Анатомия и музыка(какие латинские и греческие слова породили и музыкальные,и анатомические термины,какие названия музыкальных инструментов стали анатомическими терминами ,как произошел перенос значения)
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_po_biologii_anatomiya_i_muzyka.docx | 19.75 КБ |
Анатомия и музыка(какие латинские и греческие слова породили и музыкальные,и анатомические термины,какие названия музыкальных инструментов стали анатомическими терминами ,как произошел перенос значения)
Если имена будут названы неправильно,
слова не будут иметь оснований,
дела не будут осуществляться,
и народ не будет знать, как себя вести.
Конфуций
Язык медицины – это симбиоз древнегреческого и латинского языков; это орудие, выкованное из повседневного языка, при помощи которого профессионал овладевает предметом медицинского знания при условии, что он умеет пользоваться этим орудием. Древнегреческое врачевание, впитавшее в себя опыт и знания древних цивилизаций, достигло наибольшей степени самостоятельности как область профессионального знания к V веку до н.э. С «Гиппократова сборника» («Corpus Hippocraticum»), куда вошли сочинения не только Гиппократа и его учеников, но и врачей, представлявших иные направления древнегреческой медицины, фактически начинается история европейской медицины и процесса формирования медицинской терминологии.
Грамотный человек никогда не напишет слово рассказ с одной с, т. к. воспринимает его состоящим из приставки рас– и корня -сказ. А почему, например, эмиграция пишется с одной м, а иммиграция – с двумя, знают немногие. Большинство людей просто запоминают написание этих слов, не пытаясь понять, из каких элементов они образованы.
Многие отрасли знания (медицина, биология, фармацевтика и др.) пользуются латинской номенклатурой (например, латинские названия видов животных и растений). Точнее было бы сказать, что они имеют номенклатуру, записанную латинскими буквами. Дело в том, что после включения Греции в состав Римской империи латинский язык заимствовал большое количество греческих слов, ведь греческая культура почти во всём превосходила тогдашнюю римскую. Кроме того, в Новое время, когда складывалась научная номенклатура, учёные европейских стран активно использовали греческую лексику для обозначения новых понятий, однако латинизировали её, т. к. именно латынь была средством межнационального общения.
Латиняне очень бережно обращались с заимствованными греческими словами. Фонетические системы этих двух языков весьма различны. Пришлось вводить добавочные буквы и буквосочетания для передачи греческих звуков, отсутствовавших в латинском языке. Эти буквы и буквосочетания давно уже не произносятся на древнегреческий манер, но в письме они остались и служат для нас индикаторами греческого происхождения соответствующих латинских слов, хотя многие из них обозначают в разных языках не только «бывшие» греческие звуки, но и звуки родного языка.
До начала XVI в. еще не было ясного представления ни о внутреннем, ни о среднем ухе; барабанную перепонку считали местом восприятия слуховых ощущений. Мало знали и о полости, которую вместе с барабанной перепонкой называли tympanum - "а similitudine cum tympano", т. е. «по сходству с барабаном». Даже после того, как узнали, что барабанная полость имеет чрезвычайно неправильную форму, нисколько не похожую на барабан, названия cavum и membrane tympani сохранились.
Тимпа́н (греч. τύμπανον, лат. tympanum) древний ударный музыкальный инструмент-мембранофон, предшественник современных литавр.
В Древней Греции тимпаном называли односторонний барабан с глубоким резонатором. На натянутой нарезонатор кожаной мембране играли кистями рук. Аналогичные инструменты были распространены наБлижнем Востоке — в Месопотамии и у иудеев. В Грецию инструмент попал и к V веку до новой эрыраспространился по всей её территории вместе с оргиастическими культами Диониса и Кибелы из Фракии иФригии; греческое слово, обозначающее барабанный бой, также обозначает служение Кибеле. Тимпан, накотором в древности часто играли женщины, упоминается в трагедии Еврипида «Вакханки», а егоизображение можно увидеть на античных изображениях менад и сатира Силена.
Названия музыкальных инструментов и частей музыкальных инструментов также нашли широкое применение как в анатомической, таки в клинической терминологии. Термин tibia ‘большеберцовая кость, голень’ в анатомической терминологии связан с длиной и формой кости, весьма схожей с одноименным музыкальным инструментом Древнего Рима (в Древней Греции – авлос). О музыкальном инструменте упоминают М. Т. Варрон, I до н.э., Плиний, I в. и Апулей, II в., различные иконографические источники. В анатомическом значении‘голень’ термин упоминается у Плавта, II в. до н.э., в значении ‘берцовая кость’– у Цельса, I в.Активно используются в анатомии и такие термины, как chorda ‘спинная струна, эластичная несегментированная скелетная ось у хордовых,например, chorda dorsalis’. При этом первые музыкальные струны изготавливались из коровьих кишок, о чем также можно сказать на занятии. Термин сornu означает ‘рог, твердый,заостренный на конце вырост (одиночный или парный) на голове некоторых животных’. Одноименный музыкальный инструмент изготавливался также из рогов животного и в некоторых случаях служил питьевым сосудом. Salpinx ‘труба’, в гинекологии – ‘относящийся к маточной трубе’, в оториноларингологии –‘относящийся к слуховой трубе’; tuba ‘труба’;tympanum ‘барабан’ (в анатомии membrana tympani –‘барабанная перепонка’); nervus ‘струна,тонкая жилка’; organon ‘орган’ – вот далеко не полный перечень инструментов человеческого «оркестра».
ПРИМЕР:В Древнем Риме название «тимпан» носил двусторонний барабан. Различия между одно- и двустороннимтимпанами разбирает Исидор Севильский в своём труде «Этимологии», и после VII века этот анализцитировался различными авторами, в том числе в «Трактате о музыке» (книга I, глава 4) ИеронимаМоравского и в трактате «О музыке» Иоанна де Грокейо (оба — XIII век).
С XVI века распространяется новое название тимпана — «литавры», а сам он превращается в инструментвоенных оркестров. В этом качестве он упоминается уже в 1511 году, а затем неоднократно в работах XVIIвека, в том числе в «Устройстве музыки» Преториуса, где описываются многочисленные разновидности.
Простые летающие модели из бумаги
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Заколдованная буква
Можно от Солнца уйти...
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью