Предметом исследования в работе "Жемчужина родного края" является церковь во имя святого Николая Чудотворца в селе Вольно – Никольское Атюрьевского муниципального района. Исследовательская работа имеет актуальное значение, так как в ней рассматривается тема изучения наших духовных и исторических корней. Без прошлого нет будущего. Для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы дети лучше знали историю своего народа. Уважение к памятникам старины, бережное отношение к вере своих предков – одна из сторон нравственной характеристики человека. Она позволяет молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого и сознавать свою ответственность перед будущим.
Вложение | Размер |
---|---|
"Жемчужина родного края" | 712.5 КБ |
1. Введение
Маленькой частичкой большой России является моя малая Родина – моя Мордовия, мое село Вольно – Никольское. Почему я люблю эти места? Трудно сказать. Наверное, я люблю этот край за необъятные просторы, многообразную красоту природы: за золотые поля, шумящие колосьями, леса, волнующие своим богатством, ручейки, бегущие вдаль…
Люблю свою Родину за ее историю, культуру, стойкость, силу, с которой она преодолевала неприятности. Горжусь своими земляками, которые внесли свой вклад во благо Родины, и знаю, что они, эти люди, особенные. И еще я люблю свою родину, потому что она святая, она православная.
Распространение христианства на Руси сопровождалось строительством храмов. Они становились сосредоточением церковной жизни и православной культуры. Чтобы сохранить в памяти подрастающего поколения информацию о прошлом села, об истории строительства храма в селе Вольно – Никольское, его архитектуре, я решила исследовать эту тему.
Тема исследовательской работы – «Храм во имя Николая Чудотворца в селе Вольно – Никольское».
Моя исследовательская работа имеет актуальное значение, так как в ней рассматривается тема изучения наших духовных и исторических корней. Без прошлого нет будущего. Для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы дети лучше знали историю своего народа. Уважение к памятникам старины, бережное отношение к вере своих предков – одна из сторон нравственной характеристики человека. Она позволяет молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого и сознавать свою ответственность перед будущим.
Цель исследовательской работы – изучить историческое прошлое храма во имя Николая Чудотворца в селе Вольно – Никольское, привлечь внимание общественности к памятнику архитектуры моего села.
с. 1
Задачи:
Гипотеза – христианские храмы являются неотъемлемой частью культурного наследия нашего народа.
Методы исследования – работа с архивными документами, изучение специальной литературы, экскурсия по территории церкви, беседа со старожилами села, сравнение и анализ результатов.
Практическая значимость исследовательской работы – материалы исследования могут быть использованы учащимися, учителями, библиотекарями для проведения уроков краеведения, ИЗО, МХК, когда знакомятся с особенностями храмового зодчества.
У каждого храма есть еще и своя собственная история. Многих сведений нет в архивах и фондах библиотек, их хранит народная память. Эти сведения я узнала из воспоминаний старожилов села, что можно использовать и во внеклассной работе как учащимися, так и учителями.
2.1. История храма Николая Чудотворца в селе
Вольно -Никольское
Так уж повелось с давних времен, что в каждом большом селе была своя церковь. Село Вольно-Никольское произошло из деревни Липяги, получившей свое новое название по возведенной деревянной церкви во имя свт. Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийских (Никольская церковь), которая была построена в 80-х годах 17 века, точнее сказать в 1685 году. Прибавление «Вольное» означало, что крестьяне не состояли в крепостной зависимости. Вторая Никольская церковь, каменная, была возведена в 1818 году, а третья, тоже каменная Никольская церковь с приделом в честь Покрова Пресвятой Богородицы, строилась в 1898-1904 годах. Строительство последней каменной церкви в селе связано с именем Степашкина Семена Ивановича, уроженца села Вольно – Никольское. Родился он в нашем селе, в маленьком деревянном домике, покрытом соломой. Когда Семен подрос, пошел учиться в церковно-приходскую школу, которая была построена из саманного кирпича, похожая на мазанку с маленькими оконцами. В этой церковно-приходской школе основным предметом был «закон Божий». Нужно было заучивать наизусть много молитв, разных заповедей «Ветхого и Нового Завета». Учителями были дочери местного попа. Не многим ребятам тогда удавалось закончить три класса церковно-приходской школы. Когда ему исполнилось 16 лет, Семен уехал в Саратов на заработки, устроился на службу к купцам. Так получилось, что он приглянулся одной купчихе, которая вскоре умерла, успев подписать на Семена все свое богатство. Так он стал самым богатым человеком в городе. Степашкин Семен Иванович поднялся до купцов 1 гильдии, был членом купеческого банка в Саратове, имел мукомольный завод, два спирт завода, пассажирские и транспортные пароходы, гужевой транспорт, перегонял баржи с рыбой и мукой из Астрахани в Саратов. Не забывал Семен Иванович и про свое родное село. Чтобы удивить земляков и прославить свое имя, он в 1897 году занялся благотворительной деятельностью. Так в 1898 году в селе Вольно-Никольское началось строительство новой каменной церкви, которая сохранилась до наших дней в достаточно хорошем состоянии.
Церковь Николая Чудотворца в селе Вольно- Никольское (фото автора)
2.2. Архитектура храма Николая Чудотворца в селе
Вольно- Никольское
Православный храм с точки зрения своего назначения является поистине «ковчегом» спасения для верующих людей. Поэтому с древнейших времен Православный храм имеет схожесть с кораблем, «продолговато устроенным, на восток обращенным, от обеих стран к востоку притворы имеющим». Именно такой храм крестово-купольной формы был построен в 1904 году из красного кирпича – пятиглавый четверик с боковыми притворами, протяженной трапезной, в которой помещался Покровский придел, и многоярусной колокольней. С восточной стороны, в алтарной части, к церкви пристроен аспид – полуокружный выступ, который был покрыт половиной купольного свода. Пять куполов на храме, установленные на круглых возвышениях-барабанах, выполненные из дерева и обшитые жестью, символизировали Иисуса Христа и четырех евангелистов. К сожалению, до нашего времени не сохранились кресты, венчающие купола, однако по воспоминаниям старожилов села эти кресты были изготовлены из дерева, обитого листами из меди.
До настоящего времени на окраине села сохранились еще когда-то вырытые ямы, откуда бралась глина на строительство церкви. Местные жители доставали глину, делали кирпичи, которые по сравнению с современными кирпичами были много больше и тяжелее, обжигом занимались сельские умельцы Мушкетовы и Марченковы, а всю работу по железу выполняли кузнецы Уфаевы.
Решетки на окнах храма выкованы кузнецами Уфаевыми (фото автора)
Существует легенда, что для прочности фундамента храма раствор был замешен на яйцах, которыми снабжали строителей тоже местные жители.
Особый труд зодчие внесли в декоративное устройство церкви. Храм украшен в традициях древнерусского зодчества. В наружной отделке использована кирпичная орнаментика: над оконными проемами в два ряда своеобразно выложенные выступы в форме полукруглой арки (наличники с двойными арками), а также над окнами в части трапезной зодчие использовали декоративную кладку в форме кокошника, дверные проемы выложены декоративными формами - крыльцами. Также для украшения снаружи чередовали слои красного кирпича и белого раствора. Все здание украшено многочисленными декоративными деталями, причем с особой пышностью убраны верхние части храма. Двойной узорный карниз завершается своеобразно выложенными полукружиями по всему периметру четверика. Каждая деталь узоров отделана с большим искусством. Многочисленные кирпичные узоры присутствуют и на центральном световом барабане, и на четырех боковых барабанах.
По своему внутреннему устройству Храм Николая Чудотворца в селе Вольно – Никольское состоит из трех основных частей: алтаря, средней части храма и притвора. В архитектуре и интерьере храма нет ничего лишнего – каждый предмет имеет глубокое символическое значение. Притвор – это преддверие к храму, пристроен к западной стороне церкви и символизирует собой область земного бытия. Иначе он называется трапезной, поскольку по церковным праздникам здесь устраивались застолья. Внешняя часть притвора – крыльцо храма - называется папертью. С давних времен на паперти собирались нищие и убогие и просили милостыню. На крыльце над входом в храм была помещена икона с ликом Николая Чудотворца. К притвору примыкает колокольня.
Средняя часть, или собственно храм, символизирует собой мир людей, но уже оправданный крестной жертвой Спасителя, освященный Им. Здесь во время богослужения собирались на молитву прихожане. Храм Николая Чудотворца в селе Вольно – Никольском имеет крестовидную форму внутреннего пространства: столпы в средней части храма поддерживают своды и купол сферической формы. Зодчие также использовали элементы купольной конструкции в виде сферических треугольников – паруса. С помощью парусов обеспечивается переход от окружности купола или его основания – барабана к прямоугольному в плане подкупольному пространству.
Нужно отметить, что до наших дней в церкви сохранилась возвышенная часть пола перед иконостасом – солея. Амвон – центральная часть солеи, выдающаяся полукружием в центр храма и находящаяся напротив царских ворот, служит для чтения проповедей, чтения Евангелия.
Орр
Центр храма - подкупольное Купол над центральной
пространство. Вид на алтарь частью храма
Много места в Никольской церкви занимают многочисленные фрески, которыми расписаны купол и стены храма. Техника фрески дала возможность на длительное время сохранить роспись. Фрески писались водяными красками, хорошо впитывавшимися в сырую поверхность грунтовки. По воспоминаниям старожилов, для росписи стен и потолков храма Семен Иванович Степашкин приглашал лучших мастеров – иконописцев из Пензы и Тамбова. Существует легенда, что по негласному указанию «благодетеля» под ликом Николая Угодника, Андрея Первозванного, Михаила Архангела и других Апостолов « по грешному образу и подобию» были изображены родственники богача.
В восточной части храма находится алтарь, который символизирует область бытия Божия. В алтаре находится святой престол – место невидимого присутствия Бога. Алтарь возвышается над средней частью и непременно отделяется от нее иконостасом. До наших дней, к сожалению, от иконостаса сохранились только некоторые деревянные части и разорванные напополам несколько икон, написанных на толстом картоне. На месте иконостаса сохранились и деревянные полы.
Нельзя не сказать о том, что рядом с церковью до настоящего времени сохранилось еще одно помещение, ранее, видимо, принадлежавшее церкви, в котором до сих пор лежат мельничные жернова. Здание построено также из красного кирпича, а некоторые элементы кирпичной кладки перекликаются с элементами внешнего декора храма.
2.3. Архитектурные строения села начала 20 века
Параллельно со строительством православного храма, на деньги Степашкина С. И. в селе началось строительство новой каменной школы. До сих пор здание хорошо сохранилось и восхищает выдержанностью архитектурного стиля: чистота и прочность кладки, в два ряда своеобразно выложенные выступы, всюду на оконных проемах повторяются очертания полукруглой арки. За все время существования, более ста лет, в здании школы ни разу не менялись полы, оконные рамы. Здесь же, рядом со школой, были построены квартиры для учителей. С левой стороны от школы Семен Иванович построил дом своему родному брату, который с приходом Советской власти был у него конфискован и отдан под школу. Позже в этом конфискованном здании размещался Дом культуры, который функционировал до 2017 года, но здание до сих пор находится в хорошем состоянии, как и здание школы, которое реорганизовали также в 2017 году. Здания, построенные еще в начале 19 века, оказались прочными и долговечными. Необходимо сказать, что в селе Вольно – Никольское достаточно много домов, построенных из красного кирпича более века назад. Очень многие декоративные элементы кирпичной кладки этих зданий также перекликаются с элементами декоративных узоров храма, что позволяет с осторожностью сказать о едином архитектурном стиле, используемом зодчими.
на
Здание Дома культуры в селе Вольно – Никольское (фото автора)
3. Заключение
Подводя итоги своей работы, я пришла к выводу о том, что Русская Православная церковь всегда играла и играет огромную роль в истории нашей страны. Действительно, христианские храмы являются неотъемлемой частью культурного наследия нашего народа, так как в храмах воплощены и собраны лучшие достижения в области архитектуры, живописи, иконописи, что и доказывает выдвинутую мною гипотезу.
Атюрьевская земля полна бесценными памятниками культуры и истории, без чего бы оборвалась нить, связывающая поколения воедино. Для нас предки сохранили многое, и важно эту нить не оборвать, протянув ее в будущее.
Акварель + трафарет = ?
Три коробки с орехами
Два плуга
Соленая снежинка
Заколдованная буква