Исследовательский проект "Современная семья глазами подростков: социологическое исследование", выполненный ученицей 8 класса Дерягиной Светланой, изучает мнения подростков по проблемам семьи, связанным с выполнением семьей основных функций по воспитанию и социализации детей. На Лицейскиих чтениях Санкт-Петербурга и на Городской конференции учащихся Дерягина Светлана получила статус призера.
Слайд 1
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя школа №38 Приморского района Санкт-Петербурга Проект «Современная семья глазами подростов: социологическое исследование» Класс: 8 а Автор: Дерягина Светлана Алексеевна Научный руководитель: Запрягаева Н.Ю., учитель истории и обществознания ГБОУ школы №38 Приморский районСлайд 2
Цель и задачи Цель проекта: изучение мнения подростков по проблемам современной семьи в ходе проведения самостоятельного социологического исследования. Задачи проекта: 1.Определение функций семьи, касающихся сохранения социального и нравственного здоровья; 2. Изучение опросов социологических служб РФ по проблемам семьи; 3.Составление анкеты для изучения мнений подростков о проблемах семьи в Google Диск; 4. Анализ полученных данных.
Слайд 3
Вместо эпиграфа Учительница начальных классов однажды попросила детей написать сочинение о том, чтобы они хотели, чтобы Бог сделал для них. Вечером, когда она проверяла работы, она наткнулась на одно сочинение, которое ее очень расстроило. В этот момент вошел ее муж и увидел ее плачущей. – Что случилось? – спросил он. – Читай – ответила она, протянув сочинение. «Господи, сегодня прошу Тебя : преврати меня в телевизор. Хочу иметь особенное место и собирать семью вокруг себя. Чтоб меня слушали, не перебивая и не задавая вопросы, когда я говорю. Хочу быть в компании отца, когда он возвращается домой, даже уставший. Чтоб моя мама шла ко мне, когда остается одна и грустит. Хочу, чтоб хоть иногда, мои родители оставляли всё в стороне и проводили немного времени со мной. Боже, я не прошу многого… Я только хочу жить, как живет любой телевизор». – Бедный мальчик! – воскликнул муж учительницы. – Что ж это за родители такие?! Она со слезами на глазах ответила: – Это сочинение нашего сына…
Слайд 4
Функции современной семьи Воспитательная функция (удовлетворение потребности в отцовстве и материнстве, контакты с детьми). Эмоциональная функция семьи ( удовлетворение потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите). Функция духовного (культурного) общения (удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении). Хозяйственно-экономическая функция Репродуктивная функция https://iknigi.net/avtor-elena-zritneva/43064-sociologiya-semi-uchebnoe-posobie-elena-zritneva/read/page-3.html
Слайд 5
Проблемы современной семьи. Итоги социологических исследований Семья – это малая группа людей, связанных брачными или кровнородственными узами, общим бытом, хозяйством, взаимопомощью и моральной ответственностью. Семья дает представление о жизненных целях и ценностях, о поведении в быту и в обществе, являясь агентом первичной социализации личности.
Слайд 6
Проблемы внутрисемейных и межличностных связей Насилие в семье Опросы населения в 48 регионах России, проводимые «Левада-центром», показали, что доля россиян, которые полагают, что имеют право физически наказывать 13–14-летних детей, на протяжении трех последних лет сокращается. Если в 2013 году применять телесные наказания были готовы 45% респондентов «Левада-центра», то в 2015-м − 38%, а в 2017-м − 32 %. Источник : https:// fom.ru/Obraz-zhizni/14087
Слайд 7
Наказания По данным «Российской газеты», многие родители приходят к таким вариантам наказания, как домашний арест, крики или отказывают детям в покупках, карманных деньгах и применяют физическое наказание. Согласно опросу «Российской газеты», подростки считают, что все эти наказания дают огромный стимул лгать . Источник: «Российская газета» 50002
Слайд 8
Исследование проблем современной семьи глазами подростков. Результаты опроса
Слайд 11
Ответ на этот вопрос показывает, что опрошенным значительно больше нравится проводить время с друзьями и в одиночестве, чем с родителями .
Слайд 12
Наиболее обсуждаемой темой с родителями для опрошенных являются события дня, учёба, будущее, жизнь. При этом менее 10 опрошенных общается на темы культуры .
Слайд 13
Несмотря на то, что 54% общаются с родителями больше часа, это всё равно немного, ведь 46% общаются с родителями меньше часа, из них 24% до 30 минут в день .
Слайд 14
Настораживает то, что при том, что почти половина опрошенных (из вопроса №4) общаются с родителями меньше часа, им хватает общения. Можно предположить, что подросткам не интересно общение с родителями .
Слайд 15
Ответ на этот вопрос показывает, что большим авторитетом для 34 респондентов является мама, а авторитет друзей превосходит авторитет отца. Практически не пользуется авторитетом старшее поколение .
Слайд 16
Ответ на 7-й (контрольный) вопрос подтверждает сведения, полученные по 6 вопросу. Интересно, что для 9 (а это 20% от опрошенных) нет семейных авторитетов .
Слайд 17
70% не хотят вести образ жизни, как их родители. Это показывает, что в семейных отношениях существуют скрытые проблемы .
Слайд 18
Интересно, что 56% респондентов отмечают, что их семейные отношения основаны на взаимопонимании, но при этом ответ на предыдущий вопрос показывает обратное. В 14% семей отношения конфликтные, в 16 % семей основаны на подчинении авторитету старших.
Слайд 19
Оценивая ответы, мы видим, что семья не выполнила своей функции подготовки ребёнка к созданию собственной семьи: лишь 28% респондентов считают себя подготовленными к будущим семейным отношениям.
Слайд 20
Ответы на этот вопрос радуют, так как большая часть (66%) ответили «да». Но 20% не определившихся с ответом, скорее всего, не счастливы в семье .
Слайд 21
Большинство считает, что должно преобладать равноправие между детьми и родителями, а это признак демократической модели семьи.
Слайд 22
Среди наказаний преобладает чтение морали. Можно предположить, что чтение морали входит во время общения с детьми .
Слайд 23
Основные причины наказаний: грубость, лень, невыполнение домашних обязанностей. 10 респондентов не наказываются родителями, что подтверждает искренность ответов на вопрос 13.
Слайд 25
Заключение В результате проделанной работы я пришла к следующим выводам: В семьях наблюдается кризис, он проявляется в недостатке общения, особенно духовного. Семья не выполняет своей функции воспитания и психологической поддержи. Большинство опрошенных не испытывают потребности увеличить время общения с родителями. Многие из респондентов считают себя несчастливыми в семье. Лишь 28% из опрошенных ответили, что они считают себя подготовленными к будущим отношениям и возможным межличностным проблемам.
Слайд 26
Дети – не случайное приобретение… Святитель Иоанн Златоуст ( 46, 1112 ).
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Лиса-охотница
Рисуем весеннюю вербу гуашью
"Разделите так, как делили работу..."
Кто грамотней?