В сказке не только содержатся наши мечты, общественная мораль, народный характер, но и история Отечества. Прежде всего, в текстах народных сказок мы находим отражение языческих традиций, обрядов. Я думаю, что этот вопрос актуален до сих пор.В своей работе я решила выяснить, как верования древних славян нашли свое отражение в русских народных сказках.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 88 КБ |
222.ppt | 2.31 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Полх-Майданская средняя школа»
Информационный, межпредметный, средней продолжительности монопроект
«Традиции древних славян в русских народных сказках»
Выполнил: Безрукова Дарья Владимировна,
ученица 6 класса
Руководитель: Пахунова Елена Львовна,
учитель истории
С. Полховский Майдан-2018
Содержание.
1.1. Актуальность выбранной темы.
1.2. Цель проекта.
1.3. Задачи проекта.
2. Этапы проекта:
2.1. Теоретический этап.
2.2. Практический этап.
2.3. Итоговый этап.
3. Выводы.
4. Информационно-методическое обеспечение.
1. Введение
Как сказка – мир. Сказания народа,
Их мудрость темная, но милая вдвойне,
Как эта древняя могучая природа,
С младенчества запали в душу мне.
Сказки – один из любимых моих жанров фольклора. Сюжет их увлекателен и несложен для понимания. Когда читаешь сказки, то порой возникают вопросы. Например, почему в сказках животные говорят человеческим языком; откуда в них взялись существа, которых нет в реальной жизни - Баба-Яга, Кощей Бессмертный, ведьмы, колдуны, которые или вредят героям, или помогают; почему в русских сказках часто встречается число «три»? Из поколения в поколение передавались рассказы о событиях давно минувших дней, постепенно превращаясь в сказки. Не зря говорится: "Сказка ложь, да в ней намек, добру-молодцу урок".
1.1. В сказке не только содержатся наши мечты, общественная мораль, народный характер, но и история отечества. Прежде всего, в текстах народных сказок мы находим отражение языческих традиций, обрядов. Я думаю, что этот вопрос актуален до сих пор.
В этом учебном году мы стали изучать историю Отечества. Мы узнали о наших предках – древних славянах, об их занятиях, традициях, верованиях. В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с приметами, суевериями, обычаями, происхождение которых для нас загадка. Как оказалось, обряды, приметы и суеверия в жизни современных людей сохранились со времен язычества. Там, в этом загадочном и необыкновенном мире древних славян, сформировалось наше мировоззрение.
Суеверия древних славян до сих пор живы, несмотря на то, что мы живем в 21 веке – веке интенсивно развивающихся компьютерных и информационных технологий. Если нам перебежит дорогу черная кошка, то стараемся перейти на другую сторону. Многие из нас боятся смотреть в разбитое зеркало, так как это признак несчастья. Сметать рукой крошки со стола — не будет достатка. Вещь, одетая наизнанку, означает битым быть и др.
Я считаю, что верования древних славян живы в подсознании русских людей до сих пор. Известно, что сказки народ начал сочинять давно, во времена язычества. Поэтому моя гипотеза: выяснить, как верования древних славян нашли свое отражение в русских народных сказках.
Объект исследования – русские народные сказки.
Предмет исследования – художественные особенности русских народных сказок.
1.2. Цель моей работы - выяснить, в каких художественных особенностях русских народных сказок нашли отражение верования древних славян.
1.3. Задачи:
При этом я использовала методы исследования:
2. Этапы исследования:
2.1. Теоретический этап.
Верования древних славян
Время оставило слишком мало источников, по которым историки и археологи могли бы восстановить картину столь давнего прошлого. Пополнить сведения о древних славянах помогают разные источники: летописи, записи старинных обычаев и поверий, археологические находки.
Самые древние славянские верования и обряды основаны на обожествлении природы, поклонении стихиям.
В сознании древнего язычника жили одновременно два мира: реальный (человеческий) мир и мир, населенный душами предков
Единых для всего славянского мира представлений о богах никогда не существовало, так как их племена не были объединены в одно общее государство, поэтому древние славяне не были едины и в своих верованиях.
Дикие животные – прародители
Оказывается, в далекую эпоху, когда основным занятием славян была охота, а не земледелие, они верили, что дикие животные – их прародители. Славяне считали их могущественными божествами, которым следует поклоняться. У каждого племени был свой тотем, т.е. священное животное, которому племя поклонялось. Древние люди были убеждены, что убивать, принимать в пищу животных-предков было нельзя. Я выяснила, что отдельные племена своим предком считали Волка и почитали его как божество. Волк считался могущественным защитником племени, пожирателем злых духов. Имя этого зверя было священным, его запрещалось произносить вслух, поэтому вместо “волк” говорили “лютый”, а себя называли “лютичи”.
Во время зимнего солнцестояния мужчины этих племен надевали волчьи шкуры, что символизировало превращение в волков. Так они общались со звериными предками, у которых просили силы и мудрости.
Хозяином языческого леса был Медведь – самый сильный зверь. Он считался защитником от всякого зла и покровителем плодородия – именно с весенним пробуждением медведя древние славяне связывали наступление весны.
Из травоядных животных в охотничью эпоху наиболее почиталась Олениха (Лосиха) – древнейшая славянская богиня плодородия, неба и солнечного света. Оленьи рога считались мощным оберегом от всякой ночной нечисти и прикреплялись либо над входом в избу, либо внутри жилища.
Среди домашних животных славяне более других почитали Коня, ведь предки большинства народов Евразии вели кочевой образ жизни, и в облике золотого коня, бегущего по небу, им представлялось солнце. Образ Солнца-коня сохранился в убранстве русской избы, увенчанной коньком – изображением одной или двух конских голов на стыке двух скатов кровли в сочетании со знаком солнца. Подкова, найденная на дороге и подвешенная с внутренней стороны двери, до сих пор считается могучим оберегом.
Древнеславянские божества
Анализируя информацию разных источников, я выяснила, что древние славяне были язычниками и поклонялись множеству богов. Главным божеством восточных славян был Перун, бог молнии, грозы, войны, оружия. В народном воображении представлялся божеством-воителем, оружие которого направлено против злых духов. Также древние славяне поклонялись богу Солнца (Яриле или Даждьбогу), а бог Велес считался покровителем скота, который в летописи назван «скотьим» богом.
При раскопках славянских поселений находят каменных и деревянных идолов – фигуры богов. Наиболее примечательным памятником славянского язычества является четырехглавый Збручский идол, найденный в 19 веке на реке Збруч, притоке Днестра. Изваяние представляет собой трехметровый четырехгранный столб. Три горизонтальных яруса изображений символизируют деление Вселенной на небо - мир богов, землю, обжитую людьми, и преисподнюю (подземный мир), таинственные обитатели которой держат на себе землю.
В летописях нет никаких сведений о языческих храмах. Однако археологические раскопки дают представление о восточнославянских языческих святилищах.
Так, одно из таких святилищ найдено около озера Ильмень, недалеко от Новгорода. Здесь стоял деревянный идол Перуна, который, как сообщает летопись, после крещения Руси в 988 году был срублен и сброшен в реку Волхов.
Мир подземный
С течением времени на смену тотемным божествам пришли боги и духи, обладающие человеческим обликом. К примеру, леший, считающийся хозяином леса, напоминал человека. Считалось, что он может вывести из леса заплутавшего путника, но, если его рассердить, может, наоборот, завести человека в лесную чащу и погубить. С принятием христианства леший, как и другие духи природы, стал восприниматься враждебно.
Оказывается, почти у всех древних народов существовало убеждение, что верховное божество существовало не одно в своем невещественном мире. Некоторые из них по существу своему были чистые, находились между верховным светом и людьми. Далее, отдельные духи утратили свою чистоту, но сохранили свое могущество и бессмертие.
Вот из этого созданного людьми понятия, возникает существование духов чистых и нечистых, духов света и тьмы, добрых и злых, влияющих на дела мира и людей.
Языческие верования и обычаи сохранялись у восточных славян еще долгое время и после принятия христианства, переплетаясь с христианскими праздниками и обрядами на протяжении многих столетий.
Так, например, если язычники имели множество богов и полубогов, которые покровительствовали и управляли морями, сушей, реками, полями, лесами, то у первых христиан-славян – это лешие, домовые, русалки, кикиморы, водяные. Все эти духи, по понятию суеверов, вмешивались в дела людей и по большей части причиняли зло. Люди верили в волшебников, колдунов – лиц, посредствующих между людьми и духами.
Под именем Баба-Яга древние славяне почитали адскую богиню, изображаемую страшилищем, сидящим в железной ступе. Ей приносили кровавую жертву. Под влиянием христианства народ забывал своих главных богов, припоминая только те мифы, которые имеют олицетворенные явления и силы естества. Таким образом, Баба-Яга из злой адской богини превратилась в злую старуху-колдунью, которая живет в лесу, в избушке на курьих ножках, летает в ступе, пестом следы заметает, говорит грубо.
2.2. Практический этап.
Сопоставительный анализ верований древних славян и художественных особенностей русских народных сказок
Познакомившись с информацией из дополнительной литературы об истории древних славян, я узнала, что наши предки были язычниками.
Чтобы определить, оказало ли язычество влияние на творчество народа, я внимательно перечитала известные русские сказки, сопоставляя верования славян и особенности народных сказок.
Я узнала, что древние люди считали, что каждое племя, род происходит от какого-то предка-животного. Такой предок назывался тотемом, а верования – «тотемизмом». Рассмотрим эти проявления тотемизма в сказках.
В сказках о животных
Я считаю, что особенно ярко тотемизм проявился в сказках о животных, где главными действующими лицами являются различные звери и птицы. Герои-животные из сказок очень похожи на людей. Например, в сказке «Лиса-повитуха» Лиса говорит, что идет принимать младенца, как настоящая повитуха, а сама крадет мед; в сказке «Лиса и Журавль» Журавль зовет Лису в гости и подает на стол окрошку в кувшине с узким горлышком в отместку за скупость ее. В сказках животные говорят человеческим языком и характеры у них такие же, как у людей: лиса хитрая, заяц трусливый, медведь глуповатый, волк жадный.
В волшебных сказках
В сказках нередко встречается множество волшебных-мистических персонажей — то ужасных и грозных, то загадочных и непонятных, то добрых и миролюбивых. В наше время эти сказки кажутся причудливым вымыслом. Однако древние славяне свято верили, что весь окружающий мир пронизан волшебством. Я выяснила, что тотемизм нашел отражение и в волшебных сказках. В них животные (тотемы) помогают человеку, служат ему верой и правдой. Например, в сказке «Сивка-Бурка» герою сказки служит конь. В сказке «Царевна-лягушка» на пути Ивана-царевича в Кощеево царство встречаются медведь, заяц, селезень, щука, и, хотя Иван был голоден, он не стал их убивать. Я считаю, что здесь также отразилась память о родовых тотемах: убивать и принимать в пищу предков-животных было нельзя. Животные – покровители рода помогали человеку. Так и в сказке спасенные Иваном животные помогают ему одолеть Кощея. В сказке «Хаврошечка» тотемным животным выступает корова, помогающая падчерице. Падчерица не ест мяса коровы и с почетом ее хоронит. В данном случае отношение к корове определяется представлением, что тотем может спасти человека, предупредить его об опасности; причинение вреда тотему наносит вред и связанному с ним человеку.
Защита от злых духов. Обереги, амулеты и магия
Древние славяне верили не в одного бога. Они считали, что мир населен множеством богов и духов, одни из которых помогали человеку, другие, наоборот, вредили. Злые духи, по мнению наших предков, приходили из загробного царства. Древние славяне стремились защищаться от них заговорами, амулетами, так называемыми «оберегами», магией. Я выяснила, как это убеждение древних людей отражено в народных сказках. В сказках есть предметы-обереги, которые защищают героев, помогают им уйти преследований, например, Бабы-Яги или Кощея Бессмертного. Так, в сказке «Баба-Яга» силой оберегов наделены гребешок и полотенце, которые дал героине кот за то, что она накормила его ветчиной. Во время погони за девочкой полотенце превратилось в широкую реку, а гребешок – в дремучий лес. Оказывается, в русских народных сказках действует и магия. Так, например, в сказке «По щучьему велению» магическими являются слова: «По щучьему велению, по моему хотению» - и все, что хотел герой сказки - Емеля, сбывалось.
Божества
По убеждению наших предков, судьба человеку определялась богами. Попытка изменить что-либо в этой судьбе наказывалась, поэтому оставалось только покоряться судьбе. Эта вера в судьбу отразилась, например, в сказке «Царевна- лягушка»: когда Иван-царевич увидел, что его стрела оказалась у лягушки, на которой он должен был жениться, герой хотел сначала от нее отказаться, но отец ему говорит: «Бери! Знать, судьба твоя такая». И Ивану пришлось подчиниться отцу.
Способ защиты от враждебных сил - запреты
Оказывается, чтобы уйти от враждебных сил, древний человек должен был соблюдать различные запреты (табу), которые накладывались на отдельные действия человека, на прикосновение к определенным предметам. За нарушение запретов следовало наказание. В сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» не послушал братец Аленушку, испил водицы из копытца и стал козленочком. В сказке «Гуси-лебеди» нарушила девочка запрет родителей уходить из дома – и гуси унесли ее брата к Бабе-Яге.
Потусторонний мир в волшебных сказках
По-своему наши предки представляли, что такое смерть. Они считали, что это простой переход из мира человеческого в мир подземный, такой же реальный, как земной. Древние люди полагали, что беда к людям приходит из потустороннего мира. Сопоставив с верованиями древних славян, я выяснила, как это убеждение отразилось в сказках? Чаще всего в сказках героям вредят Кощей Бессмертный и Баба-Яга. Дворец Кощея находится в царстве мертвых, и сам он похож на мертвеца. Описание Бабы-Яги тоже похоже на описание мертвеца, например, в одном из вариантов сказки «Царевна-лягушка» говорится: «… на печи, на десятом кирпичи, лежит Баба-Яга – костяная нога, зубы – на потолке, а нос в потолок врос». Избушка у нее тесная, потому что это не просто дом, а гроб (гроб в народе называют домовиной, то есть дом для покойника). Таким образом, в сказках герои-мертвецы Кощей Бессмертный и Баба-Яга действуют как живые. Это еще раз подтверждает представление древних славян о том, что человек и после смерти продолжает жить, только переходит в другой мир.
2.3. Итоговый этап.
Мне очень понравилось читать и анализировать сказки. Я поняла, что нужно всегда очень внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия. В результате, мною была проанализирована информация по верованию древних славян и художественных особенностей русских народных сказок.
Сопоставительная таблица
Верования древних славян | Русские народные сказки |
Дикие животные – прародители. Славяне считали, что тотемные животные являются могущественными божествами, которым следует поклоняться. | Герои-животные из сказок о животных очень похожи на людей. В сказках они говорят человеческим языком и характеры у них такие же, как у людей: лиса хитрая, заяц трусливый, медведь глуповатый, волк жадный. В сказке «Лиса и Журавль» Журавль зовет Лису в гости и подает на стол окрошку в кувшине с узким горлышком в отместку за скупость ее. |
Убивать и принимать в пищу их было нельзя. | В сказке «Царевна-лягушка» на пути Ивана-царевича в Кощеево царство встречаются медведь, заяц, селезень, щука, и, хотя Иван был голоден, он не стал их убивать. Спасенные Иваном животные помогают ему одолеть Кощея. |
Они помогают и защищают человека. | В волшебной сказке «Сивка-Бурка» конь служит герою сказки верой и правдой. |
Магическая сила амулетов, оберегов. | В сказке «Баба-Яга» силой оберегов наделены гребешок и полотенце, которые дал героине кот за то, что она накормила его ветчиной. |
Магия. | В сказке про Емелю магическими являются слова: «По щучьему велению, по моему хотению» - и все, что хотел Емеля, сбывалось. |
Божества. По убеждению наших предков, судьба человеку определялась богами. Попытка изменить что-либо в этой судьбе наказывалась, поэтому оставалось только покоряться судьбе. | В сказке «Царевна- лягушка» Иван-царевич, увидев, что его стрела оказалась у лягушки, на которой он должен был жениться, хотел сначала от нее отказаться, но отец ему говорит: «Бери! Знать, судьба твоя такая». |
Мир подземный. Наши предки считали, что смерть -это простой переход из мира человеческого в мир подземный, такой же реальный, как земной. Древние люди полагали, что беда к людям приходит из потустороннего мира. | Чаще всего в сказках героям вредят Кощей Бессмертный и Баба-Яга. В сказках герои-мертвецы Кощей Бессмертный и Баба-Яга действуют как живые. Это еще раз подтверждает представление древних славян о том, что человек и после смерти продолжает жить, только переходит в другой мир. |
3. Вывод
Таким образом, я подтвердила свою гипотезу: верования древних славян действительно нашли отражение в русских народных сказках.
Народные сказки, хороводы и песни, былины, красочные и глубокие по смыслу свадебные обряды – всё это может быть исторически осмысленно нами только с учетом знаний о наших древних предках.
Практическая значимость моей работы заключается в том, что данный материал может быть использован на уроках, где учащиеся занимаются изучением отечественной истории, литературы, обществознания, русского языка, что позволит в какой-то мере восстановить древнейшие языческие представления наших предков.
4. Информационно-методическое обеспечение.
- «Лиса-повитуха»;
- «Лиса и Журавль»;
- «Сивка-Бурка»;
- «Царевна-лягушка»;
- «Хаврошечка»;
- «Баба-Яга»;
- «По щучьему велению»;
- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
- «Гуси-лебеди».
Слайд 1
«Традиции древних славян в русских народных сказках» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Полх-Майданская средняя школа» Исследовательский проект на тему Выполнил: Безрукова Дарья, ученица 6 класса Руководитель: Пахунова Е.Л., учитель историиСлайд 2
Сказки – один из любимых моих жанров фольклора. Сюжет их увлекателен и несложен для понимания. Из поколения в поколение передавались рассказы о событиях давно минувших дней, постепенно превращаясь в сказки. Не зря говорится: "Сказка - ложь, да в ней намек, добру-молодцу урок".
Слайд 3
В текстах народных сказок мы находим отражение языческих традиций, обрядов. Я думаю, что этот вопрос актуален до сих пор.
Слайд 4
Цель моей работы - выяснить, в каких художественных особенностях русских народных сказок нашли отражение верования древних славян. Задачи: изучить информацию дополнительной литературы и познакомиться с верованиями древних славян; внимательно перечитать русские народные сказки и выявить их художественные особенности; определить, как отразились верования древних славян в русских народных сказках.
Слайд 5
Древние славяне обожествляли природу .
Слайд 6
Традиции древних славян нашли свое отражение в русских народных сказках .
Слайд 7
Дикие животные – прародители древних славян
Слайд 9
Языческие верования и обычаи сохранялись у восточных славян еще долгое время и после принятия христианства, переплетаясь с христианскими праздниками и обрядами на протяжении многих столетий.
Слайд 10
Верования древних славян Русские народные сказки Судьба человеку определялась богами Сопоставительная таблица
Слайд 11
Славяне считали, что тотемные животные являются могущественными божествами, которым следует поклоняться Сказка «Лиса и Журавль»
Слайд 12
Убивать и принимать в пищу животных было нельзя. Сказка «Царевна-лягушка»
Слайд 13
Прародители помогают людям и защищают их. Сказка «Сивка-Бурка»
Слайд 14
В сказках мы видим магическую силу амулетов, оберегов . Сказка «Баба-Яга»
Слайд 15
В сказках встречаются магические заклинания Сказка «По щучьему веленью»
Слайд 16
По убеждению наших предков, судьба человеку определялась богами Сказка «Царевна-лягушка»
Слайд 17
Наши предки считали, что смерть -это простой переход из мира человеческого в мир подземный, такой же реальный, как земной .
Слайд 18
Таким образом, я подтвердила свою гипотезу: верования древних славян действительно нашли отражение в русских народных сказках
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Где спят снеговики?
Музыка космоса
Нас с братом в деревню отправили к деду...