Школа… Родная школа… Эти слова никого не могут оставить равнодушным. Для одних -это место получения знаний, для других – их детство и годы взросления, для третьих – второй дом, их жизнь и судьба. Впервые в школу человек приходит, будучи ребенком. Здесь для него открывается мир знаний, он формируется как личность. Школа играет большую роль в жизни человека. В нашей стране десятки тысяч школ, и у каждой - своя неповторимая история, свое особое лицо.
И нам, сегодняшним выпускникам школы, хочется узнать, какова же судьба нашей школы, какой была школа в прошлом, какими достижениями и традициями богата история нашей школы, кто был ее первыми учителями, кем стали выпускники школы. Раскрытие этой темы, актуально именно сейчас, в год юбилея школы. Наша школа считается одной из самых старейших школ области, совсем недавно мы отметили свое 85-летие! Мы решили углубиться в изучение истории школы и провести исследование.
Проблема нашей исследовательской работы - неизученность истории, разрозненность имеющихся данных по истории образовательного учреждения нашей деревни.
Цель нашей исследовательской работы: изучить историю становления и развитие школы в событиях, фактах, лицах, документах.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_o_shkole.docx | 34.38 КБ |
Тема исследовательской работы:
«История Батуринской школы»
Работу выполнили:
Кашеутова Регина,
Шумилова Анастасия,
обучающиеся 9 класса
Руководитель: Лосенкова
Татьяна Григорьевна,
педагог МКОУ «Батуринская ООШ»
с.Батурино
2018г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3-4
Основная часть
1. История школы в с.Батурино
1.3.Второе рождение школы……………………………………………………9-10
2. Выпускники, которыми гордится школа…………………………...………10-11
Заключение……………………………………………………………………..11
Список использованных источников………….……. …………………..…12
Школа, ты не старишься, никогда не старишься.
И шумят под окнами те же тополя.
Школьной дружбой связаны школьные товарищи,
Школьные товарищи и учителя.
Введение.
Школа… Родная школа… Эти слова никого не могут оставить равнодушным. Для одних -это место получения знаний, для других – их детство и годы взросления, для третьих – второй дом, их жизнь и судьба. Впервые в школу человек приходит, будучи ребенком. Здесь для него открывается мир знаний, он формируется как личность. Школа играет большую роль в жизни человека.
Многое стирается в человеческой памяти, многое забывается, но школу, где человек начинает познавать мир, забыть невозможно. И люди шагают по жизни уверенно, потому что у них в сердце – тепло школы. У каждого человека в жизни есть школа. Со школой связано все самое светлое в жизни человека. Школа является связующим звеном между прошлым и настоящим, между детством и прозой жизни. Удивительный этот дом – школа. Здесь все перемешалось: детство и зрелость, юность и романтика, наука и искусство, мечты и реальная жизнь.
В нашей стране десятки тысяч школ, и у каждой - своя неповторимая история, свое особое лицо.
И нам, сегодняшним выпускникам школы, хочется узнать, какова же судьба нашей школы, какой была школа в прошлом, какими достижениями и традициями богата история нашей школы, кто был ее первыми учителями, кем стали выпускники школы. Раскрытие этой темы, актуально именно сейчас, в год юбилея школы. Наша школа считается одной из самых старейших школ области, совсем недавно мы отметили свое 85-летие! Мы решили углубиться в изучение истории школы и провести исследование.
Проблема: неизученность истории, разрозненность имеющихся данных по истории образовательного учреждения нашей деревни.
Цель нашей исследовательской работы: изучить историю становления и развитие школы в событиях, фактах, лицах, документах.
Объект исследования: история МКОУ «Батуринская основная общеобразовательная школа»
Предмет исследования: Муниципальная казенная общеобразовательное учреждение «Батуринская основная общеобразовательная школа»
Чтобы реализовать данную цель и решить проблему по изучению истории школы, нам потребовалось решить следующие задачи:
1. Изучить архивные материалы по истории создания школы с.Батурино
2. Собрать сведения о педагогах и выпускниках школы.
3. Пополнить материалами школьный музей.
4. Усовершенствовать умения и навыки исследовательской деятельности.
Достижение цели обуславливали наше предположение о том, что изучение архивных материалов и организация поисковой работы позволит нам расширить представление о прошлом школы, ее первых учителях и выпускниках для будущих обучающихся. Эта гипотеза стала ведущим ориентиром нашего исследования.
В ходе реализации цели и задач, мы использовали разные методы: анализ устных воспоминаний, записей, фотографий, изучение архивных материалов, изучение классных журналов, тетрадей приказов; интервьюирование бывших учителей и выпускников школы; поиск и анализ материалов в периодической печати; обработка данных,
Наше исследование, имеет практическую значимость. Собранный материал может расширить архив нашего школьного музея, а также будет использоваться во внеклассной работе и поможет обучающимся больше узнать об истории своей школы.
Свое исследование мы начали с посещения школьного музея, где изучили архивные материалы по истории школы, а также познакомились с воспоминаниями выпускников, педагогов (Приложение 1). Музей бережно хранит экспонаты, связанные с пионерской организацией. Но самую большую ценность представляет самодельная книга «Древо школы» (Приложение 2), где собраны фотографии всех выпусков Батуринской школы начиная с первого выпуска, а также фотографии и списки педагогического коллектива школы в разные годы (Приложение 14,16). Дальше мы самостоятельно продолжили собирать воспоминания выпускников и бывших педагогов школы, изучили старые классные журналы, тетради приказов за 1950-ые годы (Приложение 3-7), поработали с СМИ(газетами) (Приложение 8-13), нашли статьи о нашей школе, изучили их. Результатом обработанных данных стала данная исследовательская работа и эта презентация.
Основная часть
Раздел 1. История создания школы.
1.1. Как все начиналось?
У самой тайги находится наша школа. Красивое место выбрали строители! Долго спорили, где строить и решили- у тайги. Но это было давно, ещё в 1933 году. А до этого школа находилась на улице Советской и была она начальной. Это был двухэтажный деревянный дом, который принадлежал зажиточному крестьянину М.А.Скляренко. Он подарил дом детям под школу, на первом этаже разместилась школа, а верхний был разобран. Кондратьева Аграфена Андрияновна, уроженка с.Батурино рассказывала, что в доме было три комнаты. Дети всех возрастов были объедены в один класс и занимались в самой большой из них, а в двух остальных жили учитель и техничка.
На этой же улице была церковно-приходская школа, но после установления советской власти, церковь была отделена от государства и школу закрыли.
И только в 1933 году школа нашла постоянную прописку. Даже улицу, на которой ее возвели, назвали в ее честь-улица Школьная. Здание нашей школы строили всем селом. Строили добротно, качественно -на долгие годы. Сколько лет прошло, а она стоит и радует нас наша «старушка» школа. Вся утопает в цветах и зелени. Справа от нее-сад, слева-березовая роща, а засаживали все это наши дедушки и бабушки. Они учились в ней и с любовью вспоминают школьные годы.
Вот что рассказывает выпускница 1942года Паршина Полина Ивановна (Приложение 15): «Класс у нас был большой, дружный. Вместе играли, вместе делали уроки, вместе работали в колхозном поле-собирали колоски. Очень любили школу! До войны в каждом классе стояли печки-буржуйки(высокие круглые железные печи). Сидели в основном все вокруг этих «буржуек», а на перемене и вовсе обступали ее со всех сторон. Часто вспоминаю учителя географии Валицкую –Кондратьеву Анфису Филипповну, учителя немецкого языка Конкордию Павловну. Самым любимым учителем был Василий Агафонович Чернышев, он преподавал русский язык и литературу. Очень много времени проводил с детьми. Работала пионерская организация, я была активисткой, членом учебного комитета, на котором обсуждали учебу и поведение учеников. Ученики ставили концерты, с которыми выступали в школе и избе-читальне и в поле».
Сначала в школе обучались до 4 класса, а в 1940году открыли 5 класс, в последующем школа стала семилетней. Первый выпуск семилетки был в 1942 году. Первым директором был Арихво Константин Антонович.
1.2. Страницы школьной жизни. Из воспоминаний выпускников школы.
В те далекие военные годы трудно жилось всем. Но дети и учителя оказывали помощь колхозу: выращивали табак для фронта, пололи лен, помогали в уборке картофеля, собирали колоски. Помогали фронтовикам– готовили для них посылки, в которых были теплая одежда, табак, кисеты, сшитые девочками и связанные ими варежки и носки. У школы были свои трудности: не хватало учебников, бумаги, чернил, а также учителей, но дети тянулись к знаниям. Вот, что рассказывает Кашеутова Анна Александровна, выпускница 1942 года: « Семья у нас была большая, обуть и одеть было нечего. Одни валенки на троих. А в школу очень всем хотелось! Вот мы и ходили в школу по- очереди: день одна, день -другая, день третья. Поэтому и оставались в каждом классе, учились года по два, три в одном классе. Писать было нечем и не на чем. Приходилось разводить сажу в молоке и на обрывках газет, любой другой бумаги писали. Вот так и учились». Пока шла война, не все дети ходили в школу. Многие работали в колхозе или помогали дома по хозяйству, присматривали за малышами, так как родители целыми днями были на работе. А многим просто нечего было одеть или обуть. А вот уже в 1944 году в первом классе было 56 учеников в возрасте от 7 до 15 лет. Из воспоминаний Викуловой (Кашеутовой) Клавдии Илларионовны: «Я пошла в 1 класс в 1944 году в возрасте 10 лет. Парты в нашем классе стояли в пять рядов. Первую учительницу звали Мария Михайловна. Директором был Кондратьев Сергей Аркадьевич. На следующий год наш класс разделили на два класса». А в победный 1945 год в школе было два первых класса по 45 учеников в возрасте от 7 до 15 лет. О том, как проходили годы учебы в то время рассказала жительница нашего села Шейкина (Михайлова) Валентина Ивановна: « Когда я пошла в школу(1945г.), моя мама привезла из города букварь, так по этому букварю занималась вся школа. И только позднее в старших классах появились учебники. А в третьем классе из двух классов осталось только 40 учеников. Многие дети проучись только по два года, научившись читать и писать, они шли работать. Первой учительницей была Кондратьева Екатерина Афанасьевна. Учителя менялись очень часто, кого переводили в с.Кожевниково или другие школы, кто сам уезжал, так как в деревне было тяжело жить. Много лет проработала в нашей школе Шкарова Евдокия Игнатьевна, она учила детей начальных классов»
Была в школе и лошадка. Завхоз Иванов Фома Иванович с техперсоналом готовили дрова, делали ремонт школы. Ученики помогали пилить дрова двуручными пилами. Заготавливали более 150 куб.м. дров в год.
Послевоенные годы жизнь начинает налаживаться. В школе тоже произошли большие перемены. Она начинает укомплектовываться специалистами, ведутся почти все предметы (Приложение 16). Однако имеет место большая текучесть кадров. Иногда за год по одному предмету менялось три-четыре педагога .
В 60-ые годах печное отопление заменили на паровое, кочегарка находилась в здании школы. И только в 1975 году была построена новая котельная, отдельно от школы.
В те времена работал буфет и в коридоре выстраивалась очередь за булочками, компотом, чаем и т.д. Пол в классах мыли сами ученики, начиная с пятого класса. В школе работал радиоузел, в каждом классе были радиоприемники, дети совместно с учителями готовили интересные радиопередачи и все это транслировалось. На больших переменах включали музыку и, можно было потанцевать.
С помощью сохранившихся старых фотографий, школьной документации можно узнать много интересного о школьной жизни. Так в приказе №28 от 26 февраля 1958г.говорится о проведении общешкольной выставки (Приложение 6). На выставку мог представить каждый учащийся, а также класс изделия из дерева, пластилина, вышивки, гербарии, хорошо изготовленные наглядные пособия, нарисованные художественные картины, альбомы и др. Детей за лучшие работы премировали: за 1 место премия в размере 25 рублей, 2 место-10 рублей, 3 место-5 рублей, за 4,5,6 место выдавали почетные грамоты.
Чего только не было на этих выставках!(Приложение 17) Ученики шили, вязали, вышивали, строгали, строили! Лучшие работы принимали участие в районных выставках, где не раз премировали почетными грамотами за высокое качество (Приложение 18). А вот мастерская находилась не на территории школы, а в доме на улице Октябрьская, в бывшей избе-читальне (Приложение 17). Заведовал мастерской учитель труда Коровкин Адрей Павлович(1960-70-ые годы).
Девочки и мальчики занимались вместе -строгали и пилили. Новая мастерская была построена на территории школы лишь в 1979г. Там хозяйничали мальчики, а у девочек свой кабинет обслуживающего труда.
Спортивная жизнь школы была очень насыщенной. В школе проходили лыжные соревнования на первенство класса и звание чемпионов школы, а также на приз газеты «Пионерская правда» (Приложение 7,19)
В 1970-80 годы школа получает различное оборудование: кинопроекторы и другие технические средства обучения. Были даже трактор и грузовая машина. Кстати, у машины были счастливые номера 55-55 (Приложение 20).
В школе (1960-70ые годы) работал специалист с музыкальным образованием Иванова Алла Фоминична, поэтому почти все дети пели. Был организован школьный хор, который включал в себя 40-50 детей. Ежегодно проходили в районе смотры художественной самодеятельности, на которых хор нашей школы нередко занимал призовые места (Приложение 21).
Очень сильное влияние в школе имели комсомольская и пионерская организации. Благодаря духу того времени ребята росли истинными патриотами своей Родины. Каждый класс носил имя какого-либо героя-комсомольца, героя-пионера. Огромную помощь в организации внеклассной и воспитательной работы в школе оказывают вожатые, старшеклассники. Со своими подшефными ребята разучивают танцы, песни, стихи. Пионерская дружина школы носила имя Юрия Гагарина.
Часто проходили различные пионерские сборы (Приложение 22). Вот что вспоминает выпускница 1978года Зайнулина Татьяна Георгиевна: «Мы очень любили День Пионерии. Ждали с нетерпением. В этот день(19 мая) вся дружина шла на берег реки, и там жгли пионерский костер. Право зажечь костер предоставлялось лучшему ученику школы. У костра мы пели песни, танцевали, общались друг с другом. Потом долгое время ходили под впечатлением от проведенного праздника, обменивались мнениями. До сих пор сохранилась атмосфера тепла и дружбы тех давних лет».
80-ые годы. Школа живёт интересной, насыщенной жизнью. Чтобы заинтересовать учащихся здоровым образом жизни в школе организуются утренняя зарядка.
В 1980 году открыли столовую в здании рядом со школой. Школьные повара очень вкусно готовили. Все овощи для столовой выращивали сами школьники и учителя. Летнюю практику ученики отрабатывали на школьном огороде и пришкольном участке. Выращивали картошку, капусту, морковь, помидоры, огурцы. Есть у нас и плодово-ягодные культуры, из них готовят компоты, варят варенье.
А какой у нас замечательный школьный двор! Летом он весь утопает в цветах!
До 1993 года дети обучались в две смены, так как не хватало кабинетов, а в 1993году начальные классы перевели в здание бывшего детского сада.
С 2007года школу возглавляет Зайнулина Елена Геннадьевна (Приложение 23). Под ее руководством в школе работает творческий коллектив учителей, которые прививают ученикам самые лучшие человеческие качества: доброту, внимательность к людям, отзывчивость, активность, любовь к своей школе
В нашей школе работают учителя, которые являются её выпускниками. Это Татьяна Васильевна Владыкина, Алися Олеговна Махмуд-Ходжаева, Вера Андреевна Болтухина, они вернулись в родную школу, чтобы продолжить благородную миссию воспитания и обучения молодого поколения.
1.3. Второе рождение школы
В истории нашей школы 2011 год стал настоящим испытанием. Сложная экономическая ситуация, сложившаяся в селе после перестройки, привела к огромной безработице, а значит и оттоку работающего молодого населения. Молодежь после школы и училищ на селе тоже не задерживалась из-за отсутствия рабочих мест. Все это привело к сокращению численности школьников. Школа стала считаться малокомплектной.
В 2011году решалась судьба школы. Реорганизовывать в начальную, а остальных детей возить в ближайшую школу или сохранить статус основной. Страсти вокруг школы кипели нешуточные, в противостоянии власти и населения дело дошло до голодовки (Приложение 8-11). Поразило то, что судьба школы коснулась не только жителей села, чьи дети учились тогда в школе, но и бывших выпускников, которые проживали в городах и других населенных пунктах. Они активно «боролись» за школу, участвовали в голодовке, встречах и дебатах с представителями власти. Точки над и поставил губернатор Томской области (2011г.) , который принял решение сохранить в селе школу-девятилетку и выделил на ремонт школы 13млн.рублей. «Экономические выгоды от сокращения образовательного учреждении не очевидны, а социальные последствия для села, где проживает 400 жителей существенны»,-сказал тогда Виктор Мильхиорович Кресс(губернатор). Но мы считаем, что благодаря решительным действиям всех: местных и областных депутатов (особенно представители компартии ), родителей, администрации и жителей села и всех неравнодушных людей, а в основном это бывшие выпускники школы такое решение и было принято.
Это событие показало нам, нынешним школьникам, как горячо любят они свою родную школу те, кто покинул ее 10, 20,30 ,40 и более лет и как много она для них значит.
Этот год по праву можно назвать вторым рождением школы. Полностью были заменены окна, полы, двери, заменена отопительная система, оборудованы теплые туалеты. А вот деревянные стены, само здание за столько лет эксплуатации на удивление строителей было еще прочным и крепким и хватит еще на 100 лет. В стенах школы сохранился дух и атмосфера школьной жизни, сохранились и продолжают развиваться школьные традиции
Сегодня школа, возраст которой 85 лет выглядит как юная опрятная школьница. Она готова стать уютным домом еще не одному поколению батуринцев.
2. Выпускники, которыми гордится школа
Сейчас в нашей школе обучается 39 обучающихся, а всего закончили школу более тысячи выпускников. Многие из них получили различные специальности. Среди них учителя, врачи, инженеры, механизаторы, агрономы, ветеринарные работники, работники культуры, и другие специалисты.
Нашей школе есть, чем гордится (Приложение 24). Среди её выпускников
серебряные и золотые медалисты(закончили КСОШ №1): Вейсгейм Анастасия(золото), Хоменко Танзиля(золото), Юмаева Галина(серебро);
-глава Чилинского сельского поселения Паршина Галина Владимировна;
-заместитель директора по ВР, учитель русского языка и литературы школы № 31 г.Томска Киселева Галина Николаевна;
-учителя математики Савошкина Елена Владимировна (КСОШ №2) и Савошкина Ольга Владимировна (г.Томск) , учитель биологии и химии Липухина Галина Анатольевна (Староювалинская СОШ). Кудряшова Татьяна Викторовна-учитель русского языка и литературы, директор МКОУ «Базойская ООШ», Комарова Татьяна Ивановна- учитель русского языка и литературы (КСОШ№2), Якшина Эльвира Аркадьевна учитель начальных классов (г.Новосибирск) , Корсак Татьяна Ивановна, учитель математики МАОУ «Зональненская СОШ» Томского района; Зайнулин Александр Геннадьевич-судья г.Томск.; Захаров Георгий Афанасьевич-руководитель ООО «ВАЗ»; Бударина (Тетерина) Екатерина Ивановна- руководитель фермерского хозяйства (с.Базой); Зайнулина Мария Юрьевна- территориальный управляющий фирмы «Альба» г.Москва; Малявко Лариса Витальевна-логопед детского сада «Колокольчик»; Храмцов Алексей Викторович- экономист КФХ«Летяжье»; Оксенчек Наталья Аркадьевна-заведующая аптекой (г.Новосибирск); Кашеутов Сергей Алексеевич-главный механик на Инструментальном заводе г.Томск;
Савошкин Владимир Александрович, художественный руководитель Батуринского ДК.
Пшеничникова (Липухина) Александра Владимировна –старший воспитатель МАДОУ «Детский сад «Полянка» п.Мирный Томского района
Заключение.
Таким образом, проследив динамику развития истории школы, мы пришли к выводу, нет в районе школы с такой интересной и богатой историей, как наша школа. Беседуя с выпускниками и учителями, поняли, что нет среди них того, кто бы ни вспоминал о школе с ностальгией и доброй улыбкой. Наша школа прошла долгий и нелёгкий путь. Думаю, она заслужила только слова признательности и благодарности, как от её выпускников, так и от её нынешних учеников. А ещё очень надеюсь и верю, что когда-нибудь, через какое-то время, кто-то продолжит это дело и добавит в историю школы ещё более свежие и интересные факты.
Итогом нашей работы стало не только эта исследовательская работа и презентация, но целая папка с воспоминаниями учителей и выпускников Батуринской школы, а еще по нашей просьбе в школе возрождена старая традиция, связанная с Книгой почета школы. Работая со школьной документацией 1950-ых годов, мы узнали, что в школе приказом директора (Шадрин А.Ф. ) от 12октября 1957г. была учреждена Книга Почета в память об учащихся хорошо окончивших школу(Приложение 4).
Мы считаем, что поставленная в данной работе цель нами была достигнута, и стоящие перед нами задачи мы сумели решить. Надеемся, данная информация займет достойное место в школьном музее.
Эту работу мы бы хотели закончить стихотворением
Теплей человеку в дорогах тяжелых,
В суровых краях от того,
Что где-то на свете
Есть добрая школа,
Есть милая школа его!
Список использованной литературы
Лавовая лампа
Снежный всадник
Карандаши в пакете
Рисуем "Ночь в лесу"
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"