Итоговый проект по здоровому образу жизни
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 116.25 КБ |
buklet.docx | 284.54 КБ |
anketa.docx | 14.39 КБ |
plakat.docx | 1.1 МБ |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ярцевская основная школа №5
ИТОГОВЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
на тему: «Подросток и курение»
Автор проекта: ученик 9 класса
Михайловский Дмитрий Иванович
Руководитель проекта: учитель физической культуры
Рогова Людмила Игоревна
2018-2019 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение
2. Основная часть
Глава 1
1.1. Механизм курения
1.2. Как воздействует курение на организм человека
1.3. Почему подростки начинают курить?
Глава 2
2.1. Социологическое исследование
2.2. Профилактика курения в подростковой среде
3. Заключение
Список использованной литературы
Приложения:
1. Введение
Актуальность проблемы
Курение является большой проблемой современного человека и общества в целом. Современная молодежь начинает пробовать сигареты в среднем в 10 -12 лет, из них большая часть, пристрастившись к этому занятию, продолжает курить, постоянно увеличивая количество выкуренных сигарет в день. К 17 годам у одного из десяти молодых курильщиков уже имеется ярко выраженная зависимость от табака, несмотря на то, что даже дети в общих чертах знают о том, какой вред наносит курение.
В моей школе так же есть ребята, которые курят и поэтому я решил выяснить причины, по которым они пристрастились к вредной привычке, открыть им глаза на то, как влияет курение на молодой организм.
Любую болезнь легче предупредить, чем лечить, поэтому необходима широкая пропаганда здорового образа жизни и своевременная профилактика курения.
Цель: выяснить причины, побуждающие подростков к курению и убедить их в негативном влиянии этой привычки на растущий организм.
Задачи:
1. работая с различными источниками информации, узнать о влиянии курения на организм человека;
2. провести анкетирование обучающихся 5-9 классов по теме «отношение к курению»;
3. информировать школьников о пагубном воздействии компонентов табачного дыма на организм человека;
4. подготовить наглядный материал о вреде курения.
Объект исследования: курение в среде подростков, обучающиеся школы.
Предмет исследования: причины, по которым подростки начинают курить.
Методы:
- сбор информации, изучение теоретического материала;
- проведение анкетирования, обработка результатов исследования.
2. Основная часть
Глава 1
1.1. Механизм курения
Физико-химический механизм курения состоит в том, что через подожженный и медленно тлеющий табак (в трубке, папиросе, сигарете) курильщик всасывает в себя воздух. Кислород, содержащийся во вдыхаемом воздухе, проходя через слой тлеющего табака, усиливает его горение, и продукты возгонки вместе с оставшейся частью воздуха поступает в легкие.
Табачный дым представляет своеобразную физико-химическую систему, состоящую из воздуха и взвешенных в нём продуктов горения табака. Содержание вредных веществ в табачном дыме зависит от вида табака, способов его предварительной обработки. В состав табака входят многие вещества, среди которых есть обычные, присущие каждому растению, и специфические, присущие только табачным листьям. Среди первой группы веществ можно назвать белки (около 10% от массы табака), углеводы (до 20%), органические кислоты (около 10%). При сжигании табака образуются смолы (7-14%) и испаряются эфирные масла (около 1%) – они-то и придают специфический аромат.
По данным фармакологов, при выкуривании одной пачки сигарет средней крепости общей массой табака 20 г образуется: 0,0012 г синильной кислоты; 0,0012 г сероводорода; 0,622 г пиридиновых оснований; 0,18 г никотина; 0,64 г аммиака; 0,692 г оксида углерода и не менее 1 г концентрата из жидких и твердых продуктов горения и сухой перегонки табака, называемых табачным дёгтем. В последнем содержится около сотни химических веществ, в том числе бензопирен, радиоактивный изотоп калия, мышьяк и т.д. Все эти вещества оказывают вредное действие на наш организм.
При сжигании табака образуется дым, в котором множество вредных веществ, но самыми вредными считаются никотин, угарный газ и табачные смолы.
1.2. Как воздействует курение на организм человека
В течение 30 лет курильщик выкуривает примерно 20 000 сигарет, это 160кг табака, поглощая в среднем 800 граммов никотина, а все выкуренные сигареты одного курильщика составят 15 км. Систематическое поглощение небольших доз никотина, вызывает привычку, пристрастие к курению. Особенно вредно курение для детей и подростков. Ещё неокрепшая нервная и кровеносная системы болезненно реагируют на табак. А если человек в один приём получит значительную дозу никотина, может наступить смерть.
Органы дыхания. Табачный дым поступает в организм курильщика через органы дыхания. Компоненты, находящиеся в табачном дыме, раздражают слизистую оболочку дыхательных путей, вызывая ее воспаление. Появляется мучительный кашель. Голосовые связки, расположенные в дыхательных путях, также воспаляются, в результате голос приобретает грубый тембр, становится хриплым, а затем сиплым.
В легких при курении постепенно скапливаются табачный дым и сажа. Мучительный кашель травмирует ткани легкого, снижается их эластичность, накапливается слизь, происходит вздутие легких, значительно ослабевает дыхание.
Нервная система. При курении возникают изменения в нервной системе, обусловленные, прежде всего действием никотина. Никотин вызывает сильное возбуждение клеток коры головного мозга, но через некоторое время эти клетки, устав, затормаживаются, снижают свою деятельность.
Кроме того, углекислый газ, соединяясь с гемоглобином, лишает его возможности усваивать кислород и снабжать им органы и ткани. Нарушается питание головного мозга, следствием чего является ухудшение памяти, внимания, рост утомляемости, снижение общей эффективности работы. Появляется повышенная утомляемость глаз, ухудшается слух, снижается скорость чтения, увеличивается число совершаемых ошибок.
Сердце. Воздействие табачных веществ на сердце сложно и многообразно: учащается пульс, повышается кровяное давление, увеличивается нагрузка на сердце, нарушается питание сердечной мышцы, что приводит к возникновению тяжелых заболеваний сердца. Компоненты табачного дыма поражают сосуды, поэтому у курильщиков появляются головная боль, отеки и боль в нижних конечностях, ощущение тяжести при ходьбе.
Органы пищеварения. Табачный дым, воздействуя на органы пищеварения, вызывает раздражение слизистой оболочки полости рта. В результате этого появляется кровоточивость десен, эмаль (защитный покров зубов) трескается, открывая доступ к проникновению микробов в полость рта. Меняется цвет зубов. Губы сохнут, на них появляются трещины. Вредные вещества табачного дыма, растворяясь в слюне, попадают в желудок и вызывают раздражение слизистой оболочки. Развиваются гастрит, язвенная болезнь. Увеличивается вероятность возникновения раковых заболеваний.
Курильщики наносят вред не только своему здоровью, но и здоровью окружающих. Загрязненный табачным дымом воздух может вызывать у некурящих головную боль, тошноту, повышенную утомляемость, способствовать обострению и развитию новых заболеваний.
По сравнению с взрослыми организм ребенка не имеет достаточно устойчивых и сильных восстановительных механизмов. От действия табачных веществ его организм менее защищен. Курящие школьники отстают в физическом и умственном развитии.
Отрицательное действие табачных веществ на организм ребенка более выражено еще и потому, что курящие дети сами ставят себя в более худшие условия, чем взрослые: экономят на еде, чтобы купить сигареты — обычно дешевые — с большим содержанием никотина, курят натощак. Курение несколькими подростками одной сигареты или докуривание окурков способствует возникновению инфекционных заболеваний. Так же весьма типичная школьная привычка – «докурить бычок». А в последней трети папиросы или сигареты как раз и концентрируются самые вредные смолы, самые вредные продукты перегонки табака.
Начав курить, молодой человек довольно быстро привыкает к курению, которое становится потребностью. Возникает непреодолимая тяга к курению. В школе на перемене курильщик спешит в туалет или в укромный уголок школьного двора. Нужно подчеркнуть, что такое курение «на скорую руку» (как бы кто не увидел, как бы не опоздать на урок и т.п.) особенно вредно. Ведь подряд делается несколько глубоких затяжек. Начинающие курильщики знают, как сразу после глубоких и частых затяжек приходит чувство тяжести в голове, а то и тошнота, головокружение, в висках стучит, иногда появляется общая слабость.
1.3. Почему подростки начинают курить?
Множество ошибок совершает человек на пути к взрослой жизни. Одна из самых глупых и опасных - добровольное приобретение никотиновой зависимости. Причин, чтобы попробовать и затем начать курить, огромное количество, чтобы бросить - только одна - забота о своем здоровье и здоровье своих детей.
При огромном стремлении к независимости, подростки крайне подвержены постороннему влиянию. Любопытство, стремление выглядеть старше. Но ведь всем известно, что сигарета во рту не делает подростка взрослее, а только портит его здоровье. Поводом закурить может послужить чувство противоречия, желание идти наперекор общественному мнению и советам родителей, недостаток сильных эмоций, новых впечатлений, просто скука тоже вызывают желание попробовать что-то запретное и опасное.
В 13-15 лет подростки «перерастают» жизнь, замкнутую на семье, им теперь интереснее общаться с ровесниками. Если в компании, в которую попадает подросток «модно» курить, он тоже закурит, ведь в этом возрасте ему важно быть похожим на всех в выбранной им группе. В «группу риска» могут попасть дети, как из неблагополучных семей, так и дети из благополучных семей, но предоставленные сами себе. Никто не контролирует, с кем они общаются в школе, на что тратят свободное время и карманные деньги. Вот они и начинают курить за компанию. А так как подросток еще ни на чем не обжигался, ему не страшно экспериментировать на себе, пробовать любые опасные вещи.
Независимо от характера причин, толкнувших на курение, оно, как правило, повторяется. Желание покурить, вдохнуть аромат табачного дыма и затянуться приходит незаметно, но, к сожалению, становится все более сильным. Со временем курение превращается в привычку.
Очень быстро вырабатывается своеобразный рефлекс курения, когда вид красиво оформленной пачки сигарет, запах ароматного дыма и другие атрибуты курения делают молодого парня или девушку заядлым курильщиком.
Мотивы для начала курения могут быть вполне определенными. Желание впечатлить девушку, быть своим в компании сверстников. Или такая ироническая реплика: «Он не курит, ему мама не разрешает!». Действительно, дымящий сигаретой подросток чувствует себя настоящим мужчиной, взрослым. Но взрослость проявляется, как известно, совсем не в этом. Наоборот, слабость характера, мягкотелость, неумение отстоять свое Я, т.е. незрелость, инфантильность приводят к тому, что подросток (даже если он убежден во вреде курения, испытывает отвращение к сигарете) слепо копирует других.
Другой мотив: желание подражать уважаемому человеку, отцу, популярной кинозвезде, мужественному ковбою из рекламы сигарет и др.
Встречается и такой странный мотив, как желание досадить. Обиделся на маму, учителя: «Ах, вы так! Ну, тогда я курить буду. Вам же будет хуже!» Логика прямо трехлетнего невоспитанного ребенка.
Если причинами начала курения у юношей являются стремление подражать взрослым, отождествления курения с представлениями о самостоятельности, силе, мужественности, то у девушек начало курения часто связано с кокетством, стремлением к оригинальности, желанием нравиться юношам. Но есть еще один важный фактор, обуславливающий привычку к курению — привыкание к никотину. Составные части табачного дыма всасываются в кровь и разносятся ею по организму. Через 2-3 минуты после вдыхания дыма никотин уже проникает внутрь клеток головного мозга и ненадолго повышает их активность. Происходящее параллельно с этим кратковременное расширение сосудов мозга и рефлекторное воздействие аммиака на нервные окончания дыхательных путей субъективно воспринимаются курильщиком как освежающий приток сил или своеобразное чувство успокоения.
Однако спустя некоторое время чувство прилива энергии и приподнятости исчезает. Чтобы вновь почувствовать состояние приподнятости, курящий спустя некоторое время опять тянется за сигаретой, невзирая на оставшуюся после курения горечь во рту, обильное слюноотделение и неприятный запах.
Курящие ученики более нервны, рассеянны, чаще не успевают в учебе. Особенно это заметно среди школьников 11–18 лет, так как чем раньше начинает курить ребенок, тем его организм оказывается для табачных веществ более ранимым, а наносимый курением ущерб более выраженным, в особенности для организма девочки, будущей матери.
Таким образом, если составить портрет курильщика с длительным стажем, то он будет выглядеть следующим образом. Цвет кожи приобретает землистый оттенок, зубы темнеют, появляется постоянный запах изо рта, голос становится осипшим, работоспособность снижается, ослабевают внимание, слух и зрение. Появляются кашель, одышка, снижается аппетит. Часто возникают различные заболевания, приводящие к ослаблению защитных сил организма. Такой человек не способен в полной мере реализовать свои планы. Он становится зависимым от процесса курения, так как его организм уже не может обходиться без определенной дозы никотина.
Причин начала курения огромное множество и не всегда ребенок может корректно и сознательно ответить на вопрос от чего начал курить.
Глава 2
2.1. Социологическое исследование
Мне было интересно узнать о взглядах моих сверстников на эту проблему. С этой целью я провел анкетирование обучающихся 5-9 классов (50 человек).
Результаты анкетирования:
1. Половина (49%) обучающихся с 5 по 9 классы пробовали курить, 59% из них впервые попробовали в период с 10 по 14 лет, 29% еще раньше и только 12% попробовали в 15 лет.
Результаты подтверждают статистику, которая говорит, что большинство школьников начинают курить в возрасте 10-14 лет
2. Несмотря на то, что пробовали курить почти 50% опрошенных школьников, в настоящее время курят только 27%, из них 20% ежедневно.
Все же результат неутешительный ведь 27% это много, а если учесть, что это дети, то проблема кажется огромной.
3. Родители должны быть примером для своих детей. Их слова и поведение должно вдохновлять ребёнка стремиться к хорошей жизни. Каковы шансы ребёнка вырасти некурящим, если ежедневно его родители пренебрегают своим здоровьем. В большинстве таких случаев, подросток проявляет именно те качества, которые он видел у своих родителей. И это совсем не странно. В нашем опросе оказалось, что более половины родителей опрошенных детей курят.
4. В отношении школьников к курящим прослеживается общая тенденция нейтральной (мне все равно 64%) эмоциональной оценки, но в, то, же время большинство уверено, что курение вредит не только курящим, но и обществу.
5. Причин начала курения огромное множество и не всегда ребенок может корректно и сознательно ответить на вопрос от чего начал курить. Большинство опрошенных (46%) считают, что подростки начинают курить, что бы выглядеть крутым и таким образом походить на взрослых, 38% ребят считают, что так можно расслабиться и забыться.
6. 76% опрошенных считают, что информации о вреде курения достаточно. Школьники хоть и знают что курение опасно, все, же мало осознают опасность, которая грозит здоровью. Так 27% считают, что выкуривание от 3 до 5 сигарет в день не навредит здоровью, 16% вообще считают, что 10-12 штук в день это норма.
Анализируя ответы обучающихся своей школы я пришел к выводу: основная причина начала курения - стремление выглядеть старше. Подростки считают, что будут походить на взрослых и самостоятельных людей, уйдут от проблем, которые вероятно сами собой решаться. И, несмотря на то, что большинство школьников знают о вреде курения, считают, что ничего страшного со здоровьем не произойдет.
Таким образом, я считаю, что большинство ребят все же не в полной мере владеют информацией о вреде курения, поэтому неправильно представляют себе последствия выкуренной сигареты, особенно в период взросления.
Своевременное и правильное предоставление необходимой информации является основной профилактической мерой в борьбе с курением в школьном возрасте.
2.2. Профилактика курения в подростковой среде.
Вред курения для подростка очевиден, но печально то, что, даже зная о последствиях, школьники продолжают курить. К сожалению, далеко не всегда подростки осознают все последствия никотиновой зависимости или считают, курени безобидное явление- это одно из самых серьёзных заблуждений.
В школе молодые люди проводят значительную часть своей юной жизни. Также сверстники постоянно общаются и во внеурочное время. Школьная администрация обязана организовывать ряд комплексных профилактических мер, направленных на борьбу с подростковым курением. Сюда включаются такие мероприятия, как:
С нездоровыми и опасными привычками подростки часто знакомятся по причине отсутствия иных увлечений. Вина в данном случае целиком ложится на родительские плечи. Ведь если в семье культивируется любовь к спорту, грамотному питанию, риск заняться чем-то разрушающим здоровье, у подростка невелик.
Поэтому чрезвычайно важно, чтобы у ребенка еще в раннем школьном возрасте появилось какое-нибудь спортивное увлечение, интересные занятия в кружках, секциях, клубах. Тогда мысли о нездоровых привычках и искушение попробовать сигарету уйдут на далекий задний план.
Заключение
Проделанная исследовательская работа о влиянии курения подтверждает факт отрицательного действия на здоровье и функциональную работоспособность подростка. Вредные привычки живут там, где скука.
Одной из основных задач оздоровления подростков является активная систематическая профилактическая работа по борьбе с курением. Искоренение причин табакокурения среди подростков может быть достигнуто только при коренном оздоровлении общества (экономическом, социальном, духовном), гарантирующем защиту прав и интересов детей и подростков, выбирающих здоровый образ жизни, и в таком изменении системы воспитания, которое обеспечивало бы оптимальные условия саморазвития личности, давало подростку право выбора, ориентированного на общечеловеческие ценности. Вот поэтому надо как можно больше и настойчивее, аргументировано и доказательно рассказывать, о вреде курения, о его поистине пагубном воздействии на организм человека.
Необходимо научить подростков оставаться самими собой, несмотря ни на какие перемены окружающей действительности, важно иметь свое собственное мнение и уметь, если понадобиться, сказать «НЕТ».
Я в свою очередь разработал буклет о влиянии курения на организм человека, а так же стенгазету о влиянии положительного примера в жизни подростка. Моя наглядная агитация должна помочь ребятам сориентироваться в такой неоднозначной проблеме и сделать правильный выбор.
Список использованной литературы:
Влияние курения на организм:
1. снижение способности к запоминанию информации и её восприятию;
2. ухудшение остроты зрения;
3. замедление реакций в движениях;
4. снижение мышечной силы;
5. истощение нервных клеток, что приводит к преждевременной усталости, снижению мозговых способностей в решении логических задач;
6. активизация щитовидки, что сопровождается учащением пульса, повышением температуры, появлением жажды, раздражительности, нарушениями сна;
7. воздействие на кожные покровы (угри, изменением оттенка кожи);
8. стремительное изнашивание сердечной мышцы;
9. развитие рака легких (что неразрывно связано с началом курения до 20 лет);
10. нарушение режима труда и отдыха в связи с регулярно возникающим желанием выкурить сигарету;
11. частые головные боли, раздражительность;
12. задержкой роста.
Факты и Статистика
Заблуждения
! Фильтр сигареты может выглядеть, как белый хлопок, но изготовлен синтетики и разлагается 2-10 лет и наполняет почву токсичными веществами от табачного дыма.
! Ментол угнетающе действует на сердечную мышцу. Поэтому сигареты с ментолом приносят вреда организму намного больше, чем обычные;
! Считается, что жевательная резинка снижает тягу к сигаретам. На самом деле мятная резинка усиливает желание закурить;
! Сигареты с пониженным содержанием никотина приносят больше вреда, чем обычные
Что дает отказ от курения
Табак-
единственный легальный потребительский продукт, который убивает половину своих постоянных потребителей
Анекдот
Петя выкуривал 20 сигарет в день,
а Коля выкуривает 15 сигарет в день.
Вопрос:
не настораживает ли Колю то,
что о Пете
упоминается в прошедшем времени?
Итоговый индивидуальный проект «Подросток и курение»
ученика 9 класса
Михайловского Дмитрия
Вся правда
о вреде курения
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Анкетирование «Об отношении к курению»
1. Пробовали ли Вы курить?
А) Да
Б) Нет
2. Курите ли Вы в настоящее время?
А) Да
Б) Нет
В) Иногда
3. Если да, то, во сколько попробовали курить в первый раз?
Б) 10-14
В) 15-17
4. Курят ли ваши родители (мать или отец)?
А) Да
Б) Нет
5. Как Вы относитесь к курящим людям?
А) Отрицательно
Б) Положительно
В) Мне все равно
6.Вредит ли курение обществу в целом?
А) Да
Б) Нет
В) Не знаю
7. Почему курят подростки?
А) Чтобы забыть о проблемах и расслабится.
Б) Чтобы выглядеть крутым и взрослым.
В) Другое
8. Как Вы считаете, помогает ли курение отвлечься от проблем?
А) Да
Б) Нет
В) Не знаю
9. Сколько сигарет можно выкурить в день, и это не будет опасным для здоровья?
А) 0
Б) 3-5
В) 10-12
10. Достаточно ли информации о вреде курения?
А) Да
Б) Нет
Осенняя паутина
Разлука
Рисуем кактусы акварелью
Лавовая лампа
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды