Цель своей работы я вижу в том, чтобы лучше узнать свою родословную, сохранить наиболее ценный материал об истории семьи для последующих поколений.
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_obnovlennyy.docx | 39.05 КБ |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МО «Иволгинский район»
МАОУ «Иволгинская средняя общеобразовательная школа»
Номинация: История семьи
ТЕМА: «Моя родословная»
Автор: Гаман Анатолий, ученик 4 «в» класса
МАОУ Иволгинская СОШ Иволгинского района
Домашний адрес: с. Иволгинск, улица Октябрьская, д.44 кв.3
Контактный телефон: 89516207888
Руководитель: Шойдопова Лариса Кимовна, учитель начальных классов
Контактный телефон: 89149828182
с. Иволгинск
2017 год
Содержание
Введение………………………………………………………………………….... 3
Основная часть
I. Генеалогия. Генеалогическое древо………………………………………….. 4
II. Моя семья ……………..………………………………………………............. 5
III. Откуда мы родом и где наши корни?……………………………................... 6
Заключение……………………………………………………………………….. 14
Литература……………………………………………………………………........ 15
Введение
Сейчас во многих семьях пробуждается интерес к своему прошлому. Когда обращаешься к прошлому, к опыту своих предков, очень важно выбрать точку зрения, с которой будут рассматриваться события и факты прошлого. В моем проекте моя семья рассматривает историю своей малой Родины через судьбу наших предков. Жизнь человека и жизнь его семьи – это и есть связь времен, эстафета, которую передает одно поколение другому.
Поэтому перед нами сейчас стоит огромная задача – найти и составить свои старинные родословные, обрести покровительство своих близких и дальних предков, чтобы передать этот огонь знаний своим детям, внукам, правнукам.
История не пишется сразу, она собирается по крохам, по крупицам. Зачастую время бывает настолько упущено, что значительная часть событий бывает, потеряна безвозвратно.
Актуальность темы заключается в том, что ведь «общую» нашу историю мы можем острее почувствовать через историю своей семьи.
В данной работе я хочу рассказать о родословной моей семьи. Я живу в дружной семье, которая с большим почтением относится к старшим поколениям, хорошо знает свой род. Ценными помощниками в этой работе стали для меня и мои бабушки и дедушки, которые с интересом занимались и занимаются изучением нашей родословной.
Цель своей работы я вижу в том, чтобы лучше узнать свою родословную, сохранить наиболее ценный материал об истории семьи для последующих поколений.
Задачи работы:
Методы исследования:
Основная часть
Генеалогия – специальная или вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением и составлением родословных, выяснением происхождения отдельных родов, семей и лиц, выявлением их родственных связей в тесном единстве с установлением основных биографических фактов и данных о деятельности, социальном статусе и собственности.
Родословная, или, как говорили раньше, родословие – это последовательный перечень поколений людей твоего рода.
В прошлом генеалогии родословные были достоянием только привилегированной горстки аристократов. А всей массе простого народа «предков не полагалось». Но как раз именно миллионы людей вправе гордиться своими предками, трудом которых создано богатство Родины.
Многие народы считают святой обязанностью знать свою родословную, как минимум, до пятого колена. Так в Китае перед восточным новым годом семья собирается за праздничным столом и вспоминает предков вплоть до пятого колена. Народы Республики Бурятия знают свою генеалогию до седьмого колена, а некоторые семьи и до одиннадцатого.
Терминология родства сложна и сегодня основательно подзабыта. В быту мы пользуемся не более чем десятью самыми известными определениями и порой вынуждены прибегать к словесным нагромождениям: «Он – брат моего мужа, она – жена брата моего мужа». А ведь в русском языке для каждого родственника есть свое название, а за каждым названием – веками устоявшиеся представления, культура взаимоотношений, история семьи. Такую роскошь может себе позволить далеко не каждый народ. На 100 лет жизни приходится жизнь трех поколений. Существуют три группы родственных связей:
Родителей прадеда и прабабки называют пращур и пращурка, еще более старое поколение – прапращуры, а старейшее – прапрапращуры.
Меня зовут Гаман Анатолий Иннокентьевич. Я родился 12 августа 2007 года в поселке Иволгинск Иволгинского района Республики Бурятия. Я учусь в 4в классе МАОУ «Иволгинская СОШ». Учусь я хорошо и отлично. Люблю математику, английский язык и физкультуру. Я занимаюсь тхэквондо и волейболом, в свободное время катаюсь на роликовых коньках и велосипеде. У меня хорошие результаты, я стал победителем Фестиваля по тхэквондо «Здоровые дети – наше будущее» и Открытого первенства Республики Бурятия по тхэквондо среди мальчиков 2006-2007 года рождения. Активно участвую во всех внеклассных мероприятиях. Кем я хочу стать после окончания школы я еще не определился, потому что есть очень много замечательных профессий и специальностей и у меня еще есть время, чтобы определиться.
Моего папу зовут Гаман Иннокентий Витальевич, родился он 21 сентября 1984 года, сейчас он работает в Забайкальском крае охранником. Моя мама: Гаман Вера Сергеевна – родилась 9 июня 1987 года, работает секретарем в Иволгинском филиале ГАПОУ РБ «Бурятский республиканский техникум» в Иволгинске. По образованию она экономист и педагог профессионального образования. Мои родители оба родились в Иволгинске и закончили Иволгинскую СОШ.
Моих бабушку и дедушку по папиной линии зовут: Гаман Наталья Иннокентьевна и Гаман Виталий Витальевич, они оба пенсионеры, дедушка всю жизнь проработал водителем, а бабушка бухгалтером.
По маминой линии: Мергинёва (Брянская) Евгения Георгиевна и Брянский Сергей Юрьевич. Моя бабушка работает бухгалтером в ФГБУ Байкалрыбвод» в г. Улан-Удэ. В свободное время бабушка занимается исследовательской деятельностью по истории родного края и своей семьи, пишет очерки, стихи, публикуется в печатных изданиях, а также занимается рукоделием.
Также у меня есть тётя по маминой линии: Брянская Арина Сергеевна, и два дяди по папиной: Гаман Владимир Витальевич и Гаман Геннадий Витальевич, а также двоюродная сестра Гаман Анастасия Владимировна. У меня очень много троюродных братьев и сестер, которые живут не только в пределах Республики Бурятия, но и других регионах нашей страны.
III. Откуда мы родом и где наши корни?
Я с моей бабушкой по маме Брянской Евгенией Георгиевной проследили свою родословную по отцовской линии с восходящего генеалогического древа, то есть начиная с себя. На момент составления родословия, у бабушки было еще мало сведений, и поэтому постепенно поиск шел от известного к неизвестному, по восходящим ступеням, или коленям – к отцу, деду, прадеду. И постепенно она сумела составить нисходящую ветвь моего родословия – Мергенева Василия, моего прапрапрапрапрапрапрадедушки. Он, в девятом колене, первый известный представитель, от которого наш род ведет свое начало. Это позволило мне наглядно представить общую картину жизни и деятельности рода, начиная с более отдаленных времен, и постепенно разворачивая до наших дней.
Предки моей бабушки по маминой линии, Мергинёвой Евгении Георгиевны, проживали в деревне Калёново Иволгинского района Республики Бурятия, там же 14 февраля 1966 года родилась и моя бабушка.
Деревня Калёно была основана с однодворок, приблизительная дата основания 1732 год, с однодворок Каленого и Шишкина. Более подробные сведения относятся к периоду 1740 года, когда в Иволгинских, Краснояровских, Жирковской и Каленовской деревнях было всего 8 дворов. В то время зачастую деревней называли поселения в один – два дома.
В освоении деревни Каленово участвовали две группы населения: старожилы – потомки первых русских, прибывших в Сибирь в ΧVΙΙ веке, и переселенцы – потомки участников Столыпинской реформы.
Посмотрим вокруг села, как называются горы, долины, пади, леса, до сих пор в топонимике сохранившие свои названия, каждое из которых живописно по - своему: Жаркова и Буркова пади, Мергеневский лог, Лабутиха, Фролова ограда, местность Забока, Галосово, Фурманово, Власово, Черемшанка, Цаган-Губа, Большой и Малый ельники. Эти географические названия возникли исторически.
Большинство названий мест, вероятнее всего, происходит от фамилий жителей села, которые с самого основания села вели охотничий промысел на определенных территориях, прилегающих к нему. Охотничий промысел, добыча диких зверей и птиц -наиболее древняя отрасль производственной деятельности, основа уклада жизни казаков, служилых и промышленных людей, а также бурят. Часть из них, название местностей – «Фролова ограда» и «Фурманово» произошло от фамилий купца П.А.Фролова и мещанина Фурманова.
Не менее ценным для науки нам представляется и изучение происхождения фамилий. Оно позволяет полнее представить исторические события последних столетий, равно как и историю науки, литературы и искусства. История фамилии - своего рода живая история. Изучая семейные истории по освоению нашего края, многие родоначальники нашего села были в первую очередь служилыми казаками, сосланными в Сибирь за участие в разных бунтах: Псковского бунта 1650 г., донских волнений 1668 г, стрелецких выступлений в Москве, вольных казаков атамана Ермака, восстания под предводительством Степана Разина:
- линия родословных Белых и Захаровых известна в Бурятии с 1685 года (пашенные крестьяне).
- с 1687-1688 годов известны фамилии - Астраханцев (вольный казак); Мергенев, Казанцев, Каленый ( яицкие служилые люди); Мельников, Титов, Дружинин (енисейские казаки); Бурков, Шергин, Попов (иркутские промышленные люди).
Фамилия Мергенёв – типичный пример возникновения фамилии от рода занятий предка. Образована от прозвища Мергень. В некоторых русских диалектах мергенем называют меткого стрелка из лука. Само слово «мергень» происходит от монгольского, mergen – «мастер, ловкий охотник». Таким образом, прозвище Мергень, может относится к профессиональным именованиям и указывать на род деятельности предка: он мог быть успешным охотником. Однако, не исключено и то, что это прозвище просто указывает на личные качества человека - на его меткость, хорошее зрение.
Фамилия Мергеневы, впервые упоминается в исторических документах по истории освоения Удинска в 1687 году. Производная фамилии «мерген»с колмыцкого означает - меткий стрелок. Возможно происхождение фамилии Мергенев от казаков-колмыков, которые восходят к имени Мерчень - МЕРЧЕНЕВ и созданы по соответствующей модели русской фамилии Мергенев. Фамилии яицких казаков образовывались преимущественно от имени отцов / белые колмыки: «Истории Сибири» Г. Миллера/.
Если совершить небольшую экскурсию в историю, то получается, что родоначальник фамилии Мергеневых, был служилым казаком с Яика. Еще в конце XV века на реке Яик образовались вольные общины казаков, из которых сформировалось Яицкое казачье войско. По общепринятой традиционной версии, яицкие казаки формировались из переселенцев-беженцев из Русского государства, а также благодаря миграции казаковс низовьев Волги и Дона. Их основными занятиями были рыболовство, добыча соли, охота.
Яицкий городок (город Яик, Яицк) административный центр Яицкого казачьего войска. Название получил по реке Яик, на правом берегу которого был основан в 1613 г.
С появлением яицких казаков в исторических документах, с середины XVI и по начало XX века, их жизнь насыщена бурными событиями. Они то, помогали расширению и усилению Московского государства, то становились его противником, участвуя в восстаниях Разина и Пугачева.
В 1744 г. на правом берегу Яика, в 128 верстах южнее Яицкого городка, возник Мергеневский форпост. Охрану его несла команда из 25 казаков.
Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева разгорелась в 1773 – 1775 годах. Инициаторами выступления стали яицкие казаки. Как и другие форпосты, крепости этой линии, он в декабре 1773 г. был взят отрядом пугачевского атамана М.П. Толкачева. Все эти укрепления до конца апреля 1774 года находились во власти повстанцев. Мергеневский форпост упоминается в архивных заготовках Пушкина к «Истории Пугачева». Есть об этом форпосте и в «Летописи» П.И.Рычкова.
После «пугачевщины», императрица Екатерина II, Указом от 15 января 1775 года, «для предания всего случившегося забвению», повелела Яик переименовать в реку Урал, Яицкий городок - в Уральск.
Родословная моего прадеда, Мергенева Георгия Николаевича, в освоении города Верхнеудинска, прослеживается в документальных источниках с 1720 года. Мой прапращур Мергенев Василий, был податного сословия, и срок его службы на тот момент был пожизненным. Размер повинности, время набора на службу и порядок раскладки определялся особо перед каждым набором. Раскладка рекрутской повинности первоначально делилась по числу дворов, а после первой ревизии 1722 года, была установлена по числу душ. Рекруты выбирались общиной. В то время призывной возраст в рекруты был достаточно неопределенным. Умер он в 1763 году.
Младший его сын Мергенев Павел Васильевич (1761 г. р) нес рекрутскую службу сроком 25 лет. До Крымской войны (1853-1856гг), возраст в рекруты сохранялся в пределах от 25 до 35 лет, затем высший предел был понижен до 30 лет. После введения жеребьевкой системы, возраст, привлекаемый к жребъевке, был установлен - 21 год.
В Национальном Архиве Республики Бурятия, в фонде 186 /оп. 1 д. 261/, по Богородско-Одигитриевскому приходу, имеется «Список крестьянских семей деревень Сохондоевской и Шишкиной» за 1835 год. В этом списке значатся сыновья Павла Васильевича, крестьяне:
- Виссарион Павлович Мергенев - 60 лет
- брат его Филипп, вдовец - 47 лет
- дети его: Алексей - 25 лет
Александр - 21 год
- Алексеева жена Матрена Васильевна - 19 лет
На основании этих данных можно сделать вывод о том, что семья Мергеневых на тот момент, проживала в селе Сохондоево Иволгинского общества Селенгинского округа. Мой прапрапрадед Филипп Павлович родился в 1788 году, мой прапрадед Алексей Филиппович родился в 1810 году.
Крестьяне свободно распоряжались земельным участком, находившимся в их индивидуальном владении. Они сохраняли личную свободу, имели право на местное самоуправление, которым активно пользовались. Крестьяне выполняли ряд повинностей и облагались общими денежными сборами: ямскими, поворотными и т.д. Пашенные крестьяне были обязаны выполнять государственные повинности, в форме обработки государевой десятиной пашни; оброчные крестьяне – вносили натуральный или денежный оброк. Такие важные вопросы, как разверстка повинностей, отвод земель для новых поселений, решались с участием крестных миров. Прикрепление крестьян к земле осуществлялось «Жилой записью» и внесением в переписные книги.
В 1845 году эти деревни меняют название. Деревня Шишкино переименовывается в Каленово, Сохондоево в Захарово.
В семье моего прадеда Мергенева Василия Алексеевича, было пятеро сыновей (Николай, Иван, Антон, Дмитрий, Петр) и единственная дочь Александра, (в замужестве Мясникова). Семья была из середняцкого сословия. После того, как сыновья выросли и женились, прадед произвел раздел имущества, наделив каждого сына.
В основном все мужчины нашего рода имеют средний рост, обычно не склонны к полноте, светловолосые. Отличительной чертой характера является мягкий и веселый нрав, добродушие. Большинство из них были балагуры, умели шутить. Однако были и большими любителями кулачных боев. Присуща их характеру и прямота во взглядах, верность данному слову. Когда я была еще ребенком, помню, как бабушка Александра Васильевна любила рассказывать про свою семью. Она росла единственной девочкой в семье, была любимицей отца и братьев. В их семье трепетно и нежно любили родителей, никогда младший в семье, не прекословил старшим, однако и старшие всегда уважительно относились к младшим. Прадед воспитывал их уважать мудрость, считая, что старшие своим примером воспитывают других. Он любил говорить, что это только ребенку позволительно быть глупым, из-за недостатка житейского опыта.
Мужчины всегда были искусными и меткими охотниками. Охота на пушного зверя с давних времен была постоянным их занятием. Умение с первого взгляда читать сокровенную «книгу» тайги, знание ее рельефа и особенностей, точное определение местонахождения зверя, безошибочное определение по следу времени прохода зверя и, наконец, мастерство изумительно меткой стрельбы передавались раньше из поколения в поколение. В окрестности села существует местность, под названием «Мергеневский лог», где они постоянно охотились. Бытует мнение, что в этом месте людей водит леший.
Мой прапрадед, Мергенев Николай Васильевич родился в 1884 году.
Родословная фамилия по линии мамы моей бабушки - Щелкунов – имеется несколько гипотез по происхождению фамилии:
Версия № 1: Князь Роман Шелкунов родился в 1585 году в Сибири, и от него пошла фамилия.
Версия № 2: Фамилия Шелкунов образована от прозвища Шелкун. По одной из версий, оно ведет свое начало от нарицательного «шелк» - «одна из самых дорогих тканей». Вероятно, прозвище Шелкун относится к числу «профессиональных» именований, содержащих указание на род деятельности основателя фамилии: он мог быть торговцем тканями, или же работал в производстве ткани. Возможно также, что прозвище этимологически связано с прилагательным «шелковый» в значении «мягкий, кроткий, послушный». В таком случае прозвище Шелкун отражало особенности характера и поведения предка. Шелкун со временем получил фамилию Шелкунов.
Версия № 3: Куна – денежная единица в Древней Руси, серебряная монета. В домонетный период куна означала шкурку куницы, используемой при обмене в качестве эквивалента денег. Шкура куницы – высококачественный, дорогой и надежный товар. Шелкунов означает надежный, уважаемый человек. Денежный человек.
Фамилия Щелкунов была дана моему прапрадеду Щелкунову Федору Дамгановичу, ясашному буряту, при крещении миссионерами в Православную веру. Родился он в 1778 году, и был бурятом из СеленгинскогоХаранутского рода.
Ясачные привлекали внимание исследователей как группа людей, через посредство которой проходило сближение бурят. В 1582 г. было присоединено Казанское ханство. Сибирское ханство граничило с Пермской землей, Казанским ханством, Ногайской Ордой, Казахским ханством и с прииртышскими телеутами. На севере оно достигало низовьев Оби, а на востоке соседствовало с Пегой Ордой.5 Тот факт, что первые переселенцы в Сибирь оказались в подавляющем большинстве выходцами из поморских областей европейской части России, объясняется тем, что вплоть до второй половины XVI в. путь в Сибирь шел Северным путем - через Северную Двину и Печору. И это, безусловно, наложило известный отпечаток на характер последующего продвижения населения в Сибирь.
В Забайкалье в результате межэтнических взаимовлияний между пришедшими сюда русскими людьми и бурятами возникла национально-смешанная группа населения метисов, или карымов. Это происходило в результате интенсивного хозяйственного освоения забайкальских земель и возникновения на здешней территории русских заимок и деревень. Такого процесса могло бы не быть, если бы буряты были согнаны со своих кочевий или были сильно стеснены.
Первое упоминание о родах, плативших ясак в Селенгинский острог, относится к 1675 году. Однако наиболее полные статистические сведения о населении Забайкалья появляются после установления Русско-монгольской границы 1727 году, когда относительно стабилизировалась ситуация с движением населения. В 1732 году в числе плательщиком ясака Селенгинскогоприсуда отмечены следующие группы населения: атаганэ, сартуры, хатагины, утзоны, цонголы, три табангутских и подгородных роды, представители ашихабатского, алагуево, харанутского, готол–гумальского, бабай-хурымщинского, ользонова, чернорутского родов, всего 17 административных родов общей численности 11400 тыс. человек обоего пола.
Вывод: Следовательно, этническую основу селенгинских бурят составили представители родов предбайкальского и монгольского происхождения, а исторически такое название прикрепилось к населению, прикрепленному к Селенгинскому острогу. Поэтому становится понятным, почему на сегодняшний день буряты Селенгинского района говорят на разных диалектах.
Первопроходцев мы и сейчас считаем героями, а Сибирь с древнейших времен была заселена трудолюбивым, упорным и мудрым народом. Трудная и обильная, она была доступна только сильным и одержимым.
За тысячи верст на поиски счастья и удачи шли за Каменный пояс «хожалые люди» на промыслы: кто чем – кто охотой, кто золотником, а кто и «варначил». Многие старожилы утверждают, что кто-то из их предков был сослан в Сибирь на каторгу или на поселение.
В своих воспоминаниях они говорят, как в России раньше пугали Сибирью, Сибирь представлялась краем сплошных снегов, страшных морозов, непроходимых лесов, свирепых медведей, неисчислимых волков. А многие гордятся, что их предки были самоходами.
Не от хорошей жизни шли в такие глухие края самоходы (самоходам называли себя переселенцы «посвоей воли») «ладить и обустраивать свое жилье-былье».
В Сибирь шли сильные телом и твердые духом. «В России и молодой лежит, в Сибири и старый бежит – хочется жить». Жизнь сибиряка была в постоянной заботе о тепле и хлебе. Зима сурово спроси с нерадивого, что он делал летом. Чтобы прожить, надо труд вложить, надо быть трудолюбивым и рачительным хозяином.
Сын Щелкунова Федора Дамгановича, Иван Федорович родился в 1723 году. В НА РБ фонд 186/опись 1, дело 98/ имеется Дело о венчании брака крестьянина Каленовского селения Ивана Федоровича Щелкунова на дочери оседлого5Гурульбинского селения девице Елизавете Степановне Астраханцевой. Венчались мои, прадедушка и прабабушка 25 сентября 1845 года.
От этого брака родился мой прапрадед Щелкунов Петр Иванович в 1874 году. Со слов родственников, у него были братья - Митрофан, Григорий, сестры - Евгения и Александра. Мой прапрадед Петр Иванович женился на Прасковье Александровне, в девичестве Соловьевой.
Моя прапрапрапрабабушка, Соловьева Стефанида Ивановна 1780 года рождения была вдовой. В Шишкинской деревне по спискам 1835 года, она числилась из дворовых людей вдовы купеческой жены Наталии Титовой, надворного советника Янковского. Ее сын, Соловьев Александр Михайлович доводится мне прапрапрадедом. прапраПрадед Александр Михайлович на момент составления списков женат не был. Дело в том, что крепостное право на Руси было официально отменено в 1861 году, следовательно, моя прапрабабушка Прасковья Александровна родилась, когда ему было уже немало лет.
От брака Петра Ивановича и Прасковьи Александровны, в 1923 году родилась моя прабабушка, Щелкунова Мария Петровна. Она была четвертым ребенком в семье. У нее было три старших брата – Иван, Григорий, Георгий и младшая сестра Прасковья.
Продолжительные браки нынче становятся редкостью. Прожить вместе долгую жизнь – огромное счастье. И вместе с тем это великий труд. Радует, что в нашей семье есть пример дружной, слаженной семьи, где чтят и уважают старших, где сохраняются семейные традиции, где бережно и требовательно относятся к воспитанию детей. Этот брак заключили в войну мои родители моей бабушки – Мергенев Георгий Николаевич и Шелкунова Мария Петровна.
Они прожили вместе 47 лет. Они поженились 8 октября 1943 года, когда прадед вернулся с войны. Жизненный путь их не был усыпан цветами, они прошли все испытания и трудности, которые выпали на их долю, однако сохранили теплые, трепетные чувства, взаимное уважение и преданность, вырастили достойных детей. Детей в семье было одиннадцать человек. Первенец Николай родился 11 мая 1944 года, последней в семье была моя бабушка, Мергинёва Евгения Георгиевна, родившаяся 14 февраля 1966 года.
Заключение.
Итак, с помощью родителей, бабушек и дедушек, я, насколько это возможно, восстановил родословную своей семьи, изучил до девятого колена. Для этого мы собирали информацию обо всех родственниках. Попытались узнать не только о тех, кто рядом с нами, но и о тех, кого нет уже в живых. Много узнали о профессиях наших родственников, их быте и нелегкой судьбе. Я понял, что своей жизнью обязан многим поколениям своей семьи. Поэтому надо бережно относиться к своим близким, не забывать их, во всём им помогать.
Работая над данным проектом, я выполнил все поставленные мною задачи. Составил генеалогическое древо, составил исторический материал о моих предках.
Я надеюсь, что составленная родословная моей семьи будет иметь продолжение. И мои дети будут помнить свои корни, имена своих прародителей, знать, что сделал каждый конкретный предок для своей семьи, для своей страны.
Литература
Рисуем ананас акварелью
Неньютоновская жидкость
Лиса-охотница
Что есть на свете красота?
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?