В современном мире проблема психологической безопасности стоит очень остро. Рассмотрение данной проблемы в контексте российского образования необходимо начать с определения понятия «психологическая безопасность», которое обозначает положительное самоощущение человека, его эмоциональное, интеллектуальное, личностное и социальное благополучие в конкретных социально-психологических условиях, а также отсутствие ситуаций нанесения психологического ущерба личности, ущемления ее прав.
Вложение | Размер |
---|---|
Психологическая диагностика безопасности образовательной среды МКОУ «Новосидоровская СОШ» | 38.39 КБ |
Направление педагогика и психология
Психологическая диагностика
безопасности
образовательной среды
МКОУ «Новосидоровская СОШ»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Новосидоровская средняя общеобразовательная школа» Кетовского района Курганской области
Авторы: Вишнягова Ксения, 10 класс
Руководитель: Борисова Л.Г., учитель биологии
МКОУ «Новосидоровская СОШ»
2019 год
Оглавление
1.Введение……………………………………………………………………………3
2.Основная часть……………………………………………………………………..5
2.1. Понятие психологической безопасности образовательной среды………….5
2.2. Определение показателя отношения к образовательной среде……………...7
2.3. Определение уровня удовлетворенности образовательной средой………...9
2.4. Определение индекса психологической безопасности образовательной среды школы………………………………………………………………………..10
3.Заключение………………………………………………………………………..11
4.Литература………………………………………………………………………...12
1.Введение
В современном мире проблема психологической безопасности стоит очень остро. Рассмотрение данной проблемы в контексте российского образования необходимо начать с определения понятия «психологическая безопасность», которое обозначает положительное самоощущение человека, его эмоциональное, интеллектуальное, личностное и социальное благополучие в конкретных социально-психологических условиях, а также отсутствие ситуаций нанесения психологического ущерба личности, ущемления ее прав.
Актуальность: в выявлении сущности психологической безопасности образовательной среды мы отталкиваемся, во-первых, от концептуального подхода в понимании национальной безопасности, в рамках которого психологическая безопасность входит в категорию социальной безопасности, что означает выполнение социальными институтами своих функций по удовлетворению потребностей, интересов, целей всего населения страны. Школа является широко представленным в обществе социальным институтом, который может строить свою локальную систему безопасности. Во-вторых, от рассмотрения психологической безопасности в связи с профессиональной деятельностью людей в системе «человек-человек». Здесь можно говорить о психологическом риске, обусловленном использованием потенциально опасных психолого-педагогических технологий.
Современную школу можно рассматривать как объект высокого риска, так как она призвана выпускать «сверхсложный продукт» - психологически здоровую личность. Отсюда крайне актуальным становится вопрос о психологической безопасности или культуре психологической безопасности во взаимодействии участников образовательной среды. И тогда третьим основанием для выявления сущности функций психологической безопасности в образовательной среде является характеристика психотравмирующего воздействия возможного в педагогическом общении.
Гипотеза исследования: образовательная среда МКОУ «Новосидоровская средняя общеобразовательная школа» психологически безопасна.
Цель работы: оценка психологической безопасности окружающей среды школы методом анкетирования.
Задачи исследовательской работы:
Предмет исследования:психологическая безопасность окружающей средышколы.
Объект исследования: обучающиеся, родители и педагоги МКОУ «Новосидоровская средняя общеобразовательная школа».
Методы исследования:
• Теоретический - анализ психологической литературы по проблеме мотивации.
• Диагностирование (тестирование, анкетирование, наблюдение, беседа)
Методика исследования: «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы». Автор Баева И.А. (Приложение 1).
Инновационный подход состоит в том, что показатели диагностических критериевмогут датьреальную картину, а аналитическая оценка позволит выявлять рассогласованиеидеального и реального состояния психологической безопасности образовательной среды школы. Далее возможнапсихологическая практическая работа поустранению рассогласования. Таким образомосуществляется переход от моделирования к проектированию психологической реальности и, как следствие,управление развитием.
Практическая значимость: мониторинг психологической безопасности образовательной среды на основе экспресс-диагностики позволяет контролировать качество психологических условий, в которых осуществляется обучение и воспитание.
Результаты, полученные после обработки, дают обратную связь от всех субъектов образовательного процесса, позволяют выявить позитивные и негативные тенденции в образовательной среде образовательного учреждения.
2.Основная часть
2.1.Понятие психологической безопасности окружающей среды школы.
Задача формирования здоровьесберегающей образовательной среды, обеспечивающей защищенность участников образовательного процесса от внешних рисков и угроз, поставлена в нашей стране на государственном уровне: в «Концепции модернизации российского образования». В связи с этим актуальной практической задачей учреждений образования становится создание социальной среды, развивающей и поддерживающей личностный потенциал учителей и учеников. Важнейшая характеристика такой среды – психологическая безопасность.
Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению.
Психологически безопасная образовательная среда школы - это среда взаимодействия, свободная от проявления психологического насилия, имеющая референтную значимость для включенных в нее субъектов, характеризующаяся преобладанием гуманистической центрации у участников и отражающаяся в эмоционально-личностных и коммуникативных характеристиках ее субъектов.
В рамках Концепции информационной безопасности РФ под психологической безопасностью понимается положительное самоощущение человека, его эмоциональное, интеллектуальное, личностное и социальное благополучие в конкретных социально-психологических условиях, а также отсутствие ситуаций нанесения психологического ущерба личности и ущемления её прав.
Психологически безопасной образовательной средой можно считать такую, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, и в которой отражены высокие показатели индекса удовлетворенности и защищенности от психологического насилия.
Именно она обеспечивает образовательной среде развивающий характер, а школьникам – состояние психологической защищенности. Обучающиеся разных возрастов, а особенно подростки очень чувствительны к влиянию психологического насилия, опасности, дискомфорта. Эффективное отражение неблагоприятных внешних воздействий способствует благоприятному развитию личности школьника.
Характеристики психологической безопасности образовательной среды:
• отсутствие проявлений психологического насилия во взаимодействии участников образовательного процесса;
• удовлетворение основных потребностей в личностно-доверительном общении;
• укрепление психического здоровья;
• предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития личности;
• организация насыщенной образовательной среды, стимулирующей развитие участников процесса.
2.2. Определение показателя отношения к образовательной среде
Значимым эмпирическим критерием психологической безопасности образовательной среды может выступать отношение к ней субъектов — позитивное, нейтральное или отрицательное (негативное). Интегральный показатель отношения к образовательной среде является своеобразным индикатором ее референтности для субъектов учебно-воспитательного процесса (учителей, учеников, родителей).
В таблице 1 представлено соотношение оценок по трем группам респондентов.
Таблица 1.
Оценка субъектов отношения к образовательной среде (ОС) в %
Респонденты | Позитивное отношение % | Нейтральное отношение % | Негативное отношение % |
Учащиеся | 62,6 | 25,2 | 12,2 |
Родители | 76,3 | 16,2 | 7,5 |
Учителя | 77,8 | 21,1 | 1,1 |
Сравнительный анализ результатов психодиагностики показывает стабильность положительно-высокого уровня отношения к образовательной среде во всех группах респондентов. Кроме этого, качественный анализ
результатов позволяет определить эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты отношения респондентов к образовательной среде. Эти данные представлены в таблице №2.
Таблица №2.
Оценка эмоционального и когнитивного компонента
образовательной среды школы (%).
Респонденты | Когнитивный компонент (номера вопросов) | Эмоциональный компонент (номера вопросов) | Поведенческий компонент (номера вопросов) |
Учащиеся | 1, 4а, 4б преобладает да 87% | 2, 6, 8 преобладает да 55% | 3, 5, 10 преобладает да 43% |
Родители | 1, 4 преобладает да 77% | 3, 5 преобладает да 69% | 2, 6 преобладает да 58% |
Учителя | 1, 4, 11 преобладает да 90% | 2, 6, 8 преобладает да 73% | 3, 5, 10 преобладает да 73% |
Общая оценка по группе респондентов | 84,6% | 65,7% | 58% |
Определяется высокий уровень отношения субъектов по эмоциональному
компоненту - 65,7% респондентов, что говорит о преобладании эмоционально-позитивного настроения к образовательной среде в школе. Средняя оценка по когнитивному компоненту 84,6% (высокий уровень). Респонденты ответили, что считают обучение в школе интересным, а это свидетельствует о создании условий в образовательной среде школы для возможности удовлетворения и развития познавательной потребности учащихся.
100% учителей ответили, что работа в школе требует постоянного совершенствования профессионального мастерства. Почти всегда работа вызывает у них хорошее настроение. Возможную смену профессии опрошенные педагоги не показали.
Вывод по первому блоку методики: количественный анализ результатов показывает качественное и благоприятное воздействие образовательной среды школы на интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие обучающихся, эффективное сотрудничество с родителями и развитие творческого потенциала учителей.
2.3.Определение уровня удовлетворенности образовательной средой
Следующим этапом анализа методики является определение уровня удовлетворенности характеристиками образовательной среды.
Так, для большинства респондентов характерна удовлетворенность в большой степени:
• взаимоотношениями с учителями,
• взаимоотношениями с учениками,
• уважительным отношением к себе,
• эмоциональным комфортом,
• вниманием к просьбам и предложениям,
• возможностью обратиться за помощью.
В большей степени респонденты удовлетворены следующими показателями:
• возможностью высказать свою точку зрения,
• учетом личных проблем и затруднений,
• возможностью проявлять инициативу, активность.
Эмпирическим показателем является индекс удовлетворенности образовательной средой школы, рассчитываемый как суммарная оценка отдельных характеристик. В таблице 3 представлен средний показатель оценки удовлетворенности характеристиками образовательной средышколы.
Таблица 3.
Средняя оценка удовлетворенности характеристиками образовательной среды
Учащиеся | Учителя | Родители | |
Общий индекс удовлетворенности | 3,6 высокий | З,9 высокий | 3,4 высокий |
Вывод по второму блоку методики: Мониторинговый анализ результатов диагностики показывает преобладание положительно высокой оценки удовлетворенности характеристиками образовательной средой во всех трех группах респондентов. Это говорит о создании в школе благоприятных условий для делового общения, сотрудничества, личностного и профессионального развития.
2.4.Определение индекса психологической безопасности образовательной среды школы
Этот параметр определялся путем оценки уровня защищенности от психологического насилия, даваемой тремя группами участников образовательного процесса. Индекс психологической безопасности колеблется в интервале от 0 до 4 баллов и чем ближе к максимальной оценке, тем выше уровень защищенности участников учебно-воспитательного процесса. Результаты методики позволяют получить как общий индекс психологической безопасности, так и частные показатели, т. е. увидеть структуру психологической защищенности, рассматриваемой последующим направлениям:
• от публичного унижения;
• от оскорбления;
• от высмеивания;
• от угроз;
• от обидного обзывания;
• от того, что заставят что-либо делать против желания;
• от игнорирования;
• от неуважительного отношения учеников;
• от недоброжелательного отношения.
Таблица 4.
Индекс психологической безопасности образовательной среды школы (баллы)
Средняя оценка по группе респондентов | |||
Учащиеся | Учителя | Родители | |
Общая оценка защищенности | 3,4 | 3,1 | 3,2 |
Вывод: В целом уровень психологической защищенности по всем трем группам респондентов можно охарактеризовать как положительный, характеризующий удовлетворенность взаимоотношениями и взаимодействием как внутри одной группы, так и между всеми участниками образовательного процесса.
3.Заключение
Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, образовательная среда МКОУ «Новосидоровская средняя общеобразовательная школа» психологически безопасна, получила подтверждение. Психологическая безопасность образовательной среды заключается в положительном отношении к образовательной среде всех субъектов, в высоком индексе удовлетворенности характеристиками образовательной среды и удовлетворенностью взаимоотношениями и взаимодействием как внутри одной группы, так и между всеми участниками образовательного процесса.
4.Список литературы
1. Баева И.А. Бурмистрова Е.В., Лактионова Е.Б., Рассоха Н.Г. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство / Под ред. И.А. Баевой. – СПб.: Речь, 2006
2. Баева, И. А. Психологическая безопасность в образовании: монография / И. А. Баева. – СПб.: Издательство «Союз», 2002. – 271 с. – ISBN 5-94033-148-3
3. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. М., Академия, 2001.
4. Лачашвили Р.А., Орлова Е.В., Улунян Е.Е. Вопросы психологической безопасности инновационной школы// Информационно-методический бюллетень Экспертиза психологической безопасности образовательной среды. 2008.- № 1
5. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы / Пер. с англ. / А. Маслоу. – М. Смысл, 1999. – 425 с. – ISBN 5-89357-027-8.
6. Макеева С.Г. Материалы к социально-нравственному портрету младшего школьника //Начальная школа. № 4, 1999 г
7. Никифоров, Г. С. Здоровье как системное понятие / Г. С. Никифоров // Психология здоровья: учебник для вузов / под ред. Г. С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2003. - ISBN 5-318-00668-Х.
8. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.
9. Рубинштейн С.Л. Человек и мир.// Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1973.
10. Сухов А.Н. Социальная психология безопасности. М., Академия, 2002.
Мать-и-мачеха
Сказка об осеннем ветре
Пока бьют часы
Всему свой срок
Осенняя паутина