Последнее время мы уже не представляем свою жизнь без компьютера. Но компьютер помимо серьезных дел, помогает развлечь нас и расширить свой кругозор в часы досуга. Кроме всего прочего, при неправильной эксплуатации и злоупотреблении компьютером, последствия для здоровья могут быть достаточно серьезными.
Сейчас, почти в каждом доме стоит компьютер. Ученики выполняют домашние задания, используя новые информационные технологии. В школе на уроках, учащиеся активно применяют ПК. Школьники с большим интересом общаются через глобальную сеть Интернет. Компьютерные игры занимают все свободное время современного школьника. Зрение школьника страдает одним из первых. А стоит ли так рисковать своим здоровьем?
Поэтому работа актуальная.
Вложение | Размер |
---|---|
manglyus_kompyuter.docx | 172.84 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 33»
Секция; «Синтез»
(биология, экология, охрана окружающей среды, медицина и здоровье человека, науки о земле)
Тема: «Исследование влияния компьютера
на органы зрения»
Автор работы;
Манглюс Дмитрий Максимович,
МБОУ «СОШ № 33» 5 «А» класс
Руководитель:
Акуленко МаринаВладимировна
учитель биологии
МБОУ «СОШ № 33»
Кемерово 2019
Содержание
Введение………………………………………………………………3
1.2. Влияние компьютера на зрение школьника………....4
1.3. Исследования ученых разных стран
о влиянии компьютера на зрение человека ……………………….4
2. Основная часть
2.1. Анкетные данные учащихся пятых классов …………….6
Выводы………………………………………………………………..10
Заключение……………………………………………………………10
Список литературы .………………………………………………….12
Приложения …………………………………………………………..13
Введение
Последнее время мы уже не представляем свою жизнь без компьютера. Но компьютер помимо серьезных дел, помогает развлечь нас и расширить свой кругозор в часы досуга. Кроме всего прочего, при неправильной эксплуатации и злоупотреблении компьютером, последствия для здоровья могут быть достаточно серьезными.
Сейчас, почти в каждом доме стоит компьютер. Ученики выполняют домашние задания, используя новые информационные технологии. В школе на уроках, учащиеся активно применяют ПК. Школьники с большим интересом общаются через глобальную сеть Интернет. Компьютерные игры занимают все свободное время современного школьника. Зрение школьника страдает одним из первых. Я задумался, а стоит ли так рисковать своим здоровьем? Очень бы хотел, чтобы компьютер стал моим другом, а не врагом.
Считаю свою работу актуальной. Поэтому я решил исследовать влияние компьютера на зрение школьников.
Цель: изучить влияние компьютера на зрение школьников при длительном и неправильном использовании компьютера; исследовать влияние зарядки для глаз на качество зрения пятиклассников за период II четверти.
Задачи:
4) Дать практические рекомендации для сохранения здоровых глаз.
1.1.Строение глаза
Прежде чем рассматривать влияние компьютера на зрение, я решил познакомиться со строением глаза. [2, 7]
1.2. Влияние компьютера на зрение школьника
Во время работы на компьютере глаза реагируют на самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к тому, что теряется острота зрения. Плохо сказывается на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, неправильное расположение экрана. Вследствие этого человек может страдать от бессонницы, тревоги, раздражительности, усиленного сердцебиения, ослабляется иммунитет.
1.3. Исследования ученых разных стран о влиянии компьютера на зрение человека
Первое, на что обратили внимание медики, — это возрастание зрительной нагрузки при работе за дисплеем. Отечественные и зарубежные исследования показывают, что более 90% пользователей компьютеров жалуются на жжение или боли в области глаз, чувство песка под веками, затуманивание зрения и другие симптомы. По данным итальянских учёных, которые обследовали свыше 5 тысяч пользователей компьютеров, были отмечены следующие симптомы: покраснение глаз — 48%, зуд — 41, боли — 9, «мурашки в глазах» — 36, неприятные ощущения — 5,5, чувство тяжести — 4, общий дискомфорт — 10, головные боли — 9,5, слабость — 3, потемнение в глазах — 2,5, головокружение — 2, двоение — 0,2% . [2]
Зрение человека, сформированное в ходе длительной эволюции, в ХХ веке оказалось мало приспособлено к работе с компьютерным изображением. Зрительная нагрузка существенно возрастает из-за необходимости постоянного перемещения взора с экрана монитора на клавиатуру и бумажный текст. Зачастую, невозможно правильно и рационально организовать рабочее место (блики на экране монитора от внешних источников, неправильное расстояние от глаз до экрана, неудачный выбор цветов, чрезмерно большая яркость экрана усугубляют ситуацию).[4]
Зрение человека не может длительно работать с изображением на компьютере. Монитор компьютера не отражает свет, а сам светится. При таком освещении идет большая нагрузка на глаза. [5]
Результаты исследования, проведенного в Калифорнийском университете, выявили четкую связь между компьютером и расстройствами зрения у детей. Выяснилось, что около 30% из 37 миллионов детей в США, которые сидят за компьютером дома или в школе, испытывают чрезвычайные нагрузки на зрение, что требует специальных очков. [6]
Самых активных пользователей компьютера относят в группу «компьютерного синдрома». После длительной работы за компьютером возникают жалобы, которые подразделяют на две группы. В первой группе жалобы называют оптическими: затуманивание зрения, снижение остроты восприятия, раздвоение предметов.
К физическим жалобам можно отнести резь в глазах, боли при движении глаз, покраснение глазных яблок. [5]
Дети более подвержены компьютерному синдрому, чем взрослые. Меры в играх дети не знают, часто не обращают внимание на усталость глаз.
2.1. Анкетные данные учащихся пятых классов
Опрос я проводил среди учащихся пятых классов (60 учащихся) МБОУ «СОШ № 33» и анализировал полученные данные.
Вопрос №1. Есть ли у вас дома ПК?
Вывод: Из диаграммы видно, что у 91% учащихся есть компьютеры
Вопрос №2. Делаете ли вы перерыв во время работы за компьютером?
Вывод: Из диаграммы видно, что 62% учащихся делают перерыв во время работы за компьютером, 23% - не делают, 15%- иногда.
Вопрос №3. Сколько времени вы проводите за компьютером?
Вывод: Из диаграммы видно, что более 3-х часов за компьютером работают 15% учащихся, а если прибавить сюда ещё 26% работающих 3 часа и 15% - 2 часа, то это уже 56%, что, безусловно, очень много.
Вопрос №4. Устают ли глаза при работе за компьютером?
Вывод: Из диаграммы видно, у 69% опрошенных ребят болят глаза при работе за компьютером, что подтверждает актуальность моей работы.
Вопрос №5: Делаете ли вы гимнастику для глаз?
Вывод: Из диаграммы видно, 43% учащихся не делают гимнастику для глаз, что может привести к ухудшению зрения и заболевания глаз.
Вопрос №6: Вы знаете, какую угрозу представляет компьютер для здоровья?
Вывод: Из диаграммы видно, что 76% учащихся знают, какую угрозу представляет компьютер для здоровья.
Вопрос №7: Замечаете ли вы, что у вас стало ухудшаться зрение?
Вывод: Из диаграммы видно, что 59% учащихся знают, что у них ухудшается зрение, а очки носят только пять человека.
Анализ анкет подтвердил, что учащиеся нашей школы много времени проводят за компьютером, поэтому исследование воздействия компьютера на зрение человека и информирование учащихся по вопросу сохранения зрения – актуально.
2.2. Практическая часть работы
Влияние зарядки для глаз на качество зрения пятиклассников
за период II четверти
В первой четверти был произведен опрос учащихся, и по данным медицинского врача школы, были выявлены 18 учащихся из 60 с разными нарушениями органов зрения. 15 учащихся отмечали, что часто чувствуют усталость глаз, резь в глазах. Им были рекомендованы комплексы упражнений для глаз. За период II четверти эти учащиеся пятых классов (где проводилось анкетирование) выполняли данные рекомендации. При следующем опросе выяснилось, что многие ребята постоянно выполняли упражнения для глаз. Отмечали, что данные упражнения эффективны и будут использовать их дальше. Некоторые ребята вспомнили об упражнениях по необходимости. Главное, что все ребята были едины в понимании того, что упражнения хорошо, но доводить до того состояния, что режет глаза – это плохо.
Считаю, что надо доступно объяснять ребятам, к чему приводит долгое времяпровождение за компьютером.
Выводы
Заключение
Трудно себе представить жизнь современного человека без использования
информационных технологий. Для многих общение с компьютером становится одной из самых привлекательных сфер.
Подводя итог, надо отметить, что компьютеризация образования имеет и негативные моменты, которые могут оказывать неблагоприятное влияние на зрение школьников. Исследования в данной области проводятся. Но надо знать о том, что не компьютер виноват в ухудшении зрения, а наше собственное незнание и применение элементарных правил норм гигиены при работе за ним. А если все мы будем придерживаться указанных рекомендаций, то можно избежать неблагоприятных последствий влияния компьютера на зрение и на здоровье в целом.
Цель работы достигнута, задачи решены.
Полученные знания думаю, понадобятся не только мне, но и одноклассникам.
В связи с этим, мы посчитали целесообразным разработать практические рекомендации постоянным пользователям компьютера, и распечатать памятки «Гимнастика для глаз», «Основные правила гигиены зрения», «Практические рекомендации» для учащихся нашей школы.
.
Список использованной литературы:
1. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным ЭВМ и организация работы. Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.2.2. 542-96.
2. Народное образование. № 2/03, стр. 146-149.
3. Планета Здоровья, № 2/07, стр. 18-19
4. http://www.excimerclinic.ru/cgi-bin/index.cgi?pid=335 - «Без компьютера не обойтись»
5. http://www.visionguide.ru/index.php?id=72 - «Влияние компьютера на зрение»
6. http://www.medlinks.ru/article.php?sid=2469 - «Доказано, что компьютер портит зрение детей».
Приложения
Приложение 1
Анкета
1.Есть ли у вас дома ПК?
а) Да; б) Нет
2.Делаете ли вы перерыв во время работы за компьютером?
а) Да; б) Нет в) иногда
3.Сколько времени вы проводите за компьютером?
а) более 3 часов в день б) 3 часа в день в) 2 часа в день г) 1час д) 30 мин
4. Устают ли глаза при работе за компьютером?
а) да; б) нет; в) не придаю значения.
5. Делаете ли вы гимнастику для глаз?
а) да; б) нет; в) как получится.
6. Вы знаете, какую угрозу представляет компьютер для здоровья?
а) да; б) нет; в) мне все равно.
7. Замечаете ли вы, что у вас стало ухудшаться зрение?
а) да; б) нет; в) не придаю значения.
Приложение 2
Комплекс упражнений для глаз
1.Плотно закрывайте и широко открывайте глаза 6— 7 раз с интервалом в 30 секунд.
2.Посмотрите вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.
3.Вращайте глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.
4.Быстро-быстро моргайте веками в течение 1—2 минут.
5.Закройте веки, а затем массируйте их круговыми движениями пальцев в течение 1 минуты.
Упражнения можно выполнять сидя, повторяя каждое 2—3 раза с интервалом 1—2 минуты. Общая продолжительность упражнений — 10 минут.
Второе и третье упражнения делайте не только с открытыми, но и с закрытыми глазами.
Каждые 1–2 часа переключать зрение: смотреть вдаль 5–10 минут.
Приложение 3
Основные правила гигиены зрения
- при работе за компьютером нужно делать перерыв по 10-15 минут каждый час;
- выполнение гимнастики для глаз;
- комфортное рабочее место;
- правильное освещение (свет не должен быть ярким, работать в темной комнате тоже нельзя);
- чередовать виды деятельности;
- на экране не должно быть бликов;
- для детей и подростков, у которых зрение еще развивается, рекомендуется быть у компьютера лишь в познавательных целях, а не сидеть и часами играть;
- центр монитора должен быть на 10-20 см ниже уровня глаз. Расстояние от глаз до экрана не меньше 50 см.
Разноцветное дерево
Развешиваем детские рисунки дома
Мороз Иванович
Лиса Лариска и белка Ленка
Несчастный Андрей