Волейбол является наиболее доступным, следовательно, массовым средством физического развития и укрепления здоровья широких слоев населения. Волейболом занимаются во всех регионах страны. Эта игра пользуется популярностью у людей различного возраста, от детей до людей пожилого возраста.
Успех в поединке может принести только оптимальное решение тактической задачи, которую поставил противник или же поставлена задача ему самому. Каждый волейболист обязан эффективно действовать в нападении и защите и для чего необходимо совершенствовать умение тактически правильно действовать в наиболее важной для исхода игры игровой ситуации.
Вложение | Размер |
---|---|
fizkultura1.docx | 70.44 КБ |
РЕФЕРАТ
«Методика обучения нападающему удару волейболистов»
ВЫПОЛНИЛА: УЧЕНИЦА 10-а КЛАССА
МОУ ГИМНАЗИИ №1 г.ШУЯ
ПРОНЬКИНА АРИНА
2014 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Техника выполнения нападающего удара
Общие основы обучения технике волейбола юных спортсменов
Методика обучения нападающему удару в волейболе
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Волейбол является наиболее доступным, следовательно, массовым средством физического развития и укрепления здоровья широких слоев населения. Волейболом занимаются во всех регионах страны. Эта игра пользуется популярностью у людей различного возраста, от детей до людей пожилого возраста.
Успех в поединке может принести только оптимальное решение тактической задачи, которую поставил противник или же поставлена задача ему самому. Каждый волейболист обязан эффективно действовать в нападении и защите и для чего необходимо совершенствовать умение тактически правильно действовать в наиболее важной для исхода игры игровой ситуации.
Современный волейбол характеризуется увеличением атакующих действий, для организации которых необходима специализация технической и тактической подготовки игроков с учетом игровых функций. При этом нападающий удар рассматривается как решающий фактор достижения успеха в волейбольном матче. Проблема спортивной техники и методика обучения нападающему удару остаются одними из актуальных в теоретическом и прикладном значении в современном волейболе.
Обращение к специальной литературе показало, что вопросы методики обучения и совершенствования нападающего удара рассмотрены достаточно полно. Это в первую очередь исследования А.В. Беляева; Ю.Д. Железняка; Ю.Н.Клещева; А.В. Суханова; А.Г. Фурманова и других. Более детальный анализ этих работ показал, что предложенные авторами упражнения для совершенствования нападающего удара во многом адресуются квалифицированным спортсменам, и эти упражнения во многом не подходят юным волейболистам, не отвечают их техническим и физическим особенностям.
Таким образом, в затронутой проблеме можно выделить ряд противоречий между:
— необходимостью целенаправленного обучения и совершенствования нападающего удара и недостаточной разработанности данной методики в теории и практике подготовки у юных волейболистов;
— потребностью использования специфических упражнений в тренировке юных волейболистов и увлечением средств и методов, характерных для подготовленных (квалифицированных) спортсменов.
Выделенная проблема и противоречия позволили сформулировать гипотезу исследования: предполагалось, что применение в учебно-тренировочном процессе адаптированных упражнений для совершенствования нападающего удара у юных волейболистов позволит повысить качество и эффективность данного игрового приема.
Объект исследования: обучение нападающему удару в волейболе.
Предмет исследования: методика обучения нападающему удару волейболисток 12-13 лет.
Определенные гипотеза, объект и предмет исследования позволили сформулировать цель исследования: теоретически и экспериментально обосновать методику обучения нападающему удару волейболисток 12-13 лет.
Техника выполнения нападающего удара
Спортивную технику следует рассматривать как систему элементов движения, направленную на решение двигательной задачи. Эффективная техника, отличаясь высокой координированностыю, устойчивостью и экономичностью, позволяет спортсмену достигнуть наивысших результатов на соревнованиях.
Техника нападающего удара расчленяется на четыре фазы: разбег, прыжок, собственно нападающий удар и приземление. В свою очередь эти фазы состоят из микрофаз, характеризующихся своеобразием внешней формы движений и особенностями нервно-мышечной деятельности. Такое деление техники нападающего удара на фазы и микрофазы соответствует смысловой структуре этого действия и позволяет полнее описать особенности отдельных движений.
Во время выполнения разбега и прыжка усилия волейболиста направлены на решение двух основных задач — достижения наибольшей высоты прыжка и максимальной его точности по отношению к траектории полета мяча.
Соотношение этих задач изменяется по ходу развития двигательного действия, обусловливая вариативность и стабильность его фазовой структуры.
Разбег по своему ритмическому рисунку расчленяется на три микрофазы: начало, середина и напрыгивание.
В первой, стартовой микрофазе, волейболист, еще не определив характера траектории полета мяча (второй передачи), выполняет один или два«ступающих» шага в замедленном темпе с характерной для ходьбы двойной опорой.
Во второй, подготовительной микрофазе, игрок определяет траекторию полета мяча и корректирует скорость своего перемещения. Если передача занижена, то скорость движения резко возрастает и ходьба переходит в бег. Если же мяч направлен по высокой траектории, то скорость движения увеличивается незначительно, а иногда и замедляется.
В третьей микрофазе — напрыгивании — игрок выполняет широкий беговой шаг, который органически сливается с последующими движениями. От слитности усилий и их быстроты в этот момент зависит эффективность использования силы инерции, образуемой горизонтальной скоростью разбега для прыжка вверх .
При напрыгивании стопа вынесенной вперед ноги ставится с пятки, вторая нога присоединяется к первой, выпрямленные руки отводятся назад для предстоящего махового движения.
Несмотря на то что отталкивание от опоры протекает в очень короткий отрезок времени, в нем также отчетливо выделяются три микрофазы Первая начинается с постановки пятки стопы на поверхность площадки. Давление на опору при этом сопровождается реактивным всплеском динамографической кривой (в пределах 300—500 кг). Эта сила образуется благодаря стопорящему движению стопы и зависит от веса тела волейболиста. Анатомическая структура этой микрофазы состоит в следующем: пяточная кость вместе с таранной перемещается вокруг фронтальной оси в поперечном суставе плюсны (шапаровском) так, что ее пяточный бугор то приближается, то удаляется от них, располагаясь более вертикально. При этом задняя группа мышц бедра (его разгибатели) и трехглавая мышца голени сокращаются, а четырехглавая мышца бедра очень напряжена. Такая работа мышц необходима для выпрямленного положения конечности и поддержания стопы в стопорящем шаге при напрыгивании.
Во второй микрофазе толчка стопа полностью опирается подошвенной частью на поверхность площадки. Происходит сгибание ног в коленных суставах, а туловища — в тазобедренных суставах.
Вследствие этого происходит значительное снижение давления на опору, которое в отдельных случаях падает до нуля. При этом мышечное напряжение ног становится значительно меньше. Руки волейболиста в этой микрофазе начинают маховое движение.
Сгибание ног в коленных суставах и туловища в тазобедренных суставах, а также маховое движение рук является решающей предпосылкой для отталкивания волейболиста от опоры.
В третьей микрофазе — отталкивании от опоры — в результате разгибания ног в коленных, а туловища в тазобедренных суставах вновь увеличивается давление на опору. Выпрямление ног в коленных суставах происходит за счет резкого сокращения четырехглавой мышцы бедра и трехглавой мышцы голени, работающих при дистальной опоре. Первая мышца, закрепленная на голени, тянет бедро вперед, вторая, фиксированная на пяточном бугре, перемещает голень и дистальный конец бедра назад. Одновременно большая ягодичная мышца и задняя группа мышц бедра (полусухожильная, полуперепончатая и двуглавая) разгибают туловище.
В заключительный момент толчка происходит сгибание стопы, то есть непосредственное отталкивание от опоры. Одновременно с маховыми усилиями рук это движение способствует завершению отталкивания и сопровождается дополнительным давлением на опору (к мышцам, сгибающим стопу, относятся: трехглавая мышца голени, задняя большая берцовая, длинный сгибатель большого пальца, длинная и короткая малоберцовые).
Высота прыжка в значительной степени обусловлена «взрывным»характером сокращения мышц, максимальным наращиванием скорости маховых движений рук в начале отталкивания и замедленном движении в конце толчка. Наиболее выгодно замедлять движение рук на уровне головы, так как в этом случае величина реактивной силы (ее тангенциальная составляющая) будет максимальной.
Существенное значение для высоты прыжка имеет положение стоп при отталкивании. На основании проведенных исследований выявлено, что наиболее рациональным является естественное для игрока параллельное положение стоп или небольшой разворот их кнаружи. Незначительный поворот стоп носками вовнутрь не оказывает существенного влияния на высоту прыжка у опытных спортсменов благодаря большой помехоустойчивости техники. Однако у волейболистов более низкой квалификации такое положение стоп понижает высоту прыжка в среднем на 2–3см.
Высота прыжка во многом зависит и от величины угла сгибания ног в коленных суставах. Большое сгибание ног (около 120е) способствует увеличению пути «разгона» ОЦТ, но уменьшает при этом мощность отталкивания. В то же время малое сгибание ног в коленных суставах (120—130°) увеличивает мощность усилий при отталкивании, но уменьшает путь ОЦТ. Поэтому при большой силе мышц нижних конечностей выгодно сгибать ноги в коленных суставах в пределах 100—115°. При относительно же малой силе ног и преобладании в движениях скоростного компонента (у юных волейболистов) целесообразно выполнять прыжок с углом сгибания ног в коленных суставах 120—130°.
Если прыжок выполняется с места, то целесообразно согнуть ноги в коленных суставах до 80—90°. Это объясняется тем, что в данном режиме работы (при отсутствии большой ударной нагрузки в фазе амортизации) мышцы нижних конечностей не могут проявлять максимальную силу, и поэтому для увеличения высоты прыжка следует значительно увеличить путь перемещения ОЦТ.
Ритм разбега, обусловленный особенностями скорости и траектории полета мяча для нападающих ударов с ускоренных и заниженных передач(полупрострельных, прострельных и коротких), характерен для каждого отдельного случая. Если при обычной высокой передаче (к ее началу) нападающий игрок производит незначительный наклон туловища вперед или один шаг, то при укороченных передачах за этот же отрезок времени волейболист выполняет вторую микрофазу разбега. В данном случае отчетливо проявляется опережающий характер разбега волейболиста по отношению ко второй передаче мяча.
При выполнении нападающего удара с полупрострельных передач окончательная коррекция скорости разбега и выбор места для прыжка производится игроком еще позднее, во время последнего шага-наскока.
Зависимость скорости разбега и прыжка от качества передач еще в большей мере проявляется при выполнении нападающего удара с коротких и прострельных передач. В этом случае разбег, а иногда и отталкивание осуществляются во время первой передачи. В большинстве же случаев отталкивание от опоры при нападающих ударах с коротких и прострельных передач совпадает с моментом касания рук разводящего игрока с мячом. Исключение из этого правила составляет нападающий удар по мячу, находящемуся на восходящей ветви траектории полета, когда отталкивание опережает начало второй передачи.
Техника удара по мячу составляет вторую фазу нападающего удара. Здесь также, движения расчленяются на две микрофазы: замах и собственно ударное движение.
Замах правой руки для удара выполняется сразу после окончания отталкивания от опоры. В это время левая рука, незначительно сгибаясь в локтевом суставе, отводится вниз, а правая движется вверх. При дальнейшем поднимании тела игрока вверх правая рука продолжает движение для замаха, правое плечо отводится назад, ноги игрока сгибаются в коленных суставах, а туловище прогибается в поясничной части позвоночника.
Все эти движения создают необходимые условия для натяжения больших мышечных групп груди и живота, мощное сокращение которых способствует значительной концентрации усилий в момент удара по мячу. Положение игрока перед ударом иногда называют положением «натянутого лука», так как по аналогии с натянутым луком мышцы туловища волейболиста в этот момент безопорной фазы имеют большие потенциальные возможности для энергичного сокращения при ударе по мячу.
Удар по мячу осуществляется за счет резкого последовательного сокращения мышц живота, груди и руки. Наиболее эффективным по силе будет такой нападающий удар, при котором скорость движения проксимального звена руки (ее плеча), являясь наибольшей в начале движения, уменьшается при соприкосновении руки с мячом. Это способствует возникновению реактивных сил, увеличивающих скорость сгибания кисти в лучезапястном суставе. Такая структура движений особенно необходима при ударах по мячу, летящему над сеткой.
При ударах по мячу, находящемуся далеко от сетки, сила удара увеличивается за счет большой амплитуды ударного движения и «жесткости»соприкосновения руки с мячом. Увеличение амплитуды обеспечивается более значительным сгибанием руки в локтевом суставе при замахе, а жесткость соприкосновения руки с мячом — напряжением пястной и запястной частей кисти.
Таким образом, различные фазы выполнения нападающего удара состоят не из повторяющихся циклических движений, а носят весьма разнообразный характер как по внешней, наблюдаемой форме движений, так и по своей скоростно-силовой структуре.
Современными исследованиями установлено, что наибольшая точность полета мяча при нападающем ударе достигается при угле 160—170° между рукой и туловищем, то есть когда мяч находится впереди игрока.
Кроме этого, в зависимости от смысловой структуры нападающего удара выделяются три способа разбега при этом способе техники: скоростной, коррекционный и универсальный. Первый способ разбега применяется при«уверенном» выходе на удар, при втором происходит некоторое замедление (либо ускорение по ходу разбега (коррекция) при недостаточно точном определении момента удара, и в третьем сочетаются оба этих способа.
Техника прямого нападающего удара
Прямой нападающий удар может осуществляться по ходу разбега и с переводом. В первом случае направление траектории полета мяча после удара как бы совпадает с направлением разбега. Во втором с помощью своеобразных движений туловища и ударяющей руки мяч посылается вправо или влево по отношению к направлению разбега волейболиста.
В технике прямого нападающего удара по ходу разбега важным является напрыгивание в последнем шаге разбега, когда левая нога волейболиста, незначительно согнутая в коленном суставе, ставится на поверхность площадки с пятки. Такая постановка стопы способствует стопорящему движению, которое необходимо для перевода горизонтальной скорости разбега в вертикальную при отталкивании. Максимально увеличивая скорость при напрыгивании, игрок сгибанием ног в коленных и тазобедренных суставах опускает ОЦТ вниз, при этом правая нога, согнутая в коленном суставе, выносится вперед и ставится рядом с левой. Руки для предстоящего махового движения вперед-вверх отводятся назад-вниз.
Фаза отталкивания от опоры начинается с маховых движений рук еще до активного разгибания ног в момент приставки правой стопы к левой. При этом ОЦТ вследствие увеличения угла сгибания ног в коленных и тазобедренных суставах продолжает смещаться вниз и оказывается вынесенным за опору.
Снижение ОЦТ вниз и смещение его за опору позволяют значительно увеличить его путь во время преодолевающей работы мышц ног, что способствует достижению большей величины вертикальной скорости движения тела в заключительной микрофазе отталкивания.
Активное разгибание ног в тазобедренных и коленных суставах, а также энергичное сгибание стопы осуществляется за счет взрывной работы мышц этих звеньев и завершается упругим отталкиванием стоп от поверхности площадки.
В начале безопорной фазы туловище и ноги игрока выпрямлены, левая рука после махового движения прекращает смещение вперед-вверх, а правая, согнутая в локтевом суставе, продолжает отводиться назад. Тело волейболиста в результате силы толчка вверх и инерции горизонтальной скорости разбега перемещается вперед-вверх.
При дальнейшем подъеме туловище игрока прогибается в поясничной части позвоночника, правое плечо и рука отводятся назад и в сторону, левая, согнутая в локтевом суставе, смещается вниз, ноги сгибаются в коленных суставах.
В результате всех этих движений мышцы плечевого пояса, груди и живота хорошо растягиваются, создавая необходимые условия для концентрации усилий в ударном движении.
Удар по мячу производится в высшей точке прыжка. В результате энергичного сокращения больших мышечных групп груди и живота туловище волейболиста разгибается в поясничной части позвоночника, а ноги — в коленных суставах, правое плечо смещается вперед-вверх, а правая рука, разгибаясь в локтевом суставе, движется по большой амплитуде навстречу мячу. При ударе происходит обгон дистальных частей руки: плечо обгоняет плечевой сустав, локтевой сустав обгоняет плечо и кисть — предплечье. Угол между плечом и предплечьем в момент удара составляет приблизительно 140—150°. Подобное захлестывающее движение руки в сочетании с разгибанием туловища и «навалом»правого плеча способствует значительному наращиванию силы в момент удара.
После удара по мячу (заключительная фаза) тело игрока по дуге опускается вперед-вниз. Волейболист приземляется в 1—1,5 метрах от места отталкивания на согнутые в коленных суставах ноги, туловище игрока несколько наклонено вперед, руки, согнутые в локтевых суставах, находятся на уровне пояса.
Прямой нападающий удар с переводом влево выполняется со средней (по высоте) передачи, разбег и прыжок обычны. В фазе замаха волейболист всеми своими движениями показывает, что нападающий удар будет производиться походу разбега. В этом и заключается мастерство нападающего, то есть умение в последний момент резким движением предплечья и особенно кисти перевести мяч в сторону, мимо рук блокирующего.
Эффективность перевода во многом зависит еще и от умения волейболиста произвести удар по мячу в наивысшей точке. При этом кисть соприкасается с правой боковой поверхностью мяча. Удар по мячу осуществляется пястной частью кисти, благодаря чему уменьшается «жесткость» удара, но увеличивается путь направляющего действия ударного движения. Правая рука после удара смещается по дуге вниз-влево [35].
При выполнении прямого нападающего удара с переводом вправо волейболист, отталкиваясь от опоры, поворачивает туловище влево. В фазе удара игрок разворачивает руку несколько кнаружи и резким движением кисти в этом же направлении переводит мяч вправо. Туловище при ударе подается несколько впереди влево (в результате закручивания, полученного при отталкивании от опоры), что способствует увеличению его силы. Кисть ударяет по верхней левой стороне мяча [15].
Угол перевода мяча в горизонтальной плоскости увеличивается при смещении точки приложения усилия к мячу несколько вниз. Однако такое смещение направления ударного усилия уменьшает угол атаки в вертикальной плоскости, и мяч может быть направлен за пределы поля. Поэтому техническое мастерство нападающего заключается и в умении точно произвести удар по мячу.
В настоящее время в современном волейболе чаще говорят о переводах
«по линии» (с целью обойти блок, протиснувшись между антенной), который возможен двумя способами: без поворота туловища и «классическим» — с разворотом туловища. «Косой» перевод (с 4-ки по 4-ке) правшой выполняется с «выкручиванием» кисти (удар по мячу слева), при этом рука в локте обязательно остается прямой. Перевод из 2-ки в 2-ку левши и правши выполяняют существенно по-разному. Для левши удар аналогичен тому, как переводит правша с 4-ки по 4-ке, но с одной особенностью: когда блок ставится«автоматом» на правшу, можно не «вырезать» мяч, а просто чуть сильнее «косить» в ход. Правша из 2-ки в 2-ку при высоком съёме мяча способен, развернув туловище (или разбежавшись под острым углом), пробить выраженного «косача», нанеся удар по мячу справа.
Техника бокового нападающего удара
Первая фаза (разбег) техники бокового нападающего удара аналогична по своей структуре этой же фазе прямого нападающего удара. Вторая фаза (отталкивание от опоры) характерна тем, что стопы перед отталкиванием всегда располагаются параллельно сетке. При этом левая рука волейболиста выполняет маховое движение с более широкой амплитудой, чем при прямом нападающем ударе. При этом она выпрямляется не на уровне головы, а значительно выше. Увеличение амплитуды махового движения левой руки здесь является необходимым, так как маховое движение правой руки весьма ограничено и заканчивается смещением ее до уровня пояса, то есть значительно ниже, чем при прямом нападающем ударе.
В момент прекращения смещения левой руки вперед-вверх правая рука, согнутая в локтевом суставе, начинает выпрямляться и отводиться в сторону и несколько вниз одновременно со смещением левой руки по дуге вниз.
В этом положении безопорной фазы в результате отведения правого плеча и руки, а также сгибания ног в коленных суставах мышцы передней поверхности туловища растягиваются, игрок подготавливается к непосредственному нанесению удара по мячу.
Ударное движение начинается энергичным баллистическим движением правой руки по дуге через сторону вверх с одновременным поворотом правого плеча и всего туловища вправо, а также разгибанием ног в коленных суставах. Левая рука, продолжая смещаться вниз, сгибается в локтевом суставе. В момент удара мышцы левой части туловища резко сокращаются, в результате чего создаются условия для мощного наращивания усилий в ударном движении.
В противоположность прямому нападающему удару здесь удар по мячу производится не перед собой, а над вертикальной осью туловища. Угол между плечом и вертикальной осью туловища при этом составляет приблизительно 170°. Ладонная поверхность кисти, так же как и при других разновидностях удара, обгоняет предплечье и накрывает мяч несколько сверху.
В то же время рядом автором уточняется, что игроки, у которых более ловкая рука правая, чаще отталкиваются левой ногой. Поэтому в напрыгивании перед прыжком они вперед посылают правую ногу, что как раз и будет наиболее целесообразным для удара правой рукой. Энергичный замах рукой и отведение плеча поворачивает несколько вправо туловище игрока, при этом правая нога касается площадки раньше левой.
Эта последовательность нужна не только для правильной координации – взаимодействия рук и ног. Более энергичный (при отталкивании)рывок вверх правой рукой раньше потянет за собой всю правую сторону тела игрока. Поэтому правая нога тогда получит равную по времени с левой ногой нагрузку, когда при постановке, опережая ее, посылается вперед. Пренебрежение равномерным распределением нагрузки на ноги может быть причиной их травм.
Есть волейболисты, выполняющие напрыгивание, посылая вперед левую ногу (при ударе правой рукой). Стремясь равномерно распределить нагрузку на обе ноги, они подпрыгивают и за счет этого успевают опередить правой ногой левую. Внешне это оставляет впечатление «путающихся ног». Эти движения особенно опасны, если у игрока при выходе на удар нет твердых навыков и уверенности. Такой волейболист не сможет стабильно и успешно выполнять нападающие удары.
В последнем шаге (напрыгивании) надо соблюдать разумную мерув высоте напрыгивания, помня, что оно является лишь средством для увеличения прыжка, а не самоцелью. В фазе полета (напрыгивания) руки отводят назад. Этому способствует опережающий рывок туловищем вперед. Ноги ставят так: правая вначале на внешний свод стопы, а левая на всю стопу. Обе ноги как бы упираются в пол, а для этого необходима наибольшая площадь опоры. Чем больше скорость разбега, тем нужен больший вынос йог вперед, большее опережение постановки правой ноги и общий поворот вправо. Погасив инерцию напрыгивания и разбега, игрок энергично отталкивается ногами.
Из всего сказанного следует сделать вывод, что главным ключевым компонентом выхода на удар является последний шаг, т. е. напрыгивание. Количество же шагов в зависимости от игровой обстановки может быть любым. Чаще, однако, применяется разбег. Очень важно определить начало разбега, своевременность которого позволяет выйти на мяч в нужный момент. Всякая остановка в разбеге – грубая ошибка, снижающая качество прыжка и уменьшающим возможности, встречи с мячом в удобном положении.
Некоторые игроки, прежде чем сделать первый шаг, наблюдая за пасующим, переминаются на месте – это не ошибка. Главное – не пойти вперед преждевременно и не опоздать с разбегом. Время начала разбега и его направление определяют по восходящей траектории передачи мяча для нападающего удара. Для выработки умения определять это время необходимы многократные упражнения.
Таким образом, первым шагом при трехшажной работе определяется начало разбега, второй служит для корректировки направления движения, а последний шаг – напрыгивание – необходим для преодоления оставшейся до толчка дистанции. В зависимости от удаления игрока от мяча последний шаг может быть совсем небольшим или достигать 2-3 м и более.
Помня о том, что в волейболе каждое последующее движение должно получать наилучшие предпосылки от предыдущего, локти рук с началом движения вверх должны опережать кисти. Небьющую руку останавливают на уровне чуть выше плеча несколько согнутой. Если ее оставить внизу, то она будет затруднять выполнение удара. Локоть бьющей руки обгоняет кисть до исходного положения для удара. В момент самого удара локоть снова обгоняет кисть, за счет чего достигается хлыстообразное движение бьющей руки.
Одним из аспектов успешности нападающего удара является отталкивание. Так было установлено, что наиболее рациональным при отталкивании является параллельная постановка cтоп или постановка стоп слегка повернутыми носками внутрь.
Однако принципиально важным остается тот факт, что современный волейболист является высокорослым (на Олимпийских играх в Пекине средний рост мужской команды России составил 203 см, а женской — 187,9 см). Как свидетельствуют данные Р.Н. Дорохова (1994), Р.И. Тамбовцевой (1999),высокорослые игроки отстают в развитии силовых и скоростно-силовых качеств, которые обуславливают отталкивание при выполнении нападающего удара.
Результаты проведенных специальных наблюдений за волейболистами — участниками чемпионатов России и экспресс-анализ полученных данных дали возможность зафиксировать новый вариант постановки стоп в отталкивании, при котором левая нога (толчковая) ставится почти параллельно сетке, а правая (стопорящая) — перпендикулярно к левой. Этот вид постановки стоп был оценен как перпендикулярный. В количественном выражении это составило47% от общего числа выполненных нападающих ударов волейболистами различной квалификации.
В своих исследованиях С.В. Легоньков и В.В. Ермаков изучили структуру разбега и отталкивания, а также эффективность нападающих ударов в зависимости от варианта постановки стоп. Ими установлено, что при выполнении отталкивания с параллельной и перпендикулярной постановкой стоп динамические опорные реакции характеризуются вертикальными и горизонтальными составляющими, в которых они выделили первый и второй пики усилий.
Факторный анализ позволил выявить ученым ведущие факторы, которые легли в основу методики подбора эффективных средств для формирования техники и физической подготовленности: первый фактор — эффективности динамических опорных реакций и морфофизических характеристик нападающего удара при отталкивании с параллельной постановкой стоп на опору (76 характеристик с общей суммой дисперсии 35%); второй фактор — эффективности динамических опорных реакций нападающего удара с перпендикулярной постановкой стоп (56 характеристик с общей суммой дисперсии 25%); третий фактор — эффективности динамических опорных реакций нападающего удара с постановкой стоп носками во внутрь (50характеристик с общей суммой дисперсии 22%); четвертый фактор — времени достижения максимальных усилий в нападающем ударе при различных вариантах постановки стоп на опору (12 характеристик с общей суммой дисперсии 8%).Следовательно, в методике обучения двигательным действиям особое внимание следует уделять развитию компонентов первого фактора, определяющего эффективность нападающего удара.
Общие основы обучения технике волейбола юных спортсменов
Специфика волейбола, выражающаяся в удержании мяча в воздухе в течение длительного времени посредством технических приемов, выполняемых без задержек, причем, оцениваемых судьями экспертно, позволяет отнести волейбол к технически сложным играм. Эмоциональная привлекательность, доступность и простота оборудования (сетка и мяч), отчасти позволяют компенсировать сложность в обучении, сохраняя интерес к волейболу [10;11].
Основные проблемы, связанные с обучением технике выполнения игровых элементов, в самом общем виде можно сформулировать следующим образом. Как научить игровому элементу:
а)без ошибок,
б)быстро.
Научение без ошибок, является необходимым условием быстрого обучения (на исправление ошибок у преподавателя уходит времени намного больше, чем на освоение игрового элемента), но недостаточным, ибо желание избежать ошибок часто приводит к многократному повторению уже освоенных упражнений. Этому способствует неумение отделить грубые ошибки от мелких погрешностей и недочетов в технике, которые на эффективность игровых действий влияют незначительно.
Результаты наблюдения за работой тренеров детских спортивных школ г. Воронежа позволяют сделать следующий вывод: основной причиной тормозящей эффективное и быстрое овладение техникой является излишне большое количество повторений в упражнениях. Основанием для этого утверждения служат законы психофизиологии, детерминирующие объем, устойчивость и интенсивность внимания обучающихся, а также особенности влияния последствий тормозных процессов на формирование двигательного навыка.
Именно «лишние» десятки (а иногда и сотни) повторений на этапе обучения замедляют процесс дифференциации возбуждения в двигательных зонах коры головного мозга. Традиционная формула«количество переходит в качество» не работает в данной ситуации, поскольку для обучения существенно количество «правильных» движений, а не общее количество повторений. Кроме того, двигательная память намного быстрее схватывает то, что осознано, а компоненты движения, находящиеся вне поля внимания игрока, фиксируются рефлекторно по принципу «как удобно», вместо «как выгодно».
Анализ режимов тренировки ведущих детских тренеров России позволяет определить следующие требования, являющиеся реализацией принципов доступности и постепенности в обучении.
Упражнение мгновенно прекращается, если игрок перестает контролировать движение. Это количество, по мнению спортивных психологов, для сложных движений равняется 1-2 повторениям, для движений средней сложности оно равно 3-10 повторениям и для простых движений не превышает 30-ти.
Упражнение не должно применяться в обучении, если игрок не может выполнить предлагаемое движение со второй, максимум с третьей попытки. Создание правильного представления необходимо, но недостаточно, потому что у игрока может просто не хватать двигательной базы для освоения приема. Движение расчленяется на доступные элементы. От тренера здесь требуется умение правильно подобрать подводящие упражнения, исходя из принципа постепенного усложнения заданий. Система многочисленных имитационных упражнений и упражнений в упрощенных условиях — необходимый компонент эффективного обучения технике.
Обилие упражнений не должно заслонять игроку задачу, стоящую при обучении. Упражнений может быть несколько десятков, но все они должны быть подчинены одной задаче, стоящей в тренировке. Пример: при обучении верхней передаче задачей первостепенной важности является правильное положение пальцев и кистей на мяче во всех трех фазах передачи. Эта проблема решается путем сосредоточения на положении пальцев и кистей при выполнении одиночных передач и множества коротких серий в разнообразных условиях, исключающих отвлечения на другие звенья (близко с полом и стеной, не глядя, сидя, лежа и т.д.).
Уже несколько десятилетий назад разработана концепция опоры на идеомоторные представления в обучении двигательным действиям, защищены диссертации на эту тему, но, как и прежде, большинство тренеров при обучении технике опираются на создание внешней кинематической схемы. Опора на ощущения позволяет избавиться от лишних напряжений, которые даже при правильной структуре движения снижают точность и эффективность обработки мяча. Высокоэффективным в этом случае является выполнение упражнений без зрительного контроля, повышающее точность движений, улучшающее «мышечное чувство» и «чувство мяча», снижая в итоге количество технических ошибок.
Полностью избежать ошибок при освоении движения не удается никому. Более того, в обучении без них не обойтись, поскольку они являются индикатором уровня сложности применяемого упражнения. Главная опасность при этом — выполнение движения с количеством ошибок, превышающим некоторый индивидуальный порог, за которым возможно создание нерационального динамического стереотипа. Задание необходимо усложнять до появления редких, единичных ошибок, которые игрок пытается устранить, приводя движение в соответствие с моделью технического элемента (или его компонента) на данном этапе (принцип оптимальной трудности). Важнейшим фактором успеха в этом процессе является диагностика и дифференцирование ошибок, которые можно назвать краеугольным камнем методического мастерства спортивного педагога. Опытный тренер усложняет упражнение шаг за шагом до появления ошибок (ценность опыта в том и состоит, чтобы остановиться за один шаг до появления ошибки) и затем устраняет основные недостатки в структуре движения, игнорируя второстепенные[33].
Важно научить игрока тому, чтобы он сам мог регулировать параметры выполнения упражнения (скорость и дальность перемещения, расстояние до мяча, сила ударов и т.д.), исходя из принципов доступности, оптимальной трудности и сознательного выполнения упражнений. В таком сближении менталитета игрока и тренера кроется успех самостоятельной работы спортсмена и его состоятельности в спорте, как личности.
Техническая подготовка – это процесс обучения волейболиста технике движений и действиям, служащим средством ведения игры, а также их совершенствования. Спортивная техника должна рассматриваться во взаимосвязи с уровнем развития физических качеств. Чем выше уровень физической подготовленности, тем успешнее идет обучение и совершенствование [13; 31].
Основными задачами технической подготовленности являются:
1. Расширение запаса разнообразных навыков и умений, что позволяет правильно выполнять новые движения и быстрее овладевать ими.
2. Овладение рациональной техникой (правильная структура движений, выполнение их без излишних напряжений).
3. Улучшение деталей техники за счет выявления причин появления ошибок (при выполнении технических приемов) и устранения этих ошибок.
4. Совершенствование техники за счет изменения формы движений, создания определенных трудностей при выполнении технических приемов.
5. Совершенствование техники игры в соревновательных условиях.
Техническая подготовка – это многолетний процесс, который условно можно разделить на два этапа: начальное обучение технике игры и ее дальнейшее совершенствование.
Овладение спортивной техникой волейбола в процессе обучения осуществляется по следующей схеме (для всех технических приемов игры):
1. Терминологически правильно назвать прием.
2. Показать прием(тренер сам его демонстрирует или с помощью слайдов, плакатов, видеотехники).
3. Объяснить технику выполнения приема с демонстрацией (положение звеньев тела до выполнения, в момент выполнения, после выполнения технического приема).
4. Сделать попытку практического выполнения приема – исходное положение (стойка), перемещение, имитация в целом или по частям.
5. Выполнить упражнение с мячами и партнером в самых простых условиях.
6. Отработать на тренажерах, специальном оборудовании (если необходимо) с мячами и без мячей.
7. По мере усвоения двигательных действий условия выполнения упражнений усложнить (увеличить количество мячей, партнеров, дополнительных заданий и т. д.).
8. Выполнить технический прием (приемы) в условиях, приближенных к игре.
Ошибки при обучении. На всех стадиях обучения технике необходимо исправлять ошибки сразу же при их возникновении. Чем раньше приступают к исправлению ошибок в технике, тем больше вероятность успеха в овладении рациональной техникой.
По мнению многих авторов, типичными причинами ошибок при обучении технике игры в волейбол являются следующие:
а) недостатки в развитии физических качеств (ловкости, быстроты, силы);
б) спортсмен неправильно представляет движение в техническом приеме;
в) волейболист неверно ощущает мышечные восприятия;
г) нет анатомических предпосылок для изучения того или иного приема;
д) несистематическое посещение тренировок, в результате чего двигательный навык не стабилизируется;
е) спортсмен мало соревнуется, поэтому нет стабилизации техники приемов.
Зная типичные ошибки и причины их возникновения, можно сформулировать основные методические приемы их исправления:
– ясное понимание спортсменом принципиальных основ техники движений;
– создание условий, в которых неправильное выполнение движения невозможно;
– правильное прочувствование движений с помощью тренера;
– избирательные упражнения в отдельных компонентах приема(сложное объяснение, видеозапись, плакаты и др.).
Закрепление техники и ее дальнейшее совершенствование будут происходить тем успешнее, чем качественнее будут исправляться основные ошибки, так как второстепенные нередко являются производными от основных.
Техническая и тактическая подготовка условно может быть подразделена на начальную (обучение технике движений) и подготовку, связанную с совершенствованием технико-тактического мастерства. При этом можно отметить, что овладение техникой игры и совершенствование технического мастерства идут параллельно с развитием физических способностей волейболиста.
Важный вопрос начальной подготовки – одновременность или последовательность разучивания технических приемов. Опыт показывает, что обучение целесообразно начинать сразу всем основным способам игры: передаче мяча сверху, подаче, нападающим ударам. Передача мяча снизу и прием после подачи изучаются несколько позже, а блокирование – после того, как игроки научатся четко выполнять нападающий удар. Это способствует большому разнообразию обучения и содействует положительному переносу аналогичных двигательных навыков (в прямой передаче и в нападающем ударе).
Кроме того, положительно сказывается на обучении и контроль неоднозначных по своей структуре движений (прием свободно падающего мяча от нападающего удара).
Предпочтительным условием каждого занятия по разучиванию является применение «новинок» в изменяющихся условиях игровой обстановки.
В практике обучения техническим приемам волейбола широко нашло применение алгоритмов. Данный вид программированного обучения предполагает последовательное решение дидактических задач по овладению основными способами техники в течение длительного времени, необходимого для прочного усвоения изучаемого двигательного действия. При этом переход к овладению новым способом техники предполагается возможным только при хорошем усвоении техники материала. Следует подчеркнуть, что сложные в координационном отношении навыки приобретаются с помощью подготовительных и подводящих упражнений. Менее сложные навыки разучиваются посредствам соревновательных упражнений, сначала в относительно стандартизированных, а затем в изменяющихся условиях.
Организация занимающихся зависит от задач, которые поставлены в тренировочном занятии. Когда оно полностью посвящено физической подготовке, то должно быть достаточное количество оборудования и инвентаря. Тогда занятие пройдет продуктивно, с оптимальной интенсивностью.
В занятии, направленном на техническую или тактическую подготовку, общеразвивающие и подготовительные упражнения необходимо концентрировать вокруг изучаемых приемов. При этом в подготовительной части все волейболисты выполняют упражнения в определенной последовательности с определенной нагрузкой (при индивидуальном подходе). Упражнения, направленные на физическую подготовку, в основную часть включаются наряду с упражнениями по технике и тактике для развития необходимых качеств и поддержания на оптимальном уровне тренировочной нагрузки. Для этого используют главным образом индивидуальные упражнения в парах, применяя специальные тренажеры, оборудование и инвентарь.
При совершенствовании навыков в зависимости от игровых функций одни волейболисты, например связующие, выполняют упражнения у сетки, другие – нападающие – с набивными мячами, на тренажерах и т. п.; затем нападающие идут к сетке.
К средствам тренировки волейболиста относятся физические упражнения, гигиенические факторы и естественные силы природы. Физические упражнения многообразны и их выбор определяется задачами, которые необходимо решать в процессе тренировки.
Физические упражнения способствуют улучшению всех физических качеств – силы, быстроты, гибкости, ловкости и выносливости, а также совершенствованию деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, повышению устойчивости организма к простудным заболеваниям, улучшению работоспособности и процесса восстановления после нагрузок. Все упражнения оказывают влияние на различные физические качества в большей или меньшей степени, а также на навыки выполнения технико-тактических упражнений.
Упражнения, применяемые на занятиях волейболом, могут быть условно разделены на соревновательные, специально-подготовительные и общеподготовительные.
Соревновательные упражнения – это целостное двигательное действие, составляющее предмет игры в волейбол и выполняемое в полном соответствии с правилами игры. Эти упражнения характеризуются комплексным проявлением основных физических качеств в условиях постоянной и внезапной смены игровой ситуации.
Специально-подготовительные упражнения характеризуются сходством с соревновательными по кинематическим и динамическим характеристикам движений; механизму энергообеспечения; структурной работе мышц.
Общеподготовительные упражнения направлены в основном на общую подготовку волейболиста. К ним относятся самые разнообразные упражнения, которые могут приближаться по своему воздействию к специально-подготовительнымили существенно отличаться от них. С помощью этих упражнений решаются задачи всестороннего развития основных двигательных качеств, а также избирательного воздействия на них.
Все упражнения, применяемые в тренировке волейболистов, могут быть разделены на специфические и неспецифические. К специфическим относятся упражнения, связанные с волейболом, игровой деятельностью. К неспецифическим относятся упражнения, которые напрямую не связаны с волейболом.
Методы обучения и тренировки волейболиста разнообразны и имеют важное значение для поддержания здоровья, развития физических качеств, овладения двигательными навыками и их совершенствования.
В построении обучения и тренировках надо использовать разнообразные методы, учитывая особенности занимающихся, их возраст, подготовленность, а также условия проведения занятий.
В зависимости от задач и конкретных условий предпочтение отдается тем или иным методам. В процессе обучения и тренировки используют следующие группы методов:
1. Наглядные: показ упражнения тренером, на схеме, макете, просмотр видеофильмов, кинограмм, фотографий, плакатов, рисунков, просмотр соревнований, которые создают у студентов образные представления об изучаемых упражнениях, а также звуковая и световая информация.
2. Словесные: основаны на использовании слова как средства воздействия на обучаемых и включают рассказ, беседу, объяснение, указание, убеждение, замечания, лекцию, доклад, описание, разбор, задание, команды, подсчет и оценку.
3. Практические: метод упражнения, повторный, переменный, сопряженный, интервальный, непрерывный, контрольный, игровой, соревновательный. Известны еще методы, которые используются для решения конкретных задач(например, метод электростимуляции, метод отягощения, метод усложнения внешней обстановки, метод выполнения упражнения до отказа и др).
В группах, где основная задача – укрепление здоровья, повышение работоспособности, все перечисленные методы имеют свое место и широко используются неравномерно, предпочтение отдается игровому, соревновательному, непрерывному и повторному.
Показ важен тем, что дает возможность получить точное представление об упражнении. К показу предъявляется ряд требований. Тренер должен выбирать место так, чтобы он был хорошо виден всем. Демонстрировать прием надо неторопливо, четко и сосредоточить внимание занимающихся на основных деталях. Следует также указывать на типичные, наиболее часто встречающиеся ошибки в исполнении данного технического приема.
Показ, как правило, всегда сопровождается объяснением, что помогает более четко представить изучаемый технический прием. С помощью наглядных и словесных методов создается общее представление об изучаемом приеме или упражнении. Для того чтобы овладеть техникой и тактикой игры, всем широким многообразием приемов, используемых в игре, необходимо использовать практические методы. Все они включают в себя отдельные составные части или приемы, совокупность которых и представляет собой метод в его целостности. Например, метод многократного повторения движений включает следующие приемы:
а) показ;
б) опробование;
в) повторение упражнения вплоть до образования автоматического навыка;
г) выполнение приема в усложненных условиях.
И все другие используемые методы можно разложить подобным образом. На этапе предварительного обучения при освоении игры у занимающихся формируются конкретные двигательные навыки, которые изучают в соответствии со стадиями формирования двигательного навыка. При разучивании приема должна соблюдаться такая последовательность:
а) ознакомление с приемом;
б) разучивание приема в упрощенных условиях;
в) совершенствование приема в условиях, близких к игровым;
г) закрепление приема в игре.
Таким образом, эффективность технических действий в волейболе является вариативным фактором, определяющим результат игры. По этой причине основное внимание преподавателя при обучении игре в волейбол должно быть направлено на техническую подготовку занимающихся.
В начале обучения игрок должен имитировать модель движения как можно точнее. Этой моделью, обычно, является преподаватель, или спортсмен достаточно высокой квалификации. Для воспроизведения модели, игроку важно иметь точное мысленное представление, образ движения. Для преподавателя существенно важно на этой стадии сосредоточить внимание занимающихся на основных элементах движения.
Для эффективного обучения необходимо понимание физических законов и принципов биомеханики, основ управления движением тела. Такой подход позволяет решать преподавателю, что правильно и важно, а что -нет.
Кроме требований к модели движения, важна диагностика ошибок, неизбежно возникающих в процессе обучения, и методически правильный подбор средств для своевременной коррекции движения. Это означает соблюдение базовых принципов в позиционировании, направлении перемещений, динамики и временных характеристик, порядке выполнения отдельных элементов и т.д., для того, чтобы занимающийся имел правильное ощущение требуемого движения.
На стадии освоения движения, требования задач постепенно приближаются к реальным условиям выполнения движения.
Преподаватель постепенно повышает требования к занимающимся, одновременно поддерживая необходимый уровень качества исполнения. Не рекомендуется усложнять упражнения до тех пор, пока игрок не выполнит требования в предыдущем упражнении. Выбор упражнений и их порядок должны стимулировать рост технического мастерства, а не только поддерживать существующий уровень навыков. Постепенность в повышении трудности задач, ставящихся перед игроками, должна быть, как в двигательном плане, так ив плане восприятия.
Методика обучения нападающему удару в волейболе
В литературе отмечается, что перед обучением нападающему удару в прыжке с разбега игроки с недостаточной координацией предварительно осваивают верхнюю передачу одной рукой в прыжке и обманный удар.
Наибольшая сложность при освоении нападающего удара состоит в том, что игрок должен точно рассчитать свои действия в соответствии с высотой и направлением полета мяча и произвести удар по мячу в высшей точке прыжка.
Большинство ошибок при изучении нападающего удара происходит от неумения занимающегося своевременно выйти на мяч. Игрок часто прыгает слишком рано или запаздывает с прыжком. В результате мяч оказывается сзади игрока, далеко впереди или в стороне от него. Такие недостатки затрудняют овладение правильным ударом по мячу и надолго затягивают формирование двигательного навыка нападающего удара.
Поэтому не нужно торопиться переходить от верхней передачи в прыжке через сетку (атака верхней передачей) к нападающему удару. Необходимо сначала прочно закрепить навык точного выхода на мяч.
После освоения нападающего удара, полезно время от времени возвращаться к верхней передаче через сетку, контролируя скорость и точность выхода под мяч.
Требования к технике прямого нападающего удара по ходу:
1.Разбег обычно выполняется в два-три шага.
2.Перед разбегом в три шага движение начинается с шага одноименной с бьющей рукой ноги, а в два шага – с разноименной с бьющей рукой ноги.
З.В начале разбега туловище наклонено вперед, руки удерживаются впереди — внизу.
4. Первый шаг — короткий ,обеспечивает скорость разбега за счет выведения общего центра тяжести вперед за опору.
5.После двух шагов (при разбеге в три шага) игрок выполняет напрыгивание на две ноги: правая нога ставится с пятки перекатом, левая нога приставляется, «догоняя» правую ногу.
6. Руки помогают прыжку: в начале напрыгивания отводятся в стороны назад, а при отталкивании выполняют мах вперед — вверх, описывая дуги.
7.Ноги выполняют отталкивание согласованно с махом рук.
8.3амах начинается с отведения плеча, туловище отклоняется незначительно, рука фиксируется в положении замаха.
9.Положение бьющей руки в замахе: кисть над плечевым суставом выше головы, локоть выше плеча.
10. Кисть в замахе располагается во фронтальной плоскости.
11.Левая рука (при ударе правой рукой) в момент замаха занимает положение противовеса: не ниже головы, напротив левого плечевого сустава.
12.Удар начинается с движения плеча вперед.
13.Рука при ударе выпрямляется в локтевом суставе, двигаясь в сагиттальной плоскости.
14.Удар по мячу наносится в высшей точке напряженной
ладонью, кисть принимает форму сферы ,пальцы вместе, большой палец отведен в сторону.
15.После удара туловище сгибается вперед, подаваясь в направлении удара.
16.Бьющая рука показывает направление вылета мяча, или опускается вниз.
При выполнении нападающего удара возможны ошибки:
Ошибки при разбеге:
1. Недостаточная длина разбега.
2. При ударе из 3-ей и 4-ой зон прямой разбег.
3. При ударе из 2-ой зоны косой разбег.
4. Нет наклона вперед при подготовке и в начале разбега.
5. Низкая скорость разбега.
6. Не хватает скоростных качеств.
7. Количество шагов не соответствует расстоянию.
8. Ранний разбег.
9. Поздний разбег.
10.Руки на старте опущены.
11.Размахивание или скрещивание рук приразбеге. Подготовительная фаза:
12.Нет вращения рук.
13.Вращение излишне согнутыми руками.
14.Высокое вращение рук.
15.Вращение прямыми руками.
16.Напрыгивание на две ноги одновременно.
17.Напрыгивание на носки.
18.Недостаточное стопорение правой ногой(короткий шаг) для правшей.
19.Левая нога приставляется поздно.
20.Левая нога ставится далеко вперед.
21.Вялое напрыгивание.
22.Излишне высокое напрыгивание.
23.Напрыгивание боком.
24.Прыжок в длину.
25.Прыжок не в полную силу.
26.Не хватает прыгучести.
27.Руки (обе, или левая) не помогают прыжку (останавливаются).
28.Низкая скорость взмаха руками.
29.Прогиб в пояснице.
30.Корпус завален влево.
31.Поворот боком к сетке.
32.Рука не зафиксирована в замахе.
33.Рука завалена влево.
34.Низко предплечье.
35.Низко локоть.
36.Кисть не закреплена при замахе.
37.Кисть развернута.
38.Пальцы разведены.
39.Не отведен большой палец.
Рабочая фаза:
40.При ударе нет посыла локтя вверх.
41.Удар согнутой рукой.
42.Не дорабатывает предплечье.
43.Не дорабатывает кисть.
44.Излишний уход руки назад после удара.
45.Излишний уход руки влево после удара.45. Недостаточная скорость руки при ударе.
47. Удар поздно по ритму.
48. Удар чрезмерно круто вниз.
49. При обманном ударе нет имитации замаха.
50.При обманном ударе опускается локоть.
51.При обманном ударе заброшена кисть.
52.При обманном ударе расслаблены пальцы.
53.При обманном ударе излишнее сопровождение.
54.Обманный удар по низкой траектории.
55.Недостаточно резкий обманный удар.
56.Потеря высоты удара при переводе.
57.При переводе кисть недостаточно накрывает мяч.
58.При ударе выше блока недостаточный накат.
59.Удар через сильнейшего блокирующего игрока.
60.Необоснованная попытка«чисто» обвести блок.
61.Удар в зону сильнейшего защитника.
62.Удар в защитника.
63.Перевод в линию с узкой передачи.
64.Удар прямо со 2-ой линии (при недостаточно высоком прыжке).
65.Обманный удар в руки.
66.Нападение без плана.
67.Нападение без учета обстановки.
68.Отказ от выполнения удара в сложной обстановке.
69.Необоснованный риск при выборе нападающих действий.
Завершающая фаза:
70.Локоть бьющей руки опускается быстрее кисти.
71.При переводе вправо без поворота после удара кисть наружу.
72.Приземление на одну ногу.
73.Жесткое приземление.
74.Игрок не готов к следующим действиям.
Подводящие упражнения для нападающего удара:
Обучение разбегу и прыжку:
1. Одиночные и серийные взмахи руками на месте.
2. Прыжок на месте с взмахом рук.
3. Напрыгивание с одного шага и прыжок с отведением и взмахом рук.
4. Напрыгивание с двух шагов и прыжок с отведением и взмахом рук.
5. Разбег в 1-2 шага, имитация верхней передачи в прыжке.
6. Разбег в 1-2 шага, верхняя передача мяча в держателе или в руке
преподавателя (партнера).
7.Разбег в 1-2 шага, верхняя передача мяча в стену или через сетку
- с низкого подбрасывания преподавателя(партнера) «в темп».
- с высокого подбрасывания преподавателя (партнера).
- с собственного набрасывания.
Обучение ударному движению:
8.Правая рука в положении замаха, левая рука впереди науровне лица.
Смена рук с поворотом корпуса вокруг вертикальной оси.
9.Взмах руками и постановка руки взамах:
- на месте
- в прыжке
10.Из положения замаха выполнить нападающий удар:
- по тыльной стороне кисти вытянутой вперед-вверх левой руки
- по мячу в левой руке
- без мяча с опусканием руки
- пол — стена с руки
- пол — стена после подбрасывания
Обучение нападающему удару с разбега в прыжке:
11.Разбег в 1-2 шага, нападающий удар по мячу в держателе или в руке преподавателя (партнера):
- в пол
- через сетку
12.Имитация нападающего удара в прыжке с разбега в 1-2 шага.
п. Разбег в 1-2 шага, нападающий удар по мячу:
- с низкого набрасывания преподавателя(партнера) «в темп»
- с высокого набрасывания преподавателя(партнера)
- с собственного набрасывания
13.Нападающий удар с передачи преподавателя или партнера.
При совершенствование нападающего удара рекомендуются упражнения на доставание баскетбольного кольца с имитацией удара; нападающий удар у стенки; нападающий удар в парах удары в парах в прыжке; выполнение обманных ударов в парах.
Для повышения технико-тактической результативности нападающих ударов Н.И. Чардынцев советует следующее:
— следует сочетать сильные удары с ударами средней силы и обманными;
— обманные удары более эффективны при близких к сетке передачах и менее эффективны при передачах, далеких от сетки;
— тактику нападения с первых передач и откидок следует широко применять при доигровках, но только при соответствующем уровне технической подготовки игроков. При розыгрыше мячей с подачи этот прием выгоден в тех случаях, когда соперник применяет несложные подачи;
— в любых случаях нужно стремиться к тому, чтобы нападающий удар выполнялся против слабейшего блокирующего;
— если нападающий решил сделать откидку, то все его предыдущие действия должны убедить блокирующих игроков соперника, что удар будет выполнять именно он;
— откидка не должна быть высокой, так как блокирующие вторично успеют выпрыгнуть на блок.
Литература:
1. Донской, Д.Д. Биомеханика с основами спортивной техники [Текст] / Д.Д. Донской. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 160 с.
2. Железняк, Ю.Д. К мастерству в волейболе [Текст] / Ю.Д. Железняк. - М.: Физкультура и спорт, 1998. - 156 с.
3. Железняк, Ю.Д., Войлов, А.А. Волейбол [Текст] / Ю.Д. Железняк, А.А. Войлов. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 186 с.
4. Железняк, Ю.Д. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения [Текст] / Ю.Д. Железняк. - М.: Академия, 2002. - 520 с.
5. Ивойлов, А.В. Волейбол: очерки по биомеханике и методике тренировки [Текст] / А.В. Ивойлов. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 152 с.
6. Перльман, М.С. Специальная физическая подготовка волейболистов [Текст] / М.С. Перльман. - М.: Физкультура и спорт, 1994. - 168 с.
7. Правдин, В.А. Волейбол - игра для всех [Текст] / В.А. Правдин. - М.: Физкультура и спорт, 1996. - 242 с.
8. Суслов, Ф.П. Теория и методика спорта [Текст] / Ф.П. Суслов. - М., 1997. - 416 с.
9. Фидлер, М.Ю. Волейбол [Текст] / М.Ю. Фидлер. - М.: Физкультура и спорт, 1972. - 204 с.
10. Фомин, Н.А. Физиологические основы двигательной активности [Текст] / Н.А. Фомин. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 224 с.
11. Фурманов, А.Г., Болдырев, Д.М. Волейбол [Текст] / А.Г. Фурманов, Д.М. Болдырев. - М.: Физкультура и спорт, 1996. - 184 с.
12. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] / Ж.К. Холодов. - М.: Академия, 2000. - 480 с.
13. Чехова, О.Ю. Основы волейбола [Текст] / О.Ю. Чехова. - М.: Физкультура и спорт, 1999. - 208 с.
Сорняки
Компас своими руками
Два морехода
Повезло! Стихи о счастливой семье
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию