В статье представлено сравнительное изучение некоторых аспектов стигматизации людей, живущих с ВИЧ/СПИД студентами медицинского колледжа и медицинскими сестрами с различным стажем профессиональной деятельности.
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 26.63 КБ |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж № 6»
СТИГМАТИЗАЦИЯ ЛЮДЕЙ, ЖИВУЩИХ С ВИЧ/СПИД
Рахимбекова Ф.К.. Горинова Е.К.
студенты 2 курса, специальность «Акушерское дело»
научные руководители – Бакирова Зухра Анверовна, Андреева Лидия Михайловна, преподаватели профессиональных модулей
ГБПОУ ДЗМ «МК №6»
В настоящее время произошли позитивные перемены в отношении к ВИЧ-инфицированным пациентам. Это связано с успехом применения высокоэффективной антиретровирусной терапии. В то же время особый интерес вызывают психосоциальные аспекты оказания им профессиональной помощи в связи с явлениями стигматизации и дикриминации людей, живущих с ВИЧ/СПИДом в различных социальных группах общества, в том числе и серди медицинских работников.
Современное понимание стигматизации означает сложный процесс обесценивания личности человека в связи с наличием у него какого-то отталкивающего, осуждаемого признака, в частности ВИЧ-статуса.
Принципиальное различие в правильном применении двух терминов: стигма означает отношение, дискриминация – действие.
Целью нашего исследования явилось сравнительное изучение некоторых аспектов стигматизации людей, живущих с ВИЧ/СПИД студентами медицинского колледжа и медицинскими сестрами с различным стажем профессиональной деятельности.
Материалы и методы исследования. В исследовании приняли участие 2 группы респондентов.
В первую группу вошли 36 студентов 4 курса медицинского колледжа в возрасте 17-18 лет (7 юношей, 29 девушки). Следует отметить, что за 4 месяца до исследования ими была изучена тема «Сестринская деятельность при ВИЧ – инфекции» согласно рабочей программе профессионального модуля ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.
Вторую группу респондентов составили 39 медицинских сестер – слушателей дополнительного профессионального образования ГБПОУ ДЗМ «МК №6» в возрасте 26-59 лет.
Исследование проводилось в два этапа.
На первом этапе оценивался уровень информированности респондентов о заболевании, путях передачи возбудителя инфекции, клинических проявлений, методах лечения и профилактики.
На втором этапе оценивались проявления стигматизации к ВИЧ-инфицированным пациентам.
Применялась дополненная краткая шкала СПИД-ассоциированной стигмы (Голенков А.В.. 2010) с последующим оформлением развернутых письменных комментариев к своим ответам и активным открытым обсуждением полученных результатов.
Результаты исследования и их обсуждение.
Крайне негативных чувств (отвращение, проклятие, стыд) люди, живущие с ВИЧ/СПИДом у опрошенных студентов не вызывали, что вероятно, связано с профессиональной осведомленностью о путях передачи возбудителя заболевания. Вместе тем основные сомнения у студентов были высказаны о возможном пути передачи инфекции при пользовании общей кухни, ванной, поцелуе, тесном общении с пациентом страдающим оппортунистическим заболеванием.
Все респонденты уверенно ответили на вопросы о клинических проявлениях, методах лечения и профилактики ВИЧ/СПИД (табл.1).
Таблица 1.
Результаты изучения уровня осведомленности
респондентов о ВИЧ/СПИД
Респонденты | № пп | Пол | Число правильных ответов на 15 вопросов (М+м) |
Студенты медицинского колледжа | 1 | мужской | 10,2+1,2 |
2 | женский | 11,3+0,4 | |
Медицинские сестры | 3 | мужской | - |
4 | женский | 13.9+0,3*1-4, 2-4 |
Примечание: * – достоверность различий между группами респондентов при р<0,05.
Далее был проведен анализ уровня стигматизации к ВИЧ-позитивным пациентам.
Все респонденты согласились с необходимостью отстранения от профессиональной деятельности врачей, медицинских сестер, сотрудников станций переливания и забора крови, научных деятелей, чья работа связана напрямую с изготовлением, разработкой иммунных препаратов в случае выявления у них положительного ВИЧ-статуса с последующим обязательным рациональным трудоустройством, что свидетельствует о понимании всей полноты ответственности за возможное инфицирование пациентов.
Вероятно, это связано с осознанием того факта, что медицинские работники могут стать жертвой заражения во время професииональной деятельности. Подобная позиция является проявлением бессознательного защитного механизма «переноса». При этом все респонденты были согласны с необходимостью продолжения работы на другом участке и категорически против их изоляции.
Были высказаны значительные сомнения, редко - отрицание возможности работы в профессиях, связанных с медицинскими процедурами, такими как инъекции, диализ, катетеризация, участии в операциях; стоматологических процедурах; родах, а также осуществлении стрижки, бритья, пирсинга, маникюра, педикюра и татуажа. Причем более категоричными в своих ответах были студенты медицинского колледжа.
Вместе с тем, ожидаемую негативную реакцию мы получили в вопросе, связанном с работой с детьми. Большая часть студентов считали допустимым ограничить таких пациентам в праве работать с детьмя школьного возраста, и категорически против их работы в детских дошкольных организациях, детских поликлиниках, кроме работы без контакта в детьмя и тем более непосредственного участия в диагностических и лечебных процедурах. Причем большую категоричность проявили девушки (p<0,05).
Основное чувство, которое заставило студентов быть столь категоричными оказался страх. Мы предложили оценить его по 10-балльной шкале: юноши в среднем набрали 5.4+0,4 баллов, девушки - 8,2+0,2 баллов (p<0,05).
Подобные результаты позволяют ВИЧ-фобию, как иррациональный страх заболеть неизлечимой болезнью, который напоминает онкофобию.
Эти болезни объединяют ряд факторов: редкая излечимость; трудность своевременной диагностики.
Устное обсуждение процесса анкетирования, комментарии респондентов выявили попытки рационализировать свою позицию. Среди причин подобной оценки были названы «сложность в обеспечении должного уровня предотвращения инфицирования», т.к. «взрослые способны контролировать свое и чужое поведение, дети же ведут себя спонтанно», «возможен детский травматизм», «дети не способны контролировать чужое поведение».
Более высокий уровень опасений риска заражения у девушек, вероятно, связан с глубинным бессознательным материнским инстинктом.
Значимый уровень стигматизации среди студентов проявился и в вопросе, касающемся ближайшего окружения. Так, половина студентов (60,4%) не хотели бы иметь среди друзей ВИЧ-позитивных людей, что проявилось бы в ограничении непосредственных контактов, при сохранении возможности продолжения опосредованного общения в социальных сетях (89,2% студентов).
Это неизбежно приведет к самостигматизации людей, живущих с ВИЧ/СПИДом. Анкетирование медицинских сестер выявило большую толерантность к этим пациентам, что, вероятно, обусловлено наличием жизненного и профессионального опыта (табл. 2).
Таблица 2.
Результаты изучения уровня стигматизации
к ВИЧ-инфицированным пациентам
Респонденты | № пп | Пол | Число стигма-ответов на 15 вопросов (М+м) |
Студенты медицинского колледжа | 1 | мужской | 6,9+0,6 |
2 | женский | 6,3+0,4 | |
Медицинские сестры | 3 | мужской | - |
4 | женский | 4.4+0,3*1-4, 2-4 |
Примечание: * – достоверность различий между группами респондентов при р<0,05.
Таким образом, несмотря на полученные сравнительно хорошие результаты в сравнении с литературными данными по другим группах населения выявлены проблемные области, связанные, прежде всего, с бессознательным восприятием ВИЧ/СПИД и обусловлено зарождением чувства страха.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Выявлены проявления стигматизации ВИЧ-позитивных людей среди студентов-медсестер, в меньшей степени медицинских сестер со стажем работы.
2. Обнаружено бессознательное ситуативное реагирование на ситуации, не поддающиеся личному контролю, например общения ВИЧ-позитивного человека и «беззащитного» ребенка в отличие эпизода профессионального взаимодействия с медработником, обладающим знаниями, опытом и критически оценивающим свое и чужое поведение.
3. При формировании коммуникативной толерантности необходимо учитывать и обсуждать со студентами-медиками возникающие при этом переживания, обучать способам преодоления негативных эмоций и страха.
Литература.
3 загадки Солнечной системы
Сверчок
Пятёрки
Денис-изобретатель (отрывок)
Золотая хохлома