Проект «Память о героях должна жить вечно» направлен на создание материалов об афганце Богдалове Зуфяре Анвяровиче, погибшем в октябре 1983 года на Афганской войне, и оказании помощи Администрации Среднеелюзанского сельского совета в благоустройстве и уборке памятника Героям.
Вложение | Размер |
---|---|
Проект «Память о героях должна жить вечно | 105 КБ |
Проект: «Память о героях должна жить вечно».
Аннотация.
Проект «Память о героях должна жить вечно» направлен на создание материалов об афганце Богдалове Зуфяре Анвяровиче, погибшем в октябре 1983 года на Афганской войне, и оказании помощи Администрации Среднеелюзанского сельского совета в благоустройстве и уборке памятника Героям.
Афганская война. В нашей истории это явление жесткое, страшное… Продолжалась она более девяти лет. Участвовали в ней десятки тысяч наших солдат, офицеров. Итог войны печален. Более 13 тысяч из них не вернулись, а около 33 тысяч вернулись израненными. Эта беда коснулась и нас. Так как 50 наших военнослужащих односельчан были отправлены на эту войну, один из них не вернулся…..
Российским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли, к своей прекрасной Родине. Эта любовь испокон веков проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, свое отечество, прийти на помощь другим. В народе живут убеждения , что истинный человек и сын отечества есть одно и то же. Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, стремление защищать ее от врагов своими делами, служить ее интересам - чувство великое необходимое, прекрасное.
Героизм народа при защите Родины, самопожертвование, сострадание, нравственная чистота – хотелось бы, чтобы эти идеи были актуальны в современной жизни.
Проблема патриотического воспитания детей стала одной из наиболее актуальных. Она приобретает новые характеристики, появились новые подходы к ее решению как составной части целостного процесса социальной адаптации. В связи с этим значительно возросла роль проектов, в рамках которых происходит духовно-нравственное становление детей и молодежи.
Историческое и культурное прошлое страны неразрывно связано с подрастающим поколением, непосредственно влияет на его жизнь, помогает ему формировать собственную жизненную позицию. Подобные проекты, организованные целенаправленно, играют важнейшую роль в формировании патриотического сознания школьников, переходящего в убеждения и становящееся качеством личности.
Так, знакомясь с жизнью и подвигом героя - афганца З.А.Багдалова, дети учатся самоотверженности, умению мобилизовать свои силы для решения поставленной задачи, гордости за своего солдата-защитника.
Ожидаемые результаты.
1. Исследовательский материал о жизни и подвиге афганца.
2. Стенд, посвящённый малой родине З.А.Богдалова.
3. Презентация о подвиге афганца.
4. Содержание в чистоте и порядке воинских захоронений и памятников погибшим во время Великой Отечественной войны и воинов-интернационалистов.
Актуальность.
- В наше время проблема воспитания гражданина и патриота в условиях экономической нестабильности, социального неравенства общества, эгоизма, равнодушия, немотивированной агрессивности, цинизма, роста национализма, при устойчивой тенденции падения престижа военной службы, стоит наиболее остро. Поэтому в настоящее время необходимость работы по патриотическому воспитанию школьников ни у кого не вызывает сомнения.
- В настоящее время патриотическое воспитание молодёжи является приоритетным.
- В 2009г. в музее нашей школе был оформлен стенд памяти воина – интернационалиста З.А.Багдалова.
Это человек, который воевал и погиб, защищая нашу землю. Именно на этом примере можно развивать чувство патриотизма среди учащихся нашей школы. Поэтому возникла необходимость описать жизнь и подвиг героя, сделать стенд, посвящённый его малой родине, содержать в чистоте и порядке памятник Зуфяра Анвяровича Багдалова. С точки зрения воспитания нравственности это позволяет сформировать сплоченность, коллективизм, ответственность. С точки зрения формирования гражданственности - воспитывает понятие целостности общества, единства. Детям и самим интересно готовить исследовательские работы, презентации об отдельных исторических личностях.
Цель проекта –
воспитание любви к малой Родине, через малую к большой Родине; к профессии, долгу солдата; привить навыки ответственности к долгу перед Родиной, верности воинской присяге; умение преклоняться перед памятью погибших на войне, в частном случае, в Афганистане; способствовать воспитанию патриотизма через организацию социально-значимой деятельности.
Задачи проекта
- вовлечение школьников в активную деятельность;
- создать условия для развития личности, обладающей важнейшими качествами гражданина – патриота своего Отечества, способного встать на защиту государственных интересов страны;
- воспитание трудолюбия;
-пропаганда здорового образа жизни и семейных ценностей,
- формирование высокого уровня социальной ответственности школьников за свои поступки сейчас и в будущем;
- стимулирование и поддержка социально значимой деятельности школьников;
- формирование социально-коммуникативных, творческих и организаторских навыков;
- использование имеющихся в школе наработок и воспитательного потенциала (система дополнительного образования и школьного самоуправления) для организации социально значимых дел;
- формирование навыков моральной ответственности.
Сбор и анализ информации.
Изучение периода Афганской войны является одним из главных в процессе патриотического воспитания. Подвиг советского народа в этой войне еще не оценен до конца. Подрастающее поколение, несмотря на особенности современной жизни, неравнодушно к подвигам своих дедов и прадедов, и хорошо понимает, что земля предков священна. Подростки, в дни подготовки к празднованию дня Победы, говорили на уроках, в беседах, на исторических конференциях, что вспоминать о нашем солдате-победителе, об угрозе возрождения фашизма, о бережном отношении к людям, к жизни, к миру надо не только в дни праздников, а помнить об этом постоянно.
Как учитель истории, я обнаружила, что у детей сегодня мало развито чувство патриотизма. Есть те, которые хотя и слышали это понятие, однако не знают, что оно означает. Некоторые предпочли бы жить за границей, а молодые люди не хотели бы стать защитниками своего Отечества, т.е. служить в рядах российской армии. Это приводит к отсутствию заинтересованности в изучении отечественной истории, гордости за свою Родину, препятствует формированию гражданственности.
В начале проекта, признаемся, мы мало были знакомы с биографией героя.
И здесь первым на помощь пришла тетя воина - интернационалиста учитель литературы Портузенкова Алия Мухаммеджановна. С этого мероприятия, посвященного ее племяннику, «Солдатами не рождаются…» мы узнали, что детство Зуфяра прошло в нашем селе. Родился 19 февраля 1964 года в селе Средняя Елюзань. В 1971 году поступил учиться в Среднеелюзанскую школу №2. В 1979 году окончил 8 классов и стал работать трактористом. В 1980 году поступил на учебу в ДОСААФ. Зуфяр рос не по возрасту серьезным, самостоятельным мальчиком. Любил слушать сказку «Конек Горбунок», интересовался современной музыкой, играл на гитаре, коллекционировал марки. Занимался спортом, любил животных. После окончания школы работал в филиале Кузнецкой обувной фабрики. В феврале 1983 года Зуфяру исполнилось 18 лет, и уже 1 апреля 1983 г. он был призван в ряды Вооруженных сил. И после прохождения курса боевой учебы направлен в июне того же года в Республику Афганистан для прохождения службы в составе отдельного автомобильного батальона, базирующего в Герате.
Зуфяр был простым российским парнем. Любил свое село, свой дом, родную природу. Одним словом любил жизнь. Говорят, смерть летит всегда в лучших.
Для героя Родиной было свое село, свой дом, друзья, братья и сестры, отец Анвяр Шагидуллович , мама Зякия Мухаммеджановна. Семья была большая: 9 детей, Зуфяр был 4-ым ребенком. Каким он был Зуфяр Багдалов? Как жил? Что остается от жизни длиною всего 19 лет? За время службы Зуфяр писал письма родителям, друзьям. Может быть, именно эти письма помогут нам ответить «Что есть человеческая жизнь»? (Приложение №2) Служба оказалась напряженной и трудной. На автомобильный батальон легла обязанность снабжать всем необходимым многочисленные подразделения, разбросанные по всей провинции с целью поддержания мира и порядка в регионе. Когда в расположении подразделения рванули первые эрэсы, офицеры части быстро сформировали отряд из бойцов охраны и водителей машин для прочесывания района, из которого противник вел огонь. Но время выдвижения к цели вблизи группы советских солдат взорвался снаряд. Среди раненых оказался и Зуфяр Багдалов.
Борьба за жизнь молодого солдата продолжалась несколько дней. 21 октября З.А.Багдалов скончался в госпитале от полученных ран. Командование высоко оценило подвиг интернационалиста: он был посмертно награжден орденом Красной звезды (приложение №3). Чтят его память и земляки. Похоронен Зуфяр Анвярович в родном селе Средняя Елюзань Городищенского района Пензенской области.
Для современных школьников эпоха Афганской войны – далёкое прошлое. На уроках и классных часах ребята рассказывают о родственниках, участниках Афганской войны, которые воевали, о тех событиях и подвигах, которые совершали солдаты. Привлекая рассказы о личном участии, в тех исторических событиях дедушек, бабушек наших учеников, мы даём возможность им эмоционально прочувствовать то время, и оно становится для них ближе.
Так на уроках и во внеурочное время, на примере жизни и деятельности героев пытаемся воспитать желание подражать им. Именно с любви к своей малой родине, к селу, школе, дому и начинается любовь к своей огромной стране, к своему Отечеству.
Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность по формированию у молодёжи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Таким образом, на уроках истории и во внеурочное время делаем всё возможное, чтобы наши дети стали достойными гражданами своего Отечества. «Важно, чтобы молодые люди усвоили, что их личное, семейное благополучие, достижение жизненных целей в различных сферах деятельности и социальный статус взаимосвязаны с готовностью к служению своему Отечеству – тому коллективу, обществу и государству, в котором они живут» А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, «Настольная книга по патриотическому воспитанию».
Программа действий.
№ | Название и содержание деятельности | Сроки | Ответственные |
1. | Подготовительные мероприятия. 1.1. Определение темы и актуальности через конкурс социальных инициатив учащихся. 1.2. Определение круга социальных партнеров и получение их согласия.
1.3. Определение ресурсного потенциала
1.4. Определение деятельности школьной инициативной группы и учащихся.
1.5. Организовать переписку с родственниками и земляками героя для сбора материала. 1.6. Нормативно-правовое обеспечение (письменное или устное согласие родителей или лиц, их заменяющих).
1.7. Информационная поддержка (выложить содержание Проекта на школьный сайт для организации интерактивного сопровождения и привлечения др. учащихся). | Октябрь-ноябрь 2013 Ноябрь - декабрь 2013
Декабрь 2013
Декабрь 2013
В течение года Декабрь 2013
Январь 2014 |
Руководители проекта
Администрация школы. Администрация с/с и школы. Инициативная группа. Инициативная группа. Администрация школы,
Системный администратор школы и системный администратор класса. |
2. | Основная деятельность. 2.1. Внеклассное мероприятие «Война солдат не выбирает» 2.2. КТД «Солдатами не рождаются…», посвященное памяти воина-интернационалиста Багдалова З.А. 2.3. Создать презентацию о подвиге Героя - афганца З.А.Багдалова. 2.4. Провести семинары о подвиге интернационалиста с показом презентации. 2.5. Создать стенд о малой родине З.А.Багдалова 2.6 Подготовка мероприятия ко дню освобождения афганских войск «Память вечна». 2.7. Организация и проведение конкурса детских рисунков – «Никто не забыт, ничто не забыто». 2.8. Подготовка волонтеров и лекторской группы. Сценарий и содержание выступления, репетиции. 2.9. Создание агитбригады и выступление лекторской группы в каждом классе на тему: «Подвиг героя». 2.10. Подготовка агитбригады по пропаганде здорового образа жизни. 2.11. Сбор информации, фотографий и документов в музейную комнату. 2.12. Создание сборника материалов о жизни и подвиге воина-интернационалиста 2.13. Благоустройство и уборка братских захоронений и памятников героям Великой Отечественной, Афганской, Чеченской войн.
2.14. Подготовка и отбор материалов информационного сопровождения проекта. | Январь 2014 Январь 2014 Январь 2014 Февраль 2014 Февраль 2014 Февраль 2014 Март 2014 Март 2014 Апрель 2014 В течение года Май 2014 В течение года В течение года | Бибарсова Г.И. Учащиеся 10 класса. Портузенкова А.М. Учащиеся 11 класса. Учащиеся 10 класса. Пончиева Н.Р. 9 классы Совет музея Тагирова Х.А. Учащиеся 11 класса. Бараева М.М. 6-7 классы Классные руководители Библиотекарь. Инициативная группа. Бибарсова Г.И. Учащиеся 5 – 11 кл. Тагирова Х.А.. Инициативная группа Бибарсова Г.И. Совет музея Бибарсова Г.И. Совет музея Тагирова Х.А.. Отряд волонтеров. Пончиева Н.Р. Инициативная группа |
3. | Рефлексия – анализ проделанной работы. Подведение итогов - подготовка материалов к трансляции (сеть Интернет). | Май 2014 | Тагирова Х.А. Заместитель директора по воспитательной работе. |
4. | Ресурсы. 1. Канцелярские (бумага, ватман, краски, карандаши). 2. Инвентарь (лопаты, грабли, веники). | В течение года | Администрация с\с и школы. |
Практические результаты проекта
После выполнения данного проекта:
Перспективы развития
В дальнейшем мы планируем:
1 Поделиться опытом своей работы со МБОУСОШ №2 с.Ср.Елюзань
2.Выпустить брошюру о жизни и подвиге З.А.Багдалова
3.Оформить в школе стенд, посвященный «воинам-интернационалистам»
–односельчанам (приложение);
4.В течение 2014 года собрать материал о воинах-интернационалистах,
Участниках афганской и чеченской войн и приурочить к 25 –летию вывода войск из Афганистана.
5. К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне создать уголок Славы.
Инициативная группа Проекта –
Куряева Диляра- обучающаяся 10А класса
Тараканов Рашит- обучающийся 10А класса
Янгуразова Расимя – обучающаяся 11В класса
Тагиров Ислям - обучающийся 11В класса
Бухминов Рушан- обучающийся 11В класса
Участники проекта –
- администрация школы;
- зам.директора по УВР Тагирова Х.А.
- учитель русского языка и литературы Портузенкова А.М,,
- учитель истории Пончиева Н.Р
– руководитель музея Бибарсова Г.И.
- учащиеся 9-11 классов
Приложение №1
Стихотворение, написанное учителем английского языка МБОУ СОШ №1 с.Средняя Елюзань Бибарсовой А.А.:
Я убит на афганской войне
Был мальчишка я шустрый и бойкий,
В коридоре с друзьями бузил,
Получал и пятерки и тройки,
Но школу свою я любил
Не спешите, постойте, ребята!
Побеседуйте тихо со мной,
И скажите: «Какой был веселый»
И какой он еще молодой:
Подождите девчонки смеяться
Посмотрите на этот портрет,
Мне исполнилось лишь восемнадцать
А меня уже нет, просто нет
Я войну эту страшную видел
С автоматом в бой уходил,
Чтобы вас здесь никто не убил!
Мне бы бегать на поле футбольном,
И подругу встречать по весне
Я осенью не вернулся из боя
Я убит на афганской войне
Мать рыдает, горюет, страдает
Над могилою ранней моей,
Да поет по весне, заливаясь
Елюзанский шальной соловей,
Побывайте у мамы в квартире,
Навестите родную мою,
Чтобы знала она, что о сыне,
Кто–то помнит в родимом краю.
Погрустите и вы над могилой
Принесите цветов полевых,
Чтобы пахло мне Родиной милой,
На дорогах моих неземных.
Приложение №2
Письма родным З.А.Багдалова из армии.
«Привет мама, братья и сестры! Пишу вам письмо сразу на следующий день. Вчера под вечер получил форму, ходили в баню. Постепенно привыкаю солдатскую кашу есть. Пришивали воротнички, я с ними запарился, два раза пришивал.
Мы пока не работаем, наше дело-наведение порядка в казарме. С понедельника придут офицеры, они будут нами командовать. Ну ладно, на этом пока все.
2 июня 1983 года
Кубань. Краснодарский край»
28 июля 1983 г.
«Здравствуйте, родные!
У меня все нормально. Я по специальности водитель, не знаю хорошо или плохо будет, лучше конечно, с автоматом бегать.
Кубань. Краснодарский край»
Перед отправкой в Афганистан 28 августа 1983 года
«У меня есть новости. Приезжал командующий, довел до сведения, что наш батальон едет в Афганистан. А где мы будем стоять – там спокойно. Мама, зря не беспокойся».
Последнее письмо, написанное за 4 дня до ранения.
3 октября 1993 года
«Здравствуйте, мои дорогие! Поздравляю вас с праздником. Немного о себе. Я жив и здоров. Жрачка у нас царская. Здесь встретил своего земляка - Шамиль из Верхней Елюзани. Обо мне не беспокойтесь».
Марши для детей в классической музыке
Иван Васильевич меняет профессию
Три загадки Солнца
Несчастный Андрей
Пчёлы и муха