Работу выполнила ученица 7а класса Абзелилова Залия. Руководитель: учитель математики Юламанова Миляуша Аглямовна.
Цели исследовательской работы:
1. Изучить методы и приемы быстрого счета.
2. Показать возможность их использования для улучшения качества вычислений и для саморазвития.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_uchenitsy_7_klassa_abzelilovoy_z.rar | 1.12 МБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.ТЕМЯСОВО
Научно-исследовательская работа по математике на тему
«Интересные приёмы быстрого счета»
Работу выполнила ученица 7а класса
МОБУ СОШ с.Темясово
Абзелилова Залия
Руководитель: учитель математики МОБУ СОШ с.Темясово
Юламанова М.А.
2017
Цели исследовательской работы:
1. Изучить методы и приемы быстрого счета
2. Показать возможность их использования для улучшения качества вычислений и для саморазвития.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать материал по данной теме.
2. Выбрать наиболее оптимальные методы и приемы быстрого счета
3. Познакомить с ними одноклассников.
Объект исследования: методы и приемы быстрого счета.
Актуальность выбранной темы: большинство учащихся испытывают затруднения при выполнении вычислений. Многие часто используют калькулятор, устно же считать почти никто не умеет. Приемов рациональных вычислений в учебниках очень мало, однако при сдаче ЕГЭ и ГИА использование калькулятора не разрешается, и на экзамене требуются умения и навыки хороших вычислений.
Гипотеза: в старину говорили: « Умножение – мое мученье». Значит, раньше было сложно и трудно умножать. Просты ли наши современные способы различных вычислений, а не только умножения?
Овладение приёмами устного счёта позволит повысить качество и скорость вычислений моих одноклассников.
Я провела анкетирование учащихся 5-го, 8-го и 10-ых классов по следующим вопросам:
1. Умеешь ли ты быстро и правильно считать?
2. Как часто ты пользуешься калькулятором?
3. Знаешь ли ты какие-либо приемы быстрого счета?
4. Как ты думаешь, развивает ли умение считать такие функции, как память, внимание, способность сосредоточиться?
Результаты исследований представлены на диаграмме.
Трудно сказать, когда появились числа и как человек научился считать. Однако наши далекие предки постоянно сталкивались с необходимостью делить продукты, добычу, делать запасы впрок. Таким образом, человек, сам не замечая того, научился считать, производить вычисления.
В огромном мире людей с давних пор известны обладатели феноменальных способностей устного счета. Ими владели многие ученые, в частности Андре Ампер и Карл Гаусс. А также и многие люди, чья профессия была далека от математики и науки в целом. Ранее на эстраде были популярны выступления специалистов в устном счете. Иногда они устраивали показательные соревнования между собой, проводившиеся, в том числе и в стенах уважаемых учебных заведений, включая, например, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова.
Начиная с 2004 года, один раз в два года проводится Мировой чемпионат по вычислениям в уме, на который собираются лучшие из ныне живущих феноменальных счётчиков планеты.
В моей работе мы рассмотрим некоторые приемы быстрого счета.
Умножение трехзначного числа на 999
Чтобы получить результат, нужно записать число меньшее на 1 от умножаемого, и приписать две цифры, являющиеся дополнением первых двух до девяти и одну цифру, являющейся дополнением третьей до десяти. Например,
659*999 = 658341
989*999 = 988011
Умножение двузначного числа на 99 и на 999
1) Чтобы получить результат, нужно записать число меньшее на 1 от умножаемого, и приписать цифру, являющейся дополнением первого до девяти и одну цифру, являющейся дополнением второй до десяти.
2) Чтобы получить результат, нужно записать число меньшее на 1 от умножаемого, и приписать две цифры, являющиеся дополнением первых двух до девяти и одну цифру, являющейся дополнением третьей до десяти. Например:
1) 65*99 = 6435 2) 65*999 = 64935 | 1) 78*99 = 7722 2) 78*999 = 77922 | 1) 41*99 = 4059 2) 41*999 = 40959 |
Умножение на 1,5; 2,5; 0,5; 0,25; 0,125;
Чтобы число умножить на 1,5, нужно к этому числу прибавить его половину:
84*1,5 =84+42=126.
Чтобы число умножить на 2,5, нужно к числу прибавить его же и его половину:
84* 2,5 =84+84+42=210.
Чтобы число умножить на 0,5, надо это число разделить на 2:
98*0,5= 98:2 =49.
Чтобы число умножить на 0,25, надо это число разделить на 4: 124*0,25= 124:4 =31.
Чтобы число умножить на 0,125, надо это число разделить на 8: 168*0,125=168:8=21.
Умножение двузначных чисел на 11 и на 111
Чтобы умножить двузначное число на 11, надо к первой цифре приписать сумму двух цифр и к ним приписать вторую цифру числа, если же сумма цифр получится двузначное, то десяток добавляем в первую. XY*11 = X(X+Y)Y 63*11 = 693 48*11 = 528 | Чтобы умножить двузначное число на 111, надо к первой цифре приписать сумму двух цифр два раза и к ним приписать вторую цифру числа, если же сумма цифр получится двузначное, то десяток добавляем впередистоящую. XY*111 = X(X+Y)(X+Y)Y 24*111 = 2664 48*111 = 5328 |
Умножение двузначных и трехзначных чисел на 101
Чтобы умножить двузначное число на 101, записываем два раза данное число последовательно: XY*101 = XYXY
Например: 48*101 = 4848
Чтобы умножить трехзначное число на 101, складываем число столбиком, так что под последней цифрой начинается второй раз то же число. Например:
145*101 = 14645 145 + 145 14645 | 349*101 = 35249 349 + 349 35249 |
Умножение двузначных, трехзначных
и четырехзначных чисел на 1001
Чтобы умножить двузначное число на1001, нужно записать тоже число два раза таким образом, что между ними ставится 0.
Например, 39*1001 = 39039.
Чтобы умножить трехзначное число на 1001, записываем два раза подряд данное число. Например, 567*1001 = 567567.
Чтобы умножить четырехзначное число на 1001, нужно сложить число так, что под последней цифрой начинается второй раз то же число:
1242*1001 = 1243242 1242 + 1242 1243242
| 3249*1001 = 3252249 3249 + 3249 3252249 |
Способ возведения в квадрат двузначных чисел,
оканчивающихся цифрой 5.
Для возведения такого числа в квадрат надо умножить цифру десятков на следующую за ней цифру, а 5 возвести в квадрат и приписать результат – 25 после полученного произведения.
45²=2025 (4*5=20);
75²=5625 (7*8=56).
Квадрат двухзначных чисел, начинающихся с 5-ти.
Чтобы возвести в квадрат число, начинающееся на 5, надо: к 5²=25 прибавить число единиц. К полученному результату приписать справа квадрат единиц:
56²=(25+6) (6²)=3136 59²=(25+9) (9²)=3481
Если квадрат единицы не двузначное, то пишем через 0:
512 = (25+1)(12) = 2601
Умножение на пальцах.
Древние египтяне были очень религиозны и считали, что душу умершего в загробном мире подвергают экзамену по счёту на пальцах. Уже это говорит о том значении, которое придавали древние этому способу выполнения умножения натуральных чисел (он получил название ПАЛЬЦЕВОГО СЧЕТА).
Умножали на пальцах однозначные числа от 6 до 9. Для этого на одной руке вытягивали столько пальцев, насколько первый множитель превосходил число 5, а на второй делали то же самое для второго множителя. Остальные пальцы загибали. После этого брали столько десятков, сколько вытянуто пальцев на обеих руках, и приписывали к этому числу произведение загнутых пальцев на первой и второй руке.
Пример: 8 ∙ 9
На одной руке вытягивали 3 пальца, так как первый множитель превосходит число 5 на 3, а на второй руке – 4 пальцев, так как превосходит число 5 на 4 второй множитель. Остальные загибали. Брали 7 десятков, то есть это количество вытянутых пальцев, и приписывали к этому числу произведение загнутых пальцев на первой руке - 2 и второй руке - 1, то есть 2 ∙ 1 = 2
Получается, что 8 ∙ 9 = 72.
Позже пальцевой счёт усовершенствовали – научились показывать с помощь пальцев числа до 10000.
Также было проведено изучение, как повлияли на результаты математического диктанта, до и после знакомства с новыми способами вычислений.
Результаты математического диктанта в 6 классе представлены в таблице.
Оценка | До знакомства с новыми способами вычислений | После знакомства с новыми способами вычислений |
«5» | 1 | 3 |
«4» | 2 | 4 |
«3» | 7 | 5 |
«2» | 3 | 1 |
Вывод: Множество материала по данной теме свидетельствует о многолетнем интересе и ученых, и простых людей к игре с цифрами.
Некоторыми приемами, ускоряющими вычисления, может овладеть любой человек.
Знание и использование таких приемов позволит существенно увеличить скорость и качество счета, добиться успехов в изучении не только математики, но и других школьных предметов.
Спасибо за внимание!
10 осенних мастер-классов для детей
И тут появился изобретатель
Голубая лягушка
Упрямый зяблик
Мальчик и колокольчики ландышей