Физическая культура и спорт, представляя собой немаловажный аспект жизни людей, играет огромную роль в формировании условий труда и жизни человека. Физическая культура и спорт помогают сохранению и укреплению здоровья и работоспособности людей, дают им возможность подниматься к вершинам физического, духовного и культурного совершенства.
МБОУ гимназия №19 г. Липецка
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
по физкультуре
По теме: «Физическая культура в социальном развитии человека»
Выполнила:
учащаяся 11 «А» класса
Ефремова Лилия
Преподаватель:
Вепренцева
Наталья
Ивановна
Оглавление
«Физическая культура в социальном развитии человека»
Введение 3
(цель, актуальность, задачи, значимость) Глава I
1.1 Понятие «физической культуры». Функции. 5
1.2 Социальное значение. Возможности физической культуры, основные направления 5
1.3 Влияние на профилактику неинфекционных заболеваний 7
Глава II
2.1 Методы исследования и их описание 9
2.2 Комплекс гимнастических упражнений и рекомендации. Значение некоторых групп упражнений 11
Анкетирование 12
Заключение 15
Список источников информации 16
Введение
В жизни современного человека, к сожалению, зачастую не находится времени для занятий спортом. Хотя все с детства знают, что спорт и физическая культура очень важны для сохранения здоровья, поддержания формы, общего состояния. Но большая занятость людей и неправильная организация своего времени не позволяет вывести спорт на лидирующее место в жизни людей . Тема данной работы: «Физическая культура в социальном развитии человека».
Актуальность данной работы определяется необходимостью убеждения и привлечения наибольшего количества людей занятием спортом.
Научная значимость данной работы заключается в нахождении и влиянии специальных программ физических упражнений на профилактику неинфицированных заболеваний, которые в последнее время получили особое развитие:
- сердечно - сосудистые заболевания,
- остеохондроз позвоночника,
что по большей части связано именно с малоподвижным образом жизни человека.
Социальная значимость данной работы определяется:
— поддержанием людей всех возрастов в хорошей форме;
— профилактика асоциального поведения молодёжи;
— воспитательная роль; форма самовыражения.
Личностная значимость состоит в том, что лично мне спорт помогает улучшать здоровье, физические упражнения делают меня более работоспособной, спорт является средством активного полноценного отдыха и раскрывает для меня новые возможности.
Предметом исследования является человек, гигиена, спорт, физическая культура.
На основании вышесказанного мы ставим перед собой следующую ключевую цель:
убедить, доказать необходимость занятий физической культурой.
Для реализации поставленной цели, были выдвинуты следующие задачи:
1. Познакомиться со специальной литературой
2. Познакомиться со статьями в Интернете
3. Сделать анализ изученного
4. Создать комплекс упражнений для людей, ведущих сидячий образ жизни
В исследовании был использован следующий метод:
Теоретический метод:
анализ и обобщение информации по данной теме; сравнение найденных материалов
Практическая значимость определяется возможностью использования рекомендаций и комплекса упражнений для людей, ведущих в основном сидячий образ жизни.
Глава I
1.1 Понятие «физической культуры». Функции.
Физическое воспитание играет важнейшую роль в формировании здорового образа жизни.
Под понятием “физическая культура” принято понимать комплекс мер по укреплению здоровья, развитию физических и психических свойств человека посредством двигательных упражнений в сочетании с проведением гигиенических мероприятий. Действенное оздоровительное значение физическая культура приобретает тогда, когда она включает в себя совокупность различных систематически выполняемых двигательных нагрузок.
Физическая культура имеет множество функций. Следует знать об основных:
— эстетическая, связанная с удовлетворением эстетических потребностей личности;
— биологическая, связанная с удовлетворением естественных потребностей человека в движении, улучшением его физического состояния и обеспечения необходимого уровня дееспособности для повседневной жизни, выполнения обязанностей члена общества.
1.2 Социальное значение
Физическая культура и спорт, представляя собой немаловажный аспект жизни людей, играет огромную роль в формировании условий труда и жизни человека. Физическая культура и спорт помогают сохранению и укреплению здоровья и работоспособности людей, дают им возможность подниматься к вершинам физического, духовного и культурного совершенства.
История показывает, что общество испытывает постоянную потребность в двигательных навыках (ходьба, бег, плавание и т.п.), потребность развивать до оптимальных уровней физические способности (силу, выносливость, ловкость и т.п.) в интересах труда, обороны, активного отдыха и других видов деятельности. Все эти потребности общества удовлетворяет такой вид активной деятельности, как физическая культура и спорт.
Роль двигательной активности в укреплении здоровья человека была известна давно. Древнегреческий философ Платон считал движение “целительной частью медицины”. М.В. Ломоносов в известном письме “О сохранении и размножении Российского народа”, представляя широкую программу развития здравоохранения в России, обращает внимание на необходимость серьезного развития физической культуры и спорта.
Следует особо подчеркнуть самую главную социальную роль, которую играет каждый человек: он должен быть готов к воспроизводству человека. Отсюда и высокий долг родителей — воспитать детей достойными членами общества, в котором им предстоит жить. Для этого мало заботиться только об умственном и духовном развитии, эстетическом и трудовом воспитании ребенка. Непреложная истина — здоровье каждого нового поколения по всем параметрам должно быть лучше, чем здоровье предшествующего.
Возможности физической культуры в сфере социальной защиты людей безграничны. Раскрыть всю методику реабилитационной работы с помощью физической культуры невозможно. Но перечислить основные направления и практическую значимость необходимо:
1. Особенности современного производства требуют от человека высоких функциональных возможностей организма: внимания, памяти, оперативного мышления, быстроты реакций, устойчивости к неблагоприятным факторам, высокой работоспособности и т.д. Все это возможно развить и поддерживать на высоком уровне при помощи так называемой профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП). Лучшим доказательством
данного вывода является подготовка космонавтов, где ППФП отводится львиная доля времени из общего срока подготовки к полету.
2. Физическая культура является средством активного полноценного отдыха людей, особенно важное общегигиеническое значение имеют занятия физическими упражнениями на природе.
3. Наконец, физическая культура для многих становится формой самовыражения. В большинстве видов спорта мы имеем дело не просто с проявлением физической силы или выносливости, а с целостным выражением человеческой личности или силы коллектива. В этом плане спорт дает человеку многостороннюю удовлетворенность от проявления своих сил. Как и искусство, спорт постоянно раскрывает новые человеческие способности и возможности.
1.3 Влияние на профилактику неинфекционных заболеваний
В последнее время, по данным Всемирной организации здравоохранения, получили особое развитие неинфекционные заболевания: сердечно - сосудистые, остеохондроз позвоночника, — потери от которых во много раз превышают потери от инфекционных заболеваний.
Может показаться удивительным, что огромная часть заболеваний сердечно -сосудистой системы происходит не из-за излишних нагрузок на нее, а из-за хронической, постоянной ее недозагруженности. Впрочем, удивительно это только на первый взгляд. В кровеносных сосудах есть мышечная ткань, которая требует нагрузок. Люди, ведущие малоподвижный образ жизни, склонны к ожирению, причиной которого обычно становится превышение потребностей организма в питательных веществах и энергии. При ожирении неизбежно возникают расстройства дыхания (одышка), которые приводят к легочной и сердечной недостаточности. Кроме того, у людей с избыточным весом значительно повышена опасность развития атеросклероза, потому что сосуды (как мы уже установили, чаще всего они нетренированны) не справляются с увеличивающимся объемом кровотока.
Итак, мышечное бездействие не только делает человека физически слабым, но и снижает его природную выносливость. Особое место в профилактике заболеваний сердца и остеохондроза занимают специальные программы физических упражнений.
Глава II
2.1 Методы исследования и их описание.
В исследовании были поставлены задачи:
— изучение влияния физической культуры на здоровья человека;- создание — комплекса упражнений для людей, ведущих сидячий образ жизни;
— разработка рекомендаций по применению этого комплекса.
В детском возрасте очень важно чередовать умственные и физические нагрузки. Необходимы физкультурные паузы на уроках – возникает необходимость дать отдых глазам, освободить скованную позу, встряхнуть мышцы, освободиться от неправильной позы за партой. Очень важно разнообразить физические нагрузки.
Ученые проводили опыты — обездвиживали животное, и у лежачих животных происходили инфаркты, потому что от отсутствия движения умирали их клетки.
Даже у лежачих и тяжелобольных людей существует лечебная физкультура, т.к. движение лечит.
Занятия физкультурой необходимы каждому человек с детства. Движение продлевает нашу жизнь и делает ее полноценной. Те дети, которые любят заниматься спортом, болеют гораздо меньше. Физические нагрузки помогают преодолевать недуги, укрепляют иммунитет, что в наше время, когда проблема с экологией стала одной из наиболее важных проблем во всем мире, особенно важно.
На сегодняшний день школьная программа требует от учеников максимальной работоспособности. Выдерживать школьные нагрузки детям очень нелегко. Для того чтобы быть успешным в школе необходимы хорошие внимание и память, выносливость, психологические разгрузки.
Спорт, как известно, формирует и «спортивный» характер: это умение постоять за себя, преодолевать трудности и неудачи в жизни.
Физическая культура очень влияет на здоровье детей. Многие из детей занимаются разными видами спорта, которые, в основном им привили школа и их родители. Спортивный образ жизни влияет на хорошую физическую форму,
таким образом:
1. Результаты исследования показали, что физическая культура в нашем обществе для здоровья каждого человека является жизненной необходимостью, и она очень влияет на здоровье людей.
Важно заниматься физкультурой в любом возрасте, т.к. это продлевает жизнь, укрепляет иммунитет, помогает избежать многих болезней, а так же помогает восстанавливаться после даже очень тяжелых недугов. Занятия физкультурой и спортом воспитывают незаменимые качества у человека и формируют гармонично развитую личность.
В качестве рекомендаций для школьников следует принять во внимание необходимость занятий физкультурой непосредственно в школе – это и физкультурные минутки, и занятия физкультурой, как предметом школьным.
2. Итак, гипотеза о том, что занятия физической культурой ведут к гармоничному развитию человека, безусловно, подтвердилась.
3. Было доказано, что без занятий физкультурой в наше время абсолютно невозможно обойтись, и если это проигнорировать (см. пункт 2), то человек не сможет быть полноценным членом общества. Физкультура помогает быть здоровым и гармонично развитым человеком.
2.2 Упражнения и рекомендации для людей, ведущих малоподвижный образ жизни.
Физкультурная пауза, активизирующая кровообращение в ногах
Стоя у опоры, 8-10 раз подняться высоко на носки, лодыжки плотно вместе. Затем каждую ногу, согнув в колене, встряхнуть расслабленно. Повторить 2-3 раза. Дышать ритмично. Темп средний.
Физкультурная пауза, нормализующая мозговое кровообращение
1. Исходное положение - руки за голову, локти отвести, вдох, свести локти, наклонить голову вперед и отпустить руки, расправив плечи, выдох. Повторить 4-6 раз.
2. Исходное положение - ноги на ширине плеч, руки - правая вверху, левая сзади, кисти в кулак. 1-10 раз менять быстро положение рук. Дыхание не задерживать.
Физкультурная пауза, активизирующая кровообращение
Ходьба на месте, сжимая и разжимая кисти. 20-39 с.
1. Исходное положение – руки в стороны, голову назад, вдох, руки вниз, плечи расслабить, слегка наклониться, голову на грудь, выдох. Повторить 4-6 раз.
2. Бег на месте 30-40 с. с переходом на ходьбу с замедлением. 15-20 с. Дыхание не задерживать.
Физкультурная пауза изометрическая
1. Исходное положение – сидя, руки на бедрах. Одновременно поднимать правую пятку и левый носок, удерживая напряжение 5 с. Отдых 5 с. то же с другой ноги. 8-10 раз. Дыхание произвольное.
2. Исходное положение – сидя, руки внизу. Втягивать и выпячивать живот, удерживая напряжение 3-5 с. Отдых 3 с. 10-12 раз. Дыхание произвольное.
Физкультурная пауза для расслабления мышц кистей
1. Сжимая и разжимая пальцы рук, постепенно убыстряя темп до предела, затем замедляя его до остановки. 1 мин.
2. Руки вытянуть вперед, последовательно сгибая и разгибая пальцы, начиная с большого. 1 мин.
3. Пальцы слегка сжать в кулак, вращать кисти рук в направлении друг к другу, затем в обратную сторону. 1 мин.
Анкетирование
Анализ научно-методической литературы и интернет-ресурсов предусматривал изучение темы исследования. Я проанализировала источники, отвечающие на интересующие меня вопросы, связанные с задачами физического воспитания; роли компьютера, спорта и двигательной активности школьников.
Составив анкету, я провела анкетирование в трех классах разных возрастных групп. Школьникам младшего (20 чел.), среднего (23 чел.), старшего (23 чел.) возраста было предложено показать своё отношение к занятиям физической культуры, спортом в школе и компьютеру с помощью анкеты «Отношение учащихся к занятиям физической культурой и компьютеру».
Анкета состоит из 11 вопросов, которые отражают значимость физической культуры в школе, компьютера глазами школьников, где необходимо было проставить соответствующий ответ.
Анкета
«Отношение учащихся к занятиям физической культурой и компьютеру»
Ваш пол
Возраст
1)Любите ли вы уроки физкультуры в школе?
2)Отпрашиваетесь ли вы с уроков физической культуры?
3)Посещаете ли вы спортивные секции в школе?
4)Посещаете ли вы спортивные секции вне школы?
5)Делаете ли вы зарядку каждый день?
6)Принимаете ли вы участие в физкультурно-спортивных мероприятиях в школе?
7)Есть ли у вас персональный компьютер?
8)Много ли времени вы проводите за компьютером?
9)Заменяете ли вы игры на компьютере прогулками на свежем воздухе?
10)Часто ли вы используете компьютер по учебе?
11)Если выбирать между спортом и компьютером, вы выберите ____
«Много ли времени вы проводите за компьютером»
ИТОГИ
Более 1 часа времени за компьютер проводят учащиеся младших (20%), средних (30%) и старших (60%) классов.
Выбор «за» спорт, в среднем звене составил наибольший процент – 91%, что является отличным показателей для подрастающего поколения, что можно сказать и про младших (78%) и старших (70%) школьников.
«Если выбирать между спортом и компьютером, вы выберите»
Анализируя данные ответы, 85% от общего числа опрошенных – школьники заинтересованы в своем здоровье, им нравится быть в хорошей форме и 15% - выбрали компьютер, так как считают, что благодаря ему можно узнать много нового и интересного.
Подводя итог работы, я пришла к выводу, что данная тема актуальна, так как правильно организованная двигательная активность – важнейший фактор формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья человека вне зависимости от его возраста. Разумно организованная, динамичная деятельность школьников служит ключевым инструментом организации их досуга, что во многом определяет их устойчивость к компьютеризации, наркотическому влиянию и другим социально значимым неблагоприятным влияниям окружающей среды.
В результате исследования я достигла поставленной цели и решения задач, поставленных в начале исследования: изучила и проанализировала отношение учащихся к занятиям физической культурой, что составило положительный результат (97%). При выборе школьников между спортом и компьютером – «за» спорт – 80% и 20% «за» компьютер. Некоторые школьники ведут малоподвижный образ жизни, объясняя это отсутствием возможности или времени для занятий спортом, а вероятнее всего, причина кроется в элементарной лени.
Значение некоторых групп упражнений.
Группа упражнений | Воздействие упражнений на организм |
Ходьба, лёгкий бег. | Умеренное разогревание организма. |
Упражнения в подтягивании. | Улучшение кровообращения, выпрямление позвоночника. |
Упражнения для ног (приседания, выпады). | Укрепление мышц, увеличение подвижности суставов и улучшение кровообращения. |
Упражнения для рук и плечевого пояса. | Увеличение подвижности, укрепление мышц. |
Упражнения для мышц туловища (наклоны вперед, в сторону, круговые движения). | Развитие гибкости, подвижности позвоночника, укрепление мышц, улучшение деятельности внутренних органов. |
Маховые упражнения для рук и ног. | Развитие гибкости, подвижности суставов, усиление деятельности органов кровообращения и дыхания. |
Упражнения для мышц брюшного пресса, тазового дна, боковых мышц. | Укрепление мышц. |
Бег, прыжки, подскоки. | Укрепление мышц, повышение общего обмена веществ. |
Заключительные упражнения. | Успокаивающее воздействие, приближение деятельности организма к обычному ритму. |
Заключение
Данная работа посвящена проблеме малоподвижного образа жизни человека и вытекающих из этого последствий. Перед данной работой была поставлена цель доказать и убедить людей в необходимости занятий физической культурой.
Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на работе , в быту, в общении.
Результаты исследования показали, что физическая культура в нашем обществе для здоровья каждого человека является жизненной необходимостью, и она очень влияет на здоровье людей.
Важно заниматься физкультурой в любом возрасте, т.к. это продлевает жизнь, укрепляет иммунитет, помогает избежать многих болезней, а так же помогает восстанавливаться после тяжелых болезней. Занятия физкультурой и спортом воспитывают незаменимые качества у человека и формируют гармонично развитую личность.
Таким образом, гипотеза о том, что занятия физической культурой ведут к гармоничному развитию человека, безусловно, подтвердилось.
Полученные результаты исследования дают возможность утверждать, что продуктом исследовательской работы является актуальным и востребованным.
Список источников информации
https://moluch.ru/archive/149/42349/
https://works.doklad.ru/view/LFiU3Kgfiw0.html
http://yamal-obr.ru/articles/sport-i-duhovnoe-vosp-2/
Гончаров В.Д. Физическая культура в системе социальной деятельности В.Д. Гончаров. СПБ, 2014.
Курамшина Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. СПБ, 2003
Паначев В.Д. Спорт и личность: опыт социологического анализа СОЦИС, 2007
Николаев Ю.М. Теория физической культуры: функциональный, ценностный, деятельностный, результативный. СПБ.: СПбГАФК им П.Ф. Лесгафта, 2000
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Зимовье зверей
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Попробуем на вкус солёность моря?
Барсучья кладовая. Александр Барков