В настоящее время изучение своей семьи стало особенно актуальным, потому что многие ученики мало знают историю родного села, историю своих семей.
Когда темп и ритм жизни постоянно ускоряются, можно отметить тенденцию увеличения дистанции между представителями разных поколений в рамках одной семьи. К сожалению, происходит не только увеличение дистанции, но и утрата связей: разрушаются семейные традиции, подтачивая тем самым и семейные устои. Теряется связь поколений. Некоторые молодые люди не знают даже своих прабабушек и прадедушек.А между тем следует отметить, что основная нагрузка по формированию личности ребенка и его воспитанию лежит все-таки на семье, постоянно меняющейся и трансформирующейся. Знание семейной истории, осознание собственных семейных корней, помогает идентификации ребенка, делает более понятным не только его прошлое, но и его будущее.
Цель моей работы:
- узнать историю судьбы моего прадедушки Ибрагимова Али Мубиновича в годы войны и после;
- узнать больше о Великой Отечественной войне и Японской войне;
- записать воспоминания, иначе они исчезнут, не оставив нужного следа в истории.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
3. Расспросить бабушку о прадедушке с целью изучения фактов его жизни.
4. Собрать биографические данные родственников.
5. Проанализировать данные. Изучить документы из архива семьи.
Содержание проекта
Исходя из цели и задач, работа состоит из: введения, основной части и двух глав, заключения.
Названия глав: «Жизнь прадедушки в годы ВОВ», «Семья прадедушки после войны».
В ходе реализации проект прошел ряд этапов:
1-й этап: подготовительный
Как - то мы с мамой сидели и смотрели фотоальбом бабушки. И меня заинтересовали пожелтевшие фотографии моего прадедушки. После этого разговора я задумалась о том, что очень мало знаю о судьбе своего прадедушки, о том как он жил и трудился до войны и после. Я решила глубже об этом узнать.
-Где прадед родился? Где учился? Какую профессию получил?
-В каких частях проходил военную службу? Какие у него имеются награды? Какой вклад он внес в победу Великой Отечественной Войны? В каких городах он побывал во время японской войны? Чем он занимался после войны?
Опрос ближайших родственников (2.02-9.02)
2. Этап разработки проекта. (10.02-16.02)
В ходе работы провела некоторые методы исследования:
- Поиск достоверных источников информации с помощью книг, использование компьютерных технологий;
- Опрос близких родственников.
Источники документальной информации: семейный архив, интернет.
3. Этап реализации проекта. (17.02-25.02)
На этом этапе я собрала все данные о прадедушки. Подобрала фотографии из семейного фотоальбома и из фотоальбома родственников.
для приложения проекта. Ознакомилась наградами.
Результаты: Собраны и рассмотрены фотографии, награды, рассказы родных о прошлом прадедушки: Ибрагимова Али Мубиновича.
Выводы: Наш прадед действительно являлись участниками ВОВ и японской войны 1945 года. Участвовал в боевых действиях в городе Харбине.
Имеет награды: Орден Отечественной Войны II Степени; Медаль 50лет Вооруженных Сил СССР Медаль 30 лет Победы ,40 лет победы Великой Отечественной Войне; 70 лет Вооруженных Сил СССР; Медаль «За Доблестный Труд»; Медаль «Старейший энергетик Татарии»;
Медаль «Ветерана труда».
4.Завершение проекта.
Продукт проекта: альбом с фотографиями и наградами.
После проверки проекта руководителем выступила перед одноклассниками.
Практическая значимость данного исследования в том, что каждый ученик может стать хранителем истории своего рода, всем родственникам сможет рассказать о предках, о тех людях, с кого можно брать пример, на кого можно равняться.
Практическое значение работы велико: её можно использовать на уроках истории, географии, окружающего мира, во внеклассной работе. Работа может помочь другим учащимся заняться изучением историей своей семьи.
Заключение
Люди, как и деревья, не могут жить без своих корней. Подвиги прадедов – это крылья для нас, внуков и правнуков ветеранов Великой Отечественной войны, источник нашей жизнестойкости.
И нам, молодому, подрастающему поколению надо стараться быть достойными памяти своих дедов и прадедов, отдавая дань уважения ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла.
Работа над проектом предполагает не только самостоятельную работу ребенка, но и совместную познавательную деятельность, консолидирующую членов семьи.
Этот проект можно использовать на уроках истории, во время изучения истории России. На уроках географии, когда изучаем про Китай, Японию, во внеклассной работе.
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno_-_issledovatelskaya_rabota.docx | 618.64 КБ |
МБОУ «СОШ села Сарлы»
Азнакаевского муниципального района
Научно – исследовательская работа:
«По тропам моего прадедушки»
Работу выполнила:
Ученица 10-го класса
Сабирова Индира Ильдусовна
Руководитель: учитель географии
Сабирова Файруза Мансуровна
2016 год
Содержание
Введение
Цели и задачи
Актуальность работы
Основная часть:
Перечень литературы.
Введение
Всё дальше и дальше уходит от нас Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. И всё меньше и меньше остаётся участников и очевидцев тех страшных событий. Но прошлое нельзя забывать. Ведь за то, что мы живём сейчас мирно и счастливо, отданы миллионы жизней в борьбе с фашистами.
Война... Я - девочка, не знающая войны, но только от одного произношения этого простого и незамысловатого слова замирает сердце. Для меня это самое страшное слово… Война... В истории нашей страны было множество войн. Но, пожалуй, самой страшной, жестокой и беспощадной была Великая Отечественная война.
Черной молнией пронеслась она по пионерским лагерям, дачам, дворам и околицам - всюду солнечное утро 22 июня предвещало новый радостный день летних каникул. Затрубили тревожно горны: «Война!»
Уходили на фронт отцы, старшие братья. Рвались и мальчишки в бой, осаждая военкоматы. От мирных, привычных забот не осталось и следа. Срочно перестраивали работу заводы, фабрики, колхозы, все учреждения. «Все для фронта! Все для победы!» - этот лозунг военного времени требовал огромной работы, полной отдачи сил от каждого.
Тема моей исследовательской работы актуальна и в наши дни, потому что многие ученики мало знают историю родного села, историю своих семей, а в ходе исследования я узнала много нового о войне 1941 - 1945 года, о родном мне человеке. Наше поколение в неоплатном долгу перед теми, кто был на полях сражений; перед теми, кто трудился в тылу, чтоб заводы и фабрики ни на минуту не остановились, посылая на фронт всё, что нужно для Победы.
Как - то мы с мамой сидели и смотрели фотоальбом бабушки. И меня заинтересовали пожелтевшие фотографии моего прадедушки. После этого разговора я задумалась о том, что очень мало знаю о судьбе своего прадедушки, о том как он жил и трудился до войны и после. Я решила глубже об этом узнать.
Цель моей работы:
- узнать больше о Великой Отечественной войне и Японской войне;
- узнать историю судьбы моего прадедушки Ибрагимова Али Мубиновича в годы войны и после;
- записать воспоминания, иначе они исчезнут, не оставив нужного следа в истории.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
3. Расспросить бабушку о прадедушке с целью изучения фактов его жизни.
4. Изучить документы из архива моей семьи.
Гипотеза работы: Как жил мой прадедушка в военные годы и после войны? В каких городах и районах побывал и жил?
Объект исследования: Ибрагимов Али Мубинович, мой прадедушка.
В ходе работы я использовала следующие методы:
1. Опрос ближайших родственников о жизни моего прадедушки.
2. Анализ документов из архива моей семьи.
3. Обобщение полученных данных.
Большую помощь в работе мне оказали мои родственники, которые помогли мне представить и прочувствовать жизнь моего прадедушки.
Практическое значение работы велико: её можно использовать на уроках истории, географии, окружающего мира, во внеклассной работе. Работа может помочь другим учащимся заняться изучением истории своей семьи.
Структура работы. Исходя из цели и задач, работа состоит из: введения, основной части и двух глав, заключения.
Названия глав: «Жизнь прадедушки в годы ВОВ», «Семья прадедушки после войны».
Основная часть
1. Жизнь прадедушки в годы Великой Отечественной войны
Кто делает историю нашей страны, которую мы проходим в школе? Известные люди, политики и полководцы? Да, но не только они. Оказывается, это наши родители и родители наших родителей, то есть наши семьи!
Наше поколение знает о войне по книгам и фильмам, по рассказам бабушек и дедушек. Вот и моя бабушка много раз говорила мне о своем отце (моем прадедушке) Ибрагимове Али Мубиновиче. Моя бабушка была третьим ребенком в многодетной семье Али и Каниты. А детей у них было шестеро.
Ибраимов Али Мубинович, родился 12 февраля 1920 года в селе Белозерье Лямбирского района Мордовской АССР.(приложение 1 ) Жизнь в те времена была очень тяжелой. Нищета, голод царила в селах и деревнях. В то время старший брат прадедушки жил в Москве. И при достижении школьного возраста, старший брат Махмут забирает юного Али к себе в Москву. В Москве он учится в школе. Окончив 7 классов, поступает учиться на электрика. Освоив профессию электромонтера, устраивается на работу в строительство метро. Работает там до 19 лет. И я горжусь тем, что мой прадед участвовал строительстве метро в Москве. (Приложение 2)
Но ему пришлось оставить свою любимую работу, потому что в октябре 1940 года приходит повестка на службу в армию. Его отправляют на Дальний Восток в город Спасск Приморского края. (ныне город Спасск-Дальний)
23 февраля 1941 году Ибрагимов Али Мубинович принимает присягу. А 22июня 1941 года начинается война. И мой прадедушка Ибрагимов Али Мубинович-ефрейтор, до окончания войны служил в армии связистом в 19отделении полка связи.
Чем же занимались связисты в годы войны?
Важнейшей составляющей системы управления войсками, силами и оружием является система военной связи. От ее состояния в решающей степени зависит эффективность применения войск, боевых средств и оружия..
Одной из первоочередных задач стала организация связи для управления страной и боевыми действиями армии. Спервыхжеднейвойнымногиевысококвалифицированныеспециалистывобластисвязибылипризванывдействующуюармию,гдевсоставебатальоновсвязизанимались организацией связи в районах боевых действий, а так же между Ставкой Верховного Главнокомандующего и штабами командующих фронтов.
За ратные подвиги в годы Великой Отечественной войны тысячи связистов были награждены орденами и медалями СССР, а более 280 воинам подразделений и частей связи присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Многие из героев-связистов участвовали в разгроме гитлеровской Германии, освобождении от фашизма народов Польши, Болгарии, Румынии, Чехословакии, Венгрии, Югославии, Австрии.
О роли связистов в Великой Отечественной войне хорошо сказал вице-адмирал Г.Г. Толстолуцкий в своих воспоминаньях "В эфире над Арктикой":
"О связистах, их подвигах на войне написано не очень-то много. Непосвященным порой кажется, что и сама деятельность воинов-связистов выглядит однообразной, мало влияющей на исход военных событий. То ли дело разведчики, летчики, танкисты, подводники, катерники, пехотинцы, артиллеристы... Их служба полна романтики.
Слов нет, и летчики, и подводники, и танкисты, и воины других специальностей проявили во время Великой Отечественной войны чудеса храбрости и героизма. Но связисты участвовали в ожесточенных схватках, порой не менее драматичных и захватывающих! Правда, схватки эти были не всегда широко известны. Велись они чаще всего в эфире...”
Связисты внесли существенный вклад в успешное завершение Великой Отечественной войны, их подвиги до сих пор служат примером для молодого поколения. И одним из них был мой прадед ефрейтор-Ибрагимов Али Мубинович.
Август 1945 года: Молниеносная война
Но 9 мая 1945 года не был концом войны. В первые же дни войны все Советское государство было переведено на военное положение. Однако ни в одном тыловом регионе СССР население не испытывало такого сильного напряжения, как на Дальнем Востоке. Связано это было с тем, что на дальневосточной границе со стороны Маньчжурии и Кореи стояла более чем миллионная японская Квантунская армия, готовая в любую минуту перейти границу СССР и приступить к захвату советского Дальнего Востока.
Сражения Второй мировой войны не коснулись территории советского Дальнего Востока. Однако напряжение, порожденное войной, ощущалось во всем: в стремлении трудиться лучше и с большей отдачей, в жадном ожидании сообщений Совинформбюро о событиях на фронте, в трепетном волнении при получении каждой весточки от родных людей, сражавшихся с фашистами, как они, не ранены, живы ли? Особую тревогу ощущали дальневосточники от опасной близости с Японией, способной в любой момент развязать боевые действия против СССР.
Японское правительство усиленно готовилось к "походу на север". Для
разрешения "северной проблемы" были разработаны специальные планы войны
против СССР — Оцу, а затем Кантокуэн (Особые маневры Квантунской армии).
Это план предусматривал захват советской территории Дальнего Востока и
Забайкалья. Численность Квантунской армии к 1 января 1942 г. была доведена
до 1 млн. 100 тыс. человек.
Советская сторона также была вынуждена держать на своих восточных
рубежах значительный воинский контингент. В годы войны с Германией на
Дальнем Востоке находились на боевом дежурстве в разные периоды от 32 до 59
дивизий, от 3 до 4 тыс. боевых самолетов, 8—16 тыс. орудий и минометов,
более 2 тыс. танков и САУ (самоходных артиллерийских установок).
Однако Япония так и не начала боевых действий на северном фронте.
Связанная затяжным вооруженным конфликтом в южных провинциях Китая,
находившаяся в состоянии войны с США и Великобританией, она внимательно
следила за ходом событий на Западе, чтобы в случае успеха гитлеровских войск с минимальным ущербом для себя оккупировать азиатскую территорию СССР. Перелом в войне, наступивший летом 1943 г., отрезвил самые горячие головы японских милитаристов. Впервые за всю историю своего существования японский генеральный штаб приступил к составлению плана оборонительных действий на случай войны с СССР.
Японская армия закапывалась в землю. На границе с СССР в течение
короткого времени была создана оборонительная линия, какой еще не знала военная история.
В течение 9 августа -2 сентября 1945 г. советские войска провели три блестящие операции, закончившиеся полным и окончательным поражением Японии.
К 19 августа основные группировки японских войск в Маньчжурии и Северной Корее были разгромлены. Во второй половине августа развернулись Сахалинская наступательная операция и десантная операция на Курильские острова. В 20 числах наши части заняли территорию Южного Сахалина и северной группы Курильских островов. Вечером 23 августа Москва отсалютовала в честь победы, одержанной на Дальнем Востоке.
В августе 1945 г. закончился 40-летний период жестокого японского колониального гнета в Корее. Корейский народ получил возможность самостоятельно решать свою судьбу. Военные победы Советского Союза на востоке всколыхнули национально-освободительное движение в Азии.
Прадед Али также участвовал в ходе японской войны связистом. И окончание войны 3 сентября 1945 года он встречает в городе Харбин.
Город Харбин
Харбин – город в северо-восточном Китае. В ходе советско-японской войны 19 августа 1945 года Харбин был занят советским воздушным десантом (9-я воздушная армия 1-го Дальневосточного фронта) и моряками Амурской военной флотилии 2-го Дальневосточного фронта, а 20 августа в город вступили соединения 15-й армии 2-го Дальневосточного фронта. Освобождённый от японских оккупантов город перешёл под контроль советской военной администрации. После вывода советских войск с территории Маньчжурии 28 апреля 1946 года управление городом перешло к новообразованной народно-демократической администрации, контролируемой китайскими коммунистами.
И после победы над Японией прадедушка Али обратно вернулся в город Спасск. Там же он встретил свою единственную будущую жену - Сатарову Каниту Нурмухамметовну, которая родилась 7 ноября 1924 года в селе Кандра-Куль Туймазинского района Республики Башкортостан. В 1940 году со всей семьей она была вербована на Дальний Восток в Примоский край в город Спасск.
В октябре 1945 года Али и Канита создают семью. 1 июля 1946 года у них рождается сын Ибрагимов Камиль Алиевич. А в августе 1946 года они снова переезжают в Москву. Там устраиваются на работу и продолжают жить.
Но жизнь в те годы была очень тяжелой. И Али со своей семьей переезжают к родителям в село Белозерье (Озерка). И там ни работы, ни еды…
Долго не думая, в 1947 году со всей семьей переезжают в Узбекистан в поселок Уйгурсай Папского района Наманганской области. И там живут не легко… Проживают в землянке, Али устраивается на рудник электриком, а Канита, хоть и тяжело, работает на шахте.
В 1948 году рождается следующий сын Касим, но в 9 месяцев умирает от дизентерии. В скором времени родители Али тоже покоятся с миром. 15 февраля 1950 года рождается сын Шамиль. Жизнь начинает налаживаться. Им выделяют комнату в бараке.
28 марта 1952 года родилась дочка Наиля. Следом за ней 6 октября 1953 года рождается вторая дочка Фагиля. В этот прекрасный момент Али заболевает малярией. Очень тяжело приходится прабабушке. Надо кормить четырех детей и ухаживать за прадедушкой. И снова пришлось им переезжать.
В мае 1954 года переезжают в село Кандра-Куль Республики Башкортостан. Али устраивается электромонтером в Уруссинский ГРЭС. В конце августа его переводят в 21 подстанцию города Азнакаево. И до 1958 года мой прадед со своей семьей проживает в 21 подстанции города Азнакаево.
В мае 1958 года его переводят в 27 подстанцию в село Тумутук Азнакаевского района старшим дежурным электромонтером. И до 1971года прадед со своей многодетной семьей проживают в селе Тумутук.
После автоматизаций подстанций в 1971 году, Али Мубиновича переводят снова в городскую подстанцию оперативным дежурным. И долгое время он добросовестно работает там электриком, а 1980 году выходит на пенсию. Но продолжает работать до 1988 года. На работе прадед был очень уважаемым человеком. За долголетний и добросовестный труд был награжден медалью «Ветерана труда». Также от имени Верховного совета СССР юбилейной медалью «За Доблестный Труд».
Награды дедушки:
Медаль 50лет Вооруженных Сил СССР (1967г)
Медаль 30 лет Победы (1975г)
Орден Отечественной Войны II Степени (1985г)
40 лет победы Великой Отечественной Войне (1985г)
70 лет Вооруженных Сил СССР (1988г)
Медаль «За Доблестный Труд». (1970г)
Медаль «Старейший энергетик Татарии» (1980г)
Медаль «Ветерана труда».(1987г) (Приложение 3)
Заключение
9 мая 2015 г. весь наш народ будет отмечать знаменательный юбилей – 70 лет Победы в Великой Отечественной войне. 70 лет отделяют нас от тех страшных, суровых событий.
Более 20 миллионов советских людей отдали свои жизни за наше мирное будущее. И, пожалуй, нет ни одной семьи, которую бы война не коснулась. Из каждой семьи ушли на фронт отцы и дети, мужья, бабушки и дедушки, братья и сестры… Война была общей болью и бедой, поэтому как бы все люди стали одной большой семьей. Главное для всех была победа над врагом. Они приближали этот день, как могли, и дождались победы.
Эта работа – дань памяти человеку, моему прадеду-Ибрагимову Али Мубиновичу, который был на войне, который был настоящим гражданином своей Родины.
27 миллионов советских людей – такова страшная цена победы. А еще миллионы тех, кто умер от ран, от сердечных болей уже после войны.
Мы вспоминаем о той далекой войне все реже, все меньше. Но забыть вовсе не имеем права. Это все равно, что жестоко предать тех, кто добывал для нас мир, беззаботное детство, счастливую мирную жизнь. Кто умирал на той войне с таким достоинством, что смерть становилась началом бессмертия.
Годы Отечественной войны 1941-1945 годов не забудутся никогда. Чем дальше они от нас по времени, тем живей и величественней развернутся они в нашей памяти, и снова сердце в груди будет биться сильно-сильно, снова выступят на глазах слезы. Слезы жалости и гордости. Лишь бы снова не было войны!
Люди, как и деревья, не могут жить без своих корней. Подвиги прадедов – это крылья для нас, внуков и правнуков ветеранов Великой Отечественной войны, источник нашей жизнестойкости.
И нам, молодому, подрастающему поколению надо стараться быть достойными памяти своих дедов и прадедов, отдавая дань уважения ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла.
…Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам,
И маршалам страны, и рядовым,
Поклонимся и мертвым, и живым –
Всем тем, кого забыть нельзя,
Поклонимся. Поклонимся, друзья.
Всем миром, всем народом, всей землей
Поклонимся за тот великий бой.
Поклонимся за каждый смертный бой…
Перечень литературы.
1.А.Ю.Завалишин «История Дальнего Востока России»
2.Сб. документов и материалов. Владивосток, 1985. С. 211-212.
4.Героические повествования о подвигах дальневосточников. Хабаровск,
1973. С. 524-535.
5.Кукк, К. И. Радиосвязь в Великую Отечественную / К. И. Кукк // Электросвязь : история и современность. - 2005. - N 2. - С. 21-25.
6.Плесцов, К. Связисты - герои освободительных боёв / К. Плесцов // Радио : аудио, видео, связь, электроника, компьютеры. - 1969. - N 2. - С. 5
7. Интернет ресурсы
Машенька - ветреные косы
Госпожа Метелица
Голубая лягушка
Мороз и заяц
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью