Иконописец Дионисий.
Вложение | Размер |
---|---|
Иконописец Дионисий. | 19.16 КБ |
Презентация.Иконописец Дионисий. | 809.35 КБ |
Иконописец Дионисий.
Дионисий – русский иконописец, последователь школы Андрея Рублёва и самый талантливый его ученик, живший в XV веке. Родился в семье знатного мирянина, в 1430-1440 гг.
Дионисий писал храмовые росписи - «фрески» и традиционные для русского искусства лики святых для храмовых иконостасов - «иконы». Согласно древнерусским летописям известно, что Дионисий работал много, получал заказы от монастырей, князей древнерусских княжеств от Владимира, Ростова, Углича и Московского царя Ивана III Васильевича.
В настоящее время в Успенском соборе Московского кремля сохранились фрески Дионисия XV века: «Поклонение волхвов», «Похвала Богородице», «Семь спящих отроков эфесских», «Сорок севастийских мучеников», несколько сцен из жизни святого апостола Петра и фигуры «преподобных святых мучеников» на пред алтарной стене собора. Одна из сохранившихся двадцати фресок – «Алексей человек божий» изображает святого преподобного Алексия с золотым нимбом над головой, в подпоясанной рубахе со скрещёнными на груди руками. Образ человека божьего Алексия позволяет видеть в авторе самого Дионисия. Для фресковой живописи Дионисия характерна удлинённость пропорций изображаемых святых, мягкость их движений. Очаровывает зрителей колористическая гармония образа святых прозрачность и нежность полутонов красок фресок, напоминающих акварель.
Из икон работы Дионисия в иконостасе Успенского собора Московского кремля сохранились две больших иконы митрополитов: «митрополит Алексий с житием» и «митрополит Пётр с житием». На святителе митрополите Петре, был митрополитом 1308-1326 гг. изображено парадное парчовое одеяние «саккос», украшенный жемчугом и драгоценными камнями. Икона «Митрополит Московский Пётр» работы Дионисия имеет клейма по периметру иконы, с сюжетами из жизни первосвятителя Русской православной церкви: о его учёбе, жизни в монастыре и посвящению в степени церковной иерархии до сана митрополита и участии в строительстве Успенского собора Кремля. Особенностью колористического новаторства Дионисия в написании икон митрополитов Алексея и Петра является «усиление цветом», одного оттенка, т.е. наложение одного оттенка красного слоя поверх другого. Таким образом, форма строится плоскостями, усиливая эти способом впечатление от созданного образа митрополита Петра и митрополита Алексея в их больших житийных иконах из Успенского собора.
Кроме житийных икон одной из лучших икон Дионисия является икона Апокалипсиса из Успенского собора Московского Кремля. Создание иконы было связано с ожидаемым в 1492 году концом мира. Полное название иконы: «Апокалипсис или откровение Иоанна Богослова, видение конца мира и страшного суда». Изображены многоярусные композиции: толпы верующих людей в красивых одеждах, охваченных единой силой молитвы, склонённых перед агнцем. Вокруг молящихся разворачиваются величественные картины Апокалипсиса: за стенами белокаменных городов полупрозрачные фигуры ангелов, контрастируют с чёрными фигурами демонов. Несмотря на сложность, многофигурность, многолюдность и многоярусность композиции, икона Дионисия «Апокалипсис» изящна, легка и очень красива по колористическому решению, как традиционная иконопись Московской школы от времён Андрея Рублёва.
В Иосифо-Волоколамском монастыре, он работал над иконами для соборной церкви Успения Богоматери со своими сыновьями живописцами Владимиром и Феодосием. Втроём работа спорилась, было создано 90 икон. В летописи эти работы названы «вельми прекрасными».
К этому же времени относится икона Дионисия «Богоматерь Одигитрия» из Вознесенского монастыря в Московском кремле. Икона была написана Дионисием на старой доске от греческой иконы, «привезённой из Константинополя архиепископом Дионисием Суздальским в 1381 году. Судя по летописному сообщению, пострадавший в пожар 1482 г. образ «Одигитрии» был точным списком чудотворно константинопольской «Одигитрии». Дионисий повторил попорченное изображение, видимо, сохранив его иконографию и композицию. Поясной образ Богоматери с младенцем на её левой руке исполнен на большой доске, по своим пропорциям приближающейся к квадрату, с широкими полями, предназначенными для оклада. Изображение матери и младенца фронтальные, лик Марии слегка повёрнут вправо. В верхних углах иконы полуфигуры архангелов Михаила (слева) и Гавриила (справа). Возле изображений архангелов надписи с их именами. Слева над плечом Богоматери надпись с названием образа «Одигитрия». Левой рукой Младенец Христос держит свиток, упирающийся в колено. Именно эти иконографические особенности отличали чудотворную константинопольскую «Одигитрию», погибшую в 1453 году от других чтимых Богородичных образов». В настоящее время икона находится в музеях Московского кремля.
Все исследователи творчества Дионисия отмечают особую светонсность и сияющую чистоту красок этого иконописца. Дионисий по праву считается непревзойдённым мастером цвета. Чистота и особая прозрачность, т.н. светоностность красок присуща росписям Дионисия. Особенно это очевидно во фресках Ферапонтова монастыря на севере России. В историю древнерусского искусства Дионисий вошёл как непревзойдённый мастер, создавший знаменитые росписи Ферапонтова монастыря на Белоозере, Вологодского края, куда приезжают люди со всего мира посмотреть на чудо.
Так, уже конце своей жизни уезжает с сыновьями на север, в Белозерье в глухой Ферапонтов монастырь, чтобы сотворить «во славу Господа» одно из лучших своих творений. На 24-й сессии Комитета по всемирному наследию ЮНЕСКО в конце 2000 года ансамбль Ферапонтова монастыря с росписями Дионисия был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Стенопись этого собора грандиозна, – 600 кв. метров, которые были расписаны за короткий срок. Согласно тексту летописи, сохранившейся на откосе северной двери собора Рождества Богородицы, в Ферапонтово, его расписал: «иконник Дионисий со своими чада» с 6 августа по 8 сентября 1502 года следущего лета. Дионисий как бы чуть приглушает цвет, высветляя палитру, отчего она обретает особую мягкость, сияющую чистоту. Плавность линий придает росписи музыкальность. Кроме величественных стенных росписей из Ферапонтова монастыря сохранилось 17 икон- работы мастера Дионисия с сыновьями, хранятся в разных музеях. После его смерти, многие годы его последователи и ученики украшали храмы в «стиле мастера Дионисия». Предполагается, что умер великий живописец в период между 1502-1508 годами, так как уже в 1508 году живописную артель возглавил его старший сын Владимир. О втором сыне известно, что «живописец Феодосий, сын Дионисия», украшал «Книгу пророков» 1497 года и знаменитое «Евангелие 1507 года
Слайд 1
Иконописец Дионисий Презентацию подготовила Кораблева Алиса Ученица 7 «м» класса Средней школы № 15 г.Каменск-УральскийСлайд 2
Иконописец Дионисий
Слайд 3
«Похвала Богородице»
Слайд 4
«Поклонение волхвов»
Слайд 5
«Семь спящих отроков эфесских »
Слайд 6
«Сорок севастийских мучеников»
Слайд 7
«Алексей человек божий»
Слайд 8
«митрополит Алексий с житием»
Слайд 9
«Митрополит Московский Пётр»
Слайд 10
«Апокалипсис или откровение Иоанна Богослова, видение конца мира и страшного суда»
Слайд 11
«Богоматерь Одигитрия »
Слайд 12
Спасибо за внимание
3 загадки Солнечной системы
Рисуем белые грибы пастелью
Пчёлы и муха
Лягушка-путешественница
Машенька - ветреные косы