Как мы пришкольную территорию в оазис превращали
Вложение | Размер |
---|---|
Как мы пришкольную территорию в оазис превращали | 18.56 КБ |
Устьинский филиал МБОУ Устьинская СОШ
Моршанский район Тамбовская область
Сочинение – исследование на тему:
«Как мы пришкольную территорию в оазис превращали»
Выполнила: обучающаяся 9 класса
Козлова Антонина
село Устье 2017
Сельская школа, чем живёшь сегодня, что тебя волнует и радует? Ежедневно в твои распахнутые двери врывается неугомонная толпа счастливых ребятишек. Они любят тебя, скучают на каникулах и вновь радуются встрече. Им тепло в твоих стенах, уютно в классах, комфортно среди сверстников.
Осуществляя главную цель - давать знания, ты одновременно воспитываешь будущих граждан страны, которые любят свою родину, её традиции, облагораживают памятные места, знают цену труду, участвуют в ежегодных экологических акциях, берегут родную природу!
Если смотреть на карту Тамбовской области, Моршанский район - самый северный и самый большой по занимаемой территории. Богат он лесами и равнинами, возвышенностями и оврагами, полями и реками. Это всё моя малая родина. Люблю и горжусь её историей!
Устьинский филиал МБОУ Устьинская СОШ, расположен на песчаной возвышенности в центре села Нижнее Устье. Если театр начинается с вешалки, то школа - с пришкольного участка.
«Никогда не поздно посадить деревце: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытием первой почки».
Особенно привлекателен наш участок весной. У самого входа, в сторонке, вас приветствует берёза своей раскидистой кроной. Когда она выросла, никто не заметил. Ранней весной серёжки всем разбрасывает, осенью – «золотым» листом щедро осыпает.
Асфальтированная дорожка поведёт к школьному крыльцу, но сначала вы обязательно задержите свой взгляд на красавицах - сосенках, которые ровным «строем» приветствуют взрослых и детей.
Майская сирень, акация и кустики тёрна «манят к себе» и хочется потрогать их удивительно разные по красоте, цвету и запаху цветы.
Листва на тополях, распустившись раньше всех, шелестит от лёгкого дуновения ветерка и заставляет поднять голову высоко вверх, чтобы увидеть величие этих неприхотливых деревьев. Шикарный досточтимый вяз и кудрявый клён завораживают своей раскидистой кроной, если надо «спрячут» всех желающих от солнца весной и летом.
Разнообразие пейзажу придают молодые ели, кусты рябины, дубки, осинки. Если вы наблюдательный человек, то обязательно отметите их удивительное соседство.
Разновозрастные деревья и кустарники особенно хорошо смотрятся на фоне «изумрудного ковра» - ровно выкошенной травы. И, как в любой композиции, ярким пятном выделяются круглые клумбы, с огромными шапками рыжих бархатцев, блистающих серебряными каплями от утренней росы или дождя.
Такой оазис на школьной территории создан не за один год совместными усилиями учителей, обучающихся и работников школы. От окружающей красоты получают удовольствие дети, работники, родители, а гости – просто восхищаются.
Чтобы узнать, как мы пришкольную территорию в оазис превращали, хочу совершить небольшую экскурсию в географическое краеведение.
Наше село находится на месте бывшего устья древней реки, видно оттуда и получило своё название. Когда река, поменяв своё русло «ушла» в сторону, остались наносные пески и торфяники, сохранившиеся до наших дней. Песка у нас вокруг много, но на строительство он не пригоден, так как без примесей, его называют промывным, потому что водным течением вымывались глиняные, известковые и другие отложения. Водная растительность, перегнивая, превращалась в ил, столетиями скапливаясь на дне реки. Так были обнаружены залежи торфа. В 60 - е годы прошлого столетия на территории нашего села велись торфоразработки в промышленном масштабе.
Вот на таком интересном, историческом месте, в центре села и расположена наша школа. Много лет потребовалось для того, чтобы она утопала в зелени деревьев, кустарников и цветов.
Учитель технологии с двадцатипятилетним стажем работы В.В. Сидорова на уроках рассказывала о том, сколько усилий за эти годы прилагалось к тому, чтобы озеленить территорию. Но кроме низкой полыни и двух мощных тополей – самородков ничего не приживалось.
Каждый год выпускники пытались сажать молодые деревца на память, родители приносили кустарники и сами сажали, но дальше дело не шло. Никак не хотели саженцы корнями с песком срастаться.
И вот за каких - то восемь лет произошла удивительная перемена. Что случилось? А может, как всё началось?
Кажется, совсем недавно я робко перешагнула порог своей родной школы. Помню, как в пятом классе, на уроках технологии, изучая тему «Дизайн пришкольного участка», выходили в школьный парк. Раскидывали длинный извилистый шланг и с помощью разбрызгивателя орошали территорию. Песчаная почва получала долгожданную порцию так необходимой ей влаги. Нам нравилось передвигать резиновую «змейку» и наблюдать за преломляющимися лучами солнца в водных струйках.
С наступлением весны, мы выбегали на свежий воздух, чтобы убрать территорию и, по возможности, озеленить. Перекапывая почву, выворачивали наружу песок. Он сначала казался рыхлым, через несколько дней высыхал, а вместе с ним высыхали семена цветов - однолетников, несмотря на то, что их поливали. Мы спрашивали учителя о причине гибели растений, сожалели о напрасном труде. Оказывается, вся проблема заключалась в песчаной почве.
Изучая природоведение, географию, экологию, геоэкологию, химию, мы узнавали законы природы, процессы, происходящие в ней, свойства воды, земли, воздуха, жизнь растений.
Вооружившись знаниями этих наук, решили на уроках технологии во время работы на пришкольном участке, применять определённые шаги к возрождению экологического равновесия почвы.
От частых поливов трава становилась сочнее и гуще. Первый раз скосили триммером. Мелкая травяная крошка просыпалась между редкими травинками, тем самым прикрыла почву от высыхания. Это был первый шаг к возрождению травяного покрова, будущего «ковра», который теперь так густо покрывает всю территорию. Ставим распылитель и продолжаем обильно поливать траву, не давая солнцу спалить её.
Постепенно работы прибавлялось. Девочки занимались поливом, прополкой, мальчики - сгребали листву и уносили в специально отведённое место для перегнивания - компостирования. Листовой перегной – один из главных структурных компонентов улучшения почвы. Время от времени проливали листву водой для более быстрого разложения.
А проблема с почвой на клумбах оставалась. Тогда мы провели исследование. С осени, сгребая листву, тонким слоем насыпали её поверх земли. Затем, осторожно перекапывали почву. Листва оказывалась под тонким слоем. Песок очень быстро «перерабатывает» попавшую в него растительность, к тому же осенью выпадает много осадков в виде дождя и мокрого снега, листва за зиму перепревает. и верхний слой почвы заметно улучшается. Весной, во время наблюдений было видно, что структура почвы становится другой – структурированной. Это был второй шаг, направленный на улучшение экологического состояния верхнего почвенного слоя.
Мечта создания цветущих клумб нас не покидала. Исследуя особенности растений, методом проб и ошибок, пришли к выводу, что самыми рациональными будут бархатцы. Они дают быстрые всходы, неприхотливы и нетребовательны в уходе, светолюбивы, засухоустойчивы, наконец, необыкновенно красивы.
Следующей весной почву на клумбах не перекапываем, а слегка проводим бороздки мелкой тяпкой, проливаем землю из лейки и густо сеем семена наших цветов. Заделываем их в почву, присыпая лёгким перегноем. Через два дня польём опять, а ещё через два появятся дружные всходы. Оставляем все сеянцы. Они охотно идут в рост и за счёт близкого соседства переплетаются корневой системой между собой, тем самым удерживаясь в почвенной лунке. Территория участка южная и солнце нещадно палит её. Поливы и орошения - не всегда помогают.
Анализируем, как помочь питомцам? В жару человек прячется в тень, а что нужно растениям? Создать эту самую тень. А как? Да так же просто! Скошенную траву сгребать и подкладывать под корни растений. Наша задача, не нарушая эстетики участка, успеть положить зелёную массу пока она влажная. Своей прохладой она сохранит корневую систему от перегрева и будет удерживать влагу. От поливов трава постепенно превратится в дополнительный питательный субстрат для почвы. Так была решена третья задача по улучшению структуры почвы.
А цветы мы сохранили. Они восхитительны и разнообразны: высокие раскидистые и низкие кустовые, одноцветные и обрамлённые, махровые и ромашковые.
Попытки сажать деревья нас не оставляли. Проводились эксперименты с разными саженцами. Одновременно подрастали сосенки, потому что песок для сосны – идеальная почва, только поливать надо. Бросим шланг – «змейку» и бежит струя прохладной воды под корни. Такие красавицы выросли, что уже второй год «приглашаем» по одной в школьный зал на новогодний карнавал.
Благодаря своевременному и обильному поливу наши растения «стараются» жить и радовать окружающих своим разнообразием, разноцветьем листвы. Когда – то мы помогли возродиться им, теперь они помогают нам, очищая и освежая воздух, привлекая насекомых и птиц, пряча в тени от полуденного солнца.
В школьном парке традиционно проходит учебная и внеклассная жизнь учащихся и педагогов: первый и последний звонок, выпускные вечера, уроки рисования, музыки, технологии, летний отдых и отдых на переменах.
Рассказывая о том, как мы школьную территорию в оазис превращали, хочу сказать, что «один в поле не воин», здесь виден вклад каждого из нас. Только теперь, когда проведена большая работа, занявшая не один год, можно с гордостью сказать, что «Мой вклад в экологию родного края» тоже осуществился, пусть малый, но зато с большой любовью.
Зимняя сказка
Кто грамотней?
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Пока бьют часы
Загадочная система из шести экзопланет