Исследование почвы пришкольного участка доступными методами на ступени основной школы (6 класс)
Вложение | Размер |
---|---|
проект по исследованию почвы на пришкольном участке доступными методами | 453.63 КБ |
Акбердеева ЭльвинаЗакировна
Филиал МАОУ «Нижнетавдинская СОШ»-«СОШ с.Киндер» село Киндер.
Экологическое исследование почвы на пришкольном участке села Киндер
В настоящее время истощение и загрязнение почв происходит быстрыми темпами. В наибольшей степени, это касается земель находящихся в сельскохозяйственном обороте. Чтобы найти причину истощения, нужно знать характеристику почвы и своевременно и грамотно проводить мероприятия, направленные на предупреждение истощения почвы и повышения ее плодородия.
Цель исследования: изучить экологическое состояние почв, взятых с различных участков территории филиала МАОУ «Нижнетавдинская СОШ» - «СОШ с.Киндер».
Гипотеза: если изучить свойства почвы, то можно будет составить план по улучшению состояния почвы, так как рост и урожайность растений напрямую зависит от плодородия почвы.
Место исследования: школьная лаборатория
Объект исследования: образцы почв, взятых с различных участков филиала МАОУ «Нижнетавдинская СОШ»-«СОШ с.Киндер»: участок №1-робатка у главного входа в школу, участок №2 – овощной отдел пришкольного участка, участок №3- клумба у запасного выхода.
Анализ литературных и информационных источников:
Согласно изученным источникам информации почвы Нижнетавдинского района в основном благоприятны для возделывания сельскохозяйственных культур. Наиболее распространенными типами почв являются серые лесные, луговые и лугово-болотные, торфянистые, болотно-низинные, черноземные и другие почвы. Все лесные почвы характеризуются относительно небольшим содержанием гумуса и большой отзывчивостью на внесение минеральных и органических удобрений[1].
Территория Новотроицкого сельского поселения, в том числе и села Киндер, относится к районам с дерново-слабоподзолистыми почвами с среднесуглинистыми почвообразующими породами (песок, глина, мелкий камень местами)[2] . Суглинистые и глинистые почвы, обладающие водопрочной, а также комковато-зернистой структурой отличаются высокой водопроницаемостью. Суглинистая почва по отзывам многих садоводов-любителей идеальна для выращивания практически любых огородных и садовых растений[3]. Приложение 4.
Однако в последние годы на пришкольном участке растения стали развиваться несколько странно: высокий или низкий рост, слабая кустистость, мелкие или слишком крупные корнеплоды, часто слабый рост и замедленное развитие декоративных и садовых растений, преобладание одних видов сорных растений над другими (мокрица, пырей, вьюнок). Такое поведение растений навело нас на изучение экологического состояния почвы.
На основе тщательного изучения доступных источников выделены следующие параметры определения экологического состояния почвы[4][5]:
- механический состав почвы;
- структура почвы;
- влагоемкость и водопроницаемость почвы. Водопроницаемость зависит от химического и механического состава, ее структурного состояния, пористости, плотности, влажности[6];
- аэрация почвы;
- кислотность почвы – важнейший экологический фактор, определяющий условия жизнедеятельности почвенных организмов и высших растений, а также подвижность загрязнителей в почве;
- засолённость почвы [7].
Механический состав почвы определяли, используя «Мокрый способ определения механического состава почвы и грунта». Были взяты 200гр почвы с каждого участка. Затем добавили небольшое количество воды размешали до тестообразного состояния и скатали в шнур, который затем согнули в кольцо. По тому, как скатывалась почва и сгибалась в кольцо, мы определяли ее механический состав. (Фото №1)
Структуру почвы определяли методике А.С. Захарова.[8] На передней стенке из исследуемого горизонта ножом вырезается образец грунта и подбрасывается несколько раз на ладони, пока не распадется на структурные части, кусочки. Рассматривая эти частицы и кусочки, определяют степень однородности, размер (линейкой), форму, характер поверхности.
Водопроницаемость почвы определяли по таблице «Оценка водопроницаемости почв по Н.А. Качинскому»[9] определила водопроницаемость почвы. Для этого образцы почв насыпала на высоту 20 см в стеклянные трубки. Налила в трубку воды на высоту 5см, доливала воду удерживая 5сантиметровый слой воды до тех пор, пока вода не прошла через 20 сантиметровый слой почвы. Время, за которое вода прошла 20- сантиметровый слой почвы в трубке это и будет показатель водопроницаемости нашей почвы.
Содержание воздуха в образцах определяли так: брали образец почвы и помещали в сосуды с водой, затем фиксировали время выделения воздуха и величину пузырьков.(фото №2) Приложение 1
Кислотность почвы определяли из почвенного раствора универсальной индикаторной бумагой. Если индикатор окрашивается в розовый или красный цвет –почва кислая, если в болотно-зеленый –нейтральная, если же в синеватый-щелочная.(Фото№3)Приложение 2
Все результаты анализа заносили в таблицы см.приложения 1-3.
Для определения засоленности почвы на пришкольном участке использовали метод биоиндикации. Надежными индикаторами считаются только сильные сорняки. На участке №1 много мокрицы, лопуха войлочного, дикой моркови, вьюнка полевого указывает на избыточную влажность, уплотненность почвы.
На участке №2 много мокрицы, крапивы жгучей, вьюнка полевого, пырея ползучего, подмаренника цепкого, одуванчика лекарственного , что указывает на закисление почвы,
На участке№3- одуванчик лекарственный, пырей ползучий, горец птичий, лапчатка гусиная, герань маленькая, клевер белый- указывает на недостаток азота и избыток калия в почве, закисление почвы.
Согласно сводным данным приложений 1-3выявлено:
Участок №1 –- робатка у главного входа в школу имеет тяжелую суглинистую почву, она плохо пропускает воду и воздух, по структуре крупнокомковатая, глинистая, по кислотности- среднекислая. Данный участок затенён до полудня, защищен растениями и кустарниками от порывов ветра, но часто подолгу сохраняет влагу в виде росы на траве.
Участок №2 – овощной отдел пришкольного участка- почва по структуре мелкокомковатая. Такая почва с крупными и мелкими частицами связанными в отдельные комочки разнообразной формы и величины, она лучше пропускает воду и воздух, а так же хорошо впитывает воду. Кислотность почвы - слабокислая. Участок находится на открытом пространстве, хорошо освещен в течение всего дня. На участке мало деревьев и кустарников, ограждение не защищает от порывов ветра. Участок подвержен эоловой эрозии.
Участок №3 – клумба у запасного выхода, участок хорошо освещен, расположен на открытом пространстве. По механическому составу почва средняя суглинистая, аэрация почвы средняя, кислотность 5,5.
Сравнивая три образца почвы, можно сделать вывод, что наиболее сильно истощены почвы, взятые с овощного отдела и робатки. Во всех образцах аэрация почвы невысокая, поэтому эти почвы требуют частого рыхления, для лучшего роста растений. Необходимо проводить мероприятия по снижению кислотности и засоленности почвы.
Общая характеристика пришкольного участка на основе полученных данных.
Пришкольный участок принадлежит к типу дерново-среднеподзолистых почв, с преобладанием среднего суглинка. Почва на нашем участке плодородная, структурная, подходит для выращивания многих растений. Крайности в росте и развитии растений объясняются обеднением состава почвы, появлением корки после полива. Мероприятия по улучшению состава почвы недостаточны.
Рекомендации для улучшения экологического состояния почвы:
Приложение 1.Содержание воздуха в почве (аэрация).
Параметры оценивания аэрации (воздухопроницаемости) | Время выделения пузырьков | Величина пузырьков | Скорость выделения пузырьков воздуха |
№1 | 1мин.58с | Средние, затем мелкие | Медленно, слабо |
№2 | 55с | мелкие | Средняя |
№3 | 57с | мелкие | Средняя |
Приложение 2. Определение кислотности почвы
Образец почвы | Значение рН | Степень кислотности почвы |
№1 | 5.0 | Среднекислая |
№2 | 6.0 | слабокислая |
№3 | 6.0 | слабокислая |
Приложение 3. Сводная таблица свойств почвы
Образец почвы | Механический состав | Структура почвы | водопроницаемость | аэрация | Кислотность почвы |
Участок №1 | Тяжелая суглинистая почва | Крупнокомковатая (1,4-8,7см), кусочки слипаются как пластилин | плохая | слабая | Среднекислая |
Участок №2 | Средняя суглинистая почва | Мелкокомковатая, с крупными и мелкими пылевидными частицами | средняя | средняя | слабокислая |
Участок №3 | Средняя суглинистая почва | Мелкокомковатая (0,3-0,9 см) | средняя | средняя | слабокислая |
Приложение 4. Скриншот территории села Киндер из почвенной карты Тюменской области
в масштабе 1мм-300 м
П1Д –дерново-слабоподзолистые почвы
П2Д – дерново-среднеподзолистые почвы
Фото №1Мокрый метод определения механического состава почвы
Фото№2 Определение воздухопроницаемоти почвы
Фото№3Определение кислотности почв универсальной индикаторной бумагой
[1]https://ntavda.admtyumen.ru/mo/Ntavda/about_OMSU/more.htm?id=10529115@cmsArticle официальный сайт Нижнетавдинского муниципального района - общие сведения о районе - территории района.
[2] http://www.etomesto.ru/map-tumen_pochvennaya-karta/ Почвенная карта Тюменской области 1991г
[3] Почвенная карта Тюменской области. Омск. 1989г
[4] Сидоров А.М. Оценка экологического состояния почвы. Экология., М., Дрофа, 2004г
Сердобольский И.П. Агрохимические методы исследования почв. М., 2002г
[5] Сердобольский И.П. Агрохимические методы исследования почв. М., 2002г
[6] Захаров А.С. Особенности структуры почвенных образцов и грунтов, А.,1998 г.
[7] Мастопалова И.К. Кислотность почвы. М., 2001 г
[8] С. А. Захаров. Классификация структурности почв, М. Дрофа 1929г.
[9] Качинский К., Живительная влага, М., 1995г.
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Цветущая сакура
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Сказка "Дятел, заяц и медведь"