Данная работа посвящена теме «Грамматические средства выражения предположения как характерная черта авторского стиля Агаты Кристи в произведении «Убийство в доме Викария». Агата Кристи является мастером таких литературных жанров, как детектив, приключенческий романа. Для литературного творчества автора характерна необычайная целостность, достигающаяся системой образов, мельчайших деталей и натуралистичностью черт. Характеры своих героев писатель наделяет стойкостью, верностью истине, преданностью долгу. В своих произведениях Агата Кристи создает и использует различные средства для передачи замысла своих произведений. В нашей работе мы рассмотрим то, как Кристи выражает предположение.
Вложение | Размер |
---|---|
agata_kristi.docx | 136.03 КБ |
Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска
«Гимназия № 75»
Направленность «Английский язык»
«Грамматические средства выражения предположения как характерная черта авторского стиля Агаты Кристи в произведении «Убийство в доме Викария»
Хворенкова Анна Вячеславовна,
11 «А» класс
Руководитель:
Астафурова Светлана Алексеевна,
учитель английского языка,
БОУ г. Омска «Гимназия № 75»
Омск, 2020
Содержание
Введение ………………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретические аспекты способов выражения предположения …………… 5
1.1Детективный жанр и его особенности………………………………………………5
1.2Модальные глаголы как основной способ выражения предположения…………. 6
1.3Использование модальных слов для выражения предположения……………….11
1.4Использование Future Simple для выражения предположения……………….….13
1.5Использование условной конструкции Conditional для выражения предположения………………………………………………………………………….14
Глава 2. Способы выражения предположения в произведении А. Кристи «Убийство в доме викария» ……………………………………………………………………… .17
2.1Жизнь и творческий путь Агаты Кристи ………………………………………….17
2.2Выражение предположения в произведении А. Кристи «Убийство в доме викария» ………………………………………………………………………………...18
Заключение ……………………………………………………………………………. 22
Список литературы ………………………………………………………………...…. 24
Приложение № 1 …………………………………………………………...…………..25
Приложение № 2 ………………………………………………………...…...………. .34
Приложение № 3 …………………………………………………………...…………. 43
Приложение № 4 ………………………………………………………………..…….. 44
Приложение № 5………………………………………………………………………..46
Приложение № 6………………………………………………………………………..47
Приложение № 7………………………………………………………………………..48
Приложение № 8………………………………………………………………………..49
Приложение № 9………………………………………………………………………..50
Приложение № 10………………………………………………………………………51
Введение
Данная работа посвящена теме «Грамматические средства выражения предположения как характерная черта авторского стиля Агаты Кристи в произведении «Убийство в доме Викария». Агата Кристи является мастером таких литературных жанров, как детектив, приключенческий романа. Для литературного творчества автора характерна необычайная целостность, достигающаяся системой образов, мельчайших деталей и натуралистичностью черт. Характеры своих героев писатель наделяет стойкостью, верностью истине, преданностью долгу. В своих произведениях Агата Кристи создает и использует различные средства для передачи замысла своих произведений. В нашей работе мы рассмотрим то, как Кристи выражает предположение.
С давних времен для выражения предположения используется несколько грамматических правил и конструкций: модальные глаголы, модальные слова, Future Simple, Conditional (types 0,1,2,3). Изучением данных конструкций с лингвистической точки зрения занимались такие исследователи, С. И. Походня, И. В. Арнольд, и другие. Научные труды многих авторов доказывают многофункциональность этих грамматических явлений в художественных произведениях, их многоликость.
Необходимость знания рассмотренных нами конструкций для успешного написания учениками государственных экзаменов, а также популярность детективного жанра среди детей подросткового возраста – все это обуславливает актуальность и значимость выбранной темы исследования.
Объектом исследования в работе является авторский стиль Агаты Кристи.
Предметом исследования выступают грамматические средства выражения предположения в произведении.
Практическим материалом для исследовательской работы послужило произведение Агаты Кристи «Убийство в доме викария».
Цель исследовательской работы – определить грамматические средства выражения предположения в произведении А. Кристи «Убийство в доме Викария».
В соответствии с целью исследования в работе ставятся следующие задачи:
1) определить наиболее часто используемые грамматические средства выражения предположения в английском языке;
2) раскрыть грамматический смысл выбранных нами средств;
3) сделать выборку цитат с выбранными нами грамматическими средствами выражения предположения из произведения;
4) установить количественное соотношение отобранных примеров.
Исследование нашей работы базируется на методах сплошной выборки, контекстуального анализа, сравнительно-сопоставительного анализа, математического ранжирования.
Структура работы определяется целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении мотивируется выбор темы и объекта исследования, формируется основная цель и задачи работы, описывается методология исследования, структура работы.
В первой главе рассматриваются теоретические вопросы: раскрывается грамматический смысл всех представленных нами средств выражения предположения.
Вторая глава ставит своей целью сделать выборку примеров в тексте произведения, определить грамматические средства, которыми выражено предположение в контексте.
В заключении подводятся суммарные теоретические и практические итоги исследования, делаются общие выводы по исследовательской работе.
Глава 1. Теоретические аспекты способов выражения предположения
Детектив - преимущественно литературный и кинематографический жанр, произведения которого описывают процесс исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств. Обычно в качестве такого происшествия выступает преступление, и детектив описывает его расследование и определение виновных, происходит столкновение справедливости с беззаконием, завершающемся победой справедливости.
Некоторые древние и религиозные тексты имеют черты того, что позже назовут детективным жанром. Важное свойство классического детектива — полнота фактов, поскольку «придумать хорошую загадку легче, чем хорошую разгадку. Разгадка тайны не может строиться на сведениях, которые не были предоставлены читателю в ходе описания расследования. К моменту, когда расследование завершается, читатель должен иметь достаточно информации для того, чтобы на её основании самостоятельно найти решение. Могут скрываться лишь отдельные незначительные подробности, не влияющие на возможность раскрытия тайны. По завершении расследования все загадки должны быть разгаданы, на все вопросы — найдены ответы. Именно за возможность проявить свои логические и умственные способности, за возможность разгадывать все тайны самостоятельно вместе с героями читатель так любит детективный жанр. Типичными для этого жанра героями являются: сыщик или детектив, преступник, жертва, помощник или компаньон сыщика, свидетели и подозреваемые.
Существуют также разные виды детектива, например, закрытый, психологический, исторический, шпионский, фантастический и так далее. Каждому из них присущи отличительные черты, по которым зритель сможет их узнать.
Иногда к детективным поджанрам (видам) относят криминальный роман. Следует заметить, что все классификации весьма условны, поскольку зачастую детективная история носит синтетический характер, сочетая в себе признаки различных видов. Детектив, относясь к жанрам массовой литературы, характеризуется следующими признаками:
Они и задают универсальную формулу детектива как художественного произведения, характерную для любого образца этого жанра. Литературная формула включает в себя традиционные способы описания неких конкретных предметов или людей, традиционные эпитеты, образы, стереотипные изображения персонажей, общую сюжетную схему. Такие формулы и ложатся в основу произведений массовой литературы, позволяя наиболее полно реализовать жанр. Детективная формула приобретает свое неповторимое наполнение в каждом конкретном произведении каждого конкретного автора. В структуре детективного произведения традиционно выделяются три этапа: загадка (обычно это преступление), ход расследования и разоблачение (то есть раскрытие преступления). Эти элементы соответствуют свойственным любому художественному произведению завязке, кульминации и развязке. Их последовательность может быть нарушена, как это происходит в детективах-перевертышах. Цель любой детективной истории — решение загадки, раскрытие преступления. В повествовании разворачивается логический процесс, посредством которого главный герой по цепочке фактов приходит к истине. Раскрытие преступления является обязательной единой развязкой детектива. Но ведущее место в нем все же отводится расследованию, поэтому описание характеров и чувств персонажей зачастую отходят на второй план.
1.2 Модальные глаголы как основной способ выражения предположения
1. Общая характеристика модальных глаголов
В группу модальных глаголов входит небольшое число глаголов, выделяющихся среди всех глаголов целым рядом характерных особенностей в значении, употреблении и грамматических формах. Эти глаголы не имеют ни одной собственно глагольной грамматической категории (вида, временной отнесенности залога); у них могут быть лишь формы наклонения и времени, являющиеся показателями сказуемого.
По роли в предложении модальные глаголы являются служебными. Они обозначают возможность, способность, вероятность, необходимость совершения действия, выраженного смысловым глаголом. Поскольку они выражают лишь модальное отношение, а не действие, в качестве отдельного члена предложения они никогда не употребляются. Модальные глаголы всегда сочетаются только с инфинитивом, образуя с ним сочетания, которые в предложении является сложным модальным сказуемым.
Модальные глаголы must, should, ought to, can/could, may/might, needn’t могут выражать различные оттенки предположения.
2. Глагол must
Глагол must выражает предположение, обычно основанное на фактах, на знании и почти граничащее с уверенностью. Сочетание глагола must с неперфектным инфинитивом означает, что предполагаемое действие (или состояние) является одновременным со сделанным предположением, причём само предположение может относиться как к настоящему, так и к прошедшему времени.
Для выражения предположения глагол must употребляется:
He must know her address.
Он, должно быть, знает её адрес.
Where is he? Где он?
-He must be walking in the garden. - Он, должно быть, гуляет в саду.
The cases must have been damaged during the unloading of the vessel.
Ящики, должно быть, были повреждены во время разгрузки судна.
Важно отметить, что глагол must в значении предположения употребляется почти исключительно в утвердительных предложениях. В отрицательных предложениях он не употребляется совсем, а в вопросительных предложениях встречается редко, причём эти вопросы носят риторический характер.
3. Глагол may - might
Когда к возможности примешивается оттенок сомнения, неуверенности, употребляется глагол may. Он означает предположение о возможности действия, которое может произойти, но может и не произойти. Глагол may в этом значении может употребляться как с перфектным, так и с неперфектным инфинитивом.
It may rain tomorrow.
Завтра, пожалуй, будет дождь.
Модальный глагол may употребляется:
He may know her address.
Он, может быть, знает её адрес.
Where is he? Где он?
-He may be walking in the garden. -Он, может быть, гуляет в саду.
He may have left Moscow.
Он, может быть, уехал из Москвы.
Might употребляется для выражения предположения в косвенной речи, зависящей от глагола в прошедшем времени:
He said that she might know their address.
Он сказал, что она, возможно, знает их адреса.
He said that she might have lost their address.
Он сказал, что она, возможно, потеряла их адрес.
Следует заметить, что форма might в значении предположения используется главным образом в утвердительных предложениях. Если же после might имеется отрицание, оно относится не к предположению, а к действию (или состоянию), выраженному инфинитивом.
4. Глаголы should и ought to
Исторически глаголы should и ought to были двумя формами одного глагола, выражающие обязанность. Но с развитием языка они стали обозначать различные значения и в современном языке эти глаголы уже используются отдельно и они рассматриваются как два отдельных глагола. [18.123] Аналогично другим модальным глаголам, глагол should теряет своё значение желательности и, кроме значения обязанности, также обозначает предположение, основанное на фактах.
It should be about five now.
Cейчас, должно быть, около пяти часов.
Глагол ought употребляется аналогичным образом, выражая обусловленную, основанную на определённых обстоятельствах, вероятность.
Сочетание глаголов should и ought с неперфектным инфинитивом указывает на одновременность предположения и предполагаемого действия (или состояния), сочетание с перфектным инфинитивом - на предшествование предполагаемого действия высказываемому предположению.
Следует отметить, что глаголы should и ought взаимозаменяемы.
If he started at nine he ought to be (should be) here by four.
Если он отправился в девять, ему бы следовало быть здесь к четырём часам.
Глаголы should и ought в значении предположения могут употребляться не только в утвердительном, но и отрицательном предложении, причём отрицание относится не к предположению, а к действию (или состоянию), выраженному инфинитивом:
It ought not to be very hard to find a man who is prepared to come and talk German to me for an hour. - «Вероятно, не очень трудно найти человека…»
6. Глагол сan - could
Глагол can - could в значении предположения употребляется главным образом в отрицательных предложениях (редко в вопросительных) или же в таких утвердительных по форме предложениях, в которых лексически указывается на отсутствие действия или на его ограниченность. Глагол can может употребляться как с неперфектным, так и с перфектным инфинитивом. В сочетании с перфектным инфинитивом глагол can с отрицанием означает невероятность совершения действия или наличия какого-то состояния в настоящем. Глагол can несёт на себе ударение:
You can`t really love me, or you wouldn't hesitate. - «Не может быть, чтобы ты любил меня…»
Сочетание отрицательной формы глагола can с перфектным инфинитивом означает сделанное в настоящем предположение о невероятности того, что данное действие (или состояние) имело место в прошлом:
You can`t have tried. - «Не может быть, чтобы ты пытался (ты, наверное, и не пытался)».
Оттенок значения невероятности, удивления глагол can сохраняет и в вопросительных предложениях:
What on earth can he be doing? - «Что ещё он может делать?»
7. Глагол need
Когда глагол need имеет модальное значение предположения, он функционирует в отрицательных предложениях и в сочетании с отрицанием означает необязательность того, что данное действие (или состояние) имеет место в настоящем, будет иметь место в будущем ( при неперфектном инфинитиве) или имело место в прошлом ( при перфектном инфинитиве).
It needn`t take you very long. - «…это необязательно займёт много времени ( это необязательно должно занять много времени)».
Составному модальному сказуемому с глаголом need с отрицанием в значении предположения соответствует в русском языке простое сказуемое, выраженное глаголом в настоящем, будущем или прошедшем времени ( в зависимости от формы инфинитива), которому предшествуют слова «не обязательно» или сочетание слов « не обязательно должно» и инфинитива.
1.3 Использование модальных слов для выражения предположения
1. Статус модальных слов
Модальные слова - это часть речи, к которой относятся неизменяемые слова, выражающие субъективное отношение говорящего к высказываемой мысли. В отношении формы у модальных слов не выработалось какого-либо единого внешнего признака. Однако два другие признака - семантический и синтаксический - представлены достаточно чётко, что и заставляет многих лингвистов говорить о модальных словах, как о самостоятельной части речи. Семантическим признаком модальных слов является их значение субъективного отношения к высказыванию с точки зрения его достоверности, предположительности или желательности. В отношении значения модальные слова значительно отличаются от других знаменательных частей речи, выполняющих номинативную функцию; однако по самостоятельности значения они, несомненно, принадлежат к знаменательным, а не к служебным частям речи.
Синтаксическая функция модальных слов - функция вводного члена предложения или, значительно реже, слова - предложения.
2. Лексический состав и классификация модальных слов
В современном английском языке к модальным словам относят следующие слова: surely, obviously, possibly, apparently, really, actually, certainly, perhaps, of course, fortunately/unfortunately, evidently, naturally и другие.
По своему значению модальные слова могут быть подразделены в зависимости от выражаемого ими субъективного отношения к фактам реальной действительности на:
1) слова, выражающие утверждение;
2) слова, выражающие предположение;
3) слова, выражающие субъективную оценку содержания высказывания с точки зрения его желательности или нежелательности.
В пределах каждой группы модальные слова близки между собой по значению, но вместе с тем каждое из них выражает свои оттенки или отличается по своему употреблению в речи от других модальных слов той же семантической группы.
3. Морфологическая структура модальных слов
Особенности морфологической структуры модальных слов, а в частности модальных слов, выражающих предположение, объясняются их развитием из других частей речи. По своему происхождению основная группа модальных слов связана с наречиями. В.Л.Каушанская отмечает, что большинство модальных слов развились из наречий образа действия, образованных от прилагательных с помощью суффикса -ly и, в некоторых случаях, отрицательного префикса -un.
Развитие модального слова из наречия состоит в переходе от значения объективного признака к значению субъективного отношения, сопровождающемся развитием нового грамматического значения - значения иной части речи.
При переходе из наречий в модальные слова переосмыслению не сопутствует никакое изменение в формообразовании.
Так, очень часто можно обнаружить формальное сходство между модальными словами и наречиями. Такие модальные слова как probably, possibly (выражающие неуверенность, предположительность) также являются производными от наречий, но не имеют омонимичных наречий, так как последние перестали использоваться в современном английском языке.
4. Синтаксические функции модальных слов
К синтаксическим особенностям модальных слов относятся особенности их синтаксических функций и их сочетаемости с другими словами.
Выполняя функцию вводного члена предложения, модальные слова чаще всего относятся ко всему предложению, но могут относиться и к одному из его членов. Когда вводный член предложения, выраженный модальным словом, относится ко всему предложению, он может стоять в начале, в середине или, реже, в конце предложения. Место вводного члена, выраженного модальным словом, в предложении отражается на степени его связанности с содержанием предложения и на яркости выражения модального оттенка.
Probably, they were right to keep him.
They were probably right to keep him.
They were right to keep him, probably.
Эти примеры показывают, во - первых, что модальное слово теснее всего связано с содержанием высказывания, когда оно стоит между членами предложения, и, наоборот, менее всего связано с ним при постановке в конце предложения, и, во - вторых, что оттенок, передаваемый модальным словом, оказывается выраженным наиболее ярко при употреблении такого вводного члена в начале предложения.
Показателем большей или меньшей связанности модального слова с характеризуемым предложением или членом предложения может также служить выделение модального слова запятыми или отсутствие такого выделения.
1.4 Использование Future Simple для выражения предположения
Future Simple (Future Indefinite) образуется c помощью вспомогательного глагола will или shall и простого инфинитива без частицы to в активном или же пассивном залоге. Глагол to be (am, is, are) в будущем времени приобретает форму will be (реже shall be).
Will в современном английском используется со всеми числами и лицами.
Shall используется только с первым лицом I, We (устаревшее употребление).
I shall go for a walk tomorrow. – Завтра я пойду на прогулку.
My husband will buy this ring for me. – Мой муж купит мне это кольцо.
В отрицательном предложении в Future Simple добавляется отрицательная частица not после вспомогательного глагола will или shall.
I will not go for a walk tomorrow. – Я не пойду завтра на прогулку.
My husband will not buy this ring for me. – Мой муж не купит мне это кольцо.
Образование общего вопроса в Future Simple происходит с помощью вынесения вспомогательного глагола will или shall в начало предложения перед подлежащим.
Will I go for a walk tomorrow? – Я пойду завтра на прогулку?
Will my husband buy this ring for me? – Мой муж купит мне это кольцо?
Специальный вопрос в Future Simple образуется с помощью вопросительного слова или фразы, которая ставится в самом начале предложения. Дальнейший порядок слов такой же, как в общем вопросе для Future Simple.
Where will I go tomorrow? – Куда я завтра пойду?
What will my husband buy for me? – Что купит мне мой муж?
Future Simple используется для описания предположений о будущих действиях. В этом случае Future Simple часто используется вместе с глаголами и выражениями в Present Simple: think (думать), believe (верить), expect (ожидать), be afraid (бояться), be sure (быть уверенным) или наречиями: probably (вероятно), perhaps (возможно), certainly (безусловно).
I think he will win this competition. – Я думаю, он выиграет это состязание.
I’m afraid she won’t come here on time. – Боюсь, он не придёт вовремя.
Probably they will find the way out. – Возможно, они найдут выход.
1.5 Использование условной конструкции Conditional для выражения предположения
Conditionals (условные конструкции или условные предложения) – особый вид сложноподчиненных предложений, когда в придаточном предложении выражается определенное условие, а в главном – последствие этого условия.
В зависимости от условия, выраженного в предложении, условные конструкции делятся на четыре типа: условные предложения нулевого типа, первого, второго и конструкции третьего типа.
Zero Conditional (условное предложение нулевого типа) – условное предложение, которое выражает общие истины, природные и научные факты, правила или часто повторяемые события, которые стали правилом. В таких предложениях подчинительный союз if (если) может быть заменен на when (когда).
В условных предложениях нулевого типа всегда используется время Present Simple как в главном, так и в придаточном предложениях.
Ice cream melts if we heat it. – Мороженое тает, если мы его нагреем.
If you don’t water plants, they die. – Если ты не будешь поливать растения, они умрут.
The ground gets wet when it rains. – Земля намокает, когда идет дождь.
First Conditional (условное предложение первого типа) – условное предложение, которое выражает реальную или очень вероятную ситуацию в настоящем или будущем.
В условных предложениях этого типа в придаточной части всегда используется время Present Simple, а в главной части - Future Simple.
If I like this dress, I’ll definitely buy it. – Если мне понравится это платье, я его обязательно куплю.
Your feet will hurt if you wear these uncomfortable shoes. – У тебя будут болеть ноги, если ты будешь носить эти неудобные туфли.
Second Conditional (условное предложение второго типа) – условное предложение, выражающее нереальную ситуацию в настоящем. Придаточное предложение выражает воображаемую ситуацию, которая противоречит фактам в настоящем, а поэтому невозможна или маловероятна в настоящем или будущем.
В условных предложениях 2-го типа в придаточной части всегда используется Past Simple, причем глагол were (а не was) используется для всех лиц. В главной части таких предложений используются модальные глаголы would, could, might с инфинитивом глагола без частицы to. В этих предложениях нельзя заменять союз if на when.
If I were him, I would never do that. – Если бы я был на его месте, я бы никогда так не делал.
Jack could be happy if he married Janice. – Джек был бы счастлив, если бы женился на Дженис.
If Martha were rich, would she move to another country? – Если бы Марта была богата, она бы переехала в другую страну?
Third Conditional (условные предложения 3-го типа) – условное предложение, которое выражает нереальную ситуацию в прошлом и ее нереальные последствия, то есть эта ситуация так и не произошла. Чаще всего условные конструкции 3-го типа передают досаду, критику, упрек в чем-то несделанном в прошлом.
В условных предложениях 3-го типа в придаточной if-части используется время Past Perfect, а также иногда Past Perfect Continuous, а в главной части – модальные глаголы would, could, might и совершенный инфинитив без частицы to. В таких предложениях союз if не может быть заменен на when.
You could have passed your exam if you had studied harder. – Ты бы сдал свой экзамен, если бы учился усерднее.
If they had asked me for help, I would have helped them. – Если бы они меня попросили о помощи, я бы им помог.
Изучив ряд научных статей, мы пришли к выводу о том, что существует большое разнообразие средств выражения предположения в художественном тексте.
Таким образом, предположение, в особенности в детективном произведении, имеет особое значение и может быть передано самыми разнообразными способами. Данные способы передают степень уверенности в предположении, его эмоциональную окраску, а также передать индивидуально-психологические особенности героя.
Глава 2. Способы выражения предположения в произведении А. Кристи «Убийство в доме викария»
2.1. Жизнь и творчество Агаты Кристи
Агата Кристи – английская писательница, прозаик и драматург. Ее книги стали третьими по популярности после Библии и произведений Шекспира. Она опубликовала более 60 детективных романов, 6 психологических романов (под псевдонимом Мэри Уэстмакотт или Вестмакотт) и 19 сборников рассказов. Книги Агаты Кристи изданы тиражом свыше 4 миллиардов экземпляров и переведены на более чем 100 языков мира. Ей также принадлежит рекорд по максимальному числу театральных постановок одного произведения. Пьеса Агаты Кристи «Мышеловка» («The Mousetrap», 1952) впервые была поставлена в 1952 году и до сих пор непрерывно демонстрируется на театральных подмостках.
В детстве Агата получила хорошее домашнее образование, которое дал ей её отец. Её мать, Клара, не хотела учить Агату чтению до восьмилетнего возраста. Но девочка, от скуки, самостоятельно научилась читать в возрасте пяти лет. Кроме того, она придумывала для себя воображаемых друзей, играла со своими животными, посещала занятия танцами и начала писать стихи. В возрасте пятнадцати лет Агате была назначена пенсия, на средства от которой она стала брать уроки игры на фортепиано и пения, и только её застенчивость и страх перед сценой помешал ей стать профессиональным пианистом.
В возрасте восемнадцати лет она развлекалась написанием коротких рассказов, некоторые из которых были опубликованы в пересмотренной форме в 1930-х годах английским драматургом и другом семьи Иденом Филлпоттсом (Eden Phillpotts).
Во время Первой мировой войны (1914—1918) Агата работала медсестрой в отряде добровольной медицинской помощи в госпитале. Трудилась она также фармацевтом в аптеке, что впоследствии наложило отпечаток на её творчество: 83 преступления в её произведениях были совершены посредством отравления.
В своем интервью британской телекомпании BBC в 1955 году Агата Кристи рассказала, что проводила вечера за вязанием в обществе друзей или семьи, а в это время в голове у неё шла работа по обдумыванию новой сюжетной линии, к моменту, когда она садилась писать роман, сюжет был готов от начала до конца. По её собственному признанию, идея нового романа могла прийти где угодно. Идеи вносились в специальную записную книжку, полную различных пометок о ядах, газетных заметок о преступлениях. То же происходило и с персонажами.
Первый детективный роман «Таинственное происшествие в Стайлз» (“The Mysterious Affair at Styles”) Агата Кристи создала еще в 1915 году. На основе приобретенных знаний, а также знакомства с бельгийскими беженцами писательница выводит ключевой образ романа – сыщика-бельгийца Эркюля Пуаро. Первый роман опубликовали в 1920 году: до этого книгу не менее пяти раз отвергли в издательствах. К 1926 году Кристи стала популярной. Произведения автора печатались в большом количестве в мировых журналах. В 1927 году в рассказе «Вечерний клуб `Вторник`» (“The Tuesday Night Club”) появляется мисс Марпл. Основательное знакомство читателя с этой проницательной старушкой произошло при появлении романа «Убийство в доме викария» (“The Murder at the Vicarage”, 1930).
Кристи умерла 12 января 1976 года дома, в городе Уоллингфорде (Оксфордшир), в возрасте 85 лет. Причиной смерти стали осложнения после перенесенной простуды. Писательницу похоронили на кладбище Святой Марии в деревне Чолси.
Детективный роман Агаты Кристи «Убийство в доме викария» было впервые опубликовано в 1930 году.
Действие происходит в деревне Сэнт-Мэри-Мид, где живёт мисс Марпл. Повествование идёт от лица викария Клемента, являющегося одним из главных действующих лиц. Полковник Протеро договаривается зайти к викарию для обсуждения важного вопроса. В назначенное для встречи время викария вызывают по телефону к умирающему, и он уходит. Полковника находят в доме викария мёртвым — он убит. На столе перед полковником — опрокинутые остановившиеся часы и недописанное письмо, которое, похоже, полковник начал писать, решив не ждать запаздывающего хозяина. Двери дома были открыты, войти и убить полковника мог любой. Викарий, вызванный телефонным звонком, узнаёт, что вызов был ложным — человек, к которому его вызывали, совсем не так плох и священника к нему не приглашали. Похоже, звонил убийца чтобы устранить с дороги свидетеля.
Полковника не любил никто, кандидатов в подозреваемые много. В убийстве признаётся Лоуренс Реддинг, любовник Анны Протеро. Он представляет пистолет, из которого действительно был убит полковник — это пистолет Лоуренса. Но в показаниях Реддинга слишком много несоответствий. Буквально следом за ним в убийстве признаётся Анна Протеро — в её показаниях расхождений не меньше. Полиция быстро убеждается, что любовники признались, поскольку каждый из них считал другого виновным и пытался спасти его. Пистолет Лоуренса действительно был использован убийцей, но это мало помогает следствию: об оружии знали многие, украсть его было нетрудно.
Мисс Марпл берётся за дело самостоятельно. Она выделяет семь подозреваемых — тех, кто был заинтересован в смерти полковника и мог его убить. В конце концов ей удаётся дойти до истины, но проблема не только в выявлении преступника, нужны ещё доказательства его вины. Поскольку доказательств нет, приходится устроить провокацию, которая даёт прекрасный эффект.
Уже на первых страницах произведения читатель убеждается в том, какое большое внимание автор уделяет предположениям героев о произошедшем убийстве. В начале произведения мы видим предположения, выраженные преимущественно с помощью модальных глаголов may, might, should, выражающих малую долю уверенности в словах. Действительно, в начале расследования можно лишь делать смутные предположения, догадываться и рассуждать.
1. “Don't you think that Miss Cram may just like having an interesting job?”
2. “You don't think it might be someone else wearing the gardener's boots”
3. “What should she want with a suitcase in the wood at twelve o'clock at night?”
Модальные глаголы may и might позволяют нам понять, что говорящий не уверен в своих словах. С помощью этих глаголов Кристи показывает, что в начале расследования предположения не подкреплены фактами и выражают лишь догадки жителей деревни.
В ходе раскрытия преступления уверенность в собственных утверждениях у героев нарастает. Так, например, уже в середине произведения все чаще появляется модальный глагол must, а также появляются модальные слова, например, perhaps, of course, actually.
1. “The man must be at least twenty five years older than she is.”
2. “Perhaps she's ill”
3. “He was warned, of course, about making a statement.”
4. “He was eaten, you know. Actually eaten.”
Такие предложения вносят ясность в ход расследования. Все более точно описывается день, когда произошло убийство, все более точны догадки о предполагаемом убийце. Читатель, вовлеченный в процесс ведения дела, также начинает строить догадки и делать предположения на основе уже известных ему фактов и мнений некоторых героев произведения.
Приближаясь к концу расследования, в репликах героев начинают появляться конструкции, выражающие наибольшую степень уверенности предположения. Например, Future Simple, различные типы Conditional, модальные слова certainly и surely. Наиболее часто используемым модальным глаголом здесь является must, также выражающий высшую степень уверенности.
1. “It must be some stupid mistake.”
2. “If she says anything of the kind, she's wrong.”
3. “That'll be remembered against you when the old boy is found bathed in blood.”
4. “Nothing is tucked away, certainly”
5. “Surely these figures were on a different scale to the rest of the letter.”
Такой прием наращения степени уверенности в ходе расследования, который использует Агата Кристи, позволяет читателю погрузиться в действие романа и дает возможность делать собственные предположения вместе с героями. Благодаря тому, что Кристи оставляет многие загадки и вопросы нерешенными, читатель сам становится действующим лицом, сопереживая героям и рассуждая о совершенном преступлении.
Таким образом, можно заключить, что для выражения предположения Агата Кристи в своем произведении использует такие грамматические способы, как модальные глаголы, модальные слова, Future Simple, Conditionals. Они позволяют передать весь спектр и оттенки сомнений, украшая речь героев.
Заключение
Исходя из поставленной цели исследовательской работы (определить грамматические средства выражения предположения в произведении А. Кристи «Убийство в доме Викария»), во введении нами были определены следующие задачи: 1) определить наиболее часто используемые грамматические средства выражения предположения в английском языке; 2) раскрыть грамматический смысл выбранных нами средств; 3) сделать выборку цитат с выбранными нами грамматическими средствами выражения предположения из произведения; 4) установить количественное соотношение отобранных примеров.
В теоретической части работы были представлены теоретические аспекты всех выбранных нами конструкций. В современной науке вопрос о смысле данных конструкций остается открытым. Многие исследователи придерживаются мнения, что они только лишь указывают на оттенок сомнения и предположение в речи героев, другие исследователи утверждают, что конструкции не только служат способом создания и выражения предположения, но и определяют личное отношение автора произведения ко всему происходящему. Мы придерживается мнения второй группы исследователей и рассматриваем выбранные нами конструкции как средства выражения предположения и скрытые средства выражения авторской позиции.
Практическая часть работы была посвящена выборке цитат с оттенком сомнения и предположения, интерпретации, то есть определению, какими грамматическими средствами выражено предположение в тексте, а также классификации и математическому ранжированию отобранных цитат.
Так, в результате анализа произведения А. Кристи «Убийство в доме викария» нами были определены следующие грамматические средства выражения предположения: модальные глаголы, модальные слова, Future Simple, Conditionals.
Из 417 отобранных из текста цитат 202 (48%) пришлось на модальные глаголы, 166 (40%) – на модальные слова, 20 (5%) – на Future Simple и 29 (7%) – на Conditionals. Диаграммы перечисленных статистических данных представлены в Приложениях № 5-10.
Таким образом, можно заключить, что передаче сомнений и выражению предположения в художественном произведении А. Кристи «Убийство в доме викария» способствует разнообразие грамматических средств, которые были перечислены выше. Безусловно, представленные в работе конструкции играют важную роль для создания атмосферы детективного жанра, украшая произведение и делая сюжет более интригующим. Также мы выявили, что из рассмотренных нами грамматических средств чаще всего в данном произведении А. Кристи использует модальные глаголы. Таким образом ей удается подчеркнуть простоту речи героев, создавая их уникальные образы, характер.
На наш взгляд, творчество Агаты Кристи заслуживает дальнейшего читательского внимания, и многие произведения автора могут послужить материалом для исследовательских изысканий.
Список литературы
1). Арнольд И. В. Лексикология современного английского языка (на англ. языке). Пособие для студентов педагогических институтов. – Ленинград, 1966.
2). Арнольд И. В. Стилистика: современный английский язык, М., 2010.
3). Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов, М., 1966.
4). Гальперина И. Р. «Очерки по стилистике английского языка, Москва 1958 М.: Издательство литературы на иностранных языках, 1958 г. - 462 стр.
5). Кузнец М. Д., Скребнев Ю. М. Стилистика английского языка. Пособие для студентов педагогических институтов: под ред. Амосовой Н. Н. – Ленинград, 1960.
6). Мещерякова Н. И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Рольф, 2000.
7). Новейший словарь иностранных слов и выражений/авт.-сост. Е. С. Зенович. – М., 1994.
8). Новый англо-русский словарь/В. К. Мюллер, В. Л. Дашевская, В. А. Каплан и др. – М., 1998.
9). Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М., 1973.
10). Хорнби А. С. Учебный словарь современного английского языка. – М., 1984.
11). Хорнби А.С. Конструкции и обороты английского языка. М.1992.
12). Качалова К.Н., Израилевич Е.Е. Практическая грамматика английского языка. М.1998.
13). Клоуз Р.А. Справочник по грамматике для изучающих английский язык. (A Reference Grammar for Students of English) М.1979.
14). Натанзон Е.А. Косвенные наклонения и модальные глаголы в английском языке. (Oblique Moods. Modal Verbs) М.1968.
Электронные ресурсы
http://knowledge.allbest.ru
http://wikipedia.ru.org
http://obrazovaka.ru
http://engood.ru
Приложение № 1
Модальные глаголы
Приложение № 2
Модальные слова
Приложение № 3
Future Simple (в значении «прогнозирование»)
Приложение № 4
Conditional
4.1. Type 0
4.2. Type 1
Приложение № 5
Способы выражения предположения в произведении А. Кристи "Убийство в доме викария"
Приложение № 6
Модальные глаголы
Приложение № 7
Модальные слова
Приложение № 8
Future Simple
Приложение № 9
Конструкция Conditional
Приложение № 10
Способы выражения предположения в произведении А. Кристи "Убийство в доме викария"
Цветок или сорняк?
"Морская болезнь" у космонавтов
Сказка "Морозко"
Рисуем осенние листья
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?