Сегодня по статистике если какое-то количество детей приходит в школу здоровыми, то к 11 классу таковых практически нет. Происходит это по разным причинам, в том числе и из-за больших предметных нагрузок, и из-за веса портфеля. Медики в один голос утверждают, что родители и учителя должны помнить, что перенос таких тяжестей для ребёнка не проходит бесследно. Подсчитано, что для маленького ребенка носить портфель в четыре килограмма равносильно тому, как для взрослого человека каждый день носить на работу килограммов 15-20. Ортопедические патологии (нарушения осанки, сколиозы, плоскостопие) среди других заболеваний, выявляемых при медосмотрах в детских поликлиниках России, выходят, чуть ли не на первое место.
Осанка – это положение тела во время ходьбы, сидения, стояния. У человека с правильной осанкой стройная, красивая фигура: спина прямая, плечи развёрнуты, голова приподнята, живот втянут. При неправильной осанке плечи и голова опущены, спина сутулая, живот выпячен, колени согнуты.
Правильная осанка не только делает человека стройным и красивым. Она обеспечивает нормальное дыхание, хорошую работу сердца, свободное кровообращение. Выработке правильной осанки способствуют утренняя зарядка, подвижные игры, спорт.
Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки оказывают влияние хронические заболевания, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение тела во время занятий, не соответствующая росту мебель, неудобная обувь и одежда. Не последнюю роль в этом играет вес школьного портфеля.
Нарушение осанки, особенно в период роста, могут вызвать стойкие деформации костного скелета, расстройство нервной деятельности, двигательного аппарата, головные боли и многие другие заболевания. Получается, что 20 испытуемых из 30 из-за ношения тяжёлого портфеля могут потерять здоровье.
Считаю, что исследование влияния веса портфеля на здоровье школьника актуально и требует внимания.
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_i_nashe_zdorove.docx | 562.93 КБ |
Министерство образования Республики Башкортостан
ГАУ ДПО Институт развития образования Республики Башкортостан
Республиканский конкурс исследовательских работ в рамках
Малой академии наук школьников Республики Башкортостан
Секция: «Прорыв в науку»
Направление: «Математика»
Тема научно-исследовательской работы
«Математика и наше здоровье»
Дегтярева Аделина Ивановна
обучающаяся 5 класса
Муниципального общеобразовательного
бюджетного учреждения средняя
общеобразовательная школа
с. Ермекеево муниципального района Ермекеевский район Республики Башкортостан
Научный руководитель:
Хайруллина Альфина Шаукатовна,
учитель математики
МОБУ СОШ с. Ермекеево
г. Уфа, 2019 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение ……………………………………………………… 3
2. Основная часть……………………………………………….. 5
2.1. Гигиенические нормативы веса школьной сумки……….. 5
2.2. Исследование веса портфеля современного школьника… 6
2.3 Способы снижения веса портфеля………………………… 7
3. Заключение…………………………………………………… 9
4. Список литературы…………………………………………… 10
ВВЕДЕНИЕ
Тему «Математика и наше здоровье» для моего исследовательского проекта я выбрала неслучайно, поскольку по статистическим данным в России происходит резкое ухудшение состояния здоровья детей. 30-35% поступающих в школу уже имеют хронические заболевания.
Выяснить, какой портфель можно назвать «правильным», мне поможет математика. Почему именно математика? Во-первых, это один из моих любимых предметов в школе, а во-вторых, именно она учит логически мыслить, решать разнообразные задачи и, тем самым, помогает в жизни.
Математика и медицина тесно связаны, взаимодействуют друг с другом, без математических измерений, наблюдений и расчётов невозможно представить современную медицину.
Актуальность темы
По статистике, если сегодня какое-то количество детей приходит в школу здоровыми, то к 11 классу таковых практически не остаётся. Происходит это по разным причинам: из-за больших предметных нагрузок, несоблюдения режима дня. Вес портфеля также играет немаловажную роль в этом. Медики в один голос утверждают: родители и учителя должны помнить, что перенос таких тяжестей для ребёнка не проходит бесследно. Подсчитано: для маленького ребенка носить портфель в 4 килограмма равно- сильно тому, что для взрослого человека каждый день носить груз в 15-20 кг.
С каждым годом учащиеся школ изучают всё больше и больше предметов и вынуждены для обучения в школе носить все учебники, тетради и другие школьные принадлежности в своём рюкзаке.
Считаю, что исследование темы влияния веса портфеля на здоровье школьника актуально и требует внимания, т.к. ортопедические патологии (нарушения осанки, сколиозы, плоскостопие) среди других заболеваний, выявляемых при медосмотрах в детских поликлиниках России, выходят чуть ли не на первое место.
Статистика показывает: 60% учеников ходят в школу со слишком тяжёлыми портфелями. Это может плохо сказаться на их здоровье. Ранец для школьника нужно подбирать таким образом, чтобы он был удобным, практичным и лёгким сам по себе. Это связано с тем, что излишне тяжёлый вес портфеля приводит к нарушению осанки.
Проблема: школьники не задумываются об ортопедической спинке портфеля – необходимом компоненте, облегчающем работу позвоночника, а следуют только модным тенденциям современности.
Гипотеза: тяжёлый рюкзак причиняет вред позвоночнику школьника; с помощью формул и математических расчетов можно вычислить оптимальный вес портфеля.
Цель исследования: определить, соответствует ли фактический вес портфеля современных школьников санитарно-гигиеническим нормам и требованиям.
Задачи:
1.Проанализировать литературу по данной проблеме.
2. Провести эксперимент на соответствие фактического веса портфеля современного школьника с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями.
3. Разработать рекомендации по снижению веса портфеля.
Объект исследования – человеческий организм, осанка, школьный портфель.
Предмет исследования – воздействие тяжелого портфеля на здоровье школьника.
Методы исследования: анализ, опрос, наблюдение, сбор информации из книг, журналов, газет и электронных ресурсов, эксперимент.
Результаты исследования помогут понять, сколько должен весить школьный портфель.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1 Гигиенические нормативы веса школьной сумки
Осанка – это положение тела во время ходьбы, сидения, стояния. У человека с правильной осанкой стройная, красивая фигура: спина прямая, плечи развёрнуты, голова приподнята, живот втянут. При неправильной осанке плечи и голова опущены, спина сутулая, живот выпячен, колени согнуты.
Правильная осанка не только делает человека стройным и красивым. Она обеспечивает нормальное дыхание, хорошую работу сердца, свободное кровообращение. Выработке правильной осанки способствуют утренняя зарядка, подвижные игры, спорт.
Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки оказывают влияние хронические заболевания, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение тела во время занятий, не соответствующая росту мебель, неудобная обувь и одежда. Не последнюю роль в этом играет вес школьного портфеля.
С годами школьные ранцы становятся тяжелее. Исследования показывают, что вес ранца с учебниками у учеников начальной школы, как правило, достигает 5–6 кг, что в 2,5–3 раза превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано, прежде всего, с увеличением количества учебных дисциплин. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса учебников, превышая его из коммерческих соображений. С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы – «Гигиенические требования к изданию учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного пособия для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся:
• 1–4-х классов – 300г; 5–6-х классов – 400г;
• 7–8-х классов – 500г; 10–11-х классов – 600г.
Вес ранца с учебным комплектом не должен превышать
1-2 классы- 1,5 кг 3-4 классы 2,5 кг 5-6 классы 3 кг
7-8 классы -3,5 кг 9-11 классы 3,5-4 кг
Также вес портфеля не должен превышать 10 % от веса школьника.[3]
2.2 . Исследование веса портфеля современного школьника
По дороге в школу мне часто кажется, что мой портфель просто неподъёмный. Я задумалась: не вредит ли это моему здоровью?
Рекомендуемый вес портфеля с принадлежностями не должен превышать 10% от массы тела, и вычисляется по формуле:
Раздели свой вес на 10
Например, мой вес равен 37 кг. Вес моего портфеля соответственно должен быть равен 3кг.700гр. ( 37000/10=3700 грамм или 3кг 700г).
Что же на самом деле? Измерив вес своего портфеля, я определила, что он превышает рекомендуемую норму на 700 г.
Я решила провести исследование среди обучающихся, и выяснить, сколько весят их портфели, и как это отражается на их здоровье (Приложение 2).
Вот основные этапы моей работы:
1. Сначала я провела анкетирование. (Приложение 1) и получила следующие результаты.
1. Какой у вас портфель?
Ранец – 20 человек; сумка – 10 человек;
2. Где вы покупали портфель?
В магазине – 5 человек; На рынке – 25 человек.
3. Кто выбирал для вас портфель?
Ребенок с родителями – 24 человека; сам – 2 человека;
Родитель – 2 человека; иные – 2 человека.
6. Каким вы представляете портфель ученика в будущем?
Электронным, легким и небольшим – 21 человек.
Таким же – 9 человек.
7. Занимаетесь ли вы спортом?
Физкультура в школе – 30 человек; утренняя зарядка – 15 человек.
8. Часто ли вас просят выпрямить спину, расправить плечи?
нет –9 человек; да – 21 человек.
2. У медицинского работника нашей школы я узнала информацию о весе учеников и состоянии опорно-двигательной системы, в частности, об осанке. Оказалось, что из 30 человек нарушение осанки имеют 10 человек, что составляет 33 %. У остальных 20 человек осанка соответствует норме – 67%.
3. Взвесив все ранцы без учебных принадлежностей, выяснила, что у 17 учеников вес пустого ранца соответствует гигиеническим нормам, то есть не превышает условного веса 0,7 кг. У 13 человек вес ранца превысил гигиеническую норму.
Я думаю, что ранцы-тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательного аппарата и сердечно сосудистой системы.
Следовательно, родители ребят с правильно подобранными ранцами побеспокоились о сохранении здоровья своего ребёнка, в частности, осанки.
4. Были взвешены портфели 30 учеников с учебными принадлежностями и рассчитан оптимальный вес портфеля, проверено соответствие оптимальному весу портфеля (Приложение 3).
Математические расчёты показали, что у 20 учеников (67%) портфель тяжелее, чем положено. Это портфели учеников 3 и 5 классов (Приложение 4).
Нарушение осанки, особенно в период роста, могут вызвать стойкие деформации костного скелета, расстройство нервной деятельности, двигательного аппарата, головные боли и многие другие заболевания. Получается, что 20 испытуемых из 30 из-за ношения тяжёлого портфеля могут потерять здоровье.
2.3 Способы снижения веса портфеля
Как же облегчить портфель школьника? Изучив различные источники, я составила следующие рекомендации «Как снизить вес портфеля»:
1. При выборе портфеля учитывать его вес, т.к. расхождение очень велико, от 0,3 кг до 1,3 кг. (Он не должен быть тяжелее 700 г).
2. Не носить в школу лишних вещей (игрушки, косметику, планшет, телефон и т.д.).
3. Изыскать возможность использовать два комплекта учебников: один пусть хранится и используется в школе, а другой – дома.
4. В кабинете оставлять школьные принадлежности, необходимые для уроков технологии и рисования и т.д.
5. В ближайшем будущем перейти на более современные технологические устройства (электронные учебники).
6. Носить рюкзак на спине, используя обе лямки.
7. Регулярно заниматься физкультурой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итогом моей исследовательской работы стало выступление с докладом «Как снизить вес портфеля» перед учениками школы, которые принимали участие в эксперименте. Надеюсь, мои рекомендации убедят их не носить с собой лишние вещи и внимательней относится к своему здоровью. Избыточный вес портфеля увеличивает опасность искривления позвоночника, заболеваний суставов рук. У детей постоянно носящих тяжести развивается плоскостопие. Тяжелый портфель, как и любой непосильный груз, повышает опасность травм, а утомление плохо сказывается на трудоспособности: усталый ребенок не сразу может включиться в работу, а от этого страдает успеваемость.
В ходе работы над исследованием я узнала, что школьный портфель должен быть сшит из облегчённой ткани, оснащён ортопедической спинкой, покрыт сетчатой тканью, должны быть широкие лямки, светоотражающие полоски для безопасности.
Вывод: здоровье школьника зависит от вида школьного портфеля и его веса.
В ходе исследования я научилась:
• взвешивать предметы на весах,
• определять одну десятую от веса целого,
• искать нужную информацию в интернете.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Глейзер Г.И., История математики в школе 4-6 класс, 1981. - 239 с.
2. Никольский С.М., Математика. Школьная энциклопедия..- М: Большая Российская энциклопедия: Дрофа 1997 - 527с.
3. Маслова Т.Н., Суходский А.М., Справочник школьника по математике, 5-11 класс, , 2008. – 614 с.
4. Щетникова Е. А., Влияние веса школьного ранца на осанку ученика начальной школы // Международный школьный научный вестник. – 2017. – № 5-1. – С. 49-53;
5. Интернет - ресурсы
Приложение 1.
Анкета
Выбранный ответ нужно обвести кружочком или подчеркнуть.
1. Какой у вас портфель? (Форма: ранец, сумка, портфель, пакет)
2. Где вы покупали портфель?
а) В магазине б) На рынке
в) Мне портфель подарили
3. Кто выбирает для вас портфель?
а) Я сам/сама б) Мама/папа
в) С родителями вместе г) Родственники
4. По каким признакам вы выбирали портфель?
(Можно отметить несколько признаков)
а) Цвет б) Форма
в) Размер, вес г) Цена
д) Наличие у портфеля ортопедической спинки
5. Нравится ли вам ваш портфель или вы бы хотели его поменять?
(Напишите) ______________________________________________
6. Поддерживаете ли вы и ваши родители идею введения в школах «электронного» портфеля (портфель в виде небольшого компьютера)? _________________________________________________________
7. Занимаетесь ли вы спортом? (Можно отметить несколько вариантов)
а) Да, я посещаю секцию (укажите какую) ____________
б) Нет в) Я делаю зарядку по утрам
г) Я хожу на физкультуру в школе
8. Часто ли вас просят выпрямить спину, расправить плечи?
а) Постоянно б) Иногда в) Нет, у меня хорошая осанка
9. Вы посещали врача из-за проблем с осанкой?
а) Да б) Нет
10. Каким вы представляете портфель ученика в будущем?
Приложение 2.
Процесс взвешивания портфеля.
Приложение 3
Замеры веса портфелей учащихся 3 класса
№ | Вес пустого портфеля, г | Средний вес портфеля в течение недели, кг | Масса тела, кг | Норма (10% от веса ученика), кг | % от веса ученика |
1 | 400 | 4,4 | 24,7 | 2,47 | 18 |
2 | 400 | 4 | 22,1 | 2,21 | 18 |
3 | 300 | 4 | 26,4 | 2,64 | 15 |
4 | 500 | 4 | 25,6 | 2,56 | 16 |
5 | 400 | 4 | 34 | 3,4 | 12 |
6 | 900 | 4,2 | 28,9 | 2,89 | 15 |
7 | 500 | 4,3 | 34,7 | 3,47 | 12 |
8 | 1100 | 4,5 | 37,6 | 3,76 | 12 |
9 | 900 | 4,3 | 29,5 | 2,95 | 15 |
10 | 1100 | 6 | 34,4 | 3,44 | 17 |
Замеры веса портфелей учащихся 5 класса
№ | Вес пустого портфеля, г | Средний вес портфеля в течение недели, кг | Масса тела, кг | Норма (10% от веса ученика), кг | % от веса ученика |
1 | 1000 | 4,5 | 30 | 3 | 15 |
2 | 300 | 4,7 | 30 | 3 | 16 |
3 | 900 | 5,3 | 61 | 6,1 | 9 |
4 | 1300 | 4,8 | 30 | 3 | 16 |
5 | 1000 | 6 | 38 | 3,8 | 16 |
6 | 600 | 5 | 37 | 3,7 | 14 |
7 | 800 | 5,3 | 37 | 3,7 | 14 |
8 | 1000 | 5,3 | 32 | 3,2 | 17 |
9 | 600 | 5 | 26 | 2,6 | 19 |
10 | 500 | 4,2 | 31,7 | 3,17 | 13 |
Замеры веса портфелей учащихся 10 класса
№ | Вес пустого портфеля, г | Средний вес портфеля в течение недели, кг | Масса тела, кг | Норма (10% от веса ученика), кг | % от веса ученика |
1 | 600 | 5 | 53 | 5,3 | 9 |
2 | 500 | 6,2 | 63 | 6,3 | 10 |
3 | 1300 | 4,3 | 56 | 5,6 | 8 |
4 | 800 | 7 | 56 | 5,6 | 12,5 |
5 | 1200 | 5,6 | 59 | 5,9 | 9,5 |
6 | 400 | 4,4 | 57 | 5,7 | 8 |
7 | 500 | 4 | 75 | 7,5 | 6 |
8 | 600 | 3 | 48 | 4,8 | 6,25 |
9 | 600 | 4,5 | 62 | 6,2 | 7 |
10 | 500 | 4,7 | 47 | 4,7 | 10 |
Приложение 4
Портфели обучающихся МОБУ СОШ с. Ермекеево
Заяц-хваста
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Почему Уран и Нептун разного цвета
Алые паруса
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками