Развитие городского электротранспорта с 1956 по 2016 гг. Исследование по данной теме.
Вложение | Размер |
---|---|
Проект. Новотроицкий трамвай: от истоков до настоящего времени | 675 КБ |
Презентация к проекту "Новотроицкий трамвай" | 2.97 МБ |
МОАУ «Средняя общеобразовательная школа № 15 г. Новотроицка Оренбургской области»
Новотроицкий трамвай
Подготовил: Нагаева Наталья,
ученица 8В класса
Руководитель: Орищенко Наталья Ивановна,
учитель истории
2016 год
Содержание
Введение ………………………………………………………………………… 3
Заключение ………………………………………………………………………23
Список использованной литературы …………………………………………..24
Приложения ……………………………………………………………………..25
Введение
Актуальность.
«Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, родному краю»
К.Д. Ушинский
Изучение прошлого – увлекательное путешествие вглубь веков и десятилетий. В моем сознании любовь к Родине неразрывно связано с любовью к семье и своим близким, к родному городу, к культуре страны, в которой я живу.
Однажды случайно мне в руки попалась тоненькая книжечка В.Г. Альтова «Новотроицк» (Челябинск, Южно-Уральское кн. Изд-во, 1982). Эта книга посвящена рождению нашего города и комбината. Неужели больше ничего не известно? В 2003 году к 30-летию юбилею школы №15 г. Новотроицка наш выпускник Сергей Николаевич Алтунин создал фильм «Город строителей и металлургов». Неотъемлемой частью фильма является одноименная книга с ограниченным тиражом в 110 экземпляром. Фильм содержательный, много исторических видеоматериалов, документов.
Мы уверены — наш город богат историческими событиями, здесь живут замечательные люди.
Мною сделана попытка изучить историю нашего трамвая. Почему именно Новотроицкого трамвая? Очень просто: моя мама там работает.
В 2015 году городу Новотроицку исполнилось 70 лет (ровесник Победы в Великой Отечественной войне). С развитием промышленной зоны – Орско-Халиловского металлургического комбината и ростом строительства жилья в Новотроицке назрела необходимость в общественном городском электротранспорте. Основным видом транспорта у нас является, конечно же, трамвай. Но не все знают, что в 2016 году Новотроицкому трамваю исполняется 60 лет.
История страны складывается из истории жизни отдельных людей, истории сел и городов. Но самое главное, мы уверены в том, что нам, подрастающему поколению продолжать историю города и нести ответственность за то, каким этот город будет в будущем.
Новизна и теоретическая значимость.
В 50-е годы ХХ века журналисты в местной газете «Гвардеец труда» начали печатать статьи о нашем городе. К юбилейным датам выпускаются красивые журналы. В городском музее имеется краеведческий материал, но об истории нашего трамвая он просто отсутствует, нет тематического стенда (раздела) о нем. Десять лет назад руководство трамвайного управления к 50-летнему юбилею Новотроицкого электротранспорта выпустила проспект-брошюру о ветеранах, трудовых династиях муниципального транспортного предприятия.
Теоретическая значимость моего исследования заключается в изучении истории развития Новотроицкого трамвая от истоков по настоящее время.
База исследования: муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 15 г. Новотроицка Оренбургской области».
Гипотеза: если изучим историю развития Новотроицкого трамвая от истоков по настоящее время, то узнаем, что наш город богат историческими событиями и замечательными люди.
Цель: изучить историю развития Новотроицкого трамвая от истоков по настоящее время.
Задачи:
Практическая значимость: расширение кругозора по данному вопросу; желание стать исследователями.
Объект исследования: Новотроицкий электротранспорт.
Предмет исследования: развитие электротранспорта города Новотроицка.
Методы исследования:
Структура работы.
Работа имеет классическую структуру – введение; основная часть, состоящая из двух глав – Новотроицкому трамваю 60 лет, знакомство с историей развития трамвайной службы; заключение, список литературы, приложения.
Глава I. Новотроицкому трамваю – 60 лет
I.1 Трамвай – необходимый для города объект
Город металлургов и строителей родился 13 апреля 1945 года. Вырастали корпуса Орско-Халиловского металлургического комбината (далее – ОХМК); полным ходом шло строительство домов и социальных объектов; население города постоянно прибывало. В основном, это молодежь по комсомольской путевке — энтузиасты и романтики.
С развитием промышленной зоны и ростом строительства жилья в городе Новотроицке назрела необходимость в общественном городском электротранспорте.
Не надо много говорить о том, какое значение имел электротранспорт для молодого, быстро развивающегося города, ведь раньше на работу горожане добирались пешком.
Промышленные объекты металлургического комбината находились на значительном расстоянии от города и рабочих поселков. Это существенно влияло на производительность труда. Всякое передвижение людей было сопряжено с трудностями, в том числе и посещение культурных и лечебных заведений. Промышленные и строительные организации отвлекали на перевозку рабочих большое количество машин автомобильного парка, поэтому на промышленных площадках нарушалось снабжение строительными материалами и срывались графики.
В 1947 году на расширенном заседании Ново-Троицкого городского Совета депутатов принято решение: «Считать необходимым строительство трамвая для сообщения города Ново-Троицка с промышленной площадкой работой первой очереди и просить Министерство чёрной металлургии о включении в генеральную смету строительства города расходов по осуществлению трамвая» (орфография документа сохранена).
Первая линия должна была пройти от административного центра коксохимического цеха (далее – КХЦ) вдоль южной границы промышленной площадки металлургического завода, мимо вокзала железнодорожной станции, по улице Советской до лога Безымянного (будущий район «Парк»).
В 1951 году решением исполкома городского Совета в восточном районе города была отведена площадка 0,9 га под строительство трамвайной электротяговой подстанции.
Проектная организация «Гипрокоммундортранс» города Москвы в июле 1954 года разрабатывает проект трамвайной линии трамвая ОХМК первой очереди строительства от остановки КХЦ в сторону города протяженностью 12 км в однопутном исчислении (район «Строительного техникума») и выдает типовой проект тяговой подстанции № 1 на 2РМНВ-1000 с привязкой к местности (район остановки «Пушкина»).
В 1954 году городской Исполнительный комитет утвердил лишь решение о строительстве трамвайного парка. Куратором строительства был назначен начальник Управления коммунально-жилищного хозяйства Афанасьев С. С.
В мае 1955 года принято решение о выделении площадки 0,9 га в районе между вокзалом и административным центром КХЦ под строительство трамвайного парка.
В течение 2х лет, 19551956 гг., завершено строительство трамвайного пути, контактной сети, тяговой подстанции и диспетчерского павильона. Трамвайное управление вошло в состав Управления коммунального хозяйства (далее – УКХ).
I.2 Развитие Новотроицкого трамвая от истоков по настоящее время
В мае 1955 г. жители города были приятно удивлены, увидев, как по улице Советской протянулись первые звенья стальных рельсовых путей. Так было положено начало строительству трамвайной линии. За работу с большим энтузиазмом взялось управление капитального строительства комбината. Графики были составлены и утверждены с жесткими сроками – «закончить строительство всех сооружений и пустить первую очередь трамвая от больничного городка до металлургического комбината к 7 ноября 1955 года». Новотройчане уже представляли себе бегущие разноцветные вагончики, но это было только на бумаге и в планах. На деле же все обернулось иначе: руководители строительного треста вовремя не обеспечили материально-техническую базу. После укладки 300 метров пути работы были приостановлены. На складах технического снабжения не оказалось ни рельсов, ни шпал, ни скреплений. На начало 1956 года дорожники уложили всего около 5 км пути, да и то не основательно. Решено было взять эту стройку под контроль общественных организаций.
Параллельно надо было решать вопросы приобретения требуемого количества вагонов, подготовки кадров водителей и слесарей по обслуживанию и ремонту трамваев, трамвайного пути, контактной сети и подстанций, постройки депо. И только летом работа закипела. Ввод в эксплуатацию трамвайной линии происходил с опозданием ровно на год.
В мае 1956 года отдел кадров УКХ направляет группу девушек из 15 человек для обучения в г. Орске по специальности «вагоновожатые».
Событием для города Новотроицка стал август 1956 г. — приобретение 4х трамвайных поездов модели КТМ-1КТП-1 с УстьКатавского вагоностроительного завода Челябинской области.
В документах архивного фонда ОХМК сохранился единственный совместный приказ директора ОХМК и управляющего трестом «Орскметаллургстрой» № 165/224к от 16 октября 1956 года. Этим приказом создавалась комиссия для приема законченного строительства сооружений трамвая.
Сентябрьский номер городской газеты «Гвардеец труда» за 1956 год повествует о ходе строительства трамвая под заголовком «На пусковых объектах» (из архива редакции «Гвардеец труда»).
Октябрь 1956 г. — завершается монтаж кабельной сети, укладка трамвайного пути, ведутся пуско-наладочные работы оборудования тяговой подстанции № 1 предприятием НТМУ-УЭМ (сентябрь — ноябрь).
Ноябрь 1956 г. – уложен трамвайный путь: разворотное кольцо КХЦ с тупиком (смотровая канава) для обслуживания трамвайных вагонов и разворотное кольцо у существующей остановки «Строительный техникум».
Об открытии трамвайного маршрута свидетельствует статья в городской газете «Гвардеец труда» за ноябрь 1956 года под заголовком «В подарок Родине — есть трамвай!».
5 ноября 1956 г. в Новотроицке царил настоящий праздник. В честь долгожданного события открылся митинг. В этот день вышли на маршрут 4 трамвайных вагона. В День 39й годовщины Великого Октября, проезд на трамвае был бесплатный. По улице Советской с мелодичным перезвоном промчался первый трамвай, блеснув свежей краской. Вагон дошел до КХЦ и направился обратно к больничному городку. Его почетными пассажирами стали, конечно, строители и дети. Первый маршрут был коротким: расстояние составляло чуть более 5 км. Трамвайные вагончики были простенькими, с деревянной обшивкой.
В городской газете «Гвардеец труда» были напечатаны «Правила пользования трамваем в городе», состоящие из таких разделов, как порядка входа и выхода пассажиров, оплата проезда и провоза багажа, порядок проезда и ответственность пассажиров. В приложениях к «Правилам» также указывался перечень цен оборудования трамвайных вагонов в случае порчи имущества.
Из-за отсутствия ремонтной базы (депо только строилось) обслуживание и ремонт вагонов приходилось делать под открытым небом в дождь, в метель, но трамваи ходили по маршруту согласно расписанию.
Параллельно велась укладка трамвайного пути до улицы Комарова с разворотным кольцом на площади у здания Городской администрации (существующая остановка «Железнодорожная»). Трамвайный путь протяженностью 14,3 км сдан в эксплуатацию до Нового 1957 года.
1957 г. – Завершается строительство депо на 2е смотровые ремонтные канавы и укладка деповских путей с подводом в депо.
1967 г. – Проложен трамвайный путь до фасонолитейного цеха, протяженностью 1,75км. (Автоматика — ФЛЦ).
1969 г. – По путепроводу в район Западного укладывается трамвайный путь, монтируется контактная сеть, протяженность маршрута № 2 («ФЛЦ» — «Рынок») составляет уже 17,25км.
1971 г. – Началась полная модернизация подвижного состава.
1972 г. – Проведен трамвай в новый жилой микрорайон до нынешней остановки магазин «Новотроицк».
1978 – 1979 гг. – Ежегодно увеличивалась мощь трамвайного управления: росла численность работников, менялся подвижной состав: 1974 год — 27 единиц — КТМ5, 21 единиц — КТМ; КТМ2 (для сравнения, 1978 год — 58 единиц — КТМ5, 16 единиц — КТМ; КТМ2). Трамвайное управление стало одним из структурных подразделений ОХМК, а точнее — полноценным цехом предприятия, и это позволило сделать значительный рывок в развитии трамвайного транспорта.
1979 г. – Трамвайное управление получает новое прекрасное депо, построенное трестом «Новотроицкметаллургстрой» и «Промстрой-3».
1990 – 2000 гг. – 1990е годы вошли в историю города Новотроицка как уникальное время великих перемен, жизненных потрясений и, в то же время, примера социальной защиты людей. ОХМК взял на себя заботу по социальной поддержке всего населения: главная артерия города — трамвайный транспорт — стал бесплатным для всех. До 2001 года Новотроицк был объектом восхищения и зависти всех жителей Оренбургской области!
2001 - 2002 гг. – Решением городского совета народных депутатов города Новотроицка от 26.02.2001 г. создано с января 2002 года муниципальное унитарное предприятие «Новотроицкий электротранспорт» (далее – МУП «Новэлект»), и трамвайное управление было выведено из структуры металлургического комбината ОАО «НОСТА» (ОХМК).
2006 г. – В год 50летия Новотроицкого трамвая коллектив МУП «Новэлект» также с честью продолжает выполнять свои задачи по обеспечению безопасной и бесперебойной перевозки пассажиров города и с оптимизмом смотрит в будущее. Парк вагонов составляет 67 единиц (модели 71605; 71608К; 71608КМ), 7 единиц специального подвижного состава, имеются машины для обслуживания и ремонта контактной сети, трамвайного пути. Протяженность трамвайного пути, контактной сети составляет 30,3 км, работу которых обеспечивают 5 тяговых подстанций. Увеличилось количество трамвайных маршрутов — их стало 5, и это один из важнейших показателей развития города и его транспортной системы.
2008 г. – По федеральной и областной программе силами работников предприятия начат полномасштабный ремонт верхнего строения трамвайных путей в районе улицы Советской и остановки «Автоматика». Укладывается на рельсовых путях бетонная плитка по улице Советской. Центральная часть города приобретает современный благоустроенный вид.
2011 г. – Год 55-летнего юбилея со дня пуска первого трамвая в городе Новотроицк. На предприятии трудятся около 400 высококвалифицированных специалистов. Это водители трамвая, монтёры пути, слесари-ремонтники подвижного состава, электромонтёры, диспетчеры и многие другие специалисты. Многие из них награждены знаками Министерства транспорта Российской Федерации: «Почётный работник горэлектротранспорта РФ», «За работу без аварий» 1, 2 и 3 степени. Ежегодно на Доске Почёта города Новотроицка размещаются фотографии и работников МУП «Новэлект».
2012 г. – Год нелёгких испытаний для предприятия МУП «Новэлект». Связано это с повышением роста тарифов на электроэнергию, топливо и коммунальные услуги, удорожанием запчастей. Предприятие долгое время не поднимало тарифы на билетную продукцию для проезда в трамвае. Принято решение о ликвидации предприятия МУП «Новэлект» и создании нового предприятия МУП «Новотроицкий Городской Транспорт».
Глава II. Трамвайная служба: события и люди
II.1 Первые работники трамвайной службы
Первые трамваи вели А. Титова и А. Жукова. Со стороны КХЦ трамвай вела вагоновожатая Титова А.И., а со стороны города - вагоновожатая Жукова (Станиславская) А.Т.
Возглавлял службу пути знающий свое дело Ковалев И.П.
Монтеры пути - Голованова З.В., Цаплина А., Чеботарева К.Е., Прокопенко З.С., Панченко, Диулина Е.Я., Гаврилова Н.К., Косенкова М.С., Круцких В.Н., Рублева Р.М., Орлова М.Ф., Фролова Н.М., Шандрюк Л.И., Шуваева А.И., Кожина Е.А., Хижняков В., Фролова Ю., Михеенко М.Ф., Васильева Н.Г., Ледковская Ф., Колпакова А.С. - их трудовой стаж не менее 20 лет.
Косенкова М.С. - кондуктор, Прокопенко З.С. - водитель трамвая, Чеботарева К.Е. - экспедитор-кладовщик, Голованова (Данилушкина) З.В. - старший кассир - эти люди проработали в управлении до пенсии.
Подвижной состав комплектовался кондукторами, которые обслуживали пассажиров и приводили в эстетический вид трамвайный вагон: Смурова А.В., Кузнецова А.И. Мовчан А.Н., Саматуева М.В., Шерстенева К.И., Аксенова (Сомова) В.Ф., Костина (Кречетова) З.М., Иванова (Щербакова) О.И., Кудряыцева Л.В., Никулина З.М., Черникова М.Д., Реутова Н.В., Кондратьева Н.П., Ващенникова Н.М., Байкипева Е.М., Тучина Р.П., Ронжина М.П., Небосенко Н.С., Хордина А.В., Овчинникова В.И., Матвеева М.Ф., Ломанченкова З.Г., Бутвина М.В.
II.2 Первые работники службы депо
Мастер Любенец В.А. и электрослесари Кревнер Г.М., Льготский А.В., Орлянский М.П., Напольнов С.Н., Дмитриев Б.В., Дельхман К.И., Зиновьев В.П., Гурьев В.П,. Фухов П.И,. Романенко Н.Е., Мазер К.Ф.
Мастер Симоненко М. и слесари Атдатчиков Н.С., Собокарь Н.А., Хохрин Г.Н., Коннов П.Н., Черников В., Щукин И.М., Зявенко Ю.А., Тимофеев Е.Н., Калашников П.В., Хайминов В.И.
Под руководством мастера А.П. Новикова производились ремонты и техническое обслуживание контактной сети и подстанции электрослесарями Сиренко А.Е., Данилиной Г.С., Нихаевой Н.С., Смуровой Г.Г., Тимашиной В.И., Ампитловой М.П. (дежурный электрик), Егоровой Г.П.
Трудовой коллектив свято чтит свою историю и хранит память о тех, кто строил, мерз, недоедал, но изо всех сил старался создать для людей и для города удобный и надежный трамвайный транспорт.
II.3 Первые специалисты – руководители служб
Главный инженер трамвайного управления Тулинов В.Я., начальник депо - Кревнер Г.М., начальник службы подвижного состава - Водопьянов П.М., начальник службы эксплуатации - Кревнер В.Н., Главный механик - Харламов А.К., начальник службы пути - Глебов А.С., мастер контактной сети и подстанций - Кузьменко Е.Ф., диспетчер Титова (Веселая) Л.П.
С увеличением инвентаря подвижного состава, сложного в устройстве и ремонтах, возникла необходимость в высококвалифицированных специалистах, и в 1973 году из УЖДТ (ОХМК) приглашают на работу главным инженером трамвайного управления Сорокина А.С., начальником службы подвижного состава - Шемякина А.И., продолжающего сегодня работать начальником технического отдела.
Первым начальником трамвайного управления назначается 43летний начальник электрохозяйства ЖКХ — Гершкович Яков Соломонович, грамотный специалист, талантливый организатор - человек просто легендарный в трамвайном управлении. 20 лет на посту директора - это целая эпоха созидания (1956 – 1976 гг.).
С 1976 г. по 2001 г. возглавил трамвайное управление Сорокин Анатолий Сафронович.
2001 - 2002 гг. – руководитель трамвайного управления МУП «Новэлект» являлся Дементьев Николай Павлович. Время организации нового самостоятельного предприятия выдвинуло свои требования, многое приходилось делать впервые: самостоятельный баланс, самостоятельная отчетность, работа с ОАО «НОСТА» (ОХМК) как с коммерческим партнером.
2002 – 2013 гг. - Захарченко Валерий Анатольевич. В 2012 году произошел спад финансовой деятельности предприятия: это с повышением роста тарифов на электроэнергию, топливо и коммунальные услуги, удорожанием запчастей. Предприятие долгое время не поднимало тарифы на билетную продукцию для проезда в трамвае. Результат – ликвидация предприятия МУП «Новэлект» и создание нового предприятия МУП «Новотроицкий Городской Транспорт».
2013 – 2016 гг. - директором нового предприятия назначен Кожевников Юрий Иванович, ранее работавший на этом же предприятии в должности начальника энергослужбы. МУП «НовГорТранс» в качестве нового юридического лица продолжает осуществлять перевозку пассажиров города Новотроицка трамваями и автобусами на всех городских пассажирских маршрутах, не снижая объёмов перевозок. Предприятие полно решимости и далее продолжать выполнять социальную программу по перевозкам всех категорий граждан, пенсионеров, учащихся, студентов и малоимущих граждан.
15 февраля 2016 г. - Хомяк Алексей Владимирович, бывший главный инженер предприятия.
II.4 Планы и перспективы
Перспективное развитие предприятия:
Заключение
Яркой достопримечательностью и визитной карточкой Новотроицка является, конечно, трамвай. Это самый демократичный, экологически чистый и доступный вид транспорта. Наше исследование подтвердило гипотезу: наш город богат интересными событиями и замечательными людьми, которые оставили заметный след в истории города. На предприятии трудятся около 500 высококвалифицированных специалистов. Это водители трамвая, монтёры пути, слесари-ремонтники подвижного состава, электромонтёры, диспетчеры и многие другие специалисты. Многие из них награждены знаками Министерства транспорта Российской Федерации. Ежегодно на Доске Почёта города Новотроицка размещаются фотографии работников МУП «НовГорТранс».
Список литературы
Интернет-ресурсы
Слайд 1
НОВОТРОИЦКИЙ ТРАМВАЙ: от истоков по настоящее время Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15 г. Новотроицка Оренбургской области» 2016 Подготовила: Нагаева Наталья Евгеньевна, ученица 9В класса Руководитель: Орищенко Наталья Ивановна, учитель историиСлайд 2
НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ Отсутствие краеведческого материала по истории развития трамвая в городском музее Изучение истории развития Новотроицкого трамвая от истоков по настоящее время с 1956 по 2016 годы 2016 год – 60 лет Новотроицкому трамваю
Слайд 3
Митинг, посвященный пуску первых цехов комбината 1945 год
Слайд 4
«Кукушка» (тепловозик) таскала платформу-прицеп, возила людей от Парка до комбината и обратно в 5 ч. утра 1947 год 1951 год 1954 год
Слайд 5
15 девушек обучаются в Орске по специальности «вагоновожатые» 1956 год
Слайд 6
Первые вагончики
Слайд 7
Проложен трамвайный путь до фасонолитейного цеха (ФЛЦ) 1967 год 1969 г. - В район Западного укладывается трамвайный путь
Слайд 8
1971 год Началась полная модернизация подвижного состава 1972 год - увеличены пути трамвайных линий 1979 год – ДЕПО трамвайного управления
Слайд 9
1990-2000 гг. – транспорт стал бесплатным для всех 2001-2002 гг. – « Новэлект » выведен из структуры комбината ОХМК 2006 год – 5 маршрутов трамвая по городу
Слайд 10
2008 год - на рельсовых путях укладывается бетонная плитка по улице Советской 2011 год – 55-летний юбилей со дня пуска первого трамвая 2012 год – « Новэлект » ликвидирован, создан МУП « НовГорТранс »
Слайд 11
Первые работники трамвайной службы Первые трамваи вели А. Титова А. Жукова Первые работники трамвая
Слайд 12
Первые специалиста – руководители служб Гершкович Яков Соломонович с 1956 по 1976 гг. Сорокин Анатолий Сафронович с 1976 по 2001 гг. Дементьев Николай Павлович с 2001 по 2002 гг.
Слайд 13
Первые специалиста – руководители служб с 2002 по 2013 гг. Захарченко Валерий Анатольевич Кожевников Юрий Иванович с 2013 по 2016 гг. Хомяк Алексей Владимирович с февраля 2016 г.
Слайд 14
5 ноября 2016 год – 60 лет Новотроицкому трамваю
Пейзаж
Почему Уран и Нептун разного цвета
Новый снимок Юпитера
Весенняя сказка
Прекрасная химия