Данная исследовательская работа была представленна на школьной этапе НПК и заняла 1 место
Описывает проблему использования школьного телефона в нашей Абанской школе № 1 и пути решения
Вложение | Размер |
---|---|
Платонова Правовой аспект пользования сотовым телефоном | 702.6 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Абанский район
РАЙОННАЯ НАУЧНО – ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»
Направление: социально-гуманитарные науки
Секция:психологии, социологии, менеджмента
Правовой аспект пользования мобильным телефоном в школе
Купцова Наталья Викторовна | |
МКОУ АбанскаяООШ № 1, 8 «а» класс 12. 01.2004 Тел. 89607624667 | |
Свириденко Олег Николаевич | |
МКОУ Абанская ООШ № 1, учитель истории и обществознания , тел. 89607714273, е-mail: oleg.sviridenko@rambler.ru | |
Абан, 2018
Тезисы
Данный исследовательский проект ориентирован на урегулирование проблем, связанных со злоупотреблением мобильными телефонами в школе, на формирование коммуникативной культуры и взаимной вежливости всех участников образовательного процесса.
Цель: определить наиболее оптимальные правила пользования мобильными телефонами на основе этико – правовых норм. Разработать проект «Положения о пользовании мобильными телефонами в МКОУ Абанская ООШ №1».
В результате проведения социологического опроса учащихся 7 – 9 общеобразовательных классов в МКОУ Абанская ООШ № 1 о необходимости регулирования этико – правовых норм о правилах пользования мобильными телефонами. Я выяснила, что телефон занимает важное место в жизни приблизительно у 50 %. При этом, юноши пользуются телефоном чаще, чем девушки. Основными популярными функциями мобильного телефона среди наших респондентов оказались: социальные сети, сообщения, личные странички, интернет. Это показывает, что использование телефона отвлекает учеников от учебного процесса.
После изучения нормативно – правовых актов о пользовании мобильными телефонами в школе, я сумела выяснить, что существует правовой пробел.
Министр образования РФ считает, что школам нужно ввести запрет на использование на уроках мобильных телефонов. При этом министр подчеркнула, что каждая школа вправе самостоятельно выработать рекомендации по поводу телефонов.
Нет единой практики среди российских учителей относительно правил пользования мобильными телефонами на уроке и в школе. По мнению большинства учителей нашей школы допустимый вариант – проведение тематических классных часов, родительских собраний о этико – правом аспекте поведения владельцев телефонов в школе.
С этой целью я разработала памятку о мобильном этикете школьников, которую можно использовать во время обсуждения проблемы во время проведения классных часов, родительских собраний. Кроме этого, я подготовила проект «Правил пользования мобильным телефоном в МКОУ Абанская ООШ № 1» (проект локального нормативного акта).
Практическая значимость моего исследования состоит: в возможности использования материалов исследования для проведения внеклассных мероприятий в целях урегулирования пользования мобильным телефоном в школе во время образовательного процесса.
Сотовый телефон является неотъемлемой частью жизни современного подростка. Сегодня в нашей школе телефон можно видеть в руках, как выпускника, так и первоклассника. За последние годы сотовый телефон кроме своих функций средства связи, выполняет роль игрушки и средства измерения социального статуса.
Актуальность исследования заключается в определении роли сотового телефона в современной школе. По мнению родителей и учителей, серьёзной преградой в успешности учеников в обучении является чрезмерное увлечение многочисленными возможностями телефона. Я являюсь учащейся нашей школы и активным пользователем услуг мобильной связи.
«Как уменьшить вред от использования мобильного телефона учащимися во время нахождения в нашей школе, а также какие правила нужно соблюдать при пользовании им?» – такова проблема нашего исследования.
Данная проблема актуальна для многих учеников нашей школы, в том числе и моих одноклассников, поэтому я считаю важным более глубокое исследование данного вопроса.
Гипотеза: в результате исследования проблемы использования сотового телефона учащимися 7 – 9 «А» классов в рамках Абанской школы № 1 выяснится его негативное влияние на поведение и успеваемость учеников, поэтому в случае отказаот пользования телефонами во время уроков успеваемость учащихся улучшится.
Объект исследования:культура использования мобильного телефона учащимися во время нахождения в нашей школе.
Предмет исследования:правила пользования мобильным телефоном учащимися во время нахождения в нашей школе.
Разработанность проблемы:
На сегодняшний день основная сложность состоит в том, что не существует какого-то общего федерального закона или единого предписания, регулирующего использование сотовых телефонов в школьных стенах. Вопрос о правомерности как запрета, так и разрешения на применение современных средств связи, таким образом, не имеет однозначного ответа. Кроме того, по этому вопросу даже нет единого и согласованного мнения среди учителей, родителей и учеников.
Во многих российских школах отмечены попытки введения такого запрета. Например, в Краснодарском крае использование сотовых телефонов во время занятий полностью запрещено. Здесь как родители, так и учителя сошлись в едином мнении, что мобильные отвлекают детей от их обязанностей и препятствуют учителям проводить уроки в спокойной, рабочей обстановке.
Противники запрета на использованием сотовых в один голос твердят о необходимости приучить ребенка к культуре обращения с аппаратом, которая заключается в уважении и к учителю, и к одноклассникам. Также следует научиться уважать прочих школьников и не хвастаться своим новым многофункциональным телефоном. Сторонники такого подхода рекомендуют учителям напоминать ребятам о необходимости выключить мобильные перед каждым уроком. Что делать в случае отказа от выполнения этой просьбы, история умалчивает. Ведь крайне часто попытки такого рода натыкаются на непроходимую стену равнодушия и безразличия.
Как свидетельствует статистика, в тех учебных заведениях, где был введен запрет уже более года назад, успеваемость школьников резко возросла. Теперь дети внимательно слушают учителя и стараются разобраться в теме урока, а не тратят время на ежесекундную проверку сотового телефона на предмет наличия нового сообщения или пропущенного вызова,а так же на использование дополнительных функций своего мобильного телефона.
За рубежом были предприняты многочисленные попытки разрешения этой сложной проблемы. В США был введен полный запрет на использование мобильных телефонов. После этого во многих штатах разгорелись ярые споры. Позиция противников основывается вот на чем: родители переживают за своих детей и боятся возникновения непредвиденных ситуаций даже на территории учебного заведения. Основной аргумент родительского сообщества – страх за своих детей. Тем более, в связи с многочисленными в последнее время случаями перестрелок в школах США. [1]
Таким образом, в решении проблемы пользования телефоном можно отметить четко выраженную тенденцию обращения к нравственным качествам всех участников процесса образования и должно не препятствовать образовательному процессу в любой школе.
Цель: определить наиболее оптимальные правила пользования мобильными телефонами на основе этико – правовых норм. Разработать проект «Положения о пользовании мобильными телефонами в МКОУ Абанская ООШ №1».
Задачи:
Методы:
Эмпирические
Теоретические методы
Этапы работы над проектом:
Необходимое оборудование и ресурсы: компьютер, ресурсы интернета, проектор.
Возраст участников проекта: 13 – 15 лет.
Срок: 3 месяца.
Предполагаемый продукт проекта: Правила пользования мобильными телефонами в школе (проект локального нормативного акта).
Основные этапы реализации проекта:
Мною проводилосьанкетированиеучащихся 7 – 9 общеобразовательных классов (всего 50 человек) [Приложение 1].
Данные опроса учащихся 7 – 9 «А» классов:
Мобильный телефон есть почти у каждого учащегося 7 - 9 «А» классов, то есть у 80 %.
Эти данные анкетирования показывают значимость и необходимость использования мобильных телефонов среди учащихся 7 – 9 общеобразовательных классов нашей школы.
2.Определение наиболее частых проблем, возникающих в связи с пользованием мобильным телефоном во время уроков.
Мною проводилось анкетирование учащихся 7 – 9 общеобразовательных классов (всего 50 человек) [Приложение 1]. Интервьюирование учителей и родителей с целью выяснения необходимости использования мобильного телефона в нашей школе.
Далее я провела причинно –следственный анализ и синтез полученных данных. Результатом стало оформление в виде двух сравнительных таблиц на основе полученных сведений.
Вы пользуетесь мобильным телефоном на уроках?
Ответы | Все | Юноши | Девушки |
часто | 37, 7 % | 40, 0 % | 35, 5 % |
иногда | 46, 3 % | 44, 6 % | 48, 8 % |
никогда | 16, 0 % | 15, 3 % | 16, 7 % |
В итоге я выяснила, что около 50 % учащиеся «иногда» пользуются мобильным телефоном на уроке, при этом юноши пользуются телефоном чаще, чем девушки.
Для чего вы используете мобильный телефон во время занятий?
Ответы | % |
Отправляю сообщения | 43, 9 % |
Захожу в сообщества, социальные сети | 79, 1 % |
Захожу в блоги, профили, на личные странички | 35, 3 % |
Просто брожу по Интернету | 34, 8 % |
Играю в игры | 23, 5 % |
Слушаю музыку | 10, 7 % |
Смотрю ТВ | 5, 3 % |
Разговариваю | 1, 5 % |
Другое | 3, 7 % |
Основными популярными функциями мобильного телефона среди наших респондентов оказались: социальные сети, сообщения, личные странички, интернет. Это показывает, что использование телефона отвлекает учеников от учебного процесса.
Я познакомилась с источникамиФЗ «Об образовании в РФ», Уставом МКОУ АбанскаяООШ № 1 на предмет наличия норм, запрещающих пользоваться мобильным телефоном на уроке.
После изучения источников, я сумела выяснить пробел в урегулировании правил относительно пользованием мобильными телефонами во время нахождения в школе.
3.Определить способы урегулирования споров, возникающих между учителями и учениками школы по поводу мобильных телефонов в школе.
Опираясь на полученные сведения я выяснила, что нет общероссийского закона регулирующего правила пользования мобильными телефонами в школе. Вместе с этим, согласно ст. 209 Гражданского Кодекса РФ телефон является частной собственностью владельца, а следовательнособственник имеет право на владение, пользование и распоряжение личной вещью, то есть имуществом.
Однако проблема необходимости использования мобильного телефона во время учебного процесса актуальна сегодня в школе, поэтому журналисты ИТАР (Информационное Телеграфное Агентство России) - ТАСС обратились к министру образования РФ Ольге Васильевой. В своем интервью от 30 августа 2017 года газете «Аргументы и факты» министр образования РФ считает, что школам нужно ввести запрет на использование на уроках мобильных телефонов. Об этом она ранее сказала на Общероссийском родительском собрании. «Люди не могут оторваться от телефона ни на секунду. В плену у гаджетов. Мое убеждение, что он мешает», – приводит агентство слова главы Минобрнауки. По мнению Васильевой, перед началом урока ученики должны сдавать свои телефоны. Посмотреть необходимый материал во время занятий они могут на планшете или электронной доске, отметила она. При этом министр подчеркнула, что каждая школа вправе самостоятельно выработать рекомендации по поводу телефонов.[2]
Мнения российской учительской общественности разделились:
Ответы (10)
Таким образом, вот какие методы против использования сотовых телефонов на уроке предлагают российские учителя:
По мнению учителей нашей школыдопустимый вариант – проведение тематических классных часов, родительских собраний о культуре поведения владельцев телефонов в современном обществе (в школе).
Я считаю, что для учеников нашей школы можно провести заседание школьного парламента, где бы предварительно обсуждался проект «Правилпользования мобильным телефоном в школе» учащимися 7 – 9 классов. Далее возможно обсуждение проекта правил совместно с учителями на педагогическом совете и с родителями на классных часах.
Правила пользования мобильными телефонами в школе (проект локального нормативного акта).
3.Заключение
В результате проведения социологического опроса учащихся 7 – 9 общеобразовательных классовв МКОУ Абанская ООШ № 1 о необходимости регулирования этико – правовых норм о правилах пользования мобильными телефонами. Я выяснила, что телефон занимает важное место в жизни приблизительно у 50 %. При этом, юноши пользуются телефоном чаще, чем девушки. Основными популярными функциями мобильного телефона среди наших респондентов оказались: социальные сети, сообщения, личные странички, интернет. Это показывает, что использование телефона отвлекает учеников от учебного процесса.
После изучения нормативно – правовых актов о пользовании мобильными телефонами в школе, я сумела выяснить, что существует правовой пробел в урегулировании правил относительно пользованием мобильными телефонами во время нахождения в школе.
Министр образования РФ считает, что школам нужно ввести запрет на использование на уроках мобильных телефонов. При этом министр подчеркнула, что каждая школа вправе самостоятельно выработать рекомендации по поводу телефонов.
Нет единой практики среди российских учителей относительно правил пользования мобильными телефонами на уроке и в школе. По мнению большинства учителей нашей школы допустимый вариант – проведение тематических классных часов, родительских собраний о этико – правом аспекте поведения владельцев телефонов в школе.
С этой целью я разработала памятку о мобильном этикете школьников, которую можно использовать во время обсуждения проблемы во время проведения классных часов, родительских собраний. Кроме этого, я подготовила проект «Правил пользования мобильным телефоном в МКОУ Абанская ООШ № 1».
В перспективе, я считаю, что для учеников нашей школы можно провести заседание школьного парламента, где бы обсуждался проект «Правил пользования мобильным телефоном в школе» учащимися 7 – 9 классов. Далее возможно обсуждение проекта правил совместно с учителями на педагогическом совете и с родителями на классных часах.
Выводы
Практическая значимость моего исследования состоит: в возможности использования материалов исследования для проведения внеклассных мероприятий в целях урегулирования пользования мобильным телефоном в школе во время образовательного процесса.
Список используемой литературы:
Нормативно – правовые акты (источники)
Литература:
Интернет – ресурсы
Приложение 1.
АНКЕТА
Выберите один ответ
2) Захожу в сообщества, социальные сети
3)Захожу в сообщества, социальные сети
4) Захожу в блоги, профили, на личные странички
5) Просто брожу по Интернету
6) Играю в игры
7) Слушаю музыку
8) Смотрю ТВ
9)Разговариваю
10) Другое (предложите свой вариант ответа)
Приложение 2.
Памятка мобильный этикет школьника
1. Старайтесь выключать мобильный телефон там, где есть предупреждение «Пожалуйста, выключите ваш мобильный телефон».
2. Переведите свой мобильный телефон в режим «без звука» или пользуйтесь услугой «Голосовая почта» в музеях, кинотеатрах, на выставках, в библиотеках, во время уроков и школьных мероприятий.
3. Рингтоны должны быть приятны Вам и не беспокоить окружающих.
4. Устанавливайте минимальную громкость сигнала мобильного телефона, когда общаетесь с другими людьми.
5. Если в школе Вам срочно необходимо написать текстовое сообщение, выключите сигналы клавиатуры.
6. На школьной территории, а также в транспорте, лифте и т. д. старайтесь разговаривать по мобильному телефону максимально тихо и коротко не мешать окружающим своим разговором.
7. Некорректно использовать чужие мобильные телефоны в своих целях и сообщать их мобильные номера третьим лицам без разрешения.
8. Фотографируя или снимая видео на свой мобильный уважайте личную жизнь своих одноклассников, учителей. Спросите разрешения, прежде чем кого – либо фотографировать или снимать.
9. Если вам не ответили немедленно, не надо повторять вызов – наберитесь терпения и подождите, когда Ваш абонент сможет перезвонить Вам.
10. Уважайте право человека на личную жизнь – не читайте текстовые сообщения и не просматривайте список звонков в чужом телефоне без разрешения.
Приложение 3.
Проект «Правила пользования мобильным телефоном в МКОУ Абанской ООШ №1
Общие правила
1. Мобильный телефон является личной собственностью учащегося.
2. Администрация школы не несет ответственности за личные вещи учащегося.
3. Мобильные телефоны не должны препятствовать осуществлению образовательного процесса.
4. Недопустимо прерывать общение с преподавателем ради ответа на звонок или сообщение.
На занятиях
1. Во время урока мобильные телефоны необходимо отключать либо устанавливать на режим «Без звука».
2. Во время урока участникам образовательного процесса запрещено использовать телефон как источник информации, как калькулятор, как фотоаппарат или видеокамеру, как непосредственно телефон.
3. Мобильный телефон не должен находиться на парте, в руках, в пределах видимости.
4. В случае нарушения данного положения педагог может изъять телефон на время урока, поместив его на стол учителя или иное видное место.
5. Если учащийся, пользующийся телефоном, мешает вести урок и нарушает права других учащихся в школе, учитель имеет право удалить его с урока, обеспечив надзор за ним со стороны завуча, классного руководителя, социального педагога.
Во внеурочное время на территории школы
1. В целях безопасности учащимся рекомендуется не оставлять мобильный телефон без присмотра.
2. Учащийся имеет право использовать телефон по мере необходимости.
3. При возникновении конфликтных ситуаций, связанных с использованием мобильного телефона, учитель имеет право его изъять на время, поставив в известность родителей (или лиц их заменяющих).
[1]Использование мобильных телефонов в школе. /Никитенко Е.И. // URL: http://www.uchportal.ru/ispolzovanie_mobilnykh_telefonov_v_shkole. (дата обращения: 26. 11. 2017).
[2]Васильева О. Ю. Запрещено ли использовать мобильные телефоны в школах? // Аргументы и факты, 30 августа 2017.
[3]Сотовые телефоны на уроках! Что делать?URL: https://урок.рф/discussion/12564. (дата обращения: 26. 11. 2017).
Астрономический календарь. Март, 2019
В поисках капитана Гранта
Рисуем ананас акварелью
Барсучья кладовая. Александр Барков
Наводнение