История села Табат
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_sela_tabat.docx | 29.43 КБ |
Управление образования
Администрация Бейского района Республики Хакасия
Конкурс ученических проектов, посвященный 95-летию Бейского района «Есть в Хакасии край у подножья Саян…»
Тема: «История села Табат»
ФИО учащегося:
Баузер Юлия Анатольевна,
5 класс
Руководитель исследования:
ФИО учителя:
Чекурина Кристина Петровна
Учитель (предмет): математика
Бейский район, 2019
Введение
Будет разговор,
О селе родном и милом,
Где мы все живём!
Тема моей исследовательской работы «История села Табат».
Актуальность темы, я думаю, очевидна. Каждый человек должен знать о том месте, где он родился, живёт. Ни для кого не секрет, что много сёл и деревень вымирают и постепенно о них забывают, поэтому я решила собрать материал о своём селе и оставить его в школе для других детей, которым тоже будет интересно узнать о своей малой родине.
Я хочу узнать о событиях, которые происходили в нашем селе. Мне интересно то, каким оно было много лет назад. Каждое село вправе гордиться своей историей. У каждого она своя, неповторимая, особая, самобытная. Её год за годом формировали, созидали десятки поколений. То, что нам досталось от прошлых поколений, добыто неимоверными усилиями, потом и кровью наших предшественников. Поэтому мы с благодарностью помним о них, бережно сохраняем всё, что они нам оставили.
Цель работы: изучить историю развития села, его историческое прошлое.
Задачи исследования: узнать о жизни, быте, занятиях людей ; о становлении школы; прививать учащимся любовь к Родине.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что данная работа поможет сохранить в памяти жителей села Табат историю родного края, пробудить интерес населения к возрождению села, воспитать у подрастающего поколения чувство любви к малой родине.
Практическая значимость. Собранные материалы можно использовать на уроках окружающего мира, краеведения, истории, внеклассных занятиях.
Основная часть
В большой стране у каждого человека есть маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая великая Родина.
…Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. Родина всегда с тобой, где бы ты не жил. И у каждого она одна, как мама.
Мы любим Родину. А любить Родину - значит жить с нею одной жизнью. У каждого из нас свои истоки. Для меня Родина начинается с моего села. Моя малая родина – это не только милая сердцу природа, но ещё и человеческие взаимоотношения, традиции живущих. У нас простые края и тихие, которые учат видеть и понимать прекрасное. Мне будет очень горько, если пройдут годы и история моего села будет совсем забыта . Целостная достоверная история прошлого невозможна без устных рассказов. Жизненный опыт самых разных людей – новый исторический источник.
Историю села, города, области, края и т.д. пишут по архивным документам. Но поскольку по истории образования села Табат архивных данных нет, приходится довольствоваться тем, что помнят оставшиеся в живых старожилы и люди, которые когда-то интересовались историей села.
Наше село Табат, вероятно, имеет уже трехвековую (или даже четырехвековую) историю.
Из статьи Прасковьи Устиновны Малыхиной (родилась в 1923 году в селе Табат, работала учителем русского языка и литературы) я узнала, что в 1740-50 гг. заимка или хутор, но что-то существовало под название Табат. Село Табат свое название берет от юрты, принадлежащей хакасу по имени Табат, которая располагалась по улице Манзалык, в настоящее время улица Гагарина. Жители занимались скотоводством, рыболовством, охотой, в тайге было много зверей (медведь, волк, росомаха, лиса, заяц, соболь, белка, рысь, водились выдры, норки, барсуки, маралы, козы, лоси, кабаны, кабарга). Постепенно приходили новые люди, начали осваивать новые земли, а также стали сеять пшеницу, овес, ячмень, лен.
Деревней Табат стал называться в конце 19 столетия, а в 1870 году – селом, когда уже была церковь. В селе жили православные люди. Вначале они молились в довольно большом доме, построенном на горе (где сейчас Дом культуры). Затем была построена церковь, деревянная, небольшая. Позднее была построена большая церковь с куполами, которая в 30-е годы была варварски разрушена. Сняли кресты, разбили иконы. Бревна увезли за деревню на постройку электростанции, которая так и не была построена.
Население Табата было неграмотное. Но примерно в конце 19 века в деревню приехал учитель. Он учил детей на дому, звали его Тарас Ильич. Учил он арифметике, чтению, письму, рисованию. Учащихся было очень мало, не более 10 человек из зажиточных семей. Вот при нем и было решено строить школу.
Вскоре в Табате появился второй учитель – Александр Петрович Бехтерев. Занимались два учителя в частном доме Долгопятова. Учащихся насчитывалось до 50 человек.
Примерно в 1895-97гг. начали строить училище. Строительство начали ранней весной, и летом было построено здание полностью. В октябре 1898 года начались занятия, которые проводили Александр Петрович Бехтереев и священник Любуцкий. Учились в школе в основном мальчики, девочек было совсем мало. За обучение платили определенную плату. В здании, построенном в 1898 году, была до 1935игода начальная школа. В 1953 году в этом же здании и еще в одном из кулацких домов открыли неполную среднюю школу (1-7 классы). В 1966 году это здание было передано Табатскому сельсовету, а позднее – Табатскому совхозу.
1968 году была построена новая кирпичная трехэтажная школа, которая продолжает работать и в настоящее время.
С начала 1900 года в Табате появлялись купцы. В основном же жители Табата были середняки, с большими семьями, ютились в избушках, многие были безлошадные, в основном батрачили на богатых и зажиточных. Занимались хлебопашеством, скотоводством, охотой, сеяли лен, коноплю, из волокна которых ткали холщовое полотно, шедшее в основном на одежду. Из шерсти тоже ткали полотно, шили шерстяные шабуры, одеяла, половики, из конопли вили веревки. Из березы гнали деготь, делали из леса домашнюю обстановку, утварь, заготавливали дрова. В лесу собирали ягоды, грибы, добывали орехи. Была в деревне маслобойня, из семян конопли, льна, подсолнечников выбивали масло. Молотили зерновые вручную.
По документам 1911 года, была перепись населения Минусинского уезда Енисейской губернии (Табат входил в Минусинский уезд), где записано: «Деревня Табат расположена на юг от Минусинска в 150 км по реке Табат, в деревне есть церковь «Святого духа», начальная школа министерства народного просвещения, хлебный магазин, 185 дворов, население всего 1677 человек – 826 мужчин, 851 женщин».
В другом документе, составленном по данным Всероссийской переписи и по другим исследованиям 1916-1918 гг., записано: «В деревне Табат есть школа, церковь, потребительское сообщество, магазин. Расстояние до волостного села Бея – 19 км, до уездного г. Минусинска 150 км, число наличных хозяйств 343, старожилов - 268, переселенческих – 75. Приписано обществу 270, посторонних – 73, численность населения – 1903 человека. Мужчин - 807, трудоспособных - 383, женщин – 783. Посторонних мужчин – 161 человек, из них трудоспособных – 27, женщин – 158 человек».
Советская власть в Табате устанавливалась 1919 году. Весь 1918 год было полное безвластие. Установить советскую власть было крайне трудно, так как бедняки были беспомощны, неграмотны, а богатые не хотели советской власти. Они организовали отряды, скрывались в лесах, совершали ночные вылазки, убивали активистов, пропагандирующих советскую власть. В 1919 году в Табате образовали сельский совет. Табат стал селом. В это смутное время разделились на белых и красных. Белобандиты, обозленные враги советской власти, расстреливали красных, издевались над женщинами и детьми, сжигали дома, грабили население. Красные тоже организовали добровольческие отряды. Так в феврале 1921 года отряд из Табата помог разгромить банду Олиферова вблизи деревни Уты. Банды в Табате появлялись и в период коллективизации.
Великая Отечественная война (1941-1945 гг.) много горя принесла и в наше село. К 1940 году в нашем селе уже были крепкие хозяйства – колхозы, сравнительно высокий уровень жизни народа. Война резко перевернула всю жизнь, все мужское население было мобилизовано и отправлено на фронт, в селе остались дети, женщины, старики. Но деревня, как и вся страна, жила, работа под лозунгом: «Все - для фронта, все - для Победы». Ушедших на фронт заменили женщины и подростки, работали днем и ночью. Женщины сели на трактора и комбайны. Пахали, сеяли, убирали урожай, косили сено для скота. Зерно, мясо и другие сельхозпродукты сдавали в фонд обороны. Село трудно переживало военные годы. Были и холод, и голод, и болезни, и смерти. Осиротевшие дети отправлялись в детский дом, который просуществовал в Табате до 1968 года.
В стране многие колхозы стали реорганизовывать в совхозы. Так, в Табате в 1970 образовался совхоз «Табатский», в него вошли колхоз «Заветы Ильича» (с.Буденовка) и колхоз деревни Нижняя Киндирла, было организовано 4 отделения совхоза.
С 1992 года совхоз переименован в акционерное общество закрытого типа.
Заключение
В ходе исследовательской работы мы пришли к следующим выводам:
История села тесно связана с историей всей страны, что находит свое выражение во всем: в экономическом, культурном, социальном планах.
Жить в родном краю и не знать его историю нельзя. Знание истории родного края, его прошлого помогает лучше оценить настоящее, воспитывает любовь и уважение к людям труда. Без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего.
Край, в котором мы живем и работаем является богатейшим сокровищем отечественной культуры.
Мы, жители села Табат, гордимся своим селом. Гордимся тем, что у нас такая древняя история, такая прекрасная природа, такие трудолюбивые люди, хорошо развита культура. Мы хотим, чтобы из поколения в поколение наше село сохранило свою красоту.
Соленая снежинка
Новогодние гирлянды
Сказка на ночь про Снеговика
Сила слова
Заяц, косач, медведь и весна