Эта работа описывает проживание наших народов в Донском крае
Вложение | Размер |
---|---|
moya_malaya_rodina_istoriya_i_sovremennost_3_klass_astapenko_polina.docx | 261.89 КБ |
Муниципальное образование «Родионово-Несветайский район»
с. Плато-Ивановка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Родионово-Несветайского района
«Платово-Ивановская основная общеобразовательная школа»
(МБОУ «Платово-Ивановская ООШ»)
МОЯ МАЛАЯ РОДИНА:
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ.
«Мы разные, мы вместе».
Автор работы:
ученица 3 класса
Астапенко Полина
Руководитель: учитель - Мамаева Л. С.
с. Плато - Ивановка
2019 г.
Введение
Очень часто мы бываем в разных городах, наблюдаем за разными людьми, видим какие они разные....
А в сентябре, повстречавшись с друзьями, с одноклассниками мы ещё очень долго делились своими впечатлениями. Но и задавались вопросом: « А кто мы…?» Ведь Россия такая большая страна и в ней проживает огромное количество народов и народностей!
А чем мы такие особенные?
Эти мысли нам не давали покоя, они и стали целью наших поисков истины- ответа на вопрос.
Для достижения наших целей были определены задачи:
У каждого человека на земле есть самый дорогой сердцу уголок. И где бы он не родился, его всегда будет тянуть именно туда. Чтобы действительно любить и гордится своей Родиной, нужно знать еѐ! Есть хорошие слова известного писателя–географа Ю.К.Ефремова: «Люблю и знаю, знаю и люблю, и тем полней люблю, чем больше знаю…» А что же мы знаем о своей малой Родине? Оказывается она для нас ,пока, «TERRAINCOGNITA», но ставшая для многих народов второй матерью.
13 сентября 2018 года Ростовской области исполнилось 81 год.
Донской край в разные времена назывался по-разному:
Древние греки и римляне называли Танаисом (так как тогда назывался Дон),
Скифией, Сарматией(от названия племен, населявших эти места)
В старину русские люди называли – «Дикое поле», или «Великий луг»
16-17 века – Земля Донских казаков.
С 19 века до Октябрьской революции – Область войска Донского.
После революции – Донская область.
13 сентября 1937 года – Ростовская область.
Размеры территории:
Площадь – 100,8 тыс. км.2. На этой территории могли бы разместиться Бельгия, Нидерланды и Дания вместе взятые.
Протяженность с севера на юг – 475 км., с запада на восток – 455 км.
Общая протяженность границ - 2280 км., что соответствует расстоянию от
г. Ростова на Дону до Мурманска.
На территории области протекает 150 рек, располагается 23 города, 42 сельских района.
Не даром г. Ростов – на – Дону называют « Ворота Кавказа». Ростовская земля согрела своим южным теплом всех, кто пришёл к ней с добром. Мы предположили, что у всех нас есть что-то общее, что объединяет нас в единую этнографическую культуру.Чем больше мы узнаем о своем крае, о своей Донской стороне, тем больше любим и гордимся этим.
Слайд :
- Согласно статистике последней переписи населения на Донской земле большую часть населения представляют коренное православное население - русские. Анализируя исторические данные прошлых лет из истории официальных российских переписей со второй половины 19 века православное население Дона стало рассматриваться как отдельная этническая группа - Казаки. При переписи 1897 года они уже учитывались как отдельное сословие – « Войсковые казаки» и составляли 2,3% всего населения России, 405 от всего населения Области войска Донского.
История Донского казачества
Ни одно более-менее знаковое событие не происходило без участия казаков.
Слайд № 1
Меня очень заинтересовал вопрос, кто же они такие? Кто они - субэтнос, особое военное сословие или люди с определенным состоянием души – оказывается до сих пор спорят ученые. Как и про происхождение казаков и их имени. Есть версия, что казак – это производное от названия потомков касогов или торков и берендеев, черкас или бродников. С другой стороны, многие исследователи склоняются к мысли, что слово «казак» – тюркского происхождения.
Первые казаки разделялись по месту возникновения на украинских и на русских. Первая община русских вольных казаков возникла на Дону.
Сами казаки считают себя древним народом, в незапамятные времена пришедшим на берега Дона и Азовского моря.
Слайд № 2
Нам с родителями ни раз приходилось наблюдать на праздниках , в парках казачий конный патруль… Про казаков не зря говорят, что они рождаются в седле. Их мастерство и умения снискало казакам славу лучшей в мире легкой кавалерии.
История, летописи, песни, танцы - всё рассказывает, что казаки были прирожденными воинами. А иначе на Дону, в окружении жестоких и не знавших пощады кочевников, выжить было нельзя.
Слайд № 3
Оказывается, казака с детства готовили к военной жизни. Я узнала, что буквально с пеленок проводился ритуал – посвящение в воина-казака. Раньше было принято, когда к новорождённому , старались как можно скорее окрестить ребенка в церкви.
А когда у младенца прорезался первый зуб, отец и мать несли его в церковь, заказывали молебен святому мученику Иоанну-воину. Вернувшись из церкви, отец сажал сына на коня и наблюдал: если ребенок хватался за гриву, значит, можно проводить учение дальше и из него получится воин, если заплачет, упадет с коня – быть убитому. На первый взгляд, очень жестоко, на самом деле, это была суровая реальность.
Рождение мальчика у казаков считалось большим счастьем, так как каждый мужчина при рождении получал земельный надел – «пай». При рождении мальчика было принято покупать коня, чтобы они привыкали друг к другуи начиная с двух лет его регулярно сажали на коня, чтобы он привыкал к седлу
Слайд № 4
При рождении девочки, казака кормили « отцовской кашей». Она была и горькой, и солёной, пережженной. Отец должен был съесть её всю не морщась, чтоб дочке в жизни меньше горького досталось. Женщины тем временем купали девочку – « смывали с неё все заботы»
Слайд № 5
Изучая историю казачества, я столкнулась с тем, что прошлое очень тесно переплелось с современными традициями. Например, разговаривая с женщиной , казак должен стоять, а если женщина пожилая – при разговоре должен снять шапку. И до сих пор эта традиция соблюдается в малых городах и поселениях.
В казачьем обществе женщина ассоциировалась с матерью, женой или сестрой. Также и женская честь ассоциировалась с честью жены, дочери или сестры. По чести женщины, по ее поведению измерялось достоинство мужа, брата или отца. В казачьем обществе женщина была очень уважаема, но у мужчин и женщин были разные права. Например, женщине было запрещено присутствовать на казачьем сборе . Даже если ей необходимо было решить важные вопросы, её интересы представлял её отец, брат или , даже, сын, а если у нее не осталось или не было никого, ее интересы мог представлять атаман.
Девушки сироты находились под покровительством Атамана, и он отвечал за них перед Богом и людьми, как будто был их отец.
Женщина-казачка считала для себя за великий грех и позор появиться на людях (обществе) с непокрытой головой, носить мужской тип одежды и стричь волосы. Оказывается, эта традиция бытует у многих народов , как христианского вероисповедования, так и мусульманского.
Слайд № 6
Мое же знакомство с Донским Казачеством произошло уже довольно давно: более трёх лет назад. А все дело в том, что в 2015 году я была принята в Образцово-Хореографический ансамбль народного танца «РОСИНКА». И когда я и моя семья погрузились в эту атмосферу русских народных и казачьих танцев, только тогда возникло ощущение неповторимости казачьей культуры с её танцами, костюмами, обычаями и традициями. Ведь каждый наш танец - это маленькая обыгранная история, произошедшая среди казачек и казаков.
Глубокое чувство патриотизма и гордости за свой Донской край, культуру Донского казачества не покидает меня с тех пор... И я уверена, каждый школьник, решив познакомиться ближе с особенностями культуры казачества нашего родного края, не сможет не влюбиться в него на веки!
И на последок , я бы хотела станцевать для Вас маленький отрывок из казачьего перепляса и передать свою научную эстафету следующему .
История народов, проживающих на Донской земле.
Азербайджанцы.
В детском саду у меня был друг Тимур. Он - азербайджанец. Его предки живут на Дону около пятидесяти лет. Бабушка Тимура рассказывала интересные истории об обычаях азербайджанцев и играла на необычном музыкальном инструменте, который называется тар. Меня заинтересовал этот народ. Таким образом, я поставила себе цель – узнать больше об этом народе, проживающем на Донской земле.
Для достижения поставленной цели я определила задачи:
Я выдвинула гипотезу - между разными народами на Дону существует крепкая дружба.
Вот, что мне удалось найти:
Слайд № 2
Азербайджан – это один из соседей России. Часто азербайджанцы приезжали в нашу страну на заработки, для получения образования и оставались в России навсегда. По данным последней Всероссийской переписи населения 2010 года в Ростовской области их проживает около 18 тысяч человек.
Слайд № 3
Когда я искала информацию о национальных костюмах, я выяснила, что особенностью женского национального костюма является их яркая расцветка. Женский национальный костюм состоит из рубахи, рукава которой расширяются к низу, короткого кафтанчика (архалука), шальваров и длинной пышной юбки. Все эти вещи расшиты и украшены различными узорами – золотыми нитками, бисером, кружевом, тесьмой, драгоценными монетами. На голове молодых девушек шапочка наподобие тюбетейки, которая украшена бисером. Замужние женщины завязывают несколько платков на голову. Обувь - туфли без задней части, с острым носом и небольшим каблуком.
Слайд № 4
Свадебное платье невеста шьет красного цвета. Для азербайджанцев красный цвет является символом благополучия и счастья. Само слово «азер» переводится как огонь.
Слайд № 5
Главной частью мужского костюма является черкеска. На груди черкески специальные карманы – газырницы. В них вставлялись трубочки-газырки, в которых было пороха ровно на один выстрел, или складывались пули. Обязательно был пояс, на который подвешивалось холодное оружие. На голове мужчины папаха из овчины.
Слайд № 6, 7
Национальная кухня очень разнообразна. Часто готовят блюда из риса. Я очень люблю плов, а в азербайджанской кухне, оказывается, примерно 50 видов плова. Всем известны мясные блюда (долма, люля-кебаб и др.), различная сладкая выпечка, пирожки с мясом или зеленью. Хлеб пекут в специальной печи – тендире.
Слайд № 8
Большую роль играют мусульманские обряды и праздники (ураза-байрам, новогодний праздник новруз-байрам, поклонение огню, камням, деревьям, воде).
Слайд № 9, 10
У азербайджанцев развито музыкальное народное творчество. Известно много национальных азербайджанских музыкальных инструментов тар, саз, зурна, бубен, кеманча, тутэк и др. Много народных песен и сказок.
Слайд № 11
23 мая 2005 года была создана Ростовская региональная азербайджанская национально-культурная автономия для сохранения культуры, обычаев и традиций азербайджанского народа.
В 2008 г. ими была издана книга «Сказки, мифы и легенды народов Дона» на русском и азербайджанском языках. В этой книге собраны сказки 18-ти народов, проживающих на Донской земле. Издана книга в количестве 100 экземпляров, с красивыми большими иллюстрациями ко всем сказкам.
Основная мысль сказок – не существует плохих и хороших народов. Хорошие и плохие люди есть у любой нации. Все народы равны.
Своим исследованием я подтвердил выдвинутую гипотезу. Результат моего исследования показал следующее:
Армяне
Слайд № 1
Я хотела бы рассказать о такой народности,как АРМЯНЕ. Армяне-это древний народ, говорящий на армянском языке. Целью моего доклада является изучение жизни народов Армении в Ростовской области(их быта,культуры).Я считаю это актуальной задачей, так как армяне-это вторая по величине этническая группа Ростовской области. И мне не безразлична история народа, проживающего вместе со мной на Донской земле.
На Дон армяне прибыли в 1780г, основав город Нахичевань и пять сел: Чалтырь, Крым, Большие Салы, Султан-Салы и Несветай . Уже более двух столетий проживают на Дону армяне . В Ростове-на-Дону существует культурное общество «Нор-Нахичеван», которое занимается возрождением культуры, традиций донских армян.
Слайд № 2
Донские армяне исповедуют в основном христанство. В Ростове-на-Дону есть армянская церковь Сурб Хач.
Я предполагаю, что вследствии многовековой национально-освободительной борьбы, у армян сформировались такие качества, как постоянство в дружбе и готовность прийти на помощь, и, нельзя не отметить, их особую любовь к Родине.
Слайд № 3
Армянский народ богат национальными традициями. Среди армянских традиций главными можно выделить свадебные обычаи. Свадьба у армян -это очень большой праздник. Её церемония включает сговор, обручение и само свадебное торжество. Гостей на армянской свадьбе много.
Слайд № 4
В армянских семьях много детей. Рождение ребенка – счастье. Этому событию всегда радовались. Особенно радовались рождению сына. В дни церковных праздников перед домом, где родился младенец, играла музыка, а дом украшали зелеными ветвями – символ продолжения рода. Ребенка не показывают никому, кроме близких, в течение 40 дней после рождения.
Слайд № 5
Основу традиционного мужского и женского армянского костюма составляют рубашка с низким воротом и широкие шаровары. Поверх рубашки носили архалух (тип длинного сюртука). Поверх надевались различные типы верхней одежды типа чухи,подпоясывались либо поясом, либо длинным шарфом. Женщины носили расшитый передник. Головными уборами у мужчин служили меховые и тканые шапки, у женщин — накидки, дополняемые ободком с различными украшениями, обувь — поршни, туфли на невысоком каблуке с загнутым носком или сапожки из мягкой кожи.
Слайд № 6
Армяне едят много мяса,поэтому любимым блюдом является хоровац. Это армянский шашлык. Его жарят на дровах или в тандыре, отсюда и особый аромат хороваца. Его подают с жаренными на гриле овощами.
Многие слышали за лаваш. Это традиционный тонкий хлеб, готовится в тандыре
5.В Ростове-на-Дону армяне составляют 2,6 % населения. Также только донские армяне расположились рядом сдруг другом в Мясниковском районе и составили 56 % населения
Слайд № 7
Донские армяне подарили миру гениального художника Мартироса Сарьяна. Классика армянской литературы, поэта, РафаэлаПатканяна и многих других.
Изучая жизнь донских армянвыяснилось, что они говорят на уникальном самобытном языке, сильно отличающимся от литературного армянского. Также у них сохраняются самобытная культура и традиции, включающие в себя, как традиции Древней Армении, так и культуру и традиции народов Донского регионаможно сделать вывод, что Армяне на Дону обрели вторую родину и вносят свой вклад в атмосферу дружбы и братства многонационального Донского края.
Грузинская диаспора
Слайд № 1
История происхождения моего народа- народа Грузии складывалась, как мозаика из множества источников. Это археологические раскопки, кропотливое изучение летописей, языковые и генетические исследования. Мои древние предки грузин были коренными жителями Кавказа. Основа этого народа — местные карвельские племена, постепенно объединявшиеся, укрупнявшиеся, частично дополняющиеся пришлыми народами.
На протяжении многих веков грузины занимались сельским хозяйством и скотоводством, производством чая. Традиционное занятие грузин также включало виноградарство, виноделие, дополнительными отраслями были охота, рыболовство, пчеловодство, шелководство, сбор диких плодов и трав.
Слайд № 2
И вмоей и других грузинских семьях гостей встречают и провожают с особым почетом, относятся к ним внимательно, ничего не жалеют. По достоинству грузинское гостеприимство может оценить только тот, кто побывал в этой стране. Оно вместе с гордостью впитывается каждым грузином с молоком матери. Каждый грузин уважает гостя — он для него дорог, как близкий родственник.
Моя бабушка мне рассказывала, что по древней традиции гость должен был перед входом в дом отдать свое оружие старшему в доме или хозяину. Этим он как бы говорил, что пришел с благими намерениями, внушал доверие, настраивал на мир и дружбу.
Во время застолья у нас все соблюдают порядок и этику. Для этого выбитают главу застолья – тамаду, он руководит ходом событий. Обычно,если хозяин дома пригласил гостей, то тамадой бывает либо он сам, либо кто-либо из приглашенных гостей – уважаемый достойный человек с большим весом в обществе. Тамада следит за тем, чтоб никто не был обижен.
Слайд № 3
Вы, наверное, слышали такое расхожее выражение «Алаверды»?
Во время пиршества или застолья тамада вправе передать речь гостю, и каждый должен быть готов продолжить ее. А эта фраза предупреждает будущего оратора об этом.
Как выяснилось из информационных источников слово произошло от арабского (дословный перевод «Бог дал»).
У многих народов сейчас застолье сопровождается «алаверды».Эта традиция, как происходит со времен, когда правил князь Чолокашвили. Оказывается, он после просьбы о помощи у ксанского эмира получил ответ - «алавердс». Эмир этим ответом обещал послать помощь к празднику, который называется «Алавердоба».
В нашей семье с особым трепетом ждут Рождественнские праздники.
От своих многочисленных родственников я узнала,что одной из наиболее популярных традиций на Рождество можно выделить «Алило».
Перед праздником певцы-монахи ходят по домам. Они поют и собирают для бедных и неимущих пожертвования. Эта традиция зародилась несколько столетий назад и сейчас певцы несут с собой корзины. Люди же отдают им одежду и еду.
Проведя сравнительный анализ традиций знакомых мне славянских и мусульманских культур , выяснилось, что граждане различных вероисповеданий помогают бедным.
Слайд № 4
В нашей большой семье праздники не обходятся без традиционных грузинских песен и танцев. Это незабываемое зрелище, в котором участвует не только тело, но и сама душа!
В Грузии много танцев — от медленных и грациозных, до зажигательных. У каждой местности не только свои танцы, но и одежда. Она отличается неповторимой красотой.
И я как представитель этой национальности на Донской земле хотела бы поделиться с Вами своим солнечным настроением и передать частичку грузинского радушия
( исполняет отрывок грузинского танца)
Слайд № 5
- И в заключении своего выступления приведу немного цифр и имён…
На Дону проживает11.000 грузин, в грузинской диаспоре состоит около 1300 человек, один из них депутат Законодательного Собрания, Ректор ДГТУ, профессор, доктор технических наук Бесарион Чохоевич Месхи. А Россию прославили такие знаменитые люди, как:
Зураб Церетели
Знаменитый 82-летний российский скульптор, живописец и педагог. Его скульптуры украшают многие страны и города мира. Он — президент Российской академии художеств, а также лауреат всевозможных премий и званий.
Николай Цискаридзе
Николай Цискаридзе бесспорно является одним из самых известных и талантливых артистов балета современности. Сегодня Цискаридзе — дважды лауреат Государственной премии России, трижды лауреат театральной премии "Золотая маска", член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, а также ректор Академии русского балета имени Вагановой в Санкт-Петербурге.
Братья Валерий и Константин Меладзе
Звезды современной российской эстрады и настоящие двигатели шоубизнеса. Уроженцы Батуми. Валерий Меладзе– успешный поп-певец, КонтантинМеладзе – один из лучших композиторов страны.
Тамара Гвердцители
Исполняет песни на более чем десяти языках: грузинском, русском, французском, итальянском, испанском, английском, иврите, украинском, армянском, немецком и др. Талант Тамары Михайловны безграничен – артистка поет в операх и мюзиклах, снимается в кино, а также участвует в различных музыкально-развлекательных проектах на телевидении.
- Я горжусь своим народом и его вкладом в развитие России и земли Ростовской.
Вывод:
В процессе нашего исследования выяснилось, что численность и разновидность населения Донского края увеличилось и изменилось. В наши дни В Ростовской области , с начала 90-х годов прошлого века на территорию Южного федерального округа прибыло 450 тысяч человек беженцев и переселенцев из республик Северного Кавказа, государств Закавказья и Средней Азии. В 2012 году в Ростовской области увеличилось число смешанных (национальных и религиозных) браков. И уже сейчас многие представители нашего молодого поколения затрудняются отнести себя к конкретной национальности . С одной стороны это положительный факт, но с другой…? И этот вопрос стал следующим этапом наших наблюдений, исследований и изысканий.
В заключение нашего исследования, хотелось бы отметить .
Ростовская область – это край неограниченных возможностей и богатейших традиций, трудолюбивых и гостеприимных людей, представляющих более 100 национальностей, из века в век живущих в мире и согласии. А ежегодный фестиваль, проводимый в рамках празднования « Дня города» - « Дон многонациональный» яркое тому подтверждение.
В этом году в фестивале приняли участие представители более 20 национальных диаспор.
Побывав и выступая, со своими ансамблями на этом празднике мы воочиюубедились и поняли, какие крепкие отношения связывают людей разных национальностей, ведь для всех нас Донская земля стала родным домом. Мы выяснили - нас объединяет общая территория, история, культура, дружба, крепкие семейные узы и традиции передаваемые нам Вами от наших предков.
Мы такие разные и мы ВМЕСТЕ!
Информационные источники
Источники используемой информации « История казачество на Донской земле:
3. Астапенко, М. П. История Дона и донского казачества [Текст]: [учеб.пособ. для 5-6 кл. общеобразоват. зав.] / М. П. Астапенко, Е. М. Астапенко. – Ростов н/Д: БАРО-ПРЕСС, 2005. – 304 с.
4. Астапенко, М. П. Донские казаки. 1550-1920 [Текст]: [учеб..] / М. П. Астапенко. – Ростов н/Д: Логос, 1992. – 144 с.
Информационные источники к докладу «Азербайджанская Донская диаспора»:
Информационные источники к докладу «Донские армяне»
Лиса-охотница
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Сладость для сердца
Сказка "Узнай-зеркала"
Зимовье зверей