К 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина
Вложение | Размер |
---|---|
pushkin_boldino.docx | 851.94 КБ |
Содержание
1. Введение
1.1. Актуальность выбранной темы……………………………стр.2
1.2. Объект исследования……………………………………….стр.2
1.3. Цель исследования………………………………………….стр.3
1.4. Задачи исследования………………………………………..стр.3
2. Основная часть
2.1. «Болдинская осень» 1830 года…………………………….стр.3
3. Заключение……………………………………………………....стр.8
4. Приложение………………………………………………………стр.9
5.Список используемой литературы…………………………….стр.12
1. Введение.
1.1. Актуальность выбранной темы.
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне
Излиться, наконец, свободным проявленьем.
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге.
Минута - и стихи свободно потекут.
А.С. Пушкин "Осень"
В 2019 исполняется 220 лет со дня рождения великого русского поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина.
Среди многих памятных мест России, связанных с жизнью и творчеством А.С. Пушкина, особенно примечательно Болдино. Это родовое имение Пушкиных в Нижегородской губернии поэт посетил три раза: в 1830, 1833 и 1834 годах. В общей сложности Пушкин провел в Болдино не более пяти месяцев. Но именно здесь им были созданы наиболее значительные произведения. Эта удивительная плодотворная работа поэта граничит с чудом, и этот период в творчестве Пушкина получил определение «Болдинской осени».
1.2. Объект исследования.
Объектом моего исследования является период в творчестве Пушкина – «Болдинская осень».
1.3. Цель исследования.
Целью данной работы является исследование биографии А.С. Пушкина во время его пребывания в Болдино в 1830 году, а также анализ некоторых произведений этого периода.
1.4. Задачи исследования.
2. Основная часть.
«Болдинская осень» 1830 года.
«Болдинская осень» 1830 года — наиболее продуктивная творческая пора в жизни А. С. Пушкина. Затворничество в имении Большое Болдино из-за объявленного холерного карантина совпало с подготовкой к долгожданной женитьбе на Наталье Гончаровой.
6 мая 1830 года было официально объявлено о помолвке Пушкина и Гончаровой. Но свадьба постоянно откладывалась — мать Натальи Гончаровой не хотела выдавать дочь без приданого, однако денег у разорённой семьи не было. В августе того же года умер дядя Пушкина, Василий Львович. Свадьба была снова отсрочена из-за траура, и Пушкин 31 августа выехал из Москвы в Болдино, чтобы вступить во владение близлежащей деревней Кистенёво, выделенной ему по случаю женитьбы отцом.
В Болдино Пушкин приехал 3 сентября, рассчитывая за месяц управиться с делами. Поначалу он опасался, что лучшая рабочая пора (обычно осенью он много писал) должна быть заполнена хлопотами по введению во владение и закладу Кистенёва. В эту поездку Пушкин взял с собой всего три книги: второй том «Истории русского народа» Полевого, «Илиаду» в переводе Гнедича и сочинения английских поэтов, в том числе Барри Корнуолла.
Планы Пушкина нарушила прокатившаяся по России эпидемия холеры — из-за карантина он задержался в Болдино на три месяца, которые стали одним из самых плодотворных периодов в его творчестве.
Феномен «Болдинской осени» в творчестве Пушкина удивителен соотношением количества созданных текстов и сроков их написания – Александр Сергеевич создавал одно произведение за другим с невероятной быстротой. Такое вдохновение радовало поэта, и он не упустил возможности его использовать.
В Болдино Пушкин осваивает самые разные жанры и формы, экспериментирует с лексикой, сочетает народные и литературные формы. К сожалению, многое из начатого и запланированного в Болдино Пушкину в дальнейшем не удалось закончить и реализовать.
В Болдино было написано около тридцати стихотворений, среди них – «Бесы», «Элегия», «Моя родословная». Кроме того, здесь был закончен роман в стихах «Евгений Онегин» и написана поэма «Цыганы». В общем, тематика стихов болдинского периода сводится к воспоминаниям о прошлом и впечатлениям от настоящего. Кроме того, именно здесь Пушкин начинает пробовать себя в народных жанрах – так, здесь были созданы «Сказка о попе и о работнике его Балде» и начата «Сказка о Медведихе», которая так и не была закончена.
Что касается прозы, то именно здесь появились на свет «Повести Белкина». Пушкин, как известно, никогда не придерживался строгих жанровых рамок, любил экспериментировать и творить в разных направлениях, и данный цикл является тому подтверждением. «Повести Белкина» содержат произведения разных литературных направлений и жанров, которые были популярны на тот момент: реализм («Выстрел»), сентиментализм («Метель», «Станционный смотритель»), водевиль («Барышня-крестьянка»), готическая повесть («Гробовщик»). При этом все произведения имеют черту, которая присуща критическому реализму: в них часто появляются «маленькие люди», а конфликт развивается на самых низких ступенях социальной лестницы.
В Болдино Пушкин пробует себя в драме и создает «Маленькие трагедии». Небольшие по своему объему, они носят характер камерности: в них мало персонажей, они имеют динамично развивающийся сюжет и острый, непримиримый конфликт, заканчивающийся, по закону жанра, гибелью героя. В основе конфликта оказываются сильнейшие человеческие страсти, способные при отсутствии контроля привести человека к погибели. В «Скупом рыцаре» это скупость, в «Моцарте и Сальери» – зависть, в «Каменном госте» – любовная страсть. В этом смысле «Пир во время чумы» отстоит от других трагедий, поскольку в ней не заостряется внимание на какой-то одной страсти, однако эта трагедия завершает цикл и является неким обобщением – в ней решаются острые вопросы бытия человека, который смотрит смерти в глаза. Здесь смерть является не следствием конфликта, а его причиной. Нет объяснения тому, что вместе с бандитами и грешниками погибают невинные и праведные – эпидемия слепа.
В этот период народность, историзм и реализм, присущие поэту, раскрылись по всей полноте его творческих возможностей. Пушкин, утверждая человеческую личность, отстаивая ее права и достоинство, показывает своих героев в борьбе с ненавистной им средой, в их протесте. Он превозносит любовь как драгоценное чувство, превосходящее материальные богатства и преодолевающее на своем пути самые трудные преграды.
В это время Пушкин думает о будущем, ему хочется личной независимости и простых человеческих радостей, но его томят и мрачные предчувствия. Пушкин приходит в отчаяние от жестокости российской действительности, отсутствия в обществе революционных идей, свирепого подавления свободы и издевательства над достоинством человека.
Правительство не упускало случая напомнить поэту о своем недоверии. Журналы пишут об упадке таланта поэта: публикуется фельетон, в котором утверждалось, что Пушкин "в своих сочинениях не обнаружил ни одной высокой мысли, ни одного возвышенного чувства, ни одной полезной истины..." Поэта обвиняют даже в подражательстве, называют его "великим человеком на малые дела".
Пушкин не смог смолчать, он пытается отвечать наглым клеветникам, но борьба слишком неравна. Переживания поэта определяются его одиночеством, глубокими обидами на правящие круги, травлей со стороны светского общества, неразрешимыми социальными противоречиями и несбывшимися ожиданиями.
В пушкинском стихотворении "Бесы" чувствуется потерянность и тревога, охватившая поэта. В "Элегии" Пушкин подводит итог прожитой жизни: тут тоже горечь, уныние, печаль, душевная смута и безрадостные предчувствия:
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Но заканчивается стихотворение не мыслью о безнадежности и безысходности жизни, а мудрым и просветленным ее принятием:
Но не хочу, о други, умирать,
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать...
Отдавая честь национальным заслугам дворянства, пришедшего в упадок и разорившегося, Пушкин продолжает бичевать ханжество, казнокрадство, подлость вельможной знати, новой карьеристической аристократии ("На выздоровление Лукулла"). Остро ощущая непроницаемую мглу своей эпохи и противоречивость положения человека, ненавидящего придворные сферы, но вынужденного в них вращаться, поэт рвется к свободе ("Не дай мне бог сойти с ума", "Пора, мой друг, пора!"), к жизни, полной радости. Пушкин мыслит и чувствует себя представителем простого народа.
В "Повестях Белкина" Пушкин раскрыл зависимость чувств, психологии и речи героев от обстоятельств жизни: человек думает, говорит и поступает так, как его воспитала та среда, в которой он находился. В "Повестях..." отображены военно-офицерские нравы ("Выстрел"), чиновничий и аристократический быт ("Станционный смотритель"), поместно-усадебный уклад ("Метель", "Барышня-крестьянка"). Но сам поэт иронически относится к своим романтическим сюжетам и последовательно выявляет действительные причины поступков героев.
Пушкин, утверждая в "Повестях Белкина" реализм, борется за правдивую, трезвую, самобытную отечественную прозу, реалистически переосмысливает и даже пародирует сюжетные штампы сентиментально-романтической литературы. Он умело объединил парадоксальную сюжетную анекдотичность с жизненной правдой и богатством мысли, максимальную лаконичность с глубиной психологического изображения. "Повести..." проникнуты юмором и иронией, часто переходящими в сатиру, они полемичны и пародийны по отношению к "унылому" романтизму.
В Болдино Пушкин развивает реалистические принципы своего творчества. Сюжетно-тематической основой "Маленьких трагедий" послужили его впечатления и переживания, раздумья о современной жизни, приобретавшие все более идейно-нравственный, философско-психологический характер, и литературные традиции. Действующие лица — люди с большой страстью, огромной волей и выдающимся умом. В "Маленьких трагедиях" главные действующие персонажи предстают в момент наибольшего напряжения их духовных сил. Это напряжение продиктовано поворотами, переломными моментами в истории, которые отражаются в судьбе героев. Главная цель "Маленьких трагедий" — не подробное и всестороннее изображение персонажей, а художественно концентрированное воплощение проблем и идей.
3. Заключение.
Изучение художественных произведений, созданных Пушкиным осенью 1830г., приводит нас к выводу, что в творческой биографии поэта «Болдинская осень» является закономерным этапом, тесно связанным и с предыдущими периодами его творчества, и с произведениями, написанными в последние годы его жизни.
«Болдинская осень» свидетельствует не об ущербности в мировоззрении и творчестве Пушкина, а об интенсивности его внутренней жизни, о прогрессивности и глубине его идей, об историзме его мышления и новизне и смелости тех больших художественных задач, которые он перед собой ставил. Само жанровое разнообразие болдинского творчества – свидетельство богатства и полноты его содержания.
Но в этом многообразии привлекает наше внимание единство проблематики и единство творческих принципов Пушкина. Определяемое условиями русской действительности на рубеже 20-30-х годов, даже в тех случаях, когда поэт заимствует и использует темы, сюжеты и образы мировой литературы, или в тех случаях, когда он обращается к романтическим формам, к символам и к аллегориям, болдинское творчество Пушкина реалистично в своей основе.
«Болдинскую осень» можно считать ярчайшим примером творческого подъема, внезапного появления вдохновения в результате случайного стечения обстоятельств. Такое явление сложно объяснить, но лучше просто наслаждаться его результатами – лучшими произведениями литературы.
«Болдинская осень» Пушкина – это не только самая насыщенная и яркая страница в творчестве великого писателя, но и пример необъяснимого творческого подъема. Александр Сергеевич чуть ли не единственный в мире за такой короткий промежуток времени создал огромное количество гениальных произведений.
Приложение.
Список используемой литературы
1.Гукасова А.Г. Болдинский период в творчестве А.С.Пушкина - М.: Просвещение, 1973.
2.Маймин Е.А.Пушкин. Жизнь и творчество - М.: Наука, 1981.
3.Шатилов Б.А. Пушкин» - М: Издательство «Детская литература», 1969.
Горка
Как нарисовать лимон акварелью
Хрюк на ёлке
Вода может клеить?
Флейта и Ветер