Спортивная деятельность – одна из важнейших социальных сфер, деятельность которой ориентирована на удовлетворение жизненно важных потребностей населения. Основной целью ее функционирования является всесторонне и гармонично развитая личность. В нашей стране физическая культура и спорт рассматривается как одно из важнейших средств воспитания человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Вложение | Размер |
---|---|
statya_shoniya_mano.docx | 18.57 КБ |
«Влияние занятий спортом (по виду спорта водное поло) на
формирование личности в подростковом возрасте.
Студент 3 курса группы 932 Шония Мано
Научный руководитель, преподаватель Вознесенская Т.Б.
Спортивная деятельность – одна из важнейших социальных сфер, деятельность которой ориентирована на удовлетворение жизненно важных потребностей населения. Основной целью ее функционирования является всесторонне и гармонично развитая личность. В нашей стране физическая культура и спорт рассматривается как одно из важнейших средств воспитания человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Целью нашей работы является исследование влияния занятий спортом ( по виду спорта водное поло) на формирование личности юного спортсмена.
Объектом - исследования является личностные качества юных спортсменов.
Предметом - особенности формирования личностных качеств юных спортсменов.
Гипотеза : предполагается, что занятия водным поло влияет на формирование личности юных спортсменов.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи исследования:
проанализировать психолого-педагогическую литературу и подходы современных исследователей к вопросу влияний спортивной деятельности на формирование личности;
рассмотреть понятие «личность», и охарактеризовать основные факторы влияющие на формирование личности юного спортсмена; оценить влияние занятий водным поло на развитие личности юных спортсменов; разработать психолого-педагогические рекомендации по улучшению работы с юными спортсменами.
Для решения поставленных в работе задач были использованы следующие методы исследования:
1) Теоретические методы: теоретический анализ , обобщение
2) Эмпирические методы исследования – тестирование с помощью методик:
- Методика «изучения мотивов занятий спортом» В.И Тропников
- Методика изучения ценностных ориентаций Л.М. Фридмана, Т.А. Пушкиной, И.Я Каплунович
- Методика исследования самооценки С.А. Будасси
3) Методика математико-статического анализа.
Спорт является эффективным средством физического развития человека , укрепление и охрана его здоровья, сферой общения и проявления социальной активности людей, разумной формой организации и проведения их досуга. Но кроме того , он влияет на другие стороны человеческой жизни : авторитет и положение в обществе, трудовую деятельность , на структуру нравственно-интеллектуальных характеристик , эстетических идеалов и ценностных ориентаций личности . Становление личности юного спортсмена приобретает важное социальное значение
Изучение воздействия спорта на становление личности юного спортсмена также приобретает важное социальное значение , так как возрастание роли спорта в современном обществе привело к тому, что личность спортсмена высокого класса выступает в роли идеала для значительно части молодых людей , поэтому обществу далеко не безразлично , какие ценности несет спорт в лице этой личности.
Исследование проводилось на базе СДЮШОР по ВВС г. Чехов. В исследовании приняло участие 16 юных спортсменов в возрасте от 12-14 лет. Сроки проведения: сентябрь 2014 по май 2016 года. Исследование включало в себя три этапа.
Первый этап – (сентябрь 2014 по ноябрь 2014 года) проведения первичного исследования личностных качеств спортсменов НП-1 (2014 г. первый год обучения)
Второй этап – теоретический анализ по данным проблемам проводился с ноября 2015 – февраль 2016
Третий этап - повторное исследование личных качеств спортсменов НП-2 ( 2016 г., второй год обучения) проводился с апреля – май 2016 года ( во время преддипломной практики )
По результатам диагностики «Изучение мотивов занятий спортом» В. И. Тропникова была подсчитана степень выраженности у спортсменов того или иного мотива или потребности: общение, познание, материальные блага, развитие характера и психических качеств, физическое совершенство, улучшение самочувствия и здоровья, эстетическое удовольствие и острые ощущения, приобретения полезных для жизни умений и знаний, потребность в одобрении, повышение престижа и желание славы, коллективистская направленность. У спортсменов в первый год набора (2014 г.) занимающихся водным поло, лидером среди мотивов является мотив повышения престижа и желание славы, и мотив физического совершенства
По полученным результатам можно сказать, что спортсмены при повторном исследовании мотивов занятий спортом (2016 г.) так же, как в первичном исследовании оценили мотив физического совершенства и мотив повышения престижа и желания славы. Из чего следует, что спортсмены подросткового возраста высоко ставят перед собой физическую привлекательность, и благодаря этому усиленно тренируются, а мотив повышения престижа говорит, о том, что в компаниях подростков, и в обществе в целом высоко ценятся спортивные достижения.
В результате исследования по методике «Изучение мотивов занятий спортом», мы выяснили, что выраженность мотивов у юных спортсменов не изменилась, как в первом, так и во втором тестировании на первом месте выступают мотивы физического совершенства и повышения престижа. Т.е. юные спортсмены мотивированы физической развитостью и красивым, развитым телом, что во многом обусловлено спецификой возраста. Подростки хотят быть более успешными, и привлекательными как для сверстников, так и для окружающих в целом.
Анализ полученных результатов по методике Тэйлора, показал, что в среднем уровень тревожности по данной методике, лишь незначительно превышает норму и может считаться нормальным. В то же время анализ данных отдельных испытуемых показывает, что в классе имеются подростки, которым присуща повышенная и высокая тревожность как общего уровня тревожности, так и по отдельным факторам. Эти подростки нуждаются в более глубоком исследовании и последующей психокоррекции.
В ходе нашего исследования мы установили, что в подростковом возрасте уровень тревожности обучающихся «УОР №4» выше среднего, а некоторое отклонение к низкому и высокому уровням можно считать нормальным среднестатистическим отклонением. Это свидетельствует о том, что в данном возрасте подросток часто испытывает чувство беспокойства.
Для предотвращения возникновения тревожных состояний у обучающихся, тренерам предлагаются следующие рекомендации:
Список литературы
Любимое яичко
Три орешка для Золушки
Два петушка
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Золотой циркуль