подростки вырабатывают свой новый язык общения, построенный на графических символах и словах. Смайлики получают все большее распространение, становясь практически общепринятым языком Интернета. Было бы странным думать, что выражать эмоции при помощи знаков стали только с появлением Интернета. Чем активнее развиваются Интернет и его графические возможности, тем активнее появляются все новые знаки, символы, выражения, заменяющие определенные словосочетания, выражающие те или иные эмоции, отношение к сказанному. В настоящее время ни один форум или чат не обходится без набора смайлов.
Фактически на сегодняшний день смайлики только информируют об эмоционально окрашенном отношении автора к тексту, просто передавая направленность и степень его эмоций (причем вид смайлика никакого значения не имеет). Как мы видим, эмоциональная палитра весьма бедна.
Глава 3. Анализ влияния социальных сетей на речь учащихся
Далее мною было проведено исследование особенностей функционирования интернет-языка на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях.
Проанализировав примеры из языка интернет-сообщений на фонетическом уровне, можно сделать вывод, что процессы, идущие в устной литературной речи, в интернет-языке закреплены в письменности. Наблюдается тенденция к сокращению слов, в языке интернет-сообщений наблюдается растягивание ударных гласных, также мы видим включение в русский текст фрагмента на иностранном языке.
Проанализировав примеры из словаря сокращений, используемых в языке Интернет-сообщений на уровне лексики, можно утверждать, что темп современной жизни настолько высок, что люди передают друг другу большое количество информации и, чтобы делать это быстрее, используют сокращения, но при этом стараются не утратить смысл своего высказывания. Такие сокращения сможет понять не каждый: они понятны только пользователям социальных сетей.
В языке интернет-сообщений сохраняется единство морфологических признаков и выделяются те же части речи, что и в литературном языке: знаменательные, служебные и междометия. Но в отличие от кодифицированного языка, увеличивается количество междометий, которые выражают недостающие на письме эмоции. Видно, что у знаменательных частей речи те же морфологические признаки (существительные: род, число, падеж; прилагательные: род, число, падеж; глагол: вид, переходность, число). Предлоги и частицы по-прежнему существуют, но нарушая орфографические законы: предлоги сливаются на письме с существительными и местоимениями, частицы – с наречиями и глаголами. Наблюдается тенденция к сокращению слов.
Если литературные предложения осложнены, развернуты, эмоционально окрашены, в них используются инверсии, то предложения из языка Интернета часто сводятся до границ одного слова, звучат примитивно и грубо, хотя и очень эмоционально. Таким образом, обеднение синтаксиса приводит к обеднению речи, а речь связана с мышлением, значит, и мышление человека становится неразвитым.
Таким образом, мы отметили тенденцию к сокращению слов, которая проявляется в языке Интернет-сообщений абсолютно на всех языковых уровнях, что отрицательно влияет на практическую грамотность подростков.
К явлениям, не менее уникальным в коммуникативной среде, ставшим неотъемлемым компонентом социального бытия современного человека, относится и SMS-общение. Лингвисты не перестают удивляться, как быстро меняется разговорная и письменная речь. Без словаря и минимального знания сленга трудно разобрать элементарное SMS-сообщение. Буквы заменяют цифрами, настроение выражают всё теми же (как и в Интернете) «смайликами». У SMS языка есть много общего с Интернет-сленгом, так как в чатах глобальной сети зародилась своеобразная «скоропись» и небрежная манера сокращений. Конечно, слово «тя» вместо «тебя» или «ща» вместо «сейчас» у многих людей, трепетно относящихся к чистоте русского языка, может вызвать культурный шок. Но, с другой стороны, большая часть сокращений в SMS вынужденная: услуга платная. Слова зашифровываются до неузнаваемости. Отличительная особенность SMSязыка – полное отсутствие правил. Знаки препинания отсутствуют, они стали деталями для «смайликов», непроизносимые и удвоенные согласные исчезли, некоторые слоги заменились цифрами. «4» читается как «че» или «ч». По большому счёту, SMS сленг – это прямая передача речи на письме: говорица, думаеца, слышица; сдесь, харашо. И в результате таким образом будут писать дети и на уроках русского языка.
Мы проанализировали небольшую переписку в интернете . (Приложение 8.) Этот анализ не внушает никаких радостных чувств: отсутствие пунктуации, множество орфографических ошибок, множество сокращений и т.д. Положительного пока трудно увидеть, а точнее, ничего положительного нет. Но молодёжь такой способ общения всё больше и больше привлекает. Очевидно, что нужно искать социальные причины этого явления. И если чаты уже не исключить из нашей жизни, то логичным будет и создание концепции борьбы за чистоту русского языка, за общую грамотность в этой области. Я думаю, что язык чатов - это область лингвистических исследований в будущем. Хочется в этом смысле вспомнить слова С.А. Есенина: «Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии». Кто знает, а может, именно с чатов начнётся массовое увлечение грамотностью, стремление возродить «богатый и могучий» русский язык?
Итак, главными языковыми проблемами социальных сетей являются следующие: употребление сленга, жаргонных выражений, нарушение орфографии и пунктуации, использование словарных сокращений, что неизбежно ведет к определенной лексической и грамматической деградации. Подростки стремятся в виртуальном пространстве по-новому представить себя, в том числе и через речь, активно используют знаки для выражения эмоций. К сожалению, большинство подростков и старших школьников, нарушая нормы русского языка при общении в сетях, привыкают к неправильной речи и начинают использовать Интернет-язык не только тогда, когда работают за компьютером, но и в повседневной жизни: оформляя записи в учебных тетрадях, общаясь между собой, разговаривая с учителями и родителями.
Глава 4. Результаты анализа опроса учащихся
Чтобы узнать отношение подростков к данной проблеме, нами был проведен опрос пользователей сети Интернет. Учащимся 6-9 классов были предложены вопросы.
Исходя из результатов проведенного опроса, мы пришли к следующим выводам:
-учащиеся больше общаются в жизни, нежели в социальных сетях - 68% из 100%.
- 48% опрошенных при общении в социальных сетях стараются придерживаться норм русского языка, но при этом используют смайлы - 90%, графические сокращения или замену слов - 73%.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что современные подростки выражают свои мысли быстро и эмоционально, не обращая внимания на грамотность.
- 22% не могут отказаться от использования смайлов и всевозможных сокращений, аббревиатур при общении в социальных сетях, что говорит о небольшом объёме словарного запаса.
- 55% опрашиваемых на вопрос «Как ты думаешь, влияет ли изменение написания слов в Интернете на твою практическую грамотность? Ответили «да» - 55%, и 45% «нет».
Большинство учащихся, ответивших на этот вопрос «нет», написали в анкетах, что сленг не употребляют, применяют при написании текстов общения правила орфографии и пунктуации, слова если и сокращают, то по правилам, соблюдая нормы русского языка. И хотя слова не коверкают, но смайлики при письме применяют. («Когда пишу, применяю правила. Если будешь писать неправильно, то привыкнешь, и станешь так писать всегда»; «Я изменяю слова, употребляю сленг, но я читаю книги, и моя грамотность не ухудшается).
Ученики, ответившие на этот вопрос «да», объяснили свой ответ так: «Нет, потому что как писал, так и пишу с ошибками»; «Привыкаю писать неправильно, потом так и пишу в записках, тетрадях»; «Заучиваю интересные сокращения и прикольные словечки, и конечно, из-за этого начинаю писать неграмотно»; «Влияет, потому что мы в Интернете общаемся больше, чем пишем на уроке русского языка, поэтому привыкаем писать с ошибками, пишем так в повседневной жизни»; «Да, потому что не на всех сайтах ошибки подчеркиваются, и я не знаю, с ошибками я пишу или нет».
- И на последний вопрос «Чем вы займётесь в свободное время - чтением книги или общением в Контакте?» почти все участники ответили, что они будут общаться в Контакте, нежели читать книгу.
Результаты социологического опроса учащихся дают нам возможность утверждать, что
- при общении в социальных сетях не все учащиеся используют орфографические правила, но большая часть опрошенных старается их соблюдать;
- выражению мысли учащиеся предпочитают смайл или графическое обозначение, что делает речь учащихся скудной.
Раньше, когда не было Интернета и спутникового телевидения, люди читали книги. Соответственно, у них развивалась зрительная память, и они писали грамотно. Сейчас среди подростков, не читающих произведения классической литературы, говорящих на сленге, наблюдается всеобщая безграмотность. Таким образом, интернет-общение способствует развитию безграмотности у молодого поколения.
Ещё одна примета XXI века – нехватка времени оказывает непосредственное влияние на наше общение. Я стала замечать, что ребята стали общаться намного быстрее, употребляя в своей речи с целью экономии времени много сокращений. Например, вместо того, чтобы говорить слово «нормально», подростки говорят «норм» или «намана», вместо «пойдем» - «падем», «спасибо» - «спс», «почему» - «поч», «может быть» - «мб», «домашнее задание» - «дз» и так далее. И ещё. Молодёжь очень часто использует в разговоре англоязычные слова (что характерно для Интернет-общения). Например, многие подростки, здороваясь, стали употреблять английское слово «Нi» вместо слова «Привет».
Заключение
Результаты проведённой работы по данной теме показали следующее.
Во-первых, общение в интернете, которое не заставляет задумываться над тем, как ты пишешь, почему так говоришь, оказывает на речь современного подростка отрицательное влияние, так как ребята привыкают к неправильной речи и начинают использовать сленговые выражения не только тогда, когда работают за компьютером, но и в повседневной жизни: оформляя записи в учебных тетрадях, общаясь между собой, разговаривая с учителями и родителями.
Во-вторых, язык засоряется из-за использования большого количества иностранных слов, употребляющихся в речи без перевода. Подростки стремятся в виртуальном пространстве по-новому представить себя, в том числе и через речь, активно используют знаки для выражения эмоций.
Мы считаем, что безграмотность в современном информационном обществе не должна быть нормой. Когда подросток говорит и пишет правильно, это характеризует его как умного, развитого, интеллигентного современного человека.
«Сетевой язык» употребляют большинство пользователей, в том числе и учащиеся моей школы, мы полагаем, что этот сленг скоро выйдет из моды, но совсем не исчезнет. Безграмотность в современном информационном обществе все же должна признаваться пороком, а писать и говорить правильно, должно считаться престижным. Нужно повышать культуру речи и овладевать нормами языка.
Не стоит призывать молодых людей давать «торжественное обещание» никогда не употреблять слова молодежного сленга. Гораздо важнее, на мой взгляд, заставить задуматься каждого молодого человека о том, как он говорит, какие слова употребляет, насколько целесообразно использование в его речи сленга. Если не исправить эту ситуацию сейчас, то деградация всей нации неизбежна.
Русский язык играет значительную роль в жизни каждого из нас. Он выступает как необходимый инструмент для общения между людьми. Кроме этого все учащиеся школ готовятся к сдаче единого государственного экзамена. А русский язык – один из обязательных предметов, по которому необходимо сдавать экзамен. В качестве вступительного испытания большинство ВУЗов, средних специальных учебных заведений также выбирают эту форму экзамена по русскому языку. Кем бы ни хотел стать российский школьник, необходимо сдавать экзамен по русскому языку.
В качестве альтернативы общению в интернете можно предложить акцию «День без Интернета»:
1.Учись тому, чего не умеешь (готовить, кататься на велосипеде и т.д.). 2.Сходи на концерт, в музей, в библиотеку. 3.Собери головоломку из 2000 частей.
4.Займись спортом.
5.Понаблюдай за птицами.
6.Поиграй с животными.
7. А вечером посмотри на звёзды!
И тогда три основные составляющие экологии человека: духовная, душевная и физическая будут в полном порядке. А это так важно для растущего организма и для нашего счастливого будущего!
Можно также организовать кружок «Забытые правила в соц. сетях». На кружке рассматривать данную тему, тем самым оказывать помощь своим одноклассникам, друзьям.
Самое главное – здесь позиция родителей. Дома нужно установить время проведения ребенком на телефоне и добиваться строго выполнения правила. Ребятам больше помогать по дому, присматривать за маленькими детьми, читать им книжки, сказки. Тогда они сразу «двух зайцев поймают»: обогатят свой словарный запас и присмотрят за младшим.
Список литературы
1. Буторина Е. А. Интернет как лингвистический феномен // http://www.gramota.ru/ 21 октября 2007.
2. Кронгауз М. Русский язык на грани нервного срыва // http://lib.rus.ec/b/150412/read
3. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык. - М.: АйрисПресс, 2002. 6.
Список используемых сайтов
3. www.mail.ru
Приложения
Приложение 1
Показатели посещения школьниками социальных сетей
Приложение 2
Показатели цели посещения социальных сетей
Приложение 3
Использование смайлов и графических знаков
Приложение 4
Сокращение слов, использование англоязычных слов
«нормально» - «норм», «намана»
«пойдем» - «падем»,
«спасибо» - «спс»,
«почему» - «поч»,
«может быть» - «мб»,
«домашнее задание» - «дз»
«привет» – «Нi» и т.д.
Примеры Интернет-переписок подростков
Как нарисовать китайскую розу
Рисуем "Ночь в лесу"
Новогодние гирлянды
Рисуем ананас акварелью
Смекалка против Змея-Горыныча