Применение прогрессий в различных отраслях науки. Придумала собственную задачу на прогрессию.
Вложение | Размер |
---|---|
Арифметическая и геометрическая прогрессии в окружающей нас жизни | 94.81 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Аладьинская школа»
Тема работы: «Арифметическая и геометрическая прогрессии в окружающей нас жизни»
Выполнила: Гусейнова Милена Ильгаровна, ученица 9 класса.
Руководитель: Бортникова Татьяна Александровна, учитель математики
С. Аладьино
2019
«Арифметические и геометрические прогрессии в задачах практического содержания»
Введение
Девизом одного из наших уроков, когда мы решали задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии, стали слова Иоганна Гете «Недостаточно только получить знание, надо найти ему приложение». Они запали мне в душу.
Актуальность: Наша жизнь полна различных вычислений. Математические знания помогают в практической деятельности, формирует представление о математике как о части человеческой культуры. Всё, что не применяется, очень быстро забывается, так как становится ненужным. В 9 классе мы изучали арифметическую и геометрическую прогрессии. Присмотревшись внимательнее, я заметила, что они имеют определенное практическое значение. Передо мной стал вопрос: в каких жизненных ситуациях можно применить знания о прогрессиях? Можно ли увидеть прогрессию в природе, экономике других областях человеческой жизни. Впереди меня ждут экзамены, и я решила подготовиться, решая задачи на прогрессии с прикладным содержанием.
Я стала обращать внимание, что в средствах массовой информации часто звучат выражения «…увеличивается с геометрической прогрессией…», «…уменьшается по закону арифметической прогрессии…» и др.
Таким образом, объектом моего исследования являются арифметическая и геометрическая прогрессия.
Цель моего исследования: практико-ориентированные задачи на арифметическую и геометрическую прогрессий.
Для этого я поставила перед собой следующие задачи.
1. Изучить наличие задач на прогрессии с практическим содержанием в различных учебных пособиях и интернет-ресурсах.
2. Установить: имеют ли арифметическая и геометрическая прогрессии прикладное значение? Найти примеры применения прогрессий в нашей жизни.
Методы исследования:
Основная часть
Я провела опрос среди своих одноклассников и выяснила, что формулы нахождения арифметической и геометрической прогрессий знают все. К моему удивлению большинство ребят запомнили с уроков, что прогрессия связана с банковским делом. На вопрос «Ваши родители когда-нибудь брали кредит?» больше половины опрошенных ответили «да», так же из опроса выяснилось, что многие профессии связаны с прогрессиями. Поэтому я считаю свою тему актуальной.
Прогрессии применяются в различных направлениях деятельности человека. Рассмотрим примеры.
Во-первых, прогрессии применяются в медицине.
Задача: Больной принимает лекарство по следующей схеме: в первый день он принимает 5 капель, а в каждый следующий день — на 5 капель больше, чем в предыдущий. Приняв 40 капель, он 3 дня пьет по 40 капель лекарства, а потом ежедневно уменьшает прием на 5 капель, доведя его до 5 капель. Сколько пузырьков лекарства нужно купить больному, если в каждом содержится 20 мл лекарства (что составляет 250 капель)?
Найдя сумму п первых членов арифметической прогрессии, найдете, что вам надо купить 180 капель. Т.е. 2 пузырька лекарства. [Алгебра. 9 класс, в 2ч. Ч.2. Учебник для общеобразовательных учреждений/ Мордкович А.Г., П.В. Семенов , -М.: Мнемозина, 2014, -224с.(с.100)]
Решение. Составим математическую модель задачи:
5, 10, 15,…,40, 40, 40, 35, 30,…,5
ап=а1+d(n-1), 40=5+5(п-1), п=8, Sп=((a1+aп)n)/2, S8 =(5+40)·8:2=180,
180 капель больной принимал по схеме в первый период и столько же по второй период. Всего он принял 180+40+180=400(капель), всего больной выпьет 400:250=1,6 (пузырька). Значит, надо купить 2 пузырька лекарства.
Ответ: 2 пузырька.
Прогрессии применяются и в спорте.
Задача: Альпинисты в первый день восхождения поднялись на высоту 1400 м, а затем каждый следующий день они проходи ли на 100 м меньше, чем в предыдущий. За сколько дней они покорили высоту в 5000м? [Задача № 471 Алгебра. 9 класс, в 2ч. Ч.2. Учебник для общеобразовательных учреждений/ Мордкович А.Г., П.В. Семенов , -М.: Мнемозина, 2014, -224с.(с.100)
Дано: a1=1400; d=-100, Sn=5000. Надо найти n.
Решение: Sn= (2a1+ d (n-1))n:2;
5000= (2·1400-100 · (n-1)) n:2; Условию задачи удовлетворяет
10000= (2800-100 n+100) n; n=4 ( при n=25 аn=-1000, но аn>0)
10000= (2900-100 n) n; Значит, альпинисты покорили
100 n2-2900 n+10000=0; высоту за 4 дня.
n2-29 n+100=0; n=25, n=4. Ответ: за 4 дня.
Задача В соревновании по стрельбе за каждый промах в серии из 25 выстрелов стрелок получал штрафные очки: за первый промах — одно штрафное очко, за каждый последующий — на 0,5 очка больше, чем за предыдущий. Сколько раз попал в цель стрелок, получивший 7 штрафных очков?
Решение:
Подсчитаем количество промахов.
- промахов
- не удовлетворяет условию задачи
- попаданий
Ответ: 21 раз попал в цель стрелок.
Прогрессии в литературе.
До изучения прогрессий я никогда бы ни подумала, что они могут присутствовать в таких предметах, как литература. Оказывается, прогрессия наблюдается в размерности стиха. Вот каковы прогрессии в литературе:
«…Не мог он ямба от хорея
Как мы не бились отличить…».
Отличие ямба от хорея состоит в различных расположениях ударных слогов стихотворения.
Ямб – это стихотворный размер с ударением на четных слогах 2; 4; 6; 8;…Номера ударных слогов образуют арифметическую прогрессию с первым членом 2 и разностью прогрессии 2.
Хорей – это стихотворный размер с ударением на нечетных слогах стиха. Номера ударных слогов образуют арифметическую прогрессию 1; 3; 5; 7;..
Примеры.
Ямб. «Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил…», прогрессия 2; 4; 6; 8;…
Хорей. «БУря мглОю нЕбо крОет» А.С. Пушкин, прогрессия 1; 3; 5;7;
[«Сборника старинных занимательных задач по математике» Игнатьева Е.И.]
Арифметическая и геометрическая прогрессии используются в физике для решения задач на равноускоренное движение.
Задача : Поезд, отойдя от станции, равномерно увеличивал скорость на 50 м в мин. Какова была скорость поезда в конце 20 минуты? .[ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворов. Алгебра 9: учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией С.А. Теляковского, 19- е изд.- М:Просвещени, 2017]
Решаем с использованием арифметической прогрессии
Дано: 1 мин: 50 м 2 мин: 50м + 50м 3 мин: 50м + 50м + 50м
Решение: an=a1+d(n-1); a1=50; d=a2-a1=100-50=50; a20=a1+d(20-1); a20=50+50*19=1000м/мин=1км/мин=60км/ч
Ответ: скорость поезда в конце 20-й минуты 60км/ч
Задача: При свободном падении тело прошло в первую секунду 5 метров, а в каждую следующую на 10 м больше. Найдите глубину шахты, если свободно падающее тело достигло ее дна через 5 секунд после падения.
Решаем с использованием арифметической прогрессии.
Дано: 1с: 5м 2с: 5м + 10м = 15м 3с: 15м + 10м = 25м
Глубина шахты равна сумме 5 членов арифметической прогрессии
Найти: S5-?
Решение: Sn=(a1+an)*n/2; an=a1+d(n-1); a1=5; d=10; a5=5+10*(5-1)=45м; h=s5=(5+45)*5/2=125м
Ответ: глубина шахты 125 м
Прогрессии применяются в строительном деле.
Задание 20 № 506688
Хозяин договорился с рабочими, что они копают колодец на следующих условиях: за первый метр он заплатит им 3500 рублей, а за каждый следующий метр — на 1600 рублей больше, чем за предыдущий. Сколько денег хозяин должен будет заплатить рабочим, если они выкопают колодец глубиной 9 метров?
Решение.
Последовательность цен за метр — арифметическая прогрессия с первым элементом a1=3500 и разностью d =1600. Сумма n первых элементов арифметической прогрессии — Sn=(a1+an)*n/2 . То есть в нашем случае имеем S9=(a1+a9)*9 /2; a9=3500+1600*8=16300 рублей. S9=(3500 +16300)*9 /2=89100 рублей.
Ответ:89100 рублей.
Задание 11 № 99579
Задача: Бригада маляров красит забор длиной 240 метров, ежедневно увеличивая норму покраски на одно и то же число метров. Известно, что за первый и последний день в сумме бригада покрасила 60 метров забора. Определите, сколько дней бригада маляров красила весь забор.
Решение. Пусть бригада в первый день покрасила a1 метров забора, во второй — a2 ,….,в последний — an метров забора. Тогда a1+an=60 м, а за n дней было покрашено Sn=(a1+an)*n/2=30n метров забора. Поскольку всего было покрашено 240 метров забора, имеем: 30n=240 метров, n=8. Таким образом, бригада красила забор в течение 8 дней.
Ответ: 8 дней.
Задание 11 № 99580
Задача:Рабочие прокладывают тоннель длиной 500 метров, ежедневно увеличивая норму прокладки на одно и то же число метров. Известно, что за первый день рабочие проложили 3 метра тоннеля. Определите, сколько метров тоннеля проложили рабочие в последний день, если вся работа была выполнена за 10 дней.
Решение.
Пусть рабочие в первый день проложили a1 метров тоннеля, во второй — a2 ,….,в последний — an метров тоннеля. Длина тоннеля Sn=(a1+an)*n/2=500 метров. n=10 дней. Тогда в последний день рабочие проложили a10=2Sn/n-a1=1000/10-3=97 метров. Таким образом, рабочие в последний день проложили 97 метров тоннеля.
Ответ: 97.
Прогрессии и слухи.
Так же я нашла не менее интересную задачу про слухи. Удивительно, как быстро разбегаются по посёлку слухи! Решила придумать свою и предложить её одноклассникам.
Задача: В селе Аладьино 1200 жителей. Приезжий человек из села Красное озеро в 9:00 начинает рассказывать новость 2 людям, стоявшим в очереди у молочной палатки, каждый из них рассказывает в течении получаса новость уже двум своим соседям и т. д. Во сколько эта новость станет известна половине жителей села Аладьино?
Решение: Если слух распространяется по посёлку и далее таким способом, то есть каждый узнавший эту новость успевает в ближайшие полчаса передать её двум согражданам, то осведомление посёлка будет происходить по следующему расписанию:
в 09.00 новость знают 1+2=3(человек);
09.30 2+2*2=6(человек);
10.00 6+6*6=42(человек)
10.30 42+42*42=1806(человек)
Ответ: меньше чем через полтора часа.
Выводы
При исследовании задач учебников, сайтов подготовки выпускников к экзаменам я убедилась, что прогрессии имеют большое прикладное значение.
Решая задачи, я убедилась в том, что прогрессии используются в различных науках, и многих профессиях.
Я приобрела навык решения задач на арифметическую и геометрическую прогрессии.
Много экономических задач связанных с прогрессией. Этим я буду заниматься в следующем году.
Литература, интернет - ресурсы:
Дымковский петушок
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Сила слова
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку