Для очень многих ситуация выбора оказывается стрессовой. Причины этого кроются в том, что с одной стороны, человеку страшно брать на себя ответственность за свои поступки, с другой - он просто не знает, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало его, интересам и целям.
Вложение | Размер |
---|---|
Индивидуальный проект. Профориентация школьников. | 29.19 КБ |
Презентация к индивидуальному проекту. Профориентация школьников. | 1.61 МБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Тушнинская средняя школа имени Ф.Е.Крайнова
Индивидуальный итоговый проект
тема
Выполнила:
Якимова Юлия
Ученица 9 класса
Руководитель проекта:
Смирнова Т.А.
Учитель
Работа допущена к защите « » 201 г
Подпись руководителя проекта ( )
Тушна, 2019г.
Профориентация на сегодняшний день неизученная область науки, так как нет определенной универсальной программы, которая бы была однозначно эффективной. Данное направление находится в состоянии эксперимента, то есть разрабатываются различные программы.
Разговор о профессии начинается с самого детства. Уже у маленьких детей спрашивают: «Кем ты хочешь стать в будущем?» Дети отвечают на этот вопрос по-разному: кто-то говорит, что хочет стать врачом, кто-то - учителем, мальчишкам нравятся летчики, космонавты, а кто-то даже отвечает, что желает стать Президентом. Стоит отметить, что даже игры, в которые играют дети, отражают интересы детей, где они или лечат кого-то, или что-то строят, готовят и так далее. У кого-то и осуществляются детские мечты, а кто-то много раз меняет свое мнение по поводу того или иного вида деятельности. Если же ребенок сильно увлечен чем-то, ему нужно помогать развивать свои способности в этой сфере, подсказывать и направлять в нужном направлении. В современном мире появляется множество разных профессий. Благодаря компьютеризации увеличился выбор специализаций. Появилась возможность работать не только в офисе, но и удаленно, например, дома за компьютером по Интернету.
Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Количество профессий в наши дни измеряется пятизначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным же разных исследователей, девятиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 20 профессий, поэтому профориентация зачастую носит стихийный характер, изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значит роль в этом играют советы окружающих: друга, родителей, СМИ. Около 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности. Выбирая профессии, как правило делают упор на свои интересы, склонности, не учитывая при этом психофизических возможностей, интеллект, потенциал, профессиональнозначимые качества личности.
Будущая профессия является основным звеном для осуществления нормальной жизнедеятельности человека. Поэтому очень важно выбирать профессию именно ту, где можно проявить себя с хорошей стороны, быть нужным для общества. Проблема выбора состоит в том, что на данный момент существует огромное количество профессий, среди которых нужно выбрать лишь одну.
Востребованность, которая тоже относится к внешним факторам, характеризуется нестабильностью. Профессии, которые пользуются спросом на сегодняшний день, могут быть невостребованными через некоторый промежуток времени. Хоть и к заработной плате особое отношение, следует учитывать тот факт, что сама профессия не может гарантировать высокого заработка. Тут также нужно рассматривать возможность карьерного роста. Так как, будучи представителями одной профессии, кто-то может находиться на высокой должности и иметь хороший доход, а кто-то, наоборот, занимать низкую должность и получать небольшую зарплату.
Необходимо оценивать реальную возможность в получении профессии. Здесь немаловажную роль имеет финансовое положение, так как при поступлении сложно попасть на бюджетную форму обучения. Что же касается мнения окружающих, в том числе родителей, то это, безусловно, важный момент при выборе профессии, но не самый важный. Необходимо четко осознавать разницу между рынком труда, когда работали мама и папа, и нынешним, о котором они, возможно, не полностью осведомлены. Можно воспользоваться Интернетом и изучить ситуацию, почитать отзывы людей разных профессий или попросить знакомых людей поделиться своим опытом. Проанализировав все вместе взятое, стоит самому определиться, как действовать дальше.
От характера и личностных качеств зависит то, каким специалистом он станет. Не стоит ставить планку выше своих возможностей. Не стоит окунаться с головой в медицину, если химия и биология являлись сложными и непонятными предметами. Хороший программист не получится из того, кто не дружил с математикой и информатикой. Учитель без творческих способностей, терпеливости и любви к детям обречет себя на душевное расстройство.
Будущую профессию необходимо выбирать с учетом только личных качеств и способностей. Групповое чувство, ориентация на друзей или советы родителей не помогут в формировании собственной самооценки. Поэтому прислушиваться к рекомендациям можно, но стараться им полностью соответствовать не нужно. У каждого человека всегда должно быть собственное мнение. Вторая проблема выбора: перенос личностных отношений на профессию. При выборе специальности необходимо учитывать профессиональные особенности будущего вида деятельности, а не выбирать ее потому, что тебе интересен человек, который занимается данной работой. Особенно опасна привязанность к преподавателю, которая может привести к ложному выбору будущей специальности. Кроме этого, довольно часто люди совершают ошибку, когда хотят получить профессию своего кумира, например, любимого спортсмена, артиста, журналиста или политика. Третья проблема выбора: внешнее увлечение профессией. У каждой профессии существуют свои преимущества и недостатки. За легкостью, которую мы видим на сцене, стоит ежедневный напряженный труд артиста. А журналисты не только выступают в эфире, они прорабатывают массу информации, работают с архивными данными и берут интервью у десятка людей. Поэтому поверхностное мнение о профессии чаще всего является ошибочным. Четвертая проблема выбора: учебный предмет и профессия, которая за ним стоит. Зная в совершенстве иностранный язык, можно выбрать массу профессий (экскурсовод, переводчик или телефонист международной связи), где потребуется это знание. Поэтому при выборе профессии необходимо выяснить и учесть, какие реальные работы и специальности стоят за определенным предметом. Пятая проблема выбора: нежелание разобраться в личных способностях. Разобраться в самом себе можно с помощью профконсультантов, родителей, учителей и друзей. Полезными могут стать и психологические тесты или статьи на тему психологии. Однако необходимо знать, что задачей популярных тестов является активизация работы по самопознанию и самоанализу, а не выдача готового результата о личностных качествах человека. Шестая проблема выбора: недооценка своих физических недостатков. Существует ряд профессий, где имеют место опасные и вредные производственные факторы. Поэтому необходимо четко знать медицинские противопоказания, чтобы в дальнейшем не усугубить состояние здоровья. Седьмая и последняя проблема выбора: незнание основных действий и их порядка при выборе профессии. При выполнении любых действий необходимо руководствоваться четкой последовательностью. Обязательно воспользуйтесь этим правилом и при выборе своей профессии.
Для очень многих ситуация выбора оказывается стрессовой. Причины этого кроются в том, что с одной стороны, человеку страшно брать на себя ответственность за свои поступки, с другой - он просто не знает, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало его, интересам и целям.
Исходя из актуальности проблемы для практики профессионального определения, нами сформулирована тема проекта: профориентация школьников.
Поэтому целью проекта является: приобретение участниками знаний и умений, необходимых для выбора будущей профессии.
Проектным продуктом будет рекомендации участникам проекта в выборе профессии.
Задачи:
- получение данных об учащихся, их способностях предпочтениях.
- использование методик для профориентации.
- сравнение показаний тестов с желаниями учащихся.
- анализ литературы по профориентации.
План работы:
1. Подготовка: определение темы и целей проекта.
2. Планирование: формирование задач проекта; изучение источников информации.
3. Исследование: выполнение задач проекта; проведение психолого-диагностических процедур: а) диагностика пространственного мышления;
б) диагностика слухоречевой памяти;
в) диагностика зрительной памяти;
г) диагностика логического мышления;
д) диагностика словарного запаса;
е) диагностика математического мышления;
ж) диагностика глазомера;
з) диагностика вычислительных способностей;
и) диагностика профессиональных склонностей- тест ДДО; карта интересов.
4. Выводы: анализ всей полученной информации; формулирование выводов.
5. Защита проекта: отчет о выполненной работе и анализ результатов.
В профориентации традиционно выделяются следующие направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика (включая длительное отслеживание основных линий развития, профотбор и профподбор) и профконсультация. Профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит и профконсультация как индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении.
И профориентация и профконсультация – это ориентирование школьника, тогда как профессиональное самоопределение больше соотносится с самоориентированием учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения (по Е.А. Климову). Отмечается, что «профориентация способствует созданию условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом».
Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими модными ныне понятиями как самоакутализация, самореализация, самоосуществление, самотрансценденция.
Все это позволяет определить сущность профессионального самоопределения, как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а такое нахождение смысла в самом процессе самоопределения.
Профессиональное и личностное самоопределение имеют очень много общего, а в высших своих проявлениях они почти слипаются. Если же попытаться развести их, то можно выделить принципиальные отличия:
Профессиональный выбор, в отличие от профессионального самоопределения (по Е.И. Головахе) – это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу школьника, который может быть осуществлен как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения. Дж. Сьюпер считает, что в течение жизни (карьеры) человек вынужден совершать множество выборов (сама карьера рассматривается как «чередующиеся выборы»).
Нами изучены результаты диагностической работы.
Мы провели анкетирование 9-классников. По результатам опроса построили таблицы [см. прил. ].
Естественно, такие дискуссии в подростковых классах должны быть управляемыми и контролируемыми со стороны психологов профконсультантов. А для этого важно разрабатывать принципиально новые методы и формы работы, а не просто тестировать школьников, выдавая им рекомендации, проводя различные тренинги. Но есть более интересные формы работы (экскурсии, поездки в учебные заведения, на производство, что и в этом году нам предлагает центр «Диалог» в рамках проекта « Профи –дебют») но и начать профориентационную работу в начальной школе ( «День карьеры» приготовили презентации о профессиях родителей). Самоопределяющийся подросток постепенно начинает чувствовать свою сопричастность культурно-историческому процессу, видеть себя будущим социальным субъектом, гражданином своей страны, а не просто предприимчивым человеком, который сумел «неплохо устроиться», сумел «не упустить свое» и выгодно отличиться от других.
Заключение
Первая жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники – это выбор профессии. И здесь главное – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный старшими подростками выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Насколько своевременной, грамотной будет помощь ему в этот период, настолько правильным будет выбор учащегося.
Проведя исследовательскую работу по изучению необходимости, эффективности профориентации, а также поиске новых методов для достижения высокого уровня ее эффективности, сформулируем следующие выводы:
1. Доронина И.В. Психология и педагогика: Учебно-методический комплекс для дистанционного обучения. – Новосибирск, СибАГС, 2002. – 156 с.
3. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М., Изд-во НОРМА, 2002. – 624 с.
2. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М., Просвещение, 1990. – 215 с.
3. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. – Обнинск, МГУ, Центр «Детство», 1993. – 243 с.
4. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М., Вако, 2006. – 288 с.
5. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг
готовности к экзаменам (9-11 классы): Практичное руководство для классных руководителей и школьных психологов. – М., Вако, 2006. – 240 с.
6. Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. – М., Педагогика, 1983. – 197 с.
Слайд 1
Мунициальное общеобразовательное учреждение Тушнинская средняя школа имени Ф.Е.Крайнова Индивидуальный итоговый проект н а тему « Влияние темперамента н а выбор профессии» Выполнила: Бауман Айлита Дмитриевна Ученица 9 класса Куратор проекта: Смирнова Татьяна Александровна педагог-психолог высшей квалификационной категории 2019 годСлайд 3
Объектом исследования является: темперамент . Предметом исследования является влияние особенностей темперамента на стиль деятельности и выбор профессии . Гипотеза : темперамент оказывает влияние на все сферы деятельности человека: на общение, на поведение, на деятельность, а значит, особенности темперамента необходимо учитывать при выборе профессии.
Слайд 4
Цель исследования: изучение особенности темперамента учеников 9 класса, выявление наиболее ярких качеств личности, свойственных людям с различными темпераментами. Определить влияние качеств личности на стиль деятельности и выбор профессии. Задачи исследования: 1.Проанализировать литературу по данной теме. 2.В ходе теоретического анализа психологической и специальной литературы выявить и обосновать влияние темперамента на профессиональный выбор; 3. Выявить особенности темперамента учеников 9 класса. 5. Установить зависимость между определённым типом темперамента учащихся и выбираемыми ими профессиями и видами профессиональной деятельности; 5. Создать рубрику на школьном сайте «Я и моя профессия». 6. Предоставить рекомендации учащимся 9 класса по выбору профессии с учетом их темперамента на классном часе.
Слайд 5
Темперамент – это совокупность индивидуальных особенностей личности , характеризующих динамическую и эмоциональную сторону её деятельности и поведения .
Слайд 7
Рекомендуемые профессии: холерик сангвиник телерепортер, товаровед, артист, дипломат, журналист, снабженец, предприниматель, хирург, летчик, диспетчер, водитель, тренер, менеджер, строитель, режиссер, повар, следователь, геолог, электрик и т.д. менеджер, учитель, врач, психолог, воспитатель, организатор, продавец, официант, инженер-технолог и т.д. меланхолик флегматик деятель искусств, художник, швея-модельер, маляр, копировщик рисунков, композитор, писатель, ветеринарный врач, геолог, агроном, зоотехник, бухгалтер, специалист по машинописи, автослесарь , слесарь механик, электрик, инженер, агроном, водитель, научные – ботаник, астроном, физик, математик
Слайд 8
Результаты исследования влияния темперамента на выбор профессии Вывод: сравнив результаты диагностик по Шелдону и Белову, типы темперамента совпали у 4 обучающихся (44,4%).
Слайд 9
Вывод: в нашем случае показатели экстраверсии – интроверсии составляет совпадение на 57,5%, по эмоциональной стабильности – так же 57,5%. В ходе экспериментального изучения типов темпераментов по разным шкалам (тестам) они совпадают на 50% и более.
Слайд 10
Диагностика по дифференциально-диагностическому тесту Е. А. Климова
Слайд 11
Результаты диагностики профессионального самоопределения учащихся 9 класса Цель диагностики: развитие склонностей и интересов, выбор предпочитаемых образовательных областей . Проанализировав склонности и интересы обучающихся, профессиональные области и направления профильного обучения, можно сделать вывод: выбор предпочитаемых профессий совпадает с типом темперамента на 90 %.
Слайд 12
При выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Чтоб не допустить ошибки при выборе профессии, важно учитывать тип темперамента с выбором области предпочитаемых профессий . Таким образом, я считаю, что моя гипотеза подтвердилась. Тип темперамента значительно влияет на выбор будущей профессии.
Слайд 13
Практическая значимость: Рубрика на школьном сайте « Я и моя профессия».
Слайд 14
Предоставление индивидуальных карт моим одноклассникам
Слайд 15
Я желаю выбрать профессию, на которую пойдете с удовольствием! Спасибо за внимание!
Тигрёнок на подсолнухе
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Колумбово яйцо
Хрюк на ёлке
Две снежинки