Я очень люблю конфеты. Однажды мне попалась конфета с интересным названием «Жи - ши». В русском языке есть такое правило «Жи – ши» пиши с буквой И». Я решила поискать в названиях конфет орфограммы. Оказалось, что во многих названиях конфет «спрятались правила». Возник вопрос: помогут ли конфеты стать грамотным «сладкоежкой»? Так появилась идея моей исследовательской работы «Орфография в фантиках».
Вложение | Размер |
---|---|
orfografiya_v_fantikah.docx | 48.19 КБ |
issledovatelskaya_rabota.pptx | 1.23 МБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа» с. Летка
Исследовательская работа
«Орфография в фантиках»
Социально – педагогическое направление
Выполнила:
ученица 3 «Б» класса Попова Анастасия
Руководитель:
Кислицина Анна Васильевна
с. Летка, 2019.
Оглавление
I. Введение………………………………………………………………….........3
II. Теоретическая часть
2.1 История возникновения фантиков……......................................................4
2.2 Что изучает орфография?.................................................................................6
III. Практическая часть
3.1 Классификация орфограмм, обнаруженных на фантиках............................7
3.2 Результаты опроса…………………………………………………………..9
IV. Заключение……………………………………………….........................…11
V. Используемая литература……………………………………………….......12
Введение
Я очень люблю конфеты. Однажды мне попалась конфета с интересным названием «Жи - ши». В русском языке есть такое правило «Жи – ши» пиши с буквой И». Я решила поискать в названиях конфет орфограммы. Оказалось, что во многих названиях конфет «спрятались правила». Возник вопрос: помогут ли конфеты стать грамотным «сладкоежкой»? Так появилась идея моей исследовательской работы «Орфография в фантиках».
Цель моей исследовательской работы: проверить, помогут конфетные обертки в изучении орфограмм русского языка или нет.
Задачи:
Объект исследования: фантики конфет.
Предмет исследования: орфограммы в названиях фантиков.
Мною была выдвинута гипотеза: если обращать внимание на орфограммы в названиях фантиков, можно развить орфографическую грамотность.
В своей работе использовала следующие методы: изучение литературы, анализ, систематизация, классификация.
II. Теоретическая часть
2.1 История возникновения фантиков
В народной энциклопедии «Википедия» говорится, что «Фа́нтик (от слова «фант») — это народное название обертки конфетной, которая служит для заворачивания конфет и другой кондитерской продукции (карамель, ирис, жевательная резинка).
В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова дается такое толкование:
«Фантик конфетная обёртка как предмет игры».
Истории фантика как таковой не существует. Для перевозки и хранения продуктов, в том числе и конфет, люди испокон века использовали то, что попадалось им под руку. С изобретением ткани, бумаги, фольги, парафиновой бумаги, целлофана появилась и упаковка. Фольга появилась в середине XIX века. А парафиновую бумагу - ту, которая лежит в обертке российской шоколадной конфеты, придумал великий изобретатель Томас Эдисон в 1872 году. Он порекомендовал применять в качестве обертки парафинированную бумагу, раньше конфеты не принято было заворачивать их просто хранили в коробочках.
Это нововведение позволило продавать конфеты в развес, благодаря фантикам это стало гигиенично.
Но это была история фантика в Америке, а как же обстояло дело в России?
Фантики в России появились при Петре I. На первых этикетках были указаны фамилии производителей, название и фасад кондитерских фабрик.
Однако, как и в Америке, до середины XIX века конфеты хранили в коробочках, вазочках, а брали их специальными щипчиками. К шоколадным конфетам было другое отношение, их заворачивали в фольгу, причем разноцветную. Для каждой начинки свой цвет фольги.
К концу XIX века, когда производство кондитерских изделий выросло, фантикам уделялась не меньшее внимание, чем театральным афишам. На фантиках творили выдающиеся художники, такие как: Константин Сомов, Иван Билибин, братья Васнецовы и многие другие. Выпускались серии конфет с загадками, с таблицей умножения, азбукой, гаданием, гороскопами.
После революции красивые обертки ушли в прошлое, оформлению не уделялось больше столько внимания. А в советское время на фантиках можно было увидеть отображение таких тем как: 8 марта, 1 мая, 7 ноября и полет в космос.
Сегодня над разработкой фантиков работают грамотные маркетологи, использующие научный подход. Яркие фантики конфет привлекают внимание не только взрослых, но и детей. Каждое слово-название этих сладостей включает в себя определённую орфограмму, а иногда и больше.
2.2 Что изучает орфография?
Орфография - правописание, общепринятая система правил написания слов в данном языке.
Сложное слово «орфография», как название правописания слов и системы орфограмм, пришло из греческого языка. Слово состоит из двух греческих корней: «орфо» и «графо», что означает «правильный» и «пишу».
Орфография расскажет о дефисных и раздельных написаниях слов, об употреблении прописной и строчной букв, о переносе слов и о множестве других орфограмм русского языка.
В учебнике В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык» говорится, что «орфограммы» – это буквы, написание которой надо проверить или запомнить. Если орфограмму можно проверить – это проверяемая орфограмма. Если орфограмму надо запомнить – это непроверяемая орфограмма.
Изучив материалы учебников, я выписала, какие орфографические правила должны знать третьеклассники и составила перечень орфограмм.
Перечень орфографических правил и орфограмм:
10.Правописание удвоенных согласных.
В перечень не включена орфограмма «Большая буква в именах собственных», так как названия конфет пишутся с заглавной (большой) буквы.
III. Практическая часть
По исследуемой теме я провела опрос и диктант. Задания выполняли 16 человек.
Опрос.
Одноклассникам было предложено ответить на четыре вопроса:
1. Любите ли вы конфеты?
2. Обращаете ли вы внимание на оформление фантика?
2. Обращаете ли вы внимание на названия конфет?
4. Обращаете ли вы внимание на правописание названий конфет?
На диаграмме представлены результаты опроса.
Диктант.
Ребятам было предложено написать диктант. В диктант были включены слова-названия конфет с орфограммами.
Лимончик, Зернушка, Лесной олень, Звёздный дождь, Коровка, Золотая лилия, Ласточка, Живинка, Ореховая роща, Клюквенная.
Результаты орфографического диктанта
Без ошибок | 1 ошибка | 2 ошибки | 3 и более ошибок | |
Обращают внимание на правописание названий конфет | - | 2 | - | 6 |
Не обращают внимание на правописание названий конфет | 1 | 1 | 1 | 5 |
По результатам орфографического диктанта и анкетирования выяснилось, что многие ребята обращают внимание на правописание названий конфет, но при этом в названиях конфет все равно делают ошибки. Ребятам предложила дополнительное задание: подчеркнуть орфограммы в словах – названиях конфет. Шесть человек неправильно отметили орфограммы, все они в анкете на четвертый вопрос ответили положительно. Из этого я сделала вывод: мои одноклассники, возможно, не зная названия орфограмм, неверно ответили на четвертый вопрос анкеты.
Заключение
По результатам исследовательской работы, можно сделать следующие выводы:
Таким образом, цель достигнута, но моя гипотеза не подтвердилась.
Но, возможно, яркие конфетные обертки помогут в изучении орфограмм, если выполнять:
Это и будет продолжением моей исследовательской работы «Орфография в фантиках».
Используемая литература
Слайд 1
Исследовательская работа «Орфография в фантиках» Работу выполнила: ученица 3 «Б» класса МАОУ «СОШ» с. Летка Попова Анастасия Руководитель: Кислицина Анна ВасильевнаСлайд 2
Цель: проверить, помогут конфетные обертки в изучении орфограмм русского языка или нет. Задачи: изучить литературу, узнать историю возникновения фантиков; собрать фантики от конфет; повторить изученные орфограммы русского языка, составить перечень орфограмм; исследовать фантики от конфет и выяснить, какая орфограмма «спряталась». провести орфографический диктант и опрос учащихся 3б класса по теме исследования; сделать выводы по результатам работы . Объект исследования: фантики конфет. Предмет исследования: орфограммы в названиях фантиков . Мною была выдвинута гипотеза: если обращать внимание на орфограммы в названиях фантиков, можно развить орфографическую грамотность . В своей работе использовала следующие методы: изучение литературы, анализ , систематизация, классификация.
Слайд 3
Фа́нтик (от слова «фант») — это народное название обертки конфетной, которая служит для заворачивания конфет и другой кондитерской продукции (карамель, ирис, жевательная резинка ). Из энциклопедии « Википедия » Фантик - конфетная обёртка как предмет игры. Из толкового словаря С. И. Ожегова
Слайд 4
Фантики в России появились при Петре I. На первых этикетках были указаны фамилии производителей, название и фасад кондитерских фабрик. Сегодня над разработкой фантиков работают грамотные маркетологи, использующие научный подход. Яркие фантики конфет привлекают внимание не только взрослых, но и детей.
Слайд 5
Перечень орфографических правил и орфограмм: Правописание гласных после шипящих ж, ш , ч, щ ; Сочетания чк , чн , чт , щн ; Непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова); Правописание проверяемых безударных гласных в корнях слов; Правописание звонких и глухих согласных в корнях слов; Правописание непроизносимых согласных; Правописание разделительного твердого и мягкого знака в словах; Мягкий знак для обозначения мягкости согласных; Буквы и, ы после ц в разных частях слова; Правописание удвоенных согласных.
Слайд 6
1 . Любите ли вы конфеты? 2. Обращаете ли вы внимание на оформление фантика? 3. Обращаете ли вы внимание на названия конфет? 4. Обращаете ли вы внимание на правописание названий конфет?
Слайд 7
Результаты орфографического диктанта Без ошибок 1 ошибка 2 ошибки 3 и более ошибок Обращают внимание на правописание названий конфет - 2 - 6 Не обращают внимание на правописание названий конфет 1 1 1 5
Слайд 8
По результатам исследовательской работы, можно сделать следующие выводы: Орфография - правописание, общепринятая система правил написания слов в данном языке. Орфограммы – это буквы, написание которой надо проверить или запомнить. В 3 классе должны быть усвоены не менее 10 орфограмм. Яркие фантики конфет привлекают внимание не только взрослых, но и детей. Каждое слово-название этих сладостей включает в себя определённую орфограмму, а иногда и больше. Ребята обращают внимание на правописание названий конфет, но при этом в названиях конфет все равно делают ошибки. Таким образом, цель достигнута, но моя гипотеза не подтвердилась.
Слайд 9
Упражнения: выписать названия конфет, указать части речи; подчеркнуть орфограммы, отметить части слова, в которых они находятся; разделить слова – названия для переноса; выполнить звуко – буквенный разбор слова; разобрать слово по составу. составить предложение, рассказ и другие. « Жи винка » « Московская жемчу жи на » «Сла д кое созвучие» «Гусиные ла п ки» «Сла д кое созвучие» «Гусиные ла п ки» Зер – нушка Зернуш – ка Я очень люблю конфеты «Чернослив» и « Черноморочка ».
Слайд 10
Спасибо за внимание!
Слайд 11
Источники: «Большая энциклопедия открытий и изобретений» под редакцией Артёмовой О. В., М., Росмэн , 2007 год; Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок . 60000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под общ.ред.проф . Л.И. Скворцова. – 25-е изд., испр . и доп. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2006. – 976 с. https://ru.wikipedia.org/wiki/Фантик https://zen.yandex.ru/media/id/5b706d6b79b39e00a9ceed4d/fantik-istoriia-vozniknoveniia-5b7c0221c41c7200a91b85f7 https://russkiiyazyk.ru/orfografiya https://i.pinimg.com/originals/54/56/c0/5456c0d3229c23092a9963381d25f5e6.png https :// www.bd-bd.ru/images/stories/virtuemart/product/resized/chernosliv-black_0x250.jpg https:// irmag.ru/media/cache/catalog_element_popup/uploads/files/2019/05/03/3bd6dcaf11f6d5afa895cb47fa5ecb709d2f06d6.jpeg http://1.bp.blogspot.com/- p7PedFkpfns/UItZYSaFbcI/AAAAAAAAI5Y/16zVj8GQZ7k/s320/1088-b.png
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Агния Барто. Сережа учит уроки
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Лист Мёбиуса
Весёлые польки для детей