Школьный музей является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающий сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов источников по истории природы и общества, имеющий воспитательную и научно-познавательную ценность.
Школьный музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.
Краеведческая работа в нашей школе ведётся уже в течении нескольких лет. Собранный материал по истории нашего края хранится в школьном музее. Данная исследовательская работа предназначена для краеведческой работы в рамках учебно-воспитательной деятельности и призвана помочь учащимся шире познакомиться с родным краем, с знаменитыми людьми вышедшие из деревни Дуван – Мечетлино, глубже понять своеобразие его природы, истории и культуры, а также познакомиться с приёмами собирательной и музейной работой через экскурсии, интересные встречи.
Вложение | Размер |
---|---|
muzey_gulnaz1_-_kopiya.docx | 309.73 КБ |
ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЛИЦЕЙ №1 С.БОЛЬШЕУСТЬИКИНСКОЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМ.Х.Я.ФАТКУЛЛИНА С.ДУВАН-МЕЧЕТЛИНО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МЕЧЕТЛИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Научно-исследовательская работа на тему:
«Экскурсия по Дуван-Мечетлинскому музею»
Выполнила: Алхайдарова Гульназ
ученица 6 класса
Преподователь: Абдрахманова Эльвера
Дамировна, старшая вожатая,
учитель башкирского языка
и литературы
2019
Содержание
Введение………………………………………………………………………………...
Глава I. Основание деревни Дуван-Мечетлино……………………………………...
1.1 История образования деревни Дуван-Мечетлино………………………………
1.2 История образования краеведческого музея…………………………………….
Глава II. Музейные достопримечательности………………………………………...
2.1. Знаменитые люди вышедщие из села Дуван – Мечетлино…………………….
2.2. Музейные уголки…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………………….
Приложение
Введение
Краеведение и музееведение в системе образования являются традиционными и эффективными средствами обучения и воспитания у школьников любви к родному краю. Одним из условий успешного разрешения познавательных и воспитательных задач школы является организация работы школьного музея. Его создание в школе вызвано стремлением участников образовательного процесса знать больше о своей местности, школе; о людях, которые здесь жили и живут, трудились и трудятся в настоящее время, а также желанием сохранить историю своей малой Родины.
Цель нашей исследовательской работы: развитие творческой деятельности учащихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы ( беседа с бывшими руководителями музея, поисковой метод), патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Основные задачи, которые необходимо решить для достижения цели исследования:
- активизировать познавательную и исследовательскую деятельности ;
- узнать истории и накопляемость музея у самих ;
- приобщение школьников к культуре предков, к традициям и обычаям своего народа, привитие чувства любви к родному краю;
- воспитание у обучающихся гражданственности и патриотизма;
- привлечение внимания школьников к проблемам сохранения истории и культуры родного края;
- формирование и пополнение музейных коллекций, обеспечение сохранности экспонатов, учёт фондов музея.
Основные принципы осуществления исследования:
- принцип заботливого отношения друг к другу, к окружающему миру;
- принцип совместной деятельности учащихся;
- принцип целесообразности («всё делать с пользой»)
- принцип творческого отношения к делу.
Экспозиционная деятельность
Результатом нашей исследовательской работы становится создание музейной экспозиции. Главная задача данного направления – способствовать повышению научного и эстетического уровня экспозиций. Для этого необходимо:
- освоить и практиковать порядок создания экспозиции: изучение и отбор материалов, составление плана, разработка проекта художественного оформления, изготовление оборудования, текстов, элементов оформления, монтаж;
- учитывать основные эстетические требования: ритмичность в расположении экспозиционных комплексов, равномерность насыщения их частей, пропорциональную загрузку экспозиционных площадей;
- предусмотреть в экспозиции школьного музея разделы, в которых легко можно заменять материал, что даст возможность проводить в музее разнообразные игры и викторины с различными категориями школьников. Созданная экспозиция школьного музея должна стать центром просветительской работы в школе и на селе.
Глава I. Основание деревни Дуван-Мечетлино
1.1 История образования деревни Дуван-Мечетлино
Село Дуван-Мечетлино по источникам и документам музея примерно по первым источникам образовался в 16 веке примерно в 1583 году, а по другим источникам 1700 году.
Село Дуван-Мечетлино основано в 16 веке выходцами из племени дуван. Согласно, шэжэрэ, основал Акбулат, сын Сунсулея, внук Карамыша. В 1756 году название деревни было под названием Абдрак и еще были имена (Уртаул, Абдеево),потом только Дуван-Мечетли, в 16 дворах проживало 86 человек. В годы Крестианской войны 1773-1775 через село по пути прошел отряд Салавата Юлаева. Дуван-Мечетлино был одним из центром восстания в 1835 году. Дуван-Мечетлинцы всегда были защитниками свободы, борцами за свои земли. И в центре села Дуван-Мечетлино есть памятник жертвам Гражданской войны. Здесь 18 июня 1918 году восставшие против молодой Советской власти зверски избивали на горе Кактау. Их тела пролежали еще год, пока шла Гражданская война. Так же здесь установлен обелиск землякам павшим в годы Велико Отечественной Войны. И на сегодняшний день можно сказать, что наша деревня, село Дуван-Мечетлино, образовалось около 300-400 лет тому назад.
В конце XIX века, когда Россия из капиталистической стадии своего развития переходила в империалистическую стадию, назрела необходимость расширение учебных заведений.
В 1865 году в Мечетлино была мечеть, 2 мануфактурные лавки и медресе. В конце октября 1877 года дети стали обучаться в мечетях. До 1 июля 1877 году обучалось 29 человек как рус - баш. начальная мужская, 1913 4-летняя школа, с 1925 7 летняя, 1948 средняя находился в центре села Дуван-Мечетлино. Далее 1965 году построили двухэтажную школу по улице Сабира Вагапова. Здесь обучались ученики из близлежащих деревень. За эти годы столько выдающихся личностей получили здесь азы воспитания и знания. И в 2001 году Дуван-Мечетлинской школе присвоено имя Хусаина Ямалетдина Фаткуллина « Заслуженный учитель школ РСФСР» и дважды удостоенный высокой наградой СССР – ордена Ленина.
1.2 История образования краеведческого музея
Краеведческий музей в Дуван-Мечетлинской средней школе является одним из первых в районе. Бывший учитель истории Абдуллина Мафруза Абдулловна, за 38 лет педагогической деятельности в 30-60 годах вела плодотворную работу по сбору с учащимися краеведческого материала по истрии края. Она собрала много старинных вещей домашнего быта башкир. Ребята в огородах находили остатки оружия времен гражданской войны и приносили своей учительнице. В то время не было приспособленного помещения для организации школьного музея.
В 1965 году было построено новое кирпичное двухэтажное здание школы. Стало возможным выделить помещение для школьного музея. Большой вклад в организации школьного музея внесла Мирхаева Гайникамал Акрамовна, проработавшая учителем географии с 1950 года по 1979 год. Она была педагогом новатором. Умело организовала туристско-краеведческую работу с учащимися. Были организованы туристические поездки в города, в уникальные заповедники страны. Это были не простые поездки. Учительница учила ребят вести исследовательскую работу. Писать рефераты, отчеты, собирать экспонаты для будущего музея. Под руководством Мирхаевой Г.А. учащиеся Дуван-Мечетлинской средней школы занимали призовые места на районных туристско-краеведческих смотрах. Наконец, в 1972 году музей был торжестаенно открыт. С первых дней работы музея, он стал хорошим источником краеведческого материала на уроках истории и географии. Часто здесь проводились вечера встречи с ветеранами ВОВ, видными людьми края.
Гайникамал Акрамовна является автором увлекательных публикаций районных и республиканских изданий. Ею были выпущены две книги по истории Северо-Востока Республики (2001-2002 г.г.). Неутомимый труд краеведа был достойно
отмечен: в 2016 году Мирхаевой Г.А. была присуждена премия им. Рашита Ахтари. После ухода на пенсию Мирхаевой Г.А. в 1979 году, музей возглавлял Фаттахов Фарит Кинжабаевич учитель истории и ОБЖ, так же он с 1989-1996 годы проработал директором в этой же школе. В его рабочей деятельности музей пополнялся старинными вещями, утварью, разными находками с времен Великой Отечественной Войны. Были находки из Барактау, разные монеты и украшения. В годы Гражданской войны здесь женщин и мужчин похоронили со своими вещами. Найдены украшения и черенки из глиняных горшков, так же боевые орудия, кистень, уздечки, рукоятка меча и др. В его рабочей деятельности были пополнения вещами из древних башкир.
После этого, руководителем музея стал Ишбулатов Дим Кутдусович, который много сил отдал возрождению и обогащению музея с 2002 по 2007 годы. Он так же был учителем и директором в 1987-1989 годы в Дуван-Мечетлинской средней школе. Так как в школе было много учащихся, музей перевили в маленькую школу, который был построен 1877 году. Музей получил свидетельство № 3529. Он так же заполнял музей различными материалами.
В основном он собирал материалы о знаменитых людях вышедших из села Дуван-Мечетлино, это Барый Калимуллин, Марьям Гималова, Х.Я. Фаткуллин и др. Так же он заинтересовался и изучил шэжэрэ Тагира Баишева, Хабира Аллаярова и других жителей села. В этих начинаниях огромный труд возложил Давлетбирдин Тагир Салихович, учитель математики и информатики заслуженный учитель РБ. Он сделал эти шэжэрэ в электронном варианте. Так как в старой школе было холодно и сыро, он обратился за помощью выпускнику с. Д-Мечетлино Бадретдинову Рамилю Рафаиловичу, который работал генеральным директором санатория Янгантау. И с 2006 году начинается постройка нового пристроя для школьного музея. В феврале 2007 года был открыт новый просторный кабинет музея. Площадь музея: 40 кв.м. три оконных проёма. В музее имеется основной фонд: памятники материальной и духовной
культуры, фонд подлинных экспонатов, собранных во время поисково-исследовательской и собирательной работы в соответствии с профилем музея. А с 2007 года по нынешный день музеем руководит учитель истории Галимов Данис Абдулхакович, так же работал учителем истории и был директором в 2002-2004 годы. Его работа было оформление нового музея. В его деятельность так же музей пополнялся разными историческими находками. Были находки с Гражданской войны, это разные каски, диск из автомата, граната, БТР- гильза, мина, затвор карабина, гильза от карабина из Санк-Петербурга. Так же собрал уголок ислама, где можно увидеть, свещенная книга «Корань», одежда верующей, которая была в «Мэкке»,тюбетей, женское украшение из камней и др
В музее насчитывается 400 основных и около 100 временных экспоната. Место нахождения музея: Дуван-Мечетлинская средняя школа, 1 этаж, вестибюль, направо.
Глава II. Музейные достопримечательности
2.1 Знаменитые люди вышедщие из села Дуван – Мечетлино
Дуван-Мечетлинская школа знаменита не только тем, что ей в нынешнем году исполняется 141 год. Она славится прежде всего, своими выпусниками, которые получив в школе среднее образование, выбрали свой путь в жизни и прославили родную школу, район и республику. Это прежде всего два Героя из нашего района – Герой Советского Союза Кутдус Латыпов и Герой Социалистического труда, первым освоивший Тюменскую нефть, Ричард Аллаяров.
Получили образование в славной школе видные государственные деятели нашей республики: Сабир Вагапов до Великой Отечественной войны работавший председателем Совнаркома и после войны первым секретарем Башкирского КПСС. Работавший также председателем Совнаркома БАССР Ф. Шагиморданов. Бывший министр юстиции К. Рахматуллин. Прославили родную школу братья Калимуллины: автор проектов многих городов и ВУЗ-ов республики, заслуженный архитектор СССР, профессор Б.Калимуллин, преподаватель Башкирского нефтяного университета, профессор С.Калимуллин и Н.Калимуллин.
Наука республики получила достойное пополнение в лице выпускников школы, автора многих книг и учебников по башкирской литературе, лауреата премии Ушинского, учителя знаменитого Рами Гарипова, кандидата педагогических наук Марьям Гималовой, заведующего кафедрой Башкирского Аграрного Университета, профессора В.Дусыева, кандидатов сельскохозяйственных наук Х.Губайдуллина, Ю.Байрамгулова и Р.Миндибаева, кандидата исторических наук К.Фатихова, кандидата химических наук Э.Батталова, кандидата медицинских наук, специалиста в области микрохирургии Р.Агзамова, кандидата биологических наук Ф.Гималова. Окончили эту школу известные кадровые военные генерал-майор Д.Гайнанов, подполковник Д.Ахунов. Славят родную школу заслуженная артистка Республики Башкортостан З.Бахтиева, заслуженный работник культуры Р.Ахметьзянова, писатель Р.Камалов. Начальник республиканской семенной инспекции А.Камалов; профессор медицинских наук Р.Бадретдинов, главный санитарный врач города Ханты-Мансийска Р.Гималов и многие другие.
По праву гордится школа своими выпускниками-спортсменами. Это четырёхкратный чемпион Башкортостана по самбо Ю.Валиев, тяжелоатлет Д.Валиев, кандидат в мастера спорта по дзюдо А.Валиев и мастер спорта по лёгкой атлетике М.Биков.
Не каждая школа может гордиться такими знаменитыми, не только в республике, выпускниками.
Первым учителем Дуван-Мечетлинской школы был назначен воспитанник Уфимской татарской учительской школы Муллашев, проработавшей только несколько месяцев. До 1 июля 1877 года в школе обучалось 29 человек. Школа, имея кроме учителей ещё и законоучителя из местных мулл, была снабжена от управы всеми необходимыми учебными принадлежностями.
После Муллашева, по утверждению старожилов деревни, учительствовал Габдулла Карамышев, бывший военный фельдшер, заведовавший школой в течение двух лет. Затем учительствовал Ямалетдин Фаткуллин, уроженец села Ермекеево, окончивший Оренбургскую учительскую школу.
Среди всех учителей особо выделялся Хусаин Ямалетдинович Фаткуллин, который всю свою трудовую жизнь посвятил учительской работе. Он был персональным пенсионером, за большие заслуги в области народного образования ему было присвоено высокое звание « Заслуженный учитель школ РСФСР» и дважды был удостоен высокой награды СССР – ордена Ленина.
Хусаин Ямалетдинович в 1906 году окончил Казанскую учительскую школу. Он ещё в ту пору был прогрессивно настроенным человеком и, как сам утверждал в своих воспоминания, Златоустовская земская управа не приняла его на учительскую работу как «казанского политикана». До 1911 года он учительствовал в деревне
Шакурове Красноуфимского уезда Пермской губернии, затем добился разрешения работать в Дуван-Мечетлинской школе. К этому времени школа была с трёхгодичным сроком оучения.
2.1. Музейные уголки
В музее имеются разделы и оформленные выставки:
Имеется полотенце с различными узорами, ковры ручной работы, самовары разных лет, горшки из глины, деревянные посуды и из бересты.
Утварь башкирского народа. Утюги разных времен, прялки, гнезда для гусей из ивы, разные сети для ловли рыб, керосиновые лампы, орудия труда для сенокоса. Вещи древних башкир: лапти, одежда женщин, мужчин)
Здесь находится находки с 1962 года, когда при возведении фундамента для построения школы нашли кости мамонта. Так же различные клыки, кости древних времен.
Океанический коралл, рога косули, различные камни из морей и океанов.
Это разные каски, диск из автомата, граната, БТР- гильза, мина, затвор карабина, гильза от карабина.
Ствол ружья, патронташ винтовки, револьвер, гильза, саперная лопата.
Бонистика – наука изучающая бумажных денег. Царские, советские и др.
Нумизматика – наука изучающая металлические деньги. Современные, металлические, юбилейные, иностранные;
Значки: разных времен, солдатские, спортивные, пионерские, комсомольские.
Стенды:
1. Макет стеллы бойцам Великой Октябрской Социолистической Революции
2. Погибшим в Великой Отечественной Войне
3. Участникам Великой Отечественной Войны.
4.. Кавалеры ординов и медалей в СССР
5. Уголок Х.Я. Фаткуллину, Б.Г.Калимуллину, С.Вагапову
6. Шэжэрэ (извесных людей).
7. Знаменитые люди с. Дуван-Мечетлино.
8.Учителя ветераны.
9. Жизнь и творчество знаменитых людей, и их портреты.
10. Папки и буклеты разных времен.
Заключение
Школьный музей – это музей в миниатюре, отражающий узкие локальные темы истории или природы нашего края. Тесно связанный со всем образовательным процессом школы, он создаёт благоприятные условия для индивидуальной или коллективной деятельности учащихся, помогает развивать у них умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке научной и политической информации.
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающий сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов источников по истории природы и общества, имеющий воспитательную и научно-познавательную ценность.
Школьный музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.
Краеведческая работа в нашей школе ведётся уже в течении нескольких лет. Собранный материал по истории нашего края хранится в школьном музее. Данная исследовательская работа предназначена для краеведческой работы в рамках учебно-воспитательной деятельности и призвана помочь учащимся шире познакомиться с родным краем, с знаменитыми людьми вышедшие из деревни Дуван – Мечетлино, глубже понять своеобразие его природы, истории и культуры, а также познакомиться с приёмами собирательной и музейной работой через экскурсии, интересные встречи.
Список литературы
1. М. Гималова «Районы северо-Восточных районов »,2002,-Уфа.
2. М. Гималова «Тарих языр инем ташына »,2001,-Уфа.
3. Энциклопедия Мечетлинского района
4. Р.Шакур «В именах- истории», 1993,-Уфа.
Пока бьют часы
Девчата
Учимся ткать миленький коврик
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Кто самый сильный?