У времени своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывавших назад цивилизации, разрушавших великие ценности, созданные человеком.
Актуальность проекта бесспорна: в 2020 году будет отмечаться 75 лет со Дня Великой Победы. Казалось бы, совсем немного, на самом деле – целая вечность. Очень мало осталось Ветеранов ВОВ. Время неумолимо стирает связующие нити с прошлым.
Цель проекта: формирование патриотического воспитания у детей и молодежи.
Вложение | Размер |
---|---|
pr.2.docx | 122.52 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
МБОУ «СОШ школа №5 имени А.В. Гусака»
Социальный проект
«Забота о ближнем»
Выполнили: группа обучающихся Аскарова Д. В. Ляскевич В. В. Шевченко А.А. Шмаковов Е. Руководитель: Макарова А.О. |
г. Троицк 2019
Содержание:
Введение……………………………………………………………………… | 3 |
Цель и задачи проекта……………………………………………................ | 4 |
Сроки и этапы реализации проекта………………………………………… | 5 |
Реализация проекта………………………………………………………….. | 6 |
Ожидаемые результаты | 8 |
Этапы реализации проект…………………………………………………… | 9 |
| |
| |
| |
| |
| |
План мероприятий…………………………………………………………... | 10 |
Мониторинг реализации программы………………………………………. | 12 |
Теоретическая и практическая значимость проекта………………………. | 16 |
Оценка эффективности проекта…………………………………………... | 18 |
Вывод………………………………………………………………………… | 19 |
Список литературы…………………………………………………………. | 20 |
Приложение ………………………………………………………………… |
Введение
У времени своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывавших назад цивилизации, разрушавших великие ценности, созданные человеко
Актуальность проекта бесспорна: в 2020 году будет отмечаться 75 лет со Дня Великой Победы. Казалось бы, совсем немного, на самом деле – целая вечность. Очень мало осталось Ветеранов Великой отечественной войны. Время неумолимо стирает связующие нити с прошлым.
А страна пожинает плоды бездушия, цинизма и абсолютного незнания исторической правды представителями «потерянного» поколения, которому не прививалось патриотическое воспитание. Было и такое время. Поэтому, ради нашего прошлого, настоящего и будущего, надо сделать все возможное, чтобы не было у нас больше поколений – «Иванов, не помнящих родства».
В преддверии празднования 75-летия Великой Победы нужно еще раз, прикоснуться к истории – истории нашего героического народа. Главным средством воспитания гражданина и патриота в современных условиях становиться содружество подростков и педагогов, связанных едиными задачами, деятельностью, гуманными отношениями. Именно здесь сохраняется нить поколений педагогов, выпускников, родителей, всех тех, кто причастен к процессу обучения и воспитания. Обращение к духовному опыту предшествующих поколений – важнейший фактор формирования нравственности и патриотизма
Мы, как авторы и руководители проекта, уверены, что при его реализации в детях будет заложено начало понимания высоких гражданско - патриотических чувств: любовь к Отечеству, чувство гордости за свой народ, его историю, традиции, культурные достижения, чувство национальной гордости и любви к своей малой Родине.
Цель и задачи проекта
Цель проекта: формирование патриотического воспитания у детей и молодежи.
Задачи проекта:
-создать условия для воспитания патриотических чувств у воспитанников через взаимодействие с ветеранами и участниками войны;
- воспитывать у детей уважение к защитникам Родины;
-социальная поддержка ветеранов, воспитание внимательного отношения к людям старшего поколения, желания заботиться о них;
- способствовать расширению круга общения, развивать умение взаимодействовать с взрослыми.
Сроки и этапы реализации проекта
Все участники разделены на рабочие группы: исследователей, социологов, практиков.
Группа исследователей изучает информацию о категориях людей пожилого возраста. Данная группа участников подготовит списки людей, нуждающихся в адресной помощи и поддержке.
Группа социологов проводит опрос среди представителей старшего поколения, с целью выявления характера помощи и необходимое оборудование.
Группа практиков разделится на возрастные подгруппы волонтёров. Подгруппы выполняют поручения и задания по реализации проекта соответственно возрастным особенностям и возможностям. Участвуют в подготовке тематических классных часов в младших классах, выполняют поисковые задания, собирают материалы по истории Великой отечественной войны, занимаются исследовательской работой, проводят исследования по созданию книги памяти в краеведческом музее города.
Для решения поставленных задач учитывается сложившееся социально-педагогическое пространство школы, связанное с краеведением. Школа сотрудничает с краеведческим музеем, студенческим поисковым отрядом «Стрела».
Все три группы участников проекта принимают участие в волонтёрской работе.
Срок реализации проекта: сентябрь 2019года - май 2020 года.
Реализация проекта происходит по двум направлениям:
1. «Ценности наших дедов и прадедов» - творческое направление;
2. «Мы – рядом!» - адресная помощь ветеранам и труженикам тыла.
В ходе творческого направления - «Ценности наших дедов и прадедов, волонтеры проводят классные часы, уроки мужества в школе и в МКУ «Центр помощи детям». Планируется встреча с ветеранами войны и труда, тружениками тыла, выполнение творческих работ: написания сочинений, эссе, стихов и докладов, создание фото сессии, выставок рисунков.
В рамках второго направления проекта, «Мы – рядом!», школьники реализуют свои добровольческие инициативы по оказанию адресной помощи ветеранам и привлекают к участию одноклассников, родителей, соседей. В ходе проекта создаются материалы на школьном интернет-сайте, планируется выпуск информационных материалов. Накануне Дня Победы в классах школы, в библиотеках города состоятся презентации работ обучающихся, будет организовано торжественное подведение итогов проекта и награждение.
Ожидаемые результаты.
Этапы реализации проекта
I этап. Подготовительный (сентябрь 2019)
Перед началом работы над проектом:
1.Выпуск буклета для родителей, получение согласия родителей на работу детей над проектом.
2.Стартовая презентация проекта.
3.Формирующее оценивание и планирование: «мозговой штурм», обсуждение вопросов, разделение на группы.
II этап. Информационный (октябрь - декабрь 2019 года)
1. Сбор информации.
2.Выяснить, кто из ветеранов Великой Отечественной войны проживает в городе Троицке.
3.Узнать биографию, их судьбы после войны.
4.Изучить материалы школьного музея боевой славы «Московская битва».
5.Изучить материалы школьной библиотеки.
6.Изучить материалы МКУ «Краеведческий музей».
III этап. Практический (январь – март 2020 года)
1.Работа с литературными источниками.
2.Подбор методов исследования.
3. Интервьюирование ветеранов, тружеников тыла, вдов, проживающих на территории города Троицка.
4.Составление статей для размещения.
5. Проведение исследования.
6. Самооценка.
IV этап. Творческий (апрель 2020 года)
1.Оформление результатов исследования.
2.Оформление результатов в виде презентаций.
3.Самооценивание совместной работы.
4.Обсуждение на классных часах.
V этап. Заключительный (май 2020года)
1.Подведение итогов проекта.
2.Презентация результатов работы на научно-практической конференции.
3.Творческая работа каждого обучающегося в рамках реализации проекта.
4.Самооценка своей деятельности, деятельности коллектива
План мероприятий:
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки проведения |
Разработка и утверждение социального проекта «Забота о ближнем » на учебный год | август – сентябрь 2019 г. | |
Знакомство с планом работы по реализации проекта, формами и принципами работы над проектом | сентябрь | |
Организация работы по облагораживанию памятников установленных в нашем городе | в течение года | |
Заседания школьного движения | ежемесячно | |
Великие победы русской армии. | В течение года | |
Операция «Доброе сердце растопит лед», оказание помощи ветеранам войны и труда, людям пенсионного возраста. | октябрь | |
Составление списков (работа в архиве, краеведческом музеи) | В течение года | |
Конкурс листовок, стенгазет, плакатов «А мы с тобой войны не знали» | Декабрь 2019 года - февраль 2020 года | |
«Высокое счастье Победа». Книжная выставка, беседа, просмотр фильма | 26 января | |
Проведение мероприятий, посвященных дням воинской славы и памятным датам России | Декабрь 2019 года - февраль 2020 года | |
Мероприятия, посвященные дню снятия блокады г. Ленинграда | 27 января | |
«Помним всех поименно...» беседа, книжная выставка | 29 января | |
«У них Победы не отнять». Выставка экспозиции | Май 2020 года | |
Конкурс сочинений Война глазами детей | январь | |
Викторина «История Отечества». | Февраль | |
Проведение конкурсов сочинений, на темы гражданственности, духовности и патриотизма. | Февраль | |
Адресное поздравление ветеранов, ко Дню защитника Отечества | 23 февраля | |
«Конкурс чтецов» | 18 февраля | |
Конкурс рисунков «Слава тебе, Солдат Победы»! | 8-22 февраля | |
«Он тогда не вернулся из боя...». Урок патриотизма | 12 марта | |
«Фронтовая почта»- выставка писем с фронта (копий) | Март | |
«Не потому ли мы живем, что умерли они»- урок мужества | Апрель | |
«Не забывай те грозные года!» - книжная выставка, час памяти, посвящается участникам войны - нашим землякам | Апрель | |
«Обязаны помнить»- исторический час | Апрель 2020года | |
«Склоняя голову перед подвигом солдата». Устный журнал, просмотр фильма «У стен Рейхстага» - Вставай страна огромная; - Мужество; - Партизанский край; - Война в судьбе моей семьи; - У стен Рейхстага | 28 апреля 2020года | |
Благотворительный марафон «Спешите делать добро…» | Апрель, май 2020 года | |
Просмотр фильмов на военно-патриотическую тематику | апрель-май 2020года | |
«Я помню! Я горжусь!» - круглый стол, посвященный ветеранам Великой Отечественной войны. | Май 2020года | |
«Победный май» - книжная выставка, беседа | Май | |
Парад Победы | 9 мая 2020 года | |
Акция «Открытка ветерану» | 1-9 мая 2020 года | |
Акция «Георгиевская ленточка» | 9 мая | |
Акция «Зажги свечу» | 9 мая | |
Проведение операции «Милосердие», посвящённой Дню пожилого человека и Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. | в течение года | |
«Уроки мужества», встречи ветеранов с учениками, «Вечера памяти» | 1-8 мая | |
Проведение операции «Трудовой десант» | в течение года | |
Подведение итогов реализации проекта | 31 мая 2020 года | |
Помощь в организации мероприятий, классных часов, бесед по гражданского-патритической и духовно-нравственной тематике. | в течение года | |
Подготовка и размещение материала о выполняемой работе на школьном сайте, тематических альбомах, плакатах, стенгазетах, в СМИ. | в течение года |
Мониторинг реализации программы
Нами проведено анкетирование о знаниях обучающихся о Великой отечественной войне. Анкета состояла из пять вопросов.
1.Что ты знаешь о Великой Отечественной войне?
а) Начало Великой Отечественной войны
б) Окончание Великой Отечественной войны
в) Какие государства воевали в Великой Отечественной войне?
г) Что ты еще можешь добавить.
2. Кто из твоих родных и близких принимал участие в Великой Отечественной войне? Что ты знаешь о них?
3. Читаешь ли ты книги о войне?
а) Да. б) Нет. в) Нет, но эта тема мне интересна.
4. Какие качества героев Великой отечественной войны тебя привлекают? Мужество, смелость, смекалка, самопожертвование, взаимовыручка.
5. Знаешь ли ты наших земляков, участников Великой Отечественной войны?
В анкете было опрошено 150 респондентов. На первый вопрос анкеты только 72% сказали правильный ответ, остальные затруднялись ответить.
На второй вопром анкеты окказлось,что только 15 % знают историю про сво страну,а 85% затрудняются ответить.
На третий вопрос опрошенные респонденты утверждали, что большая часть респондентов не читают книге о войне.
С помощью четвертого вопроса анкеты мы смогли узнать какие качества героев Великой Отечественной войне привлекают обучающихся.Оказалось мужесто,смелость ,взаимовыручка стали главными качествами.
На пятый вопрос анкеты только 15 % респондентов смогли назвать земляков, участников Великой Отечественной войны,а остальные не знают.
На основе проведённого опроса среди школьников и молодежи мы пришли к выводу, что данная проблема интересна и актуальна в наши дни. Все дети понимают, что надо быть чуткими по отношению к людям пожилого возраста. Практически все учащиеся хотели бы принимать участие в оказании внимания, организации помощи людям пожилого возраста
Теоретическая и практическая значимость проекта
Теоретическая значимость результатов проекта заключается в том, что обоснованные в нем основные тенденции развития патриотического воспитания учащихся во внеурочной деятельности могут стать важным ориентиром для создания военно-патриотических и героико-патриотических проектов в данной сфере в классах, в школе;
Разработанная и апробированная на практике модель патриотического воспитания учащихся в системе внеурочной работы школы расширяет теоретические представления о возможностях сетевых образовательных и воспитательных учреждений, подходах к подготовке подбору кадров для них;
Сформулированные в проекте основные принципы отбора содержания, форм и методов военно-патриотической работы, научная характеристика условий эффективной реализации данного направления воспитания могут выполнять функцию необходимого теоретического основания для прикладных и методических разработок;
Нормативно-правовая база, разработанная в процессе реализации проекта – может быть использована при разработке подобных моделей в других образовательных учреждениях.
Практическая значимость проекта
Предложенные критерии оценки эффективности и результатов патриотического воспитания, могут быть использованы образовательными учреждениями с целью повышения качества образования и при формировании требований к кадрам, реализующим задачи патриотического воспитания.
Мероприятия/акции, поисковая работа позволят ученикам, родителям, педагогам и жителям микрорайона школы подготовиться к достойной встрече 75-летия Победы и принять участия в тематических мероприятиях, посвященных 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 11941-1945гг.
Оценка эффективности проекта
Оценка эффективности реализации проекта осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
1. Сформированность гражданских навыков:
- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;;
- готовность к образованию;
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
- патриотизм и любовь к Родине;
- права и свободы человека и гражданина;
- знание символики Российской Федерации;
- национальное самосознание;
- уважение чести и достоинства других граждан;
Количественные параметры:
1. Включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;
2. Качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам);
3. Участие в поисково - исследовательской работе;
4. Участие в школьных и муниципальных конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
5. Количество мероприятий, проводимых по гражданско-патриотическому воспитанию;
6. Участие в школьных, городских и региональных конкурсах гражданско-патриотических направленностей
7. 100% участие обучающихся, участвовавших в мероприятиях, в спортивных играх и соревнованиях.
8. Привлечение родителей и жителей микрорайона к выполнению проекта.
Вывод
Таким образом по предложенным критериям мы можем подвести промежуточный итог т.к. проект в дальнейшем будет развиваться. Учащиеся расширили свой кругозор. У них развился интерес к истории родного края. Работа способствовала также воспитанию чувства гордости. Кроме того, дети стали более дружными и получили навыки бесконфликтного общения,а так же взаимодейсвия с ветеранами.
Список литературы
.
Приложение
Лиса и волк
Что есть на свете красота?
Рисуем акварельное мороженое
Сочные помидорки
Рисуем весеннюю вербу гуашью