С самого раннего детства я любила читать. С возрастом любовь к книгам всё больше укреплялась, и у меня стали появляться собственные предпочтения. И что интересно, меня всегда привлекали истории с элементом необычного, магического: сначала это были сказки, затем произведения в жанре фантастики и особенно фэнтези. Но только сейчас я задумалась о том, что ничего не знаю о своём любимом жанре, а между тем возникают вопросы: что отличает фантастику от фэнтези, какие вообще существуют особенности у данного жанра? Также я заметила, что очень многие персонажи и даже целые расы встречаются не только в фэнтези, но и в других литературных жанрах - сказках и мифах. Меня также очень сильно заинтересовал этот вопрос. Так и была выбрана тема для исследовательской работы.
И раз я уже заговорила про фэнтези, как про литературный жанр, то считаю нужным включить в данную работу анализ одного из произведений, представителей данного жанра (для более чёткого и ясного представления о фэнтезийном жанре в целом и для выявления характерных жанровых особенностей). Для этого я выбрала гепталогию Джоан Роулинг «Гарри Поттер», очень популярную сейчас уже и считающаяся многими людьми класскикой жанра.
Вложение | Размер |
---|---|
molokoedova_d._7_kl.docx | 227.3 КБ |
Региональный конкурс творческих работ учащихся
«Перспективный проект»
Предмет: Литература
Тема: «Особенности и значение жанра фэнтези в детском чтении на примере творчества Дж. Роулинг «Гарри Поттер»»
Работу выполнила:
Молокоедова Дарья Сергеевна,
ученица 7 «Б»
МОУ «гимназии «Дмитров»»
Научный руководитель:
Коптева Е. В.,
учитель русского языка
и литературы
г. Дмитров
2019 г.
Оглавление
Введение ................................................................................................................... 3-4
Основная часть ......................................................................................................... 5-17
Глава 1. Жанр фэнтези в литературе ..................................................................... 5-11
1.1 Характеристика и определение жанра фэнтези ........................................... 5
1.2 История жанра фэнтези .................................................................................. 5-7
1.3 Архетипы фэнтези ........................................................................................... 7-9
1.4 Классификация фэнтези ................................................................................ 9-11
Глава 2. Анализ произведения «Гарри Поттер» ................................................... 11-17
2.1 История и предпосылки создания произведения .......................................... 11-13
2.2 Мифология и её роль в романе «Гарри Поттер» ........................................... 13-15
2.3 Жанровые особенности романа «Гарри Поттер» .......................................... 15-17
Практическая часть........................................................ .......................................... 18 -19
1. Опрос .................................................................................................................... 18-19
2. Проведение урока................................................................................................. 19
3. Статья в газету...................................................................................................... 19
Заключение .............................................................................................................. 20
Список использованной литературы ...................................................................... 21
Приложения .............................................................................................................. 22-28
Введение
С самого раннего детства я любила читать. С возрастом любовь к книгам всё больше укреплялась, и у меня стали появляться собственные предпочтения. И что интересно, меня всегда привлекали истории с элементом необычного, магического: сначала это были сказки, затем произведения в жанре фантастики и особенно фэнтези. Но только сейчас я задумалась о том, что ничего не знаю о своём любимом жанре, а между тем возникают вопросы: что отличает фантастику от фэнтези, какие вообще существуют особенности у данного жанра? Также я заметила, что очень многие персонажи и даже целые расы встречаются не только в фэнтези, но и в других литературных жанрах - сказках и мифах. Меня также очень сильно заинтересовал этот вопрос. Так и была выбрана тема для исследовательской работы.
И раз я уже заговорила про фэнтези, как про литературный жанр, то считаю нужным включить в данную работу анализ одного из произведений, представителей данного жанра (для более чёткого и ясного представления о фэнтезийном жанре в целом и для выявления характерных жанровых особенностей). Для этого я выбрала гепталогию Джоан Роулинг «Гарри Поттер», очень популярную сейчас уже и считающаяся многими людьми класскикой жанра.
Цель работы: выявить особенности жанра фэнтези на примере «Гарри Поттера».
Задачи:
- Определить значение термина «фэнтези»
- Выявить особенности фэнтези (архетипы фэнтези)
- Изучить историю жанра
- Провести анализ произведения “Гарри Поттер”
- Выявить жанровые особенности романа
- Провести социальный опрос среди учащихся гимназии “Дмитров”
Объектом исследования являются произведения в жанре фэнтези, в частности гепталогия Дж. Роулинг «Гарри Поттер»
Для достижения цели я использовала следующие методы:
- Эмпирические, а именно: изучение литературы и документов, изучение результатов деятельности, анкетирование, опрос;
- Теоретические: анализ, обобщение и систематизация полученные сведений;
- Использование ресурсов сети Интернет и опубликованных источников по данной теме.
Тему этого проекта можно считать актуальной, потому что сейчас, в век современных технологий, люди, в основном молодёжь, всё реже и реже берут в руки книги, предпочитая проводить время в гаджетах. Но такие произведения в жанре фэнтези, такие как «Гарри Поттер», привлекают подростков к чтению снова за счёт простого языка написания и динамичного сюжета, что позволяет отвлечься и отдохнуть.
Можно выдвинуть гипотезу, что каким-то образом жанр фэнтези связан с другими литературными жанрами (мифами), потому как целые расы персонажей задействованы в них.
Данное исследование состоит из введения; основной части, состоящей из двух глав; практической части из одной главы; заключения; списка прочитанной литературы и приложений.
Основная часть
Глава 1. Жанр фэнтези в литературе
1.1 Характеристика и определение жанра фэнтези
Фэнтези (от англ. fantasy - «фантазия») - это жанр современного искусства, одна из разновидностей фантастики[1].
Фэнтези основывается на использовании сказочных и мифологических мотивов в современном виде. Сформировался жанр в начале XV века, при этом наибольшее влияние на формирование облика фэнтези, оказал английский писатель Дж. Р. Р. Толкин, автор многими известного романа «Властелин колец».
Произведения этого жанра очень часто напоминают историко-приключенческие романы, действия в которых происходили в различных вымышленных мирах, близких к настоящему Средневековью или эпохе Возрождения, герои которых сталкиваются со сверхъестественными существами и явлениями. Зачастую фэнтези построено на основе архетипических сюжетов.
В отличии от научной фантастики (наряду с которой фэнтези является основной составляющей жанра фантастики), фэнтези не стремится к объяснению мира, в котором происходят действия в произведениях с научной точки зрения. Сам мир при этом существует только гипотетически, зачастую при этом его нахождение относительно нашей реальности никак не выражено: это может быть как другая планета, так и мир, параллельный нашему, где физические законы могут отличаться от земных. В таких мирах допустимо существование магии, мифических существ (великанов, огров, фей, драконов, эльфов и т.д.), богов. В это же время жанр фэнтези принципиально отличается от жанра сказок тем, что чудеса, описываемые в книге, являются нормой для мира, в котором происходит действие, и работают они так же, как и природные законы в нашем мире.
1.2 История жанра фэнтези
Жанр фэнтези впервые появился в литературе двадцатого столетия, но начало своё он берёт ещё с давних времён и тесно переплетён с обычаями и традициями
1. Фантастика - жанр и творческий метод в художественной литературе, кино, изобразительном и других формах искусства, характеризуемый использованием фантастического допущения, «элемента необычайного», нарушением границ реальности, принятых условностей.
различных народов - мифами, преданиями и сказками.
Огромное влияние на жанр оказали рыцарские романы и средневековый эпос. По крайней мере самые известные современному читателю книги этого жанра имеют под собой в качестве основы именно их (так, например, мир Средиземноморья Толкиена), потому как жанр фэнтези создали и доминируют в нём англосаксы, которые имеют в своём распоряжении кельтскую мифологию, являющуюся также очень важной частью их культуры и поэтому нашедшую отражение в их книгах. Всем известные рыцари Круглого стола и их предводитель король Артур стоят у истоков и одновременно являются прообразом для большинства произведений жанра фэнтези (при этом миф до сих пор считается квази-историческим, т.е. не понятно, миф ли это на самом деле). Можно бесконечно проводить параллели с этими мифами и даже бытует мнение, что если взять наугад абсолютно любой роман в этом жанре, то с первых страниц можно увидеть очевидное сходство (и действительно, в книгах описываются два королевства, ну или же более обобщённые образы - стороны добра и зла; есть всеми любимый добрый король, к сожалению лишённый наследства и трона и пытающийся их вернуть, но против этого выступают силы зла и хаоса; этого доброго короля (или любого другого главного персонажа) поддерживает добрая магия и добрый волшебник, а также храбрая дружина; для полной и окончательной победы необходим некий предмет необычайной волшебной силы - чудесный артефакт, который в руках добра способен спасти мир, а во власти зла - уничтожить, именно поэтому каждая из сторон хочет завладеть им, ну и т.д.). И хотя данное суждение не лишено смысла я с ним не согласна, поскольку оно применимо не для всех фэнтезийных романов. Легенда о короле Артуре стала не только прообразом и архетипом фэнтези, но и полем возможности показания своих умений для тех авторов, которые не придумывали что-то своё, а эксплуатировали миф.
Когда же вопрос заходит о времени и человеке, который создал фэнтези таким, каким мы знаем его сейчас (или заложил его основы), то мнения специалистов расходятся и дать однозначный ответ на него просто невозможно. Одни считают, что основоположниками были Уолполл Хорас, Энн Редклифф и Мери Шелли - авторы, пишущие в жанре готического романа. Другие считают, что ими были лорд Дансени, Абрахам Меррит и Кларк Энтони Смит. Третьи же думают, что корни фэнтези стоит искать в так называемых pulp-magazines (дешёвых массовых американских журналов, в которых печатались скандальные, сентиментальные и сенсационные рассказы и материалы). Так, в одном из таких журналов некто Уиндзор МакКей в 1905 году начал печать комикса о похождениях персонажа, носящего банальное имя Немо. Но эти приключения происходили не в локациях, характерных для тогдашних комиксов - да и вообще не в нашем мире. А в потрясающей воображение стране, названной автором Сламберлэндом.
Даже несмотря на то, что существуют разные точки зрения относительно происхождения жанра, именно британским профессором лингвистики Джоном Рональдом Руэлом Толкиеном был создан некий канон, образец романа в жанре фэнтези, ставший затем классикой для развития литературного фэнтези. И таким образом, кельтско-британский комплекс мифов и легенд, который составляет основу трилогии превратился в традиционную базу для создания романов фэнтези. Всемирный успех «Властелина колец» побудил различные издательства к тому, чтобы обратить своё внимание на сказочно-волшебную фантастику.
В данный момент жанр развивается очень быстро, и в нём появляются всё новые и новые произведения.
1.3 Архетипы[2] фэнтези
Огромная часть вымышленных сюжетов и миров в фэнтези построена на архетипах. При этом очень часто использование архетипов ставят в вину авторам фэнтези.
Вот эти архетипы:
1. Фэнтезийные расы - больше виды разумных существ, чем расы. Традиционным является разделение всех придуманных в фэнтезийном мире разумных существ на несколько этносов с особым происхождением и культурой, особыми
2. Литературные архетипы - часто повторяющиеся образы, сюжеты, мотивы в фольклорных и литературных произведениях.
возможностями и приспособленностью к разным средам обитания.
Огромное влияние на идею разделения рас в фэнтези оказал уже упомянутый Дж. Р Р. Толкин, закрепивший копцепцию рас и популязировавший этот термин. Кроме того, в фэнтези-мирах часто упоминаются различные существа, заимствованные в основном из славянской, греческой, скандинавской, кельтской, германской и других мифологий.
Представители рас в фэнтези имеют стереотипичный характер, но при этом также очень популярны сюжеты о поступках и поведении конкретных представителей (демоны, борющиеся с себе подобными; оборотни, страдающие из-за своего проклятия; справедливые и мудрые драконы; благородные вампиры).
Некоторые из примеров рас и их описание представлены ниже:
Эльфы - древняя раса, похожая на людей; утончённые, склонные к искусствам, защите природы, магии, также долгожители (зачастую бессмертные).
Гномы - карлики, живущие под землёй и имеющие бороду и крепкое телосложение; изобретательны, занимаются добычей драгоценных камней,кузнечным и горным делом.
Орки (по-другому также гоблины) - воинственные обезьяноподобные варвары. Основные занятия - грабежи и убийства. В романах Толкина показываются как изувеченные Тьмой эльфы.
Тролли - великаны, живущие в горах и ассоциируемые с камнем.
Огры - злобные и безобразные великаны-людоеды.
Люди - самая распространённая разумная раса в фэнтези.
2. Тьма и Свет
В большей части произведений жанра фэнтези основой сюжета является
противостояние сил Зла и Добра, также описываемых как стороны Тьмы и Света.
Силы Тьмы часто при этом изображаются с соответствующей атрибутикой, которая намекает на их «тёмность»: оккультная символика, черепа и чёрные плащи. Архетип, присущей силам Света менее стоек и отсылает нас к стилистике, присущей христианской церкви. Даже в произведениях тех авторов, где силы Тьмы не отождествляются с отрицательными персонажами, стериотип этот всё равно сохраняется.
3. Квест
Зачастую основой сюжета многих фэнтези-произведений является квест, связанный с поисками какого-то места, предмета, знания или человека, обладающего волшебной силой. Данный архетип берёт своё начало из сюжетов средневековой и античной литературы (поход аргонавтов за Золотым Руном[3]; поиск цветка, дарующего бессмертие Гильгамешем[4] и т.д.).
В ранних известных произведениях этого жанра мотив этот ярко выражен, позднее большая часть фэнтези-произведений представляет собой описания путешествий героев к какой-либо цели, со сменами маршрута и преодолением трудностей.
1.4 Классификация фэнтези
Существует огромное количество вариантов того, как можно классифицировать фэнтези. Различные способы классификации этого жанра обобщила в своей книге «Жанр фэнтези: проблема классификации» Е. Афанасьева, которая является на данный момент наиболее полной. Сейчас большинство произведений в жанре фэнтези представляют собой смесь нескольких разных направлений, поэтому внутренняя их классификация во многом утратила чёткость.
Высокое и низкое фэнтези
Многие люди разделяют всё фэнтези на две основные категории - «низкое» (low) и «высокое» (high). Эти названия отражают не качество произведения, а количество фантастической составляющей в описываемом мире.
3. Золотое руно - в древнегреческой мифологии золотая шкура барана, посланного богиней облаков Нефелой, или Гермесом по приказу Геры, или самим Зевсом, на спине которого дети орхоменского царя Афаманта — Фрикс и Гелла — отправились к берегам Азии, спасаясь от преследований мачехи Ино (или, по другой версии мифа, тётки Биадики). Миф о золотом руне отражает историю ранних связей между Древней Грецией и Кавказом.
4. «Э́пос о Гильгаме́ше» — одно из старейших сохранившихся литературных произведений в мире. Главными героями эпоса являются Гильгамеш и Энкиду. У героев был один и тот же противник — Хумбаба, а за их подвигами следят боги. При этом Сила характера Гильгамеша, величие его души — не во внешних проявлениях, а в отношениях с человеком Энкиду. «Эпос о Гильгамеше» — это гимн дружбе, которая не просто способствует преодолению внешних препятствий, но преображает, облагораживает.
«Высокое» фэнтези - это то, действие которого происходит в полностью вымышленном мире, отличном от нашего. Часто эти миры населяют волшебники и мифические существа. При этом реальный мир может не упоминаться вовсе или существовать как параллельный мир («Властелин колец» Толкина, «Ведьмак» Сапковского и др.). Иногда понятия «эпическое фэнтези» и «высокое фэнтези» используются как синонимы, потому как большая часть эпического фэнтези подходит под понятие высокого.
«Низкое» фэнтези - это то, в котором фантастические события происходят в мире, очень похожем на реальный или вовсе в нашем. Обычно, люди, живущие в мирах «низкого» фэнтези в магию не верят, и поэтому события, описываемые в произведении считаются невозможным чудом.
Кроме того, существует огромное количество произведений, не принадлежащих ни к одному жанра, и находящихся как бы на границе «высокого» и «низкого» фэнтези. К примеру, события в «Гарри Поттере» происходят как в реальном, нашем мире, в котором в магию не верят (и это позволяет отнести его к разряду «низкого» фэнтези), так и в мире волшебников, где он отделён от мира «маглов»[5] и в котором магия привычна (что даёт нам право рассматривать его как «высокое» фэнтези). Но также бывает наоборот - действия в книгах «Игры престолов» происходят в ином, полностью вымышленном мире, где есть ожившие мертвецы, драконы и маги, но они непривычны для обитателей и встречаются очень редко.
Сюжетно-тематический принцип
Эпическое фэнтези - наиболее распространённый жанр фэнтези, произведения которого отличаются большим масштабом описываемых сюжетнвх событий. В основном описывается борьба героев с могущественным врагом, который обадает сверхъестественные силы и стоит на стороне зла. События произведений такого фэнтези затрагивают весь описываемый фантастический мир, в котором происходят катаклизмы и войны, а герои должны спасти весь мир или значительну его часть.
5. Магл - в серии книг о Гарри Поттере это человек, лишённый каких бы то ни было магических способностей и не рождённый в семье волшебников.
Характерны многотомные эпопеи с описанием походов и битв. Классикой такого фэнтези и первым произведением считается уже несколько раз упомянутый «Властелин колец» Дж. Р. Р. Толкина.
Тёмное фэнтези - поджанр, который находится на стыке фэнтези и готики. Традиционно Dark Fantasy (английское, оригинально название) строится по уже классическим канонам фэнтези, но в отличии от классического фэнтези, где в основе всего сюжета лежит борьба сил Добра с силами Зла, в тёмном фэнтези силы Зла уже одержали победу и его проявления воспринимаются как обыденность. При этом положительные герои борятся только за то, чтобы их мир не превратился в окончательный ад. Основной идеей можно назвать противостояние Зла меньшего, Злу большему. Зачастую те, кто воюют в «тёмном фэнтези» на стороне добра, несут на себе печать окаянства (например, могут в любой момент превратиться в существ, гораздо страшнее тех, с кем они ведут борьбу).
Мифологический и национальный колорит (используемые мифологии)
Как я уже не раз писала выше, жанр фэнтези основан в основном на использовании мифологии[6]. По используемым мифологическим основам можно выделить: фэнтези на мифологии западных стран (сюда же входит фэнтези на мифологии германо-скандинавской и кельтской); фэнтези на мифологии восточных стран (сюда входит фэнтези на основе китайского уся[7], а также фэнтези на основе мифологии Японии); фэнтези на мифологии стран Африки; фэнтези на индейской мифологии; фэнтези на мифологии австралийских аборигенов; фэнтези на мифологии Океании; фэнтези на мифологии эскимосов; фэнтези на скандинавской мифологии, а также отдельные жанры фэнтези, основанные на мифологиях других стран и народов. Существует также смешивание, синтез мифологических основ, а также создание произведений этого жанра на основе мифологии, придуманной самим автором. Есть также гибридные поджанры научного фэнтези и технофэнтези, которые заимствуют
6. Мифология - это стержень духовной культуры древнего общества. В древности он представляет собой единство зародышей искусства, религии, донаучных представлений о природе и обществе. Особенностями мифа являются отсутствие различий между естественным и сверхъестественным, слабое развитие абстрактных понятий, чувственно-конкретный характер, «метафоричность».
7. Уся - приключенческий жанр китайского фэнтези, в котором делается упор на демонстрацию восточных единоборств
у научной фантастики мифологию научно-технической эпохи. Есть также городское фэнтези, основанное на мифологии определённого города. Кроме того, выделяют жанр славянского фэнтези, которое обычно противопоставляется западному.
Глава 2. Анализ произведения Гарри Поттер
2.1 История и предпосылки создания произведения
Автор книг о Гарри Поттере, Джоан Ролинг родилась 31 июля 1965 года в городе Йэйте, расположенном в десяти милях к северо-востоку от Бристоля.
Писательница с раннего детства любила читать и именно книги, прочитанные ею в юности, оказали влияние в её творчестве. К ним, например, относятся «Хроники Нарнии» К. С. Люиса. В обоих романах есть портал, с помощью которого герои попадают в фантастический мир: Люси попадает в Нарнию, пройдя через платяной шкаф в доме дяди, а для Гарри «отправной» точкой является платформа девять и три четверти, ведь именно оттуда он отправляется в Хогвартс. В обоих мирах живут многие сказочные и мифические существа - оборотни, великаны, колдуньи (ведьмы)
единороги, эльфы, кентавры. В романе К. С. Люиса герои пытаются победить Белую Колдунью, погрузившую всю страну в вечную зиму. Кроме того, она прекрасно владеет магией и стремится к абсолютной власти. Лорд Волан-де-Морт, главный враг Гарри Поттера, также стремится к абсолютному господству и обладает выдающимися колдовскими способностями.
Ещё одной любимой книгой Роулинг была «Тайна Лунной Долины» Элизабет Гоудж, написанная в жанре фэнтези. Главная героиня этой повести Мария, такая же сирота, как и Гарри, и, как и он, она оказывается в незнакомом и непривычном ей мире. После смерти родителя она переезжает из Лондона в замок своей кузины, расположенном в мистической долине Мунакр, где оказывается втянутой в печальную историю. На протяжении всего повествования мы можем увидеть, как ей на помощь приходят волшебные животные и замечательные люди (равно как и в «Гарри Поттере»).
Когда Роулинг училась в университете, она познакомилась с ещё одной книгой, повлиявшей на её творчество - «Властелином Колец» Дж. Р. Р. Толкина. И Фродо, и Гарри (как и Мария из «Тайны Лунной Долины») - сироты. У них обоих есть особая миссия - они должны победить Тёмного Властелина (Волан-де-Морта), при этом оба значительно слабее своих могущественных противников. Но в конце они оба одерживают победу над злыми силами, потому как их человеческие качества (готовность прийти на помощь всем тем, кто попал в беду, честь, доброта, отвага) оказываются сильнее и злого колдовства и даже могущественных злодейских армий.
После окончания университета Дж. К. Роулинг работала секретарём в Amnesty International[8]. Этот опыт также оказал влияние на творчество писательницы, в частности на темы, поднимаемые ею в своих произведениях. Не зря в гепталогии о Гарри Поттере так много места отведено таким темам как злоупотребление властью,социальной активности и теме объединения людей перед лицом зла. Она описывает методы, которые Тот-Кого-Нельзя-Называть использует для захвата власти, а Министр Магии - для её удержания и показывает таким образом весь ужас
тоталитаризма[9]: контроль со стороны правительства над всеми сторонами человеческой жизни, произвол чиновников, лживую прессу, которая убеждает людей о том, что им якобы не о чем волноваться, отсутствие нормального судопроизводства, пытки. Но в то же время она призывает людей не быть равнодушными и действовать сообща, чтобы победить зло.
2.2 Мифология и её роль в романе «Гарри Поттер»
Как я уже говорила, огромная часть произведений в жанре фэнтези опирается на какую-либо мифологию. Вот и Гарри Поттер не стал исключением. Роман по большей части опирается на мифы, большинство из которых кельтского происхождения. Порой ранняя кельтская мифология теряется (на фоне, например,
9. Тоталитаризм - политический режим, подразумевающий полнейший (тотальный) контроль государства над всеми аспектами общественной и частной жизни.
более знаменитых средневековых василиска и философского камня, скандинавскойлинии), но именно она оказала большое влияние на Роулинг, как на представительницу западноевропейцев. Есть в «Гарри Поттере» некоторые неоспоримые мифологические клише. Например, Альбус Дамболдор («albus» - белый), директор Хогвартса, сравним с образом учителя-друида, с длинной белой бородой и такого же цвета одеянием. Также Распределяющую Шляпу - старую шляпу одного из основателей школы, решающую, на какой факультет попадёт ученик в зависимости от его личных качеств - её советы и песни можно сравнить с бардами (поэтами-певцами), передающими предания. Запретный лес на территории школы, в который строго запрещалось ходить ученикам под страхом смерти, сравним со Священной дубовой рощей друидов (при этом и там, и там обитали волшебные существа - кентавры, единороги и т.д.). Самое, по моему мнению, интересное сравнение можно привести с названием Школы Чародейства и Волшебства - Хогвартсом. «Hog» в переводе обозначает кабан, вепрь. У кельтов же вепрь был животным, воплощавшим собой охоту и войну. Дети сословия всадников (то есть тех людей, которых символизировал вепрь) отдавались на учёбу друидам.Дети волшебников отправлялись в школу волшебства, где директором был Альбус Дамболдор, символизировавший собой друида. Также интересно, что Запретный лес окружал Хогвартс, а кабаны (вепри) питались желудями именно в Священной дубовой роще.
У кельтов тис (дерево-кустарник) является символом бессмертия, а его полые стволы считаются вратами в Мир Иной. В книгах Роулинг тис упоминается как материал, из которого изготовлена палочка Волан-де-Морта, тисовые изгороди окружает дом Реддлов (отца лорда Волан-де-Морта) и старое кладбище. На Тисовой улице живёт семья Дурслей, дяди и тёти Гарри, у которых он жил. В четвёртой книге серии «Гарри Поттер и Кубок Огня», во время выполнения финального испытания в ходе Турнира Трёх Волшебников, лабиринт был также сделан из тисовых деревьев (при этом, согласно кельтским верованиям, лабиринт сам по себе являлся символом дороги в Иной Мир).
Магические котлы упоминаются в огромном количестве древних текстов кельтов, играя при этом огромную роль в кельтских сакральных традициях и как реальный физический предмет, и как магический символ. В Гарри Поттере так же упоминаются котлы, что неудивительно - в них готовят зелья.
Кроме того, очень интересен выбор анимагических[10] форм Сириуса Блэка и Джеймса Поттера - огромного чёрного пса и сохатого оленя соответственно. В кельтской мифологии существует такое понятие, как Дикая Охота - группа призрачных всадников-охотников со сворой собак, свита скандинавского бога Одина, с которой он носится по свету и собирает людские души. Если кто-либо встретится с ними, то попадёт в другую страну, если заговорит - погибнет. Итак, именно Дикая охота объединяла в себе Белого Оленя (всадники возглавлялись рогатым предводителем) и Чёрного Пса. А «Мародёрами» они могли называться, т.к. подразумевалась разгульная сущность Дикой Охоты. Также есть очень интересное предание про сэра Френсиса Дрейка, ставшего после смерти Диким Охотником, и бывшим при жизни по сути морским мародёром, а его корабль, вошедший в историю назывался «Золотая Лань», в переводе «Golden Hind», где hind - это «самка благородного оленя». Того самого (как биологического вида), в которого перевоплощался Джеймс Поттер. Если сравнить двух центральных персонажей, Гарри Поттера и Волан-де-Морта, главного героя и злодея, связанных между собой, на основе книги «Наследие кельтов» (а точнее на основе выделенных авторами наиболее ярких черт, характерных для повестей о чудесных рождениях и зачатиях),
то можно сделать вывод, что очень многое в их рождении и жизни антагонистов роднит их с героями кельтских мифов, что ещё раз подтверждает значимость кельтской мифологии в романе.
2.3 Жанровые особенности романа «Гарри Поттер»
Начнём с того, что серия книг о Гарри Поттере, сочетает в себе признаки многих жанров, в основном трёх - роман воспитания[11] (т.к. чаще всего герой романа
10. Анимаг - волшебник, способный превращаться в животное.
11. Роман воспитания - тип романа, содержанием которого является нравственное, социальное и психологическое формирование главного героя как личности.
воспитания - ребёнок-сирота, покидающий дом или приют, совершая таким образом побег от обыденной жизни, получающий знания, необходимые для процесса развития), волшебная сказка и фэнтези. На такой выбор жанров повлияли вышеописанные литературные пристрастия писательницы, при этом традиционной схемой романа воспитания гепталогия[12] обязана роману «Приключения Оливера Твиста» Чарльза Диккенса. Романы также обладают признаками волшебной сказки, что очевидно, если проанализировать их соответственно с функциями действующих лиц, выявленных В. Я. Проппом, представляющими собой морфологическую основу всех волшебных сказок. Всего Пропп выявил 31 функцию, в то время как в гепталогии представлены только 29 из них (какие именно, вместе с примерами можно увидеть в Приложении 1).
В произведениях жанра фэнтези действие разворачивается в мирах, отличных от нашего. Там существуют явления, которые не поддаются рациональному толкованию. Это может быть и как полностью вымышленный мир с собственными народами, расами, фантастическими зверьми, законами, географией, так и мир, параллельный обычной реальности. Для романов о Гарри Поттере характерен второй тип (именно поэтому они находятся на стыке между высоким и низким фэнтези).
Мир обычных людей (маглов) и мир волшебников тесно связаны между собой, но основное действие всё-таки происходит в некой параллельной реальности – магических местах, где действуют магические законы и куда могут попасть только волшебники (это, например, Министерство Магии, Косой переулок, школа Хогвартс, деревня Хогсмид и т. д.).
Борьба зла и добра является сюжетообразующим фактором произведений жанра фэнтези. У героя фэнтези есть миссия, ему необходимо выполнить, но при этом он может выбрать, нужно это делать или не обязательно. Миссия Гарри Поттера заключается в том, чтобы уничтожить злого волшебника Волан-де-Морта, который держит в ужасе весь волшебный мир. Как и другим героям этого жанра, Гарри
12. Гепталогия - литературное, музыкальное или кинематографическое произведение, состоящее из семи частей, объединённых общей идеей, героями и/или сюжетом.
характерны честь, благородство, храбрость, которые просто не позволяют ему остаться сторонним наблюдателем и отказаться от своей миссии. Произведения жанра фэнтези обычно заканчиваются торжеством сил добра и полной победой героя. То же характерно и для сказки, но в отличие от неё, герои в фэнтези порой несут огромные потери. Так, в финальной битве за Хогвартс Гарри наконец побеждает Того-Кого-Нельзя-Называть окончательно, но победа достаётся ему слишком дорогой ценой: слишком многие близкие ему люди погибают, и он сам оказывается на грани жизни и смерти.
Ещё одна черта, объединяющая произведения Дж. К. Роулинг с жанром фэнтези, – разнообразие мира фантастических существ, которые встречаются на всем протяжении повествования, причём существа эти взяты из разных мифологий.
Ну и последний, третий, характерный для фэнтези архетип - квест, который также присутствует в «Гарри Поттере». В первой книге Гарри вместе со своими друзьями пытается отыскать Философский камень; во второй чудовище, живущее в Тайной комнате и убивающее учеников; в третьей - преступника и убийцу Сириуса Блэка; в конце пятой - злосчастное пророчество; в шестой и седьмой - крестражи[13] Волан-де-Морта.
13. Крестраж - в книгах о Гарри Поттере предмет, в котором заключена часть души тёмного мага
Практическая часть
В ходе исследования над темой проекта я обратилась к её практической значимости.
1. Опрос
Я провела анкетирование по выявлению интереса к чтению среди учеников нашей гимназии. Полученные данные помогли мне составить объективное представление о систематичности и характере интереса к чтению у читателей. Всего было опрошено 40 человек.
1 вопрос: Как регулярно Вы читаете дополнительную литературу?
Постоянно читают лишь 10 % (4 человека) опрошенных, от случая к случаю - 30% (12 человек), 60% (24 ученика) учеников не читают её вовсе или читают очень редко.
2 вопрос: Читаете ли Вы литературу в жанре фэнтези? Если да, то почему и за что Вы любите этот жанр?
21 процентов учеников ответили, что литературу в жанре фэнтези они не читают, а следовательно, не дали ответ и на второй вопрос. Остальные 31 человек, а это приблизительно 79% процентов дали положительный ответ и ответили на второй вопрос.
Ответы были следующие:
Потому что появляется возможность преодолеть вместе с главным героем полный опасностей путь и пережить всё то, что переживает он. Потому что это взрослое, логическое продолжение некоторых сказок, которое не имеет ограничений по возрасту. Потому что это что-то вроде сказки, но из которой можно получить жизненные уроки, подходящие под нашу реальность и время.
3 вопрос: За что вы любите жанр фэнтези?
9 человек, ответили, что не любят произведения в жанре фэнтези. В ответах остальных 31 (где-то 79% опрошенных) человека преобладали такие варианты ответов, как «за то, что это увлекательное/интересное/лёгкое/смешное чтение для разгрузки мозга»
4 вопрос: Назовите самого читаемого Вами автора, представителя данного жанра.
В ответах 79% опрошенных (т.к. 21%, а это 9 человек, литературу в жанре фэнтези не читают) преобладали такие авторы, как Дж. Р. Р. Толкин (написавший о Средиземноморье), и Дж. Роулинг («Гарри Поттер»). Также были такие варианты ответов как Анджей Сапковский («Ведьмак»), Кассандра Клэр (различные произведения этого жанра) и Ник Перумов (различные произведения в жанре фэнтези).
(Результаты опроса можно видеть в Приложении 2)
К сожалению, результаты опроса меня поразили. Мне кажется, что ученики должны читать не только классику, но и произведения других жанров, например в жанре фэнтези. Не секрет, что чтение расширяет словарный запас и развивает умение красиво и правильно говорить, и писать, но, к сожалению, всё больше людей предпочитают чтению гаджеты.
Таким образом, опрос подтверждает актуальность данной темы в современном обществе как мотивацию к прочтению большего количества книг.
2. Проведение урока
Мной был проведён урок литературы совместно с учителем русского языка и литературы Коптевой Еленой Викторовной на тему «Преобщение к чтению современных подростков на примере «Гарри Поттера»». Данная тема, на мой взгляд, является актуальной. На примере своей исследовательской деятельности и взяв её за основу урока, я рассмотрела основные аспекты мотивации к чтению среди моих сверстников.
3. Статья в газету
Являясь юным корреспондентом школьной газеты «Alma mater» я решила, в ходе своей исследовательской деятельности, написать статью о чтении сейчас в целом, о пользе жанра фэнтези, а также о том, почему «Гарри Поттер» является моей настольной книгой. Увидеть её можно в Приложении 4, а также в апрельском выпуске «Alma mater».
Заключение
Фэнтези - жанр современного искусства, одна из разновидностей фантастики, осоновывающаяся на использовании сказочных и мифологических мотивов в современном виде.
Мир фэнтези дарит своим гостям то неповторимое ощущение, которое мы порой забываем в повседневной будничной суете, - это ощущение чуда, которое посещало нас в детстве; в ту счастливую пору, когда всё представлялось проще, ярче и прекраснее. А «Гарии Поттер» - это самый главный цикл, превративший детскую фантастику в одну из самых прибыльных отраслей мировой литературы. Благодаря юному волшебнику многие дети, не хотевшие читать книги, вновь принялись за чтение. Это волшебная сказка, в которую с удовольствием погружаешься при прочтении и возвращаешься снова и снова.
Я могу с уверенностью сказать, что достигла поставленной цели, проанализировав особенности жанра фэнтези на примере «Гарри Поттера. Также я подтвердила свою гипотезу о том, что каким-то образом жанр фэнтези связан с другими литературными жанрами (мифами), потому как целые расы персонажей задействованы и там, и там.
Для меня было очень интересно и увлекательно провести это исследование и поближе познакомиться с понятием фэнтези, его особенностями, классификацией, историей и архетипами.
Список использованной литературы
Роулинг Дж., «Гарри Поттер и тайная комната», М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007
Роулинг Дж., «Гарри Поттер и узник Азкабана», М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007
Роулинг Дж., «Гарри Поттер и Кубок Огня», М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007
Роулинг Дж., «Гарри Поттер и орден Феникса», М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007
Роулинг Дж., «Гарри Поттер и Принц-полукровка», М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007
Роулинг Дж., «Гарри Поттер и Дары Смерти», М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
(признаки волшебной сказки в романе «Гарри Поттер»)
Анализ в соответствии с функциями действующих лиц, выявленных В. Я. Проппом, которые представляют собой морфологическую основу всех волшебных сказок.
1. Отлучка. Первая часть начинается с гибели родителей Гарри.
2. Запрет. В Хогвартсе ученикам запрещается ходить в Запретный лес и закрытое крыло на третьем этаже.
3. Нарушение. Все запреты, приведённые выше, нарушаются.
4. Выведывание. Профессор Квирелл, телом которого овладел Волан-де-Морт, стремится узнать, как украсть философский камень.
5. Выдача. Хагрид случайно рассказал Квиреллу, как пройти мимо цербера, охраняющего камень.
6. Подвох. Чтобы выведать у Хагрида информацию, Квирелл притворился торговцем драконами.
7. Пособничество. Хагрид не узнал Квирелла и выдал ему важную информацию о философском камне.
8. Вредительство. Ещё в начале первой книги читатель узнает, что Волан-де-Морт убил родителей Гарри и множество других волшебников.
9. Посредничество. Гарри получает письмо с приглашением учиться в Хогвартсе, а затем за ним посылают Хагрида, чтобы тот вызволил его из дома тёти и дяди.
10. Отправка. Гарри отправляется на поезде в школу волшебников.
11. Первая функция дарителя. Гарри хочет найти философский камень раньше Квирелла, но получить камень можно, только пройдя ряд испытаний на пути к нему.
12. Реакция героя. С помощью своих друзей он успешно проходит через все испытания.
13. Снабжение. После того, как Гарри прошёл испытания, философский камень неожиданно возникает у него в кармане из ниоткуда.
14. Путеводительство. Гарри, Рон и Гермиона обнаруживают путь к философскому камню, полный препятствий, которые они с честью преодолевают.
15. Борьба. Гарри вступает в борьбу с Квиреллом и с Волан-де-Мортом, вселившимся в его тело.
16. Клеймение. Когда Волан-де-Морт пытался убить Гарри в первый раз, его смертельное заклятие неожиданно срикошетило в него самого, после чего он исчез, а у Гарри на лбу остался шрам в виде молнии, по которому все в волшебном мире его узнают.
17. Победа. В конце первой книги Квирелл погибает во время схватки с Гарри, а дух Волан-де-Морта покидает его разрушенное тело.
18. Ликвидация беды или недостачи. Философский камень уничтожается. Волан-де-Морту не удаётся возродиться с его помощью.
19. Возвращение. В первой книге эта функция отсутствует, но присутствует в других. Например, во второй части гепталогии Гарри и его друзья покидают Тайную комнату после борьбы с василиском и его хозяином Томом Реддлом, держась за хвост птицы феникс, которая переносит их туда, откуда началось их путешествие к комнате.
20. Преследование. После схватки с Волан-де-Мортом в романе «Гарри Поттер и Кубок Огня» главный герой спасается бегством. Его пытается остановить и сам Волан-де-Морт и целая группа его сторонников.
21. Спасение. Гарри успевает добежать до портала, который моментально переносит его на территорию Хогвартса.
22. Неузнанное прибытие. Когда Гарри впервые прибывает на платформу номер девять и три четверти, его долгое время никто там не узнает.
23. Трудная задача. Загадки на пути к философскому камню, испытания на Турнире Трёх Волшебников и т. п.
24. Решение. Все трудные задачи всегда решаются героями.
25. Узнавание. Незнакомые люди всегда узнают Гарри по его шраму на лбу.
26. Обличение. В конце четвертой книги герои узнают, что Пожиратель смерти Барти Крауч-младший весь год выдавал себя за аврора Аластора Грюма.
27. Трансфигурация. В романе «Гарри Поттер» и тайная комната Гарри и Рон выпивают оборотное зелье и превращаются в друзей Драко Малфоя, чтобы выведать у него нужную им важную информацию.
28. Наказание. В последней книге гепталогии Гарри Поттер окончательно побеждает Волан-де-Морта и кладёт конец его террору в мире волшебников
29. Свадьба. Эта функция присутствует в эпилоге серии романов о Гарри Поттере, который позволяет читателю узнать о том, как сложилась семейная жизнь героев.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
(диограммы вопросов)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
(статья в газету)
XXI век, век информационных технологий. Сейчас с каждым днём появляется всё больше и больше гаджетов, в связи с чем Интернет затягивает нас и становится неотъемлемой частью жизни большого количества людей. К сожалению, в связи с этим чтение у подростков уходит на второй (а то и дальше) план, а томики книг зарастают пылью. На это также влияет тот факт, что детей заставляют читать классическую литературу, не интересную, а чаще всего не понятную за счёт своей устаревшей лексики, сложных оборотов речи и многочисленных описаний. Поэтому порой появляется отвращение к чтению книг в целом, при этом мои сверстники теряют возможность расширения своего словарного запаса и приобретения навыка красиво и правильно говорить. Но такие жанры как фэнтези могут решить эту проблему, так как за счёт простого языка написания и динамичного сюжета присущих этому жанру, мозг не перенагружается, отдыхает. Но тем не менее, как и любое художественное литературное произведение, произведение в жанре фэнтези оказывает влияние на нас.
Конечно, многие взрослые люди, выросшие на классической литературе, считают произведения в жанре фэнтези глупыми сказками, из которых давно пора бы уже вырасти и жить реальной жизнью. Но тем не менее именно книги этого жанра решают проблему преобщения подростков к чтению книг. Жанр фэнтези вообще один из самых часточитаемых мной, а гепталогия о Гарри Поттере может по праву считаться моей настольной книгой. Мальчик Гарри учит нас быть добрым и самоотверженным, приходить на помощь людям, попавшим в беду, не сдаваться и стоять на своём до конца. Вместе со своими друзьями он не раз доказывает, что очень сильное желание, вера, и близкие люди рядом, могут помочь достигнуть чего угодно, даже победить могущественные силы Зла (даже если ты всего лишь подросток). Мы видим, какую великую силу имеет Любовь, что она настолько сильна, что может спасать жизни. В книгах поднимаются очень важные вопросы чести и морали, которые, таким образом, вкладываются в головы подростков в необременительной форме. С годами Мальчик растёт, как и его читатели, а вместе с этим меняется их общее мировоззрение. Я считаю, что очень многие дети ассоциируют себя с Гарри, стараются быть похожими на него, тем более что книги охватывают временной промежуток в 7 лет.
Именно поэтому я так сильно люблю данный литературный жанр и особенно романы о Мальчике-Который-Выжил. За то волшебство, которые они нам дарят, за ту веру в людей и в Любовь, которые появляются сами собой после прочтения, за счастливое и беззаботное детство.
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Зимовье зверей
Повезло! Стихи о счастливой семье
Мост Леонардо
Финист - Ясный сокол