В презентации представлены результаты исследования потенциальных возможносте студентов медицинского колледжа к созданию авторских сказок для применения их в педиатрической практике. Был проведен анализ текстов 21 авторской сказки, предназначенных для детей, нуждающихся в психологической поддержке со стороны медицинских работников.Среди главных персонажей авторских сказок чаще всего встречались реальные дети, преимущественно мальчики, животные, реже мультипликационные и вымышленные герои. Ожидаемыми сюжетами авторских сказок были жизненные ситуации, связанные с посещением медицинского учреждения по поводу заболеваний, вакцинации. Во многих сказках провозглашались идеалы дружбы, взаимной поддержки, взаимовыручки и семейные ценности. В качестве Героя-избавителя от страхов, боли и страдания выступали чаще всего медицинские работники, родственники, животные, друзья, главный герой значительно реже сказочный персонаж-фея. Все студенты высказались о целесообразности творческого подхода в педиатрической практике при оказании психологической поддержки маленьким пациентам в трудных жизненных ситуациях
Слайд 1
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж №6» Сказкотерапия в педиатрической практике среднего медицинского персонала Студенты группы 2 А 5: Долгова Меланья Лукьяненко Элина Научный руководитель: к.м.н., доцент Бакирова Зухра АнверовнаСлайд 2
Психосоматическая патология у детей «Нет никаких только психических и только соматических болезней, а имеется лишь живой процесс в живом организме» Р.А. Лурия
Слайд 3
Больной ребенок в ЛПУ Факторы риска психосоматических расстройств: психологические стрессы, связанные с болезнью и/или отрывом от семьи. возникает вторичная невротизация: больные дети психологически более уязвимы, чем здоровые. легче утомляются, чаще перевозбуждаются, развиваются страхи, повышенная тревожность, агрессивность, отчуждение от взрослых, заторможенность или, наоборот, расторможенность.
Слайд 4
Больной ребенок и средний медицинский работник Женская психотерапия в лице среднего медработника полезна при лечении детей и подростков: теплота взаимоотношений, отсутствие значимого дистанцирования снижение уровня психоэмоционального напряжения формирование чувства уверенности, спокойствия избавление от чрезмерной робости, ранимости, повышенной тревожности формирование оптимистичного жизненного стиля развитие воли Результат: ликвидация проявлений патологического формирования личности.
Слайд 5
Основные функции сказкотерапии: катарсистическая регулятивная коммуникативно – рефлексивная Метод сказкотерапии: Опирается на жанр народной волшебной сказки. Предлагает ребёнку способы решения конкретной проблемы. Даёт великолепный общий язык для медработника, сближает. Действует через символы, метафоры - дети склонны идентифицировать себя с различными героями сказок, мультфильмов, историй. Отличается особой «мягкостью», недирективностью, что важно в педиатрической практике. Сказкотерапия
Слайд 6
Виды и варианты сказотерапии в ЛПУ Виды сказок: 1) фольклорные, 2) авторские, Жанры: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты. Синтез сказкотерапии с Телесно – ориентированными техниками С символдрамой
Слайд 7
Список рекомендуемой литературы для применения в ЛПУ Прокофьева С. Приключения жёлтого чемоданчика 2. Мамин-Сибиряк Д.Н. Серая шейка 3. Носов Н. Приключения Незнайки (где рассказывается, как Незнайка лежал в больнице) 4. Куприн А.В. Слон 5. Генри О. Последний лист (для подростков и взрослых).
Слайд 8
Эффективность сказкотерапии Изменения личности ребенка Происходит трансформация: Маленький и слабый персонаж вначале к концу превращается в сильного, способного справиться с болезнью. Изменения личности медработника Пробуждаются детские и творческие силы в самом медработнике: Активизируется понимание и работа на уровне интуиции, архетипов: Меняется форма поведения, Пробуждаются душевные силы, инстинкты, Меняется смысл и значение реальных образов, действий и постпков. Важно для профилактики эмоционального выгорания медработников
Слайд 9
Цель исследования - изучить потенциальные возможности студентов медицинского колледжа к созданию авторских сказок для применения их в педиатрической практике. Задачи исследования : 1. Исследовать возможности использования авторских сказок в педиатрической практике средних медицинских работников. Для этого студентам медицинского колледжа создать авторские сказки и сопроводить их рисунками с последующим анализом продуктов творчества. 2. Подготовить предложения по совершенствованию психолого-педагогической подготовки студентов медицинского колледжа к педиатрической практике.
Слайд 10
Дизайн исследования Приняли участие студенты: «Сестринское дело» (12 девушек) «Акушерское дело» (9 девушек) в возрасте 16-28 лет. Творческое задание: 1. Создать авторскую сказку 2. Сопроводить ее иллюстрацией.
Слайд 11
Результаты исследования:
Слайд 12
Результаты исследования:
Слайд 13
Результаты исследования:
Слайд 14
Анализ авторских рисунков к сказкам
Слайд 15
Иллюстрации, сделанные студентами к сказкам
Слайд 16
Анализ эмоционального фона в начале выполнения задания
Слайд 17
Эмоциональный фон после выполнения задания
Слайд 18
Методические рекомендации по применению сказкотерапии в ЛПУ: 1. Занятия по сказкотерапии не должны быть длинными и перегруженными. 2. Осторожное отношение к выбору героев и сюжетов. 3. Использование животных меньшего размера и возраста в качестве главных героев. 4. Использование стихотворных форм сказок и жизнеутверждающих сюжетов. 5. При изложении сказок рекомендуется придерживаться спокойных, умиротворяющих, «психотерапевтических» интонаций и 6. Использовать музыкальное позитивное сопровождение. 6. Далее нарисовать значимые эпизоды, вылепить сказочных героев из пластилина, вырезать их из бумаги или даже разыграть впоследствии мини-спектакль на тему прочитанной сказки.
Слайд 19
Заключение Проведенное исследование выявило хорошие потенциальные возможности у студентов медицинского колледжа к созданию авторских сказок для применения их в педиатрической практике. Это создает возможность развития творческих психологических компетенций будущих средних медицинских работников в процессе обучения в медицинском колледже . С этой целью при изложении вопросов сестринской и акушерской деятельности в педиатрической практике в качестве одного из практических заданий можно использовать написание студентами авторских сказок, что создаст дополнительные условия для освоения профессиональных компетенций ПК-2.1 . «Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств» и ПК-2.2 . «Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса».
Слайд 20
Благодарим за внимание!
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Загадка Бабы-Яги
Два плуга
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку