Исследовательская работа по теме: «Почему листья осенью меняют цвет?»
Объект исследования: осенние листья деревьев и кустарников.
Предмет исследования: изменение окраски листьев у деревьев и кустарников.
Цель: с помощью опытов выяснить, почему окраска листьев в осенний период бывает разная.
Задачи:
Анализ литературы позволил выдвинуть рабочую гипотезу:
предположим, что осенью деревья боятся холода, поэтому листья начинают болеть, из-за этого меняют окрас и опадают.
В исследовательской работе использовались методы:
теоретические: сравнение, анализ.
практические: наблюдение, опыт, фотосъёмка, экскурсии; работа с определителем растений.
Для определения цвета, были выбраны два экспериментальных растения: листья сухой крапивы и листья краснокочанной капусты..
Исследование осуществлялось в три этапа:
Предполагаемый результат: снять видеоролик по проведению опытов, доказывающих наличие в листьях разных веществ; создание гербария.
Научно-практическая значимость работы: умение добывать информацию по теме и распространение её среди учащихся, использование материала на уроках окружающего мира; развитие эстетического вкуса, интереса к экологическим проблемам.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 36.27 КБ |
муниципальное общеобразовательное учреждение
Новобурейская общеобразовательная средняя школа № 3
Заочная научно-практическая конференция
детских исследовательских и опытнических работ в области экологии, биологии «Я изучаю и сохраняю природу родного края»
Секция «Юные исследователи природы»
Тема: «Почему листья осенью меняют цвет?»
Подготовил:
Жуйко Степан Олегович,
учащийся 2 «В» класса
Дата рождения: 14.10.2010
Место учёбы: МОБУ Новобурейская СОШ № 3
Адрес образовательной организации:
676722 Амурская область, Бурейский район
п. Новобурейский, ул. Зелёная 11
Домашний адрес:
676722 Амурская область, Бурейский район,
п. Новобурейский, ул. Зелёная 34, кв. 13
Контактный телефон:89243493205
Руководитель: Уварова Елена Викторовна
учитель начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3
Адрес места работы:
676722 Амурская область, Бурейский район
п. Новобурейский, ул. Зелёная 11
Контактный телефон: 89146144726
E-mail: lena.uvarova.65@mail.ru
п. Новобурейский, 2018 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2-4
1. Осенние листья деревьев и кустарников как объект изучения___________ 4
1.1. Первый месяц осени 4
1.2. Листья и их роль в жизни растений 4-5
1.3. Что придаёт зелёный цвет листьям? 5
1.4. Какие пигменты содержат листья? 5-6
2. Экспериментальная часть 6
2.1. Результаты исследовательской работы. Результаты исследовательской работы. Наблюдение за изменением окраски листьев у деревьев и кустарников осенью. 6-7
2.2. Результаты исследовательской работы. Опыты № 1. Определение пигмента ксантофилла в листьях крапивы. 7
2.3. Результаты исследовательской работы. Опыты № 2. Определение в листьях краснокочанной капусты антоциана. 7-8
3.Выводы 8
Заключение 8
Список использованной литературы, интернетресурсы 9
«Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса»
А. С. Пушкин
Введение
Наша планета Земля очень велика в сравнении с каждым человеком, а он так мал в сравнении с ней! Но тот же человек, идущий по лесной поляне, опушке, лугу, превращается в огромного великана. Во-первых, потому, что на полянах и опушках живут существа, которые гораздо меньше человека: жуки и муравьи, гусеницы и бабочки, пчёлы и шмели, пауки и улитки и многие, многие другие. Во-вторых, потому, что даже большие обитатели Земли, например, вековые деревья, не говоря уже о маленьких существах, чаще всего перед человеком беззащитны. Причём могущественным Великаном на поляне может быть не только взрослый, но и ребёнок. Как хорошо, если этот великан добрый! И как печально, если великан окажется равнодушным, а то и жестоким к тому, что его окружает. [2, с. 3]
Природе плохо от того, что многие люди, собирая грибы, ловя рыбу, просто гуляя и отдыхая, нередко вредят ей, порой и сами того не замечая. Поэтому нам необходимо пройти первые уроки экологической этики.
Что это означает? Этикой называют науку о душевных качествах человека (таких как доброта, честность, отзывчивость), о том, как нужно и как не нужно поступать в различных жизненных ситуациях, о том, что хорошо, а что плохо.
А экология – это наука о нашем природном доме.
Вот и получается, экологическая этика учит, как нужно относиться к природе, как вести себя в ней. [2, с. 4]
Тёплый, солнечный осенний день. Мы с мамой бродим по лесным тропинкам, любуемся золотистыми листьями, которые готовы землю покрыть разноцветным ковром. Осень – одно из самых ярких и красивых времён года. Но вот вопрос, что произошло с листьями деревьев, почему осенью они из изумрудно-зелёного цвета превращаются в жёлтые, бордовые, красные, коричневые? Я заинтересовался. Чем объяснить тот факт, что у одних деревьев листья осенью жёлтые, а других красные? (Приложение 1)
Для того чтобы ответить на эти вопросы, я решил провести исследование и создать работу по теме: «Почему листья осенью меняют цвет?»
Объект исследования: осенние листья деревьев и кустарников.
Предмет исследования: изменение окраски листьев у деревьев и кустарников.
Цель: с помощью опытов выяснить, почему окраска листьев в осенний период бывает разная.
Задачи:
Анализ литературы позволил выдвинуть рабочую гипотезу:
предположим, что осенью деревья боятся холода, поэтому листья начинают болеть, из-за этого меняют окрас и опадают.
В исследовательской работе я использовал методы:
теоретические: сравнение, анализ.
практические: наблюдение, опыт, фотосъёмка, экскурсии; работа с определителем растений.
Для определения цвета, были выбраны два экспериментальных растения: листья сухой крапивы и листья краснокочанной капусты..
Исследование осуществлялось в три этапа:
Предполагаемый результат: снять видеоролик по проведению опытов, доказывающих наличие в листьях разных веществ; создание гербария.
Научно-практическая значимость работы: умение добывать информацию по теме и распространение её среди учащихся, использование материала на уроках окружающего мира; развитие эстетического вкуса, интереса к экологическим проблемам.
Из книги А. А. Плешакова «Великан на поляне или первые уроки экологической этики» я узнал о том, что такое «экология». С помощью атласа-определителя «От земли до неба» А. А. Плешакова смог разобраться на практике в разнообразии деревьев и кустарников, которые растут в Бурейском районе Амурской области.
При изучении информации «Осенние изменения с деревьями и кустарниками, причины этих явлений» в сети Интернет, я посетил несколько сайтов: www. mne-interesno.su, https://7gy.ru/shkola/okruzhajuschii-mir. Из представленной информации я узнал из каких пигментов состоят листья, как с помощью опытов можно это доказать.
Исходя из этого, и сложилась целостная исследовательская работа, в основе которой лежит практический метод и метод изучения литературных источников.
Глава 1. Осенние листья деревьев и кустарников как объект изучения.
СЕНТЯБРЬ – хмурень, ревун. Всё чаще начинает хмуриться небо, ревёт ветер. Подошёл первый месяц осени.
У осени своё рабочее расписание, как у весны, только наоборот. Она начинает с воздуха. Высоко над головой начинает желтеть, краснеть и буреть лист на деревьях. Как только листьям станет не хватать солнышка, они начинают вянуть и быстро теряют свой зелёный цвет. В том месте, где черешок сидит на ветке, образуется дряблый поясок. Даже в безветренный, совсем тихий день вдруг оборвётся с ветки: тут – жёлтый берёзовый, там – красный осиновый, кленовый лист и, легко покачиваясь в воздухе, бесшумно скользнёт по земле.
С того утра, когда на траве первый раз появится изморозь, всё чаще будут срываться листья с ветвей, пока не задуют ветры-листодёры, не сорвут с леса весь роскошный летний наряд. [1, с. 210]
1.2. Листья и их роль в жизни растений.
Лист – один из важнейших органов растений. Его главная работа – участие в процессе фотосинтеза.
К. А. Тимирязев – выдающийся русский учёный, который внёс большой вклад в изучение фотосинтеза растений. Он установил, что этот процесс вызывает только поглощенные хлорофиллом солнечные лучи, и доказал, что процесс фотосинтеза подчиняется закону сохранения энергии. [4, с. 32]
Фотосинтез – преобразование солнечной энергии в органические соединения внутри растения, т.е. благодаря фотосинтезу, растения получают пищу от солнечных лучей.
С помощью листьев растение дышит и испаряет влагу, нейтрализует углекислый газ и выделяет кислород, необходимый и людям, и животным, и насекомым, то есть всему живому.
1.3. Что придаёт зелёный цвет листьям?
Зелёный цвет листьям придаёт особое вещество – хлорофилл. Хлорофилл в живом листе постоянно разрушается и вновь образуется. Но происходит это только на свету. Летом день очень длинный и растения получают много солнечного света. В это время в листьях растений активно вырабатывается хлорофилл.
Осенью холодно и ветрено, солнце светит мало. Листья не могут работать так, как в тёплые дни. Хлорофилл днём разрушается, но не успевает восстановиться. Поэтому зелёный цвет в листве убывает, а становится заметным жёлтый (лист желтеет) или красный (лист краснеет) цвет.
1.4 Какие пигменты содержат листья?
Разнообразию красок осень обязана тому, что у листвы всех деревьев разные сочетания цветов и оттенков. Наиболее часто встречается в наших лесах багряный цвет листьев. Такой цвет мы можем увидеть у клёна и осины. Эти деревья очень красивы осенью. (Приложение 2)
Листья берёзы становятся светло-жёлтыми, а дуба, липы, граба, орешника – буровато-жёлтыми. (Приложение 3)
Тополь быстро сбрасывает свою листву, как только пожелтеет – вот уже и опала.
Почему же эти листья красные, а эти – жёлтые? Помимо хлорофилла листья растений содержат и другие пигменты, но из-за преобладающего зелёного они просто не видны. От того как зелёный хлорофилл отступает, становятся видны и другие цвета:
Глава 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Результаты исследовательской работы. Наблюдение за изменением окраски листьев у деревьев и кустарников осенью.
В сентябре, совершая прогулка в лесу за пределами посёлка, я наблюдал за изменением окраски листьев у деревьев и кустарников. Не сразу листья меняют цвет, а постепенно. С помощью атласа-определителя А. А. Плешакова «От земли до неба» я составил таблицу «Изменение окраски листьев у деревьев и кустарников осенью»
Таблица 1.
Растение | Осенний цвет листьев деревьев и кустарников | ||
Светло-жёлтый | Буровато-жёлтый | Багряный | |
берёза | + | ||
осина | + | ||
клён | + | ||
ольха | - | - | - |
сирень | + | ||
рябина | + | ||
тополь | + | ||
липа | + | ||
калина | + | ||
орешник | + | ||
дуб | + | ||
дикий виноград | + | ||
граб | + |
При наблюдении я заметил, что необычное дерево ольха. Оно никогда не раскрашивается осенью, остаётся зелёным. Листья опадают такими же зелёными, как были летом.
Необычным показался мне дуб. Он долго стоит зелёным. Цвет меняется постепенно: зелёный – жёлтый – багряный – коричневый. В Амурской области произрастает особый вид дуба, у которого сухие листочки висят до самой весны, пока не появятся новые. (Приложение 4)
2.2. Результаты исследовательской работы. Опыты № 1. Определение пигмента ксантофилла в листьях крапивы.
Работа по данной теме «Почему листья осенью меняют цвет?» проходила с сентября по ноябрь 2018 года.
Изучив научную литературу, мы решили провести два опыта:
Опыты проводились в домашних условиях, в проведении которых помогала мама, Жуйко Татьяна Анатольевна.
Оборудование и материалы: листья сухой крапивы, этиловый спирт, бензин, стеклянная посуда для проведения опыта.
Ход работы: высыпаем листья сухой крапивы в баночку, заливаем этиловым спиртом. Всё хорошо перемешать. Через несколько минут этиловый спирт окрасился в зелёный цвет, так как в листьях крапивы находится много хлорофилла. Добавляем немного бензина и наблюдаем, что происходит: бензин разрушает хлорофилл. Через пять минут на дно баночки оседает жёлтый цвет – ксантофилл, а хлорофилл поднялся вверх.
Вывод: хлорофилла много в листьях, поэтому они зелёные. А осенью хлорофилл разрушается и листья становятся жёлтыми, благодаря пигменту ксантофиллу. (Приложение 5)
2.3. Результаты исследовательской работы. Опыты № 2. Определение в листьях краснокочанной капусты антоцианна.
Оборудование и материалы: листья краснокочанной капусты, кастрюля, ложка, 9% уксусная кислота
Ход работы: для опыта берём листья краснокочанной капусты, т. к. в них есть – антоциан, положим в кастрюлю и ставим на огонь. Вода закипела и появился. Когда вода закипела и появился бирюзовый оттенок. Капнем прямо в кастрюлю несколько капель 9% уксусной кислоты и посмотрим на реакцию. Вода в кастрюле приобрела два разных оттенка. Там, куда попала кислота, вода стала розовой, а вторая часть воды осталась бирюзовой. Я помешал воду в кастрюле, и вода приобрела розовый оттенок. Достал ложкой листочек капусты и увидел, что сейчас он не такой яркий, как был перед экспериментом.
Вывод: в листьях краснокочанной капусты содержится антоциан, который предаёт им красно-розовую окраску. (Приложение 6)
Глава 3. ВЫВОДЫ
В ходе работы я узнал много нового:
Выполнив исследования по теме «Почему листья осенью меняют цвет?», я предлагаю:
- выступить с исследовательской работай на кружке «Бурейские родники»;
- на уроках окружающего мира и на занятиях кружка использовать гербарий «Листья бывают разные: зелёные, жёлтые и красные» и видеопоказ опытов;
- обратить внимание детей и взрослых на экологическую обстановку в нашем районе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Попробуйте представить себе, что из нашей жизни исчезли все растения. Как уныло стало за окном! Нет ни привычных тополей на улице, нет крапивы у забора, пропали одуванчики и подорожник, торчавшие у края асфальтовой дороги. И дом сразу опустел. В нём стало неуютно.
Но это ещё не самое страшное. Что было бы, если бы вдруг не стало того, что мы не видим, но без чего мы не смогли бы жить – воздуха, кислорода? Ведь именно растения вырабатывают кислород и благодаря им вокруг планеты образовалась атмосфера – воздушная оболочка, без которой невозможна жизнь. [5, с. 3]
Проведя исследовательскую работу, я выяснил причину смены окраски у листьев разных деревьев и кустарников. Моя гипотеза о том, что осенью деревья боятся холода, поэтому листья начинают болеть, из-за этого меняют окрас и опадают не подтвердилась. Но я узнал, что в листьях находятся разные пигменты, от которых и зависит окрас листьев.
Считаю, что цели и задачи, поставленные мной в начале исследовательской работы, достигнуты.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ИНТЕРНЕТРЕСУРСЫ
Горка
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Соленая снежинка
Рисуем домики зимой
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"