Перед началом каждого учебного года дети с родителями отправляются в магазин выбирать школьный портфель. Это радостное, волнительное событие. Ведь портфель является одним из главных атрибутов школьника. Хочется, чтобы он был удобен, красив и вместителен. В первые дни сентября на переменах мы любим рассматривать портфели одноклассников. Какие они все разные: по цвету, весу, оформлению.
Обращая внимание на эти признаки, мы, конечно же, не задумываемся о том, какое влияние оказывает школьный портфель на нашу осанку.
Зная, что регулярная асимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник приводит к нарушению осанки школьника, было решено определить, какое влияние оказывает портфель на формирование осанки школьника.
Были поставлены следующие задачи:
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 109.65 КБ |
Министерство образования Республики Башкортостан
Управление образования муниципального района Белебеевский район РБ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 41 с. Аксаково
муниципального района Белебеевский район РБ
Влияние портфеля
на формирование осанки школьника
Выполнила:
Галыкина Милена
ученица 8б класса
МАОУ СОШ № 41 села Аксаково
Руководитель:
учитель биологии и химии
МАОУ СОШ № 41
Старостина Е. В.
2018
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………..3
Выводы …………………………………………………………………………………..15
Список литературы………………………………………………………………………16
Введение
Перед началом каждого учебного года дети с родителями отправляются в магазин выбирать школьный портфель. Это радостное, волнительное событие. Ведь портфель является одним из главных атрибутов школьника. Хочется, чтобы он был удобен, красив и вместителен. В первые дни сентября на переменах мы любим рассматривать портфели одноклассников. Какие они все разные: по цвету, весу, оформлению.
Обращая внимание на эти признаки, мы, конечно же, не задумываемся о том, какое влияние оказывает школьный портфель на нашу осанку.
Год от года наши школьные портфели становятся все тяжелее и тяжелее. Увеличивается число учебных предметов, ежедневно по расписанию 6 уроков. Следовательно, количество учебников и тетрадей в наших портфелях с каждым годом становится все больше. Все чаще слышно от одноклассников: «Ох, еле дотащил портфель. Даже спина болит!».
Во время школьных медосмотров, все чаще врачи рекомендуют нам обратить особое внимание на осанку. Если у первоклассников такой проблемы практически не существует, то к концу четвертого класса примерно у 10% школьников начинают появляться проблемы, связанные с нарушением осанки. А в седьмых, восьмых классах – уже порядка 40-50% учеников страдают начальной формой сколиоза.
Различные нарушения осанки хотя и представляют собой функциональные расстройства опорно-двигательного аппарата человека и не являются в полном смысле слова заболеванием, однако, сопровождаясь нарушениями функции нервной системы и деятельности ряда внутренних органов, делают организм ребенка более подверженным целому ряду заболеваний (www.bio-lavka.kiev.ua/litnspskol.shtml)
Так, когда грудная клетка впалая, сжата, что происходит при сутулости, круглой спине, вялой осанке дыхание стеснено, легкие недостаточно вентилируются, емкость их снижена. Таким образом, дефекты осанки мешают хорошему дыханию, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на состоянии всего организма.
При глубоком же дыхании улучшается деятельность сердца, усиливается кровообращение, а это создает условия для полноценной работы мышц.
Известно также, что многие дети и подростки с впалой грудью склонны к бронхитам, воспалениям легких, туберкулезу и пр.
У людей с плохой осанкой мышцы живота ослаблены и плохо выполняют свою функцию, т.е. они плохо удерживают в нужном положении желудок и кишечник, что приводит к нарушению пищеварения.
Предполагается, что существенное влияние на формирование осанки школьников оказывает не только неправильное положение за партой во время урока, но и ношение тяжелых ранцев и портфелей. Ежедневное ношение портфеля способствует формированию неправильной осанки (www.fave-plus.ru/forum/15…Осанка-и…нарушения.html)
Зная, что регулярная асимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник приводит к нарушению осанки школьника, было решено определить, какое влияние оказывает портфель на формирование осанки школьника.
Были поставлены следующие задачи:
1. Обзор литературы
Нас заинтересовал этот вопрос. И мы решили узнать об историческом прошлом портфеля.
Когда появился портфель? Наверное, вместе с тетрадками и книжками. Но ведь и до появления тетрадей люди на чем-то писали. Портфелей сначала, конечно, не было. Какие портфели, если записывали все нужное прямо на стенках пещер! Сначала только цифры. Потом уж, конечно, и истории всякие - про охоту, про праздничные пляски... А если нужно было передать послание куда-нибудь? Тут и пришла первобытным людям в голову мысль писать на костях животных. Лопатка баранья, например, плоская и широкая; много не напишешь, но все-таки хоть самое главное изобразишь острым камнем. А черепаший панцирь - он больше, на нем много чего можно нацарапать. Самые древние из китайцев ухитрились на них целую библиотеку разместить - двадцать тысяч черепашек пожертвовали своими панцирями, чтобы на них древними иероглифами нацарапали сказки и поучения, медицинские рецепты и правдивые истории... А потом китайцы еще и пронумеровали их все и сложили по темам. В какой портфель может влезть «черепашья» тетрадка?
В Древнем Шумере было легче. Там все записи выдавливали на мокрых глиняных табличках острыми палочками. И понятно, как они до этого додумались. Каждую весну главная река Шумера Евфрат разливалась и покрывала землю слоем вязкого ила. Стоило в него наступить - и след застывал, как камень. "О! - подумали шумеры. - Водой не мочить - так это ж навеки!" И изобрели письменность на глине. А хранили свои таблички в громадных сундуках и здоровенных глиняных сосудах, - какие уж тут портфели!
Древние египтяне изобрели папирус. Не портится, легкий, тонкий, можно склеивать в длинные свитки. А делать не так уж и трудно: расщепляется тростник-папирус вдоль и из него плетется что-то вроде коврика, как в детском саду. Потом - под пресс, и пиши кисточкой (перья тоже изобрели позже)! Египетские иероглифы хоть и были очень трудные, зато писать ими можно было хоть слева направо, хоть справа налево, хоть сверху вниз. А если очень распишешься - свернул потом длинный папирус в свиток, да спрятал... нет, не в портфель. В специальный круглый пенал, который носили на шнурке у пояса.
Китайцы уже в начале нашей эры пожалели бедных черепашек и все-таки изобрели бумагу. А уж от них бумага попала и в Европу, так примерно лет 800 назад. Все европейцы пришли в восторг от самой бумаги. Им принадлежит заслуга изобретения сумки для ношения бумаги.
Портфель слово французского происхождения. В переводе на русский «носить лист». Означает четырехугольную сумку с застежкой, обычно кожаную (pug-school2.ucoz.ru/2010-2011/portfel.docx)
Немало важным было познакомиться и с мнением врачей о школьном портфеле.
Специалисты в один голос утверждают: носить школьные принадлежности лучше в рюкзаке или ранце. Сумка и портфель дают асимметричную нагрузку на позвоночник и формируют у ребенка неправильную осанку (www.ufanta.ru/index.php?showtopic=378 Уфа)
Американские врачи и учителя приняли решение ограничить вес школьных ранцев, которые часто являются непосильной ношей для неокрепших детских плеч. Американцы считают, что их дети должны ходить в школу налегке. В некоторых школах даже решено закупить по два комплекта учебников, чтобы детям не пришлось таскать книги из дома. В других школах медики обучают учеников правильной осанке и способам предупреждения болей в спине. В отдельные дни недели кроме толстенных учебников в ранцах оказываются еще и спортивная одежда и обувь, а также еда, которой заботливые родители снабжают ребенка.
Специалисты Американской академии педиатрии не рекомендуют детям носить грузы, превышающие 10–20% от веса тела. С учетом этого ранец не должен весить более 6,5 килограмма. Хотя незначительные перегрузки сверх новых стандартов и не приводят к серьезным заболеваниям или травмам, они вызывают хронические боли в спине (www.chas-daily.com/win/2006/08/24/g_021.html…)
Для каждого возраста есть свои гигиенические нормативы веса школьной сумки: с ежедневным учебным комплектом и письменными принадлежностями.
Вес ранца:
1-2 класс – 1,5 кг
3-4 класс – 2,5 кг
5-6 класс – 3 кг
7-8 класс – 3,5 кг
9-11 класс – до 4 кг
Таким образом, пустой ранец должен весить 500-800 грамм.
В августе 1996г. Министерство образования Австрии приняло решение об ограничении максимального веса школьных портфелей и рюкзаков 10% от веса тела школьника. Предполагалось, что школьные сумки являются виновниками болей в области шеи, плеч и поясницы у детей школьного возраста. Ношение рюкзака признано более эргономичным и менее вредным для здоровья.
А вот это исследование было выполнено специалистами детской больницы Цинциннати (gorsun.org.ru›Библиотека›ГорСЮН›03 Кемерово) Они использовали информацию более чем о 12 тысячах случаев травм, связанных с ранцами, рюкзаками и приспособлениями для ношения детей. В поле зрения ученых попали только те случаи, которые потребовали обращения в травмпункт, но не те, с которыми обращались на прием к обычному врачу. Для анализа были отобраны 247 случаев, когда травмы, связанные с ранцем, получали дети в возрасте от шести до 18 лет. Оказалось, что лишь 23% травм были получены, когда дети носили, поднимали или снимали ранец. По мнению ученых, это означает, что вместо ограничения веса учебников и изменения дизайна ранца усилия должны быть направлены на то, чтобы обучить детей им пользоваться.
МАОУ СОШ № 41 с. Аксаково
Местонахождение: село Аксаково МР БР РБ, ул. Первомайская 26. Общая площадь территории школы – 15270,0 кв. м. На обширной пришкольной территории имеется спортивная площадка, учебно-опытный участок и надворные хозяйственные постройки.
В школе учатся - 370 учащихся.
Школа находится на участке, расположенном вдоль центральной улицы села. Вблизи территории школы располагается железная дорога. Промышленных и сельскохозяйственных предприятий поблизости нет.
Исследования проводились с учащимися 4, 8-х классов 2009 и 2005 годов рождения, проживающих как в районе школы.
Все учащиеся посещают уроки физической культуры и трудового обучения. Серьезных отклонений в состоянии здоровья нет.
Таблица 1
№ п/п | Имя ученика | Класс | Вес полного портфеля | Норма (10% от веса ученика), кг | % от веса ученика |
Осанка – привычное положение тела человека в покое и при движении; формируется с самого раннего периода детства в процессе роста, развития и воспитания. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальному функционированию двигательного аппарата и всего организма человека. В формировании осанки большую роль играет позвоночник, являющийся связующим звеном всего скелета человека.
Для подтверждения наших предположений, мы провели все необходимые измерения и расчеты. Результаты (по каждому классу) занесли в таблицы.
Таблица 2
Сводная таблица результатов 4 - х классов (имена изменены)
№ п/п | Имя ученика | Класс | Вес ученика, кг | Вес полного портфеля | Норма (10% от веса ученика), кг | % от веса ученика |
1. | Александр | 4а | 29 | 3 | 2.9 | 10 |
2. | Зарина | 4а | 42 | 3.5 | 4.2 | 8 |
3. | Ангелина | 4а | 32 | 4.3 | 3.2 | 13 |
4. | Михаил | 4а | 49 | 2.5 | 5.0 | 5 |
5. | Алексей | 4а | 31 | 5 | 3.1 | 16 |
6. | Иван | 4а | 30 | 2.5 | 3.0 | 8 |
7. | Александр | 4а | 31 | 3 | 3.1 | 10 |
8. | Елена | 4а | 32 | 3 | 3.2 | 9 |
9. | Руслан | 4а | 31 | 3.5 | 3.1 | 11 |
10. | Игорь | 4а | 33 | 3.5 | 3.3 | 11 |
11. | Дамир | 4б | 27 | 3 | 2.7 | 11 |
12. | Ильвина | 4б | 29 | 3.5 | 2.9 | 12 |
13. | Анур | 4б | 28 | 3.8 | 2.8 | 10 |
14. | Алексей | 4б | 27 | 4.5 | 2.7 | 17 |
15. | Камиль | 4б | 29 | 2.5 | 2.8 | 9 |
16. | Настя | 4б | 33 | 2 | 3.3 | 6 |
17. | Вадим | 4б | 29 | 3 | 2.9 | 10 |
18. | Андрей | 4б | 31 | 2.8 | 3.1 | 9 |
19. | Лиана | 4б | 28 | 3 | 2.8 | 11 |
20. | Константин | 4б | 24 | 3 | 2.4 | 13 |
Средне значение | 31 | 3.2 | 3.1 | 11 |
Анализируя данные сводной таблицы по четвертым классам, можно сказать, что в 4-х классах средний вес полного портфеля практически не превышает норму 10% от веса ученика, даже у 35% учащихся вес портфеля оказался ниже санитарной нормы. А у 50% ребят вес портфеля превысил верхнюю границу нормы (у двух из них - значительно). И только 15% детей носят портфели, отвечающие санитарным нормам.
Причем, учащиеся младших классов практически все носят школьные принадлежности в ранцах, в отличие от учеников 8 классов. Восьмиклассники предпочитают ранцам, либо портфели с одним ремнем, либо современные сумки с короткими ручками.
Таблица 3
Сводная таблица результатов 8 - х классов (имена изменены)
№ п/п | Имя ученика | Класс | Вес ученика, кг | Вес полного портфеля | Норма (10% от веса ученика), кг | % от веса ученика |
1. | Надежда | 8а | 43 | 3.5 | 4.3 | 8 |
2. | Айдар | 8а | 66 | 4 | 6.6 | 6 |
3. | Кристина | 8а | 48 | 3.2 | 4.8 | 7 |
4. | Алексей | 8а | 46 | 3.5 | 4.6 | 8 |
5. | Дмитрий | 8а | 39 | 3.5 | 3.9 | 9 |
6. | Галина | 8а | 65 | 3.5 | 6.5 | 5 |
7. | Анастасия | 8а | 46 | 3.5 | 4.6 | 8 |
8. | Екатерина | 8а | 47 | 4.5 | 4.7 | 10 |
9. | Сергей | 8а | 47 | 3.5 | 4.7 | 7 |
10. | Вадим | 8а | 39 | 3 | 3.9 | 8 |
11. | Вероника | 8а | 54 | 4 | 5.4 | 7 |
12. | Гульмира | 8б | 42 | 3 | 4.2 | 7 |
13. | Виталий | 8б | 38 | 3.5 | 3.8 | 9 |
14. | Анна | 8б | 52 | 3.5 | 5.2 | 7 |
15. | Эльза | 8б | 66 | 4 | 6.6 | 6 |
16. | Кирилл | 8б | 41 | 3 | 4.1 | 7 |
17. | Луиза | 8б | 49 | 3 | 4.9 | 6 |
18. | Евгений | 8б | 46 | 3.5 | 4.6 | 8 |
19. | Анастасия | 8б | 42 | 3 | 4.2 | 7 |
20. | Руслан | 8б | 43 | 3 | 4.3 | 8 |
Средне значение | 48 | 3.6 | 4.8 | 7 |
Анализируя данные сводной таблицы по восьмым классам, можно сказать, что в 8-х классах средний вес полного портфеля не превышает норму 10% от веса ученика, даже у 95% учащихся вес портфеля оказался ниже санитарной нормы. И только у одного ученика он приблизился к верхней границе санитарной нормы.
Почему же тогда именно в этом возрасте все чаще проявляются нарушения осанки школьника? Как проявляется взаимосвязь веса портфеля и искривления позвоночника?
Чтобы подтвердить наши предположения о том, что неправильно подобранные школьные портфели оказывают негативное влияние на формирование осанки ребенка, мы обратились к школьной медсестре с просьбой рассказать нам о результатах медосмотра тех учеников, массу чьих портфелей мы измеряли.
Оказалось, что учащиеся 4-х классов практически не страдают искривлением позвоночника. Тогда как семидесяти процентам исследуемых восьмиклассников врачи рекомендовали обратить внимание на осанку, а двум ученикам поставлен диагноз – сколиоз грудного отдела позвоночника.
По всей видимости, этому есть две причины:
Результаты анкетирования были таковы.
На первый вопрос, «Какой портфель у вас был в младших классах?», ребята чаще всего упоминали ранец. Это естественно, так как в этом возрасте дети чаще всего соглашаются с мнением родителей.
В более старшем возрасте ребята при выборе портфеля отдают предпочтение модным современным сумкам через плечо.
На вопрос «Кто выбирает для вас портфель?», из всех опрошенных 38% выбирают портфель самостоятельно, остальные советуются с родителями.
97% опрошенных идут покупать портфель в магазин, и только 3% - идут за портфелем на рынок.
При выборе портфеля школьники отдают предпочтение импортным портфелям 78%.
Так как они более яркие и имеют разнообразные рисунки.
Основными критериями при выборе портфеля, как показали результаты анкетирования, являются удобство, цвет и форма.
Также оказалось, что 63% опрошенных учеников меняют портфель через год.
Причиной смены портфеля для 44% опрошенных является желание иметь новый портфель.
Рекомендации преподавателями, ученикам и их родителям.
Рекомендации преподавателям
Снизить вес школьных ранцев и способствовать таким образом профилактике ортопедических и сердечно - сосудистых заболеваний у учащихся можно несколькими путями:
Рекомендации ученикам
1. Не носите лишнего в ранцах.
2. Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте убрать из него ненужные учебники.
Рекомендации родителям
Выводы
В результате исследования мы пришли к следующим выводам:
Оказалось, что учащиеся 4-х классов практически не страдают искривлением позвоночника. Тогда как семидесяти процентам исследуемых восьмиклассников врачи рекомендовали обратить внимание на осанку, а двум ученикам поставлен диагноз – сколиоз грудного отдела позвоночника. Почему же тогда именно в этом возрасте все чаще проявляются нарушения осанки школьника?
По всей видимости, этому есть две причины:
Список литературы
Яблоко
Весенние чудеса
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Карандаши в пакете
«Течет река Волга»