Актуальность проекта обусловлена тем, что годы Великой Отечественной войны уходят все дальше. Нам очень сложно прочувствовать тяготы и лишения тех лет. Были бои за различные города, людям было тяжело, но как они смогли выстоять?
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_stalingradskaya_bitva.docx | 33.04 КБ |
Исследовательская работа
«Сталинградская битва»
Бевская Алеся, Куценко Алена, санаторная школа-интернат, 5 класс,
Спасский район, город Болгар, Республика Татарстан
Научные руководители:
Бухалова Г.М., учитель
Кобенячкина О.А.,
воспитатель
Оглавление
I. Введение………………………………………………………………… 2-4
II. Основная часть
1. Огненное кольцо……………………………………………………….. 5-6
2. Герои Сталинградской битвы………………………………………… 6-7
3. Памятники Сталинградской битвы…………………………………… 7-8
4. Наши земляки – участники Сталинградской битвы………………… 8-10
III. Заключение…………………………………………………………….. 11
IV. Список использованных источников и литературы………………… 12
V. Приложения.
Приложение 1. Результаты анкетирования.
Приложение 2. Фотогалерея
Приложение 3. Альбом «Сталинградская битва»
Волгоград – Сталинград,
Души павших солдат
Всё горят – просто некуда деться.
Просто нету наград,
Нет на свете наград,
Что достойнее памяти сердца.
Д Дарин
Актуальность проекта обусловлена тем, что годы Великой Отечественной войны уходят все дальше. Нам очень сложно прочувствовать тяготы и лишения тех лет. Были бои за различные города, людям было тяжело, но как они смогли выстоять?
2 февраля 2018 года - это дата 75-летия победы в Сталинградской битве. Проведя анкетирование среди обучающихся 2-4 классов, мы поняли, что многие знают о Великой Отечественной Войне, о празднике «День Победы», но о Сталинградской битве знают очень мало. (Приложение 1)
Нам интересна тема Великой Отечественной войны. Мы решили узнать, какие книги для детей рассказывают о Сталинградской битве. В городской библиотеке нам предложили прочитать книгу С. Алексеева «Сталинградское сражение». Автор книги – детский писатель, участник Великой Отечественной войны – рассказывает младшим школьникам о Сталинградском сражении. Каждый рассказ - это знакомство с героями той битвы. Нами была изучена литература школьной и районной библиотеки, которой, к сожалению, оказалось немного для детей нашего возраста. В фотокнижке Н. Внукова «Огненное кольцо» описываются дни сражений, и сопровождаются фотографиями военных лет. В Современной школьной энциклопедии «Российская история» мы нашли сведения о Сталинградской битве (с. 308).
Мы задумалась, а уроженцы Спасского района были участниками Сталинградской битвы? Кто они? Какой вклад внесли они в победу над фашизмом?
Цель проекта: изучить военный путь ветеранов Спасского района, участников Сталинградской битвы, используя все доступные источники информации, обобщить их и подготовить альбом по результатам исследования.
Гипотеза: если исследовать и проанализировать источники мы сможем узнать больше о конкретных людях и на основе своих выводов, представить окружающим наглядный пример советских солдат, наших земляков.
Объект исследования: история жизни и боевого пути наших земляков – участников Сталинградской битвы.
Задачи проекта:
Методы исследования: опрос воспитанников и сотрудников школы, систематизация и обобщение воспоминаний ветеранов о войне на основе архивных записей, изучение литературных источников.
Основные этапы реализации проекта:
1 этап – Подготовительный
Выбор темы проекта.
2 этап – Основной
Работа по сбору информации: опрашивали воспитанников школы, педагогов, искали в интернете: просмотрели Виртуальный музей ВОВ РТ, сайт Память народа. В поиске информации нам помогали воспитатели и учитель. Съездили в село Антоновка и встретились с родственниками ветерана Великой Отечественной войны Шамаева И.Г. Побывали в архиве г. Болгар. Набрали материал. (Приложение 2)
3 этап – Заключительный
Как сделать так, чтобы дети могли с интересом прочитать, запомнить о Сталинградской битве. Нам пришла идея оформить альбом в технике «скрапбукинг», который будет интересен детям нашего возраста, и, они смогут узнать об участниках Сталинградской битвы, жителях Спасского района.
Что такое скрапбукинг? Это слово произошло от английского scrapbooking, что означает “книга из вырезок”.
У детей есть такой альбомчик или тетрадка, куда собирают и вклеивают различные интересные вырезки из журналов, наклейки, фотографии и т.д. Вот такой альбомчик и называется “скрэпбук”. Отсюда пошла техника скрапбукинга – украшательство фотоальбомов, открыток, рамок для фотографий, шкатулок и любых других вещей аппликациями.
Практическое применение: материал исследования можно применять на уроках и классных часах при изучении Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., а также при проведении экскурсий в школьном музее.
При работе над проектом у нас было много вопросов, на которые мы постарались найти ответ.
.
II. Основная часть
1. Огненное кольцо.
1 вопрос - Зачем немцам был так нужен Сталинград?
2 вопрос - Какие разрушения принесла городу эта битва?
Из различных источников мы узнали: «Битва за Сталинград была очень тяжелая. Отстоять город, было делом чести. Ведь с захватом такого крупного центра промышленности, каким и являлся Сталинград, фашистам удалось бы не только ослабить страну, но и подойти к столице нашей родины – Москве, а также окружить Ленинград. Главнокомандующий советской армии И.В. Сталин издал приказ – «Ни шагу назад»» [1,с 9].
«Советские солдаты сражались за каждую улицу, за каждый дом, каждый этаж, за каждый камушек родной земли. 200 дней и ночей длилась Сталинградская битва. Один из страшных дней для жителей города – 23 августа 1942 года. «23 августа была особенно сильная бомбардировка. Две тысячи вылетов совершили в этот день фашистские самолеты. Каждую минуту на Сталинград обрушивалось сорок бомб!»» [2, с 14].
«Ценой невероятных усилий наши войска смогли не только отбить наступление гитлеровских войск 19 ноября 1942 года, но и окружить передовые части немецкой армии во главе с генералом-фельдмаршалом Паулюсом - 2 февраля 1943 года» [3,с 308].
Советская Армия разгромила 5 армий противника, взяла в плен 91 тыс. человек. Но, к сожалению, и среди советских солдат было много потерь.
Город был превращен в руины. Погибло свыше 40 тысяч мирных жителей. Горели не только здания, горели земля и Волга. Вот так описывает город после освобождения ветеран Великой Отечественной войны, бывший директор школы Лазунин Николай Макарович: «1 марта 43 года мы приехали в разрушенный, но уже освобожденный от немцев г. Сталинград. Здесь я впервые своими глазами увидел чудовищное невообразимое разрушение города, весь город на протяжении 60 км был в руинах, не было ни одного целого здания»
Вывод: Изучив литературу мы поняли, что было несколько причин захвата Сталинграда немцами. Во – первых, это крупный промышленный город на берегу Волги, где пролегали жизненно важные транспортные маршруты. Во-вторых, город носил имя Сталина, что делало захват города выигрышным ходом.
Город был разрушен. Уцелело 11 тыс. домов. Погибло очень много гражданского населения: было убито свыше 40 тысяч мирного советского населения 2. Герои Сталинградской битвы.
3 вопрос – Почему люди, не жалея своей жизни, бились до последнего за этот город?
Все советские воины, принимавшие участие в знаменательной битве, проявили себя мужественными и отважными сынами Родины. Всех назвать невозможно. Мы познакомим с некоторыми из них. Снайпер Зайцев Василий, Герой Советского Союза, прицельными выстрелами уничтожил 225 противников. Остался жив. Спят вечным сном на Мамаевом кургане: Михаил Паникаха, который бросился под вражеский танк с бутылкой горючей смеси; Николай Сердюков, повторивший подвиг А. Матросова; связисты Матвей Путилов, Василий Титаев, которые наладили связь, зажав зубами концы провода; медсестра Гуля Королева - вынесла с поля боя десятки тяжело раненых бойцов. Даже смертельно раненая продолжала стрелять фашистов.
Много имен героев той битвы - пехотинцев, артиллеристов, танкистов и летчиков. Их именами названы улицы, школы, заводы. Никто не должен быть забыт. Герои Сталинградской битвы никогда не должны быть забыты. Но очень много солдат осталось лежать неизвестными. В России создаются поисковые отряды, цель которых: поиск пропавших без вести солдат.
В нашем районе действует поисковый отряд «Булгар», руководителем которого является Андреянов Борис Алексеевич, учитель ОБЖ МБОУ «Кимовская средняя общеобразовательная школа» Спасского района РТ.
В 2015 году члены поискового отряда «Булгар», совместно с отрядами «Звезда» и «Юнноармеец» Алексеевского района РТ, в рамках «Вахты Памяти» участвовали в экспедиции в Волгоградской области, пос. Рассошки Городищенского района. В результате работ, членами отряда были найдены и подняты останки пяти воинов РККА, погибших при защите Сталинграда. Останки воинов были с почестями похоронены на мемориале.
Вывод: Изучив подвиги советских солдат, мы поняли, почему они сражались не жалея своей жизни. Они очень любили свою Родину, семью, друзей. Вот строчки из письма Героя Советского Союза А.И. Шапошникова, которое подтверждаеи наши слова: «У меня накопилось столько злобы и ненависти к врагам, разрушившим наш край, дом и семью, заставившим потерять имущество и расстаться с родными, что во мне выросло могучее желание мстить врагам, мстить хладнокровно и обдуманно. Мне не страшны раны, боль, труд и смерть, но я обдумываю, как побольше уничтожить врагов раньше, чем они меня выведут из строя»
3. Памятники Сталинградской битвы.
4 вопрос – Какие памятные места в Волгограде, которые помогают нам вспомнить героическую битву?
За выдающиеся заслуги перед Родиной город был награжден орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».
В память о Сталинградской битве в городе есть много памятников.
Самый известный – это комплекс памятников «Мамаев Курган». На Мамаевом кургане во время битвы за Сталинград происходили особо ожесточенные бои. В в результате боев на Мамаевом кургане захоронено более 30 000 воинов-героев.
Главной достопримечательностью Мамаева кургана является монумент «Родина-мать зовет». Мы видим женщину с мечом в руке, которая призывает своих сыновей к борьбе. У подножия кургана монумент «Стоять насмерть», под ним руины двух стен с рельефными композициями героической борьбы.
Все знают Дом Па́влова, в котором во время Сталинградской битвы героически держала оборону группа советских бойцов. Обороной руководил старший сержант Я. Ф. Павлов, отсюда и название дома.
Старинная мельница Гергардта (мельница Грудинина) - разрушенное здание, которое не восстанавливают до сих пор в память о войне.
Люди совершали подвиги, и, в память о них открыли памятники. Красноармеец Паникаха пошёл на танк с гранатой и бутылками с зажигательной смесью, разбил о его броню бутылку, поджёг его, и сам погиб. На месте подвига Паникахи открыт памятник, который изображает воина-моряка в момент броска к фашистскому танку.
Вывод: Все памятники, напоминающие о той битве помогают нам осознать важность мира на земле. Они помогают нам чувствовать гордость, уважение к людям, стойко вынесшим в этом аду.
4. Наши земляки – участники Сталинградской битвы.
5 вопрос - А уроженцы Спасского района были участниками Сталинградской битвы?
Ответ на этот вопрос мы нашли в военкомате в Спасском районе. Нам сообщили, что около 40 человек были участниками Сталинградской битвы. К сожалению, есть пропавшие без вести.
6 вопрос - Кто они? Какой вклад внесли они в победу над фашизмом?
Ответ на этот вопрос мы нашли на сайте «Память народа». Найти подробную информацию оказалось невозможно, у многих нет родственников, к которым можно обратиться за информацией.
ЕРУНОВ АНАТОЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ
Анатолий Николаевич родился в пос. Спасский Затон (позже затон им.Куйбышева) Куйбышевского района ТатАССР 9 октября 1923 года.
Участник Великой Отечественной войны.
Сначала попал в школу младших командиров, получил звание сержанта, потом снова учеба - на механика-водителя танка Т-34. А после - прямым ходом на Воронежский фронт. Полк, в котором воевал Ерунов, принимал участие в Курской, Сталинградской битвах, участвовал в освобождении Украины, а победу наш земляк встретил на подступах к Берлину. [5].
ПРОКОФЬЕВ АЛЕКСАНДР СЕМЕНОВИЧ
Александр Семёнович родился в 1914 году в с.Бездна Спасского уезда Казанской губернии, ныне с.Антоновка Спасского р-на РТ. Начальное образование получил в школе в родном селе. В 1933 году окончил Казанский государственный педагогический институт. В 1934–39 годах служил в рядах Красной Армии. В 1939–41 годах работал учителем в Куйбышевском районе ТатАССР. Участник Великой Отечественной войны. В 1941 году Куйбышевским РВК ТатАССР был призван по мобилизации в действующую армию. После окончания курсов «Выстрел» получил звание лейтенанта, командовал ротой 90-й гвардейской стрелковой дивизии.
Участник Сталинградской и Курской битв. В 1945 году после тяжёлого ранения был комиссован в звании капитана. Награждён орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.
Умер 06 июля 1977 года, похоронен в г.Казань.
Поиск участников Сталинградской битвы помог нам встретиться с родственниками Шамаева Ивана Григорьевича. Мы съездили к ним, они нам рассказали о жизни Ивана Григорьевича, показали фотографии. Нам было интересно посмотреть, какой был Шамаев И.Г в молодости, прочитали его воспоминания об этой битве. [5].
ШАМАЕВ ИВАН ГРИГОРЬЕВИЧ
Иван Григорьевич родился в 1919 году в с. Антоновка Спасского уезда Казанской губернии (позже Спасский кантон ТатАССР, Куйбышевский район ТатАССР, ныне Спасский район РТ).
Участник Великой отечественной войны. Призван в ряды Красной Армии Куйбышевским РВК ТатАССР 16 сентября 1939 года. Фронтовые дороги проехал, воюя в должности шофера роты обеспечения 10 стрелковой дивизии НКВД Сталинградского фронта, с марта 1943 года в 342 отдельной автороты подвоза 181 стрелковой дивизии 13 Армии Центрального фронта, с ноября 1944 года шофер АХЧ 181 стрелковой дивизии 1-го Украинского фронта. Победу встретил шофером в составе Управления 181 стрелковой дивизии. После демобилизации в звании старший сержант вернулся на родину. Жил в с.Антоновка и работал в совхозе "Антоновский" на различных должностях..
Награжден орденом Красная Звезда (1945г.), орденом Отечественной войны 2-степени (1985г.), медалью "За боевые заслуги", медалью "За Отвагу", медалью "За победу над Германией в Великой отечественной войне 1941-1945г.г." и другими медалями.
Когда мы закончили работу над проектом в Спасский район пришла новость: в ходе плановых поисковых работ на местах боёв Великой Отечественной войны в хуторе Плесистовский Суровикинского района Волгоградской области казачьим поисковым отрядом «Донской рубеж» города Суровикино под руководством Дмитрия Кауркина были найдены непогребённые останки советского воина.
Из сохранившихся записей в медальоне и красноармейской книжке, найденных при останках, удалось прочитать: Сусликов Пётр Ильич, 1916 г.р. Уроженец: Автономная Татарская Советская Социалистическая Республика, Куйбышевский р-н, с. Красная Слобода.
Таким образом, благодаря бескорыстному труду поисковиков вернулось из небытия ещё одно имя солдата Великой Отечественной войны, который до этого считался пропавшим без вести. [4, с 12-13].
Вывод: Каждый из них сделал свой вклад в приближение Победы. Мы гордимся тем, что наши земляки были участниками Сталинградской битвы. У каждого из них были свои планы, свои мечты, своя семья. Но когда Родина оказалась в опасности, он, чтобы защитить её, не задумываясь, пошли на ее защиту, многие из них сделали шаг в вечность…
.
III. Заключение.
Проанализировав подвиг защитников Сталинграда, мы пришли к выводу, что их подвиг неповторим и бессмертен. О величии бессмертного подвига героических защитников Сталинграда будет всегда напоминать замечательный памятник - ансамбль на Мамаевом кургане. Каждый из нас должен помнить подвиг защитников Сталинграда.
Наша гипотеза подтвердилась: мы нашли информацию о Сталинградской битве, ответили на интересующие нас вопросы, пообщались с родственниками Шамаева И.Г.
Всю найденную информацию мы оформили в альбом «Сталинградская битва». Мы считаем, что альбом поможет ученикам младших классов познакомиться с историей битвы, героями и нашими земляками, которые внесли свою лепту в победу.
Вечная память героям былых сражений и безграничная благодарность им за нашу мирную жизнь!
Работа над наполнением альбома будет продолжаться, будем искать материал о наших земляках, которые участвовали в Сталинградской битве.
IV. Список литературы
1. Алексеев С. П. Сталинградское сражение.1942-1943: рассказы для детей. – М.: Дет. Лит., 2016. – 106 с.
2. Внуков Н.А. Огненное кольцо. – Ленинград: «Детская литература», 1981. - 48 с.
3. Голубев А.В., Телицин В.Л., Черникова Т.В. Российская история: Научно-популярное издание для детей. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. – 416 с.
4. Журнал «Сельский мир». Весна-лето, 2018, 43 c.
5. Интернет-сайт: Виртуальный музей Великой Отечественной войны Республики Татарстан
6. Информационные проекты: «Память народа», «Подвиг народа».
Почта
Лупленый бочок
В поисках капитана Гранта
Швейня
Можно от Солнца уйти...