Иследовательский проект рассматривает содившуюся непростую ситуаци в православии в Украине
Вложение | Размер |
---|---|
problema_dialoga.docx | 54.48 КБ |
osnovnye_pravoslavnye_tserkvi_v_ukraine.pptx | 1.24 МБ |
,
МБОУ «Федоровская СОШ №2 с углублённым изучением отдельных предметов», 9 класс,
Основные православные Церкви в Украине 1900-2013 гг.: канонические взаимоотношения и отношения с политической властью.
Научный руководитель:
Барыло Ольга Александровна, учитель истории и обществознания
МБОУ «Федоровская СОШ №2 с углублённым изучением отдельных предметов»
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………….4
Глава I. Проблема диалога РПЦ и УПЦ КП .....................................................................7
Заключение……………………………………………………………………………….….11
Список литературы…………………………………………………………………………13
Введение
Актуальность исследования. Православная Церковь в Украине является неотъемлемым звеном Русской православной Церкви, на правах широкой автономии в управлении митрополии. В данный временной период, деятельность Украинской Православной Церкви (далее УПЦ) значимо осложняется наличием на ее канонической территории раскольничьих сообществ, именующими себя «поместными», но, вне всякого сомнения, не являющихся такими по своей антицерковной сути. Одна из них, это, так называемая Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата (УПЦ КП). На сегодняшний день церковный раскол представляется одним из первостепенных оснований дестабилизации церковной жизни в Украине.
Потребность в углубленном исследовании проблем автокефалистского раскола, по мнению В.И. Петрушко, определена тем, что раскольники формируют образованную на явно антихристианских по духу националистических воззрениях идеологию, которой, в свою очередь замещают истинное Евангельское учение [12]. Воспользовавшись тем фактором, что большинство людей, после столь долгих лет советского режима обладают чрезвычайно низким уровнем церковного сознания, раскольники, маскируясь под православие, обширно распространяют количество своих приходов на территории Украины. Автокефалы рекламируют себя как «украинской национальной Церковью», играя на ложно понимаемых патриотических чувствах. Более того, организация автокефалистов стала в настоящее время истинным «раскольничьим интернационалом».
Научный и практический интерес в проведение исследования церковного раскола в Украине связан с проблемой поиска путей преодоления кризисной для Украинского православия ситуации.
Практическая значимость: Полученный материал можно использовать на уроках истории и классных часах.
Объектами исследования нашей работы являются православные Церкви на территории Украины – Русская Православная Церковь (и, как ее составная часть - Украинская Православная Церковь Московского Патриархата (УПЦ МП)), Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата (УПЦ КП).
Предмет исследования – взаимоотношения упомянутых Церквей.
Степень изученности проблемы нашего исследования фрагментарна.
Нужно отметить, что предпосылки появления раскольничьего движения на Украине в целом изучены достаточно глубоко. Однако, современное состояние автокефалистского раскола до сих пор практически не нашло своего отражения в научной литературе.
Из духовной литературы первые исследования, посвященные автокефальным расколам, появились уже в годы образования Киевского патриархата. В целом авторы дают отрицательную оценку автокефалии, и уделяет большое внимание канонической и церковно-юридической стороне.
Особый интерес для нашего исследования представляют труды украинских авторов, к примеру, работа социолога М. Паращевина. Она была выполнена по заказу украинского политического и государственного деятеля А.П. Яценюка. В ней приведены социологические данные, содержащие информацию о том, что даже половина всех верующих Украины не поддерживает Московский патриархат. Таким образом, автор показывает, что все претензии Московского патриархата на особый статус, не имеют сильной социальной опоры[13].
В работе украинского академика и политического деятеля И.Ф. Кураса, обоснованы исторические претензии УПЦ КП на самостоятельность от РПЦ[10]. Автор, возводит историю Киевского Патриархата к моменту крещения Руси Владимиром, чем доказывает независимость УПЦ КП, поскольку Московского патриархата никогда и не существовало. От кого и может зависеть УПЦ КП так только от Константинополя. И.Ф. Курас отмечает усиление политического фактора в религиозной жизни, и дает этому явлению положительную оценку, поскольку считает, что Церковь и государство должно работать в одном русле.
Цель исследования –историческая реконструкция процесса взаимоотношений УПЦ КП м УКП МПс 1990 – 2013 гг.
Задачи исследования:
1.Определить канонические взаимоотношения основных православных Церквей Украины с Русской Православной Церковью в период с 1990-2013 гг.
2.Выявить проблемы взаимоотношений УПЦ МП и УПЦ КП.
Гипотеза - предполагается, что на развитие современного православия в Украине оказывает политическое влияние.
Методологической основой. Важнейшее значение в ходе исследования имело использование принципа историзма, раскрывающий развитие церковного раскола в политическом контексте. Одновременно с ним применялся метод причинно – следственного анализа.
Глава I. Проблема диалога РПЦ и УПЦ КП
Нынешнее состояние Православие в Украине крайне тревожно. Если раньше раскол Украинской Церкви представлял угрозу исключительно гражданскому обществу внутри Украинского государства, то в настоящее время подобный раскол грозит разделить Вселенское православие. К сожалению, в мире пока недооценивают эту опасность и мало знакомы с проблемами, возникшими вокруг Украинской Православной Церкви. Данная работа имеет целью кратко ознакомить с современным состоянием Православия в Украине, и возникшими в нем проблемами.
Чтобы понять характер этих проблем, необходимо обратится к первым годам независимости Украинского государства. С осени 1989 года, в результате прекращения государственного контроля над религиозной жизнью в СССР и в связи с ростом национал-сепаратистских настроений в УССР, церковно-политическая ситуация в республике резко обострилась. Общеизвестно, что в советский период Православная Церковь была крайне ограничена в своей миссионерской и просветительской деятельности. Она не имела возможности проводить катехизацию; приходская жизнь часто лимитировалась совершением богослужений. Таким образом, в начале 1990-х годов, когда в Украине возникло мощное национально-патриотическое движение, множество православных христиан, не имевших возможности углубить свои знания в вере, стали жертвами романтической «этнофилетической» идеологии.В частности, среди духовенства и мирян Украинского Экзархата обнаружились тенденции к обособлению от Московского Патриархата. Епископат Украинской православной церкви принял Обращение к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и Священному Синоду Русской православной церкви, в котором содержались предложения, призванные усилить авторитет священноначалия УПЦ [3]. 25 — 27 октября 1990 года под председательством Патриарха Алексия в синодальной резиденции в Свято-Даниловом монастыре состоялся Архиерейский Собор, где было определено:«Украинская Православная Церковь является самоуправляемой с правами широкой автономии» [3].
В 1992 году в результате действий Филарета и части иерархов Украинской православной церкви, настаивавших на предоставлении УПЦ полной самостоятельности от Русской православной церкви и поддержанных руководством Украины, возникла Украинская православная церковь — Киевский патриархат— неканоническая православная церковь на Украине, претендующая на статус поместной автокефальной православной церкви. Учредительный (по мнению канонических православных церквей мира — раскольнический) собор состоялся 25—26 июня 1992 года в Киеве. Параллельно в Украине существует УПЦ МП-православная церковь на Украине, единственная признанная прочими поместными православными церквями, самоуправляемая Церковь в составе Московского Патриархата «с правами широкой автономии».
В течение всего времени от образования Киевского Патриархата и до сегодняшнего дня, отношения двух православных церквей отличаются высокой степенью противостояния, что в свою очередь повышает уровень конфликтности во всей Украине. В роли главного инициатора межправославного конфликта выступает УПЦ КП, рассматривающая УПЦ МП как своего главного врага. В силу этого именно две эти церкви являютсяосновными сторонами межправославного конфликта.
По мнению руководителей церкви, УПЦ КП берет свое начало от крещения Руси-Украины (в 988 г.) и является наследницей Киевской митрополии в составе Константинопольского Патриархата [15].
Согласно уставу учреждения Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата не ведут политическую деятельность и не предоставляют своих помещений для политических мероприятий[14]. Однако в первые годы своего существования в период президентства и поддержки Кравчука УПЦ-КП активно поддерживала формирование, осуществлявшие силовые действия и захваты храмов, прежде всего, принадлежащих УПЦ. Так был захвачен и передан в распоряжение УПЦ-КП кафедральный Владимирский Собор в Киеве; они же предпринимали попытки штурма православной святыни - Киево-Печерской Лавры [7]. В 1995 г. монах Филарет самопровозгласил себя «патриархом всея Украины-Руси». Пропагандистская кампания УПЦ КП против УПЦ МП отличалась крайней агрессивностью и непримиримостью и носила характер политических обвинений. Длительные действия УПЦ КП во главе с ее основателем Филаретом против Украинской Православной Церкви Московского Патриархата привели к тому, что Архиерейский собор РПЦ в феврале 1997 г. отлучил Филарета от церкви. В это время руководство УПЦ КП, приподдержке украинского правительства и СМИ пытается навязать народу идеологию так называемой «истинно украинской церкви». Леонид Кравчук часто говорил: «Независимое государство – независимая Церковь» [7].
УПЦ КП не признана ни одной из 15 канонических православных церквей, поскольку не признают таинств Киевского патриархата, с точки же зрения канонического права своего рода церковной конституции самочинное объявления независимости какой-либо части православной церкви без согласия остальных частей недопустимо – УПЦ КП таким образом понимается как организация без благодатная, в которой отсутствует апостольское наследование, так как Филарет был лишен священного сана, но он продолжал совершать «богослужения», «рукополагать священников» - с канонической точки зрения – фиктивных священников и даже «епископов».
УПЦ КП имеет влияние среди верующих в основном на западе Украины — в Галиции и на Волыни, а также в Киевской и Черкасской областях. Но только в трех областях Галиции (Ивано-Франковской, Львовской и Тернопольской) УПЦ КП больше приходов чем УПЦ МП. Так на 1 января 2000 г. УПЦ имела 8403 зарегистрированных общин (70,9% от всех православных общин), УПЦ-КП - 2471 общину (20,8%). На 2010г. УПЦ МП - 11996 общин (74%), УПЦ КП – 4385 (26%) [16] .
По мнению экспертов, официальная статистика значительно завышает численность общин УПЦ КП. Так например Онлайн-СМИ «Левый Берег» при поддержке Института Горшенина - (тесно связанный с националистическими политическими партиями), приводят иные данные, на начало 2010 года в Украине УПЦ КП насчитывала 4281 приход, причем количество прихожан примерно оценивается в 14 миллионов человек ( а в УПЦ Московского патриархата - 9,5 млн) [17]. По приведенным данным якобы имеется сильный перевес в пользу Киевского Патриархата. Главный редактор LB/Ua - Вадим Омельченко неоднократно имел отношение к фальсификации политических соцопросов[2]. Это в очередной раз доказывает о связи руководителей УПЦ КП с политическими деятелями Украины. Главными для двух православных церквей остаются проблемы будущего Украинского Православия: восстановления единства Церкви. Но способы его восстановления видят по разному.
УПЦ МП разделяет этот вопрос, рассматривая его как вопрос канонический, вопрос устройства церковной жизни. Епископы УПЦ МП приняли решение о создании комиссии, которая займется приемом покаянных грамот от представителей Киевского Патриархата, «желающих вернуться в лоно канонической православной Церкви.
УПЦ КП ставит вопросы объединения церквей и автокефалии как политические; для нее это средство укрепления Украинского государства, торжества «национальной идеи». В 2000 г., УПЦ КП устанавливает контакты с Вселенским Патриархом. Нельзя не отметить такой интересный факт, что информация о характере и результатах этих встреч со стороны Вселенского Патриархата поступала крайне скупо, но совершенно противоположная ситуация с УПЦ КП, от Киевского Патриархата и близких ей источников – информация весьма обширна. Воздерживаясь от оценок достоверности этих сообщений, изложим их так, как они подавались украинской печатью, поддерживающей УПЦ КП. В печати сообщалось, что УПЦ КП обратилось к Патриарху Варфоломею с просьбой оказать содействие в создании единой Поместной Церкви в Украине. Варфоломей подтвердил желание решить проблему украинского православия и заявил, что она имеет право на автокефалию. По украинским данным, Патриарх заявил: «Если Москва откажется принять необходимое решение, Вселенский патриархат единолично решит вопрос каноничности Украинской церкви» [11].
Мы не беремся оценивать достоверность данной информации. Но если все произойдет так, то не трудно спрогнозировать дальнейшие события. Между Москвой и Константинополем вероятнее наступит полный разрыв канонического общения. На территории Украины окажутся две церкви относящиеся к сферам влияния двух враждующих центров.
В расколе с законным священноначалием и мировым Православием оказались миллионы людей. И если некоторая часть из них находится в расколе в результате сознательного выбора, то множество простых верующих и даже церковнослужителей находятся сегодня в канонической изоляции скорее из-за отсутствия надлежащего догматического и канонического образования
Заключение.
На основе системного и комплексного анализа источниковедческой базы наше исследование показало, что, в канонических взаимоотношений основных православных Церквей Украины можно выделить следующие этапы:
Первый этап - 1990-2004 гг.: от предпосылок и возникновение церковного раскола, до первых попыток раскольников канонического урегулирования внутрицерковного конфликта.
Второй этап канонических взаимоотношений Церквей - 2005-2013гг. (попытки Киевского Патриархата выйти из церковной изоляции, наладив мирные отношения с иными конфессиями).
Проанализировав этапы канонических взаимоотношений УПЦ МП и УПЦ КП можно сделать следующие выводы.
Управление и развитие Украинской Православной Церкви Московского патриархата проходит согласно каноническим правилам. УПЦ МП является основным фактором стабильности для украинского народа, и сохранения целостности страны;
Образование развитие и Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата происходило неканоническим путем, поскольку осуществлялось без согласия РПЦ, к тому же УПЦ КП возглавляет не кем не признанный и преданный анафеме Патриарх Филарет собственно, его раскольническая деятельность стала главным, подрывающем фактором, и серьезной преградой на пути канонического искоренения раскола;. Таким образом, УПЦ КП – это псевдоцерковная организация, возникшая на фоне мутационных процессов в постсоветском украинском обществе.
Автокефальные расколы возникли на политической почве, это доказывает их история и идеология, а также очевидно сильное влияние проводимой первыми лицами государства национальной политики. Первостепенно церковный раскол был определен не церковными проблемами, а явился исключительно следствием насаждения националистических идей в религиозную сферу. Это имеет подтверждение наличием самых близких связей между раскольниками, с одной стороны, и украинскими политиками, с другой. Характерные условия становления УПЦ КП, предопределили нестабильность этих Церквей, и очевидное преобладание в них политического начала над церковным. Полная Церковная изоляция Поместных Церквей повлекла за собой пренебрежение канонических правил, которыми в своей жизнедеятельности руководствуется Православная Церковь и соблюдение которых определяет ее соответствие истинной Церкви Христовой.
Автокефалистский раскол в Украине повлек за собой существенные проблемы канонического характера, коим Церковь обязана будет приложить все усилия, чтоб появилась вероятность преодоления раскола. Одной из главнейших задача сегодняшний день остается, воссоединения Церквей. В случае ухода с политико-религиозной арены лжепатриарха Филарета, вероятно результативное решение церковного раскола путем покаяния раскольников, к чему на сегодняшней момент появляются тенденции.Так определилось, что на территории Украины находятся две наиболее крупные православные Церкви, относящиеся к сферам влияния двух конфликтующих центров. Беря во вниманиемощный конфронтационный заряд Киевского патриархата, мир между ними неосуществим. УПЦ КП, почувствовав увеличившуюся силу, возобновит храмовые захваты. Она все больше будет приобретать характер государственной церкви, а самиполитики в данном конфликте - все чаще становиться на ее сторону.
Подведя итоги нашего исследования, мы можем утверждать что наша гипотеза подтвердилась.
Список литературы.
Социологические исследования:
Слайд 2
Актуальность исследования. Украинская Православная Церковь Московского Патриархата (далее УПЦ МП) является неотъемлемым звеном Русской православной Церкви. Деятельность УПЦ МП значительно осложняется наличием на ее территории раскольничьих сообществ, именующими себя «поместными», но, с точки зрения канонического права, не являющихся таковыми - это так называемые Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата. Научный и практический интерес в проведении исследования церковного раскола в Украине связан с проблемой поиска путей преодоления кризисной для Украинского православия ситуации. Практическая значимость : Полученный материал можно использовать на уроках истории и классных часах.
Слайд 3
Объектами исследования нашей работы являются православные Церкви на территории Украины – Русская Православная Церковь (и, как ее составная часть - Украинская Православная Церковь Московского Патриархата (УПЦ МП)), Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата (УПЦ КП). Предмет исследования – взаимоотношения упомянутых Церквей . Цель исследования –историческая реконструкция процесса взаимоотношений УПЦ КП м УКП МПс 1990 – 2013 гг. Задачи исследования: 1.Определить канонические взаимоотношения основных православных Церквей Украины с Русской Православной Церковью в период с 1990-2013 гг. 2.Выявить проблемы взаимоотношений УПЦ МП и УПЦ КП. Гипотеза - предполагается, что на развитие современного православия в Украине оказывает политическое влияние.
Слайд 4
Украинская православная церковь Московского патриархата - остается автономной составной частью Московского патриархата, признается канонической, всеми 15-ю поместными православными Церквями мира . Украинская православная церковь Киевский патриархат — неканоническая православная церковь на Украине, претендующая на статус поместной автокефальной православной церкви. Возникла в 1992 году и действует по настоящее время.
Слайд 5
Территориальные рамки исследования УПЦ МП УАПЦ УПЦ КП
Слайд 8
Динамика прихожан
Слайд 9
Количество религиозных общин
Слайд 10
По данным СМИ «Левый Берег», на начало 2010 года в Украине УПЦ КП насчитывала 4281 приход, приходы объединены в 32 епархии, количество прихожан примерно оценивается в 14 миллионов человек (в УПЦ Московского патриархата - 9,5 млн )
Слайд 11
УПЦ МП УПЦ КП Приходы (официальные 11704 4251 данные) Приходы по данным СМИ ? 4281 «Левый Берег» Количество Прихожан 9.5 млн. 14 млн.
Слайд 12
Список литературы. Анисимов В.С. Самосвятские расколы в Украине / В.С.Анисимов. – Киев: Пресс-служба УПЦ, 2012. – 208 с. Анисимов В.С. Скованные одной ложью / В.С. Анисимов. – Киев: Пресс-служба УПЦ, 2012. – 400с. Анисимов, В.С. Сборник статей. Тернии второго крещения / В.С. Анисимов. – Киев: Пресс-служба УПЦ, 2012. – 400с. Белецкий М.И. Православная церковь в Украине: проблемы объединения церквей и автокефалии / М.И. Белецкий. - Киев: Киевский центр политических исследований и конфликтологии , 2008. С. 178. Григорьянц В.Е. О некоторых вопросах государственно-церковных отношений в Украине / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:old.niss.gov.ua/crimea/files/cerkov.htm, свободный. – Загл . с экрана. Петрушко В. И. Автокефалистские расколы на Украине в постсоветский период 1989-1997 гг. / В. И. Петрушко . - М., 1998. -195с. Паращевін М. Релігія та релігійність в Україні / М. Паращевін . - Киев: Інститутполітики , Інститутсоціології НАН України , 2009. – 175 с. Статут про управлінняУкраінскоїПравославноїЦерквіКіевскіїПатр і архат. [Электронный ресурс] / Анти Раскол . – Режим доступа: http://www.anti-raskol.ru/pages , свободный. – Загл с экрана. Историко-каноническая декларация УПЦ КП. [Электронный ресурс] / Інформаційнеуправління УПЦ КиївськогоПатріархату . – Режим доступа: http://www.cerkva.info/ru/icd.html , свободный. – Загл . с экрана.
Слайд 13
Спасибо за внимание
Компас своими руками
Сладость для сердца
Попробуем на вкус солёность моря?
Упрямый зяблик
Домик зимней ночью