В материале предстаавлена исследовательская студенческая работа
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_.docx | 488.34 КБ |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Секция 1. «Гордимся прошлым, строим будущее»
Авторы: Патрушева Ольга Леонидовна, Собакина Дарья Евгеньевна
студентки 1 курса, , ГАПОУ СО «Первоуральский политехникум»
Руководитель: Кузнецова Алина Валентиновна,
преподаватель высшей кв. кат., ГАПОУ СО «Первоуральский политехникум»
г. Первоуральск
2019 год
Содержание.
стр.
Введение…………………………………………………………………………..3
Искусство мозаики……………………………………………………………….4
Заключение………………………………………………………………………17
Литература……………………………………………………………………….18
Введение
В 2019 году мы поступили в Первоуральский политехникум на образовательную программу «Мастер отделочных строительных работ». Как будущим специалистам нам интересно узнавать о способах отделки фасадов и внутренних помещений зданий.
Сейчас в отделке используют многие современные технологии. Но, как нам кажется, некоторые традиционные способы, имеющие глубокие исторические корни, незаслуженно забывают. Это утверждение в полной мере относится к искусству мозаики в архитектуре Первоуральска.
Поэтому целью этой работы является сохранения исторического наследия мозаичного искусства в нашем городе.
Задачи:
Объектом исследования является использование искусства мозаики в архитектуре.
Предметом исследования являются образцы мозаики на фасадах и в интерьерах зданий в Первоуральске.
Искусство мозаики
1. История возникновения и развития мозаики
Мозаика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение), посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
История мозаики восходит ко 2-й половине IV тысячелетия до нашей эры — времени, которым датированы постройки дворцов и храмов шумерских городов Месопотамии. Мозаика составлялась из обожженных глиняных палочек-конусов («зигзаги») длиной 8-10 см и диаметром 1,8 см, которые укладывались на глиняный раствор. Изображение формировалось из торцов этих конусов, которые раскрашивались, обычно красным, чёрным и белым. Использовались геометрические мотивы: ромб, треугольник.
Расцвет античной мозаики приходится на эпоху эллинизма, когда появляется техника подколки камешков и становится доступным цветное стекло, что позволяло достигать живописной реалистичности изображений и использовать практически неограниченную цветовую гамму.
В Древнем Риме мозаикой выкладывались полы и стены вилл, дворцов и терм. Римская мозаика делалась из маленьких кубиков очень плотного стекла — смальты, однако нередким было использование мелких камешков и гальки.
Высочайшим расцветом мозаичного искусства можно считать эпоху Византийской империи. Византийская мозаика становится более утончённой, используется более мелкий модуль камней и деликатная кладка, фон изображений становится по преимуществу золотым.
Мозаика очень широко использовалась в оформлении дворцов правителей Востока. Так, Дворец шекинских ханов является выдающимся произведением средневековой архитектуры Азербайджана. Этот дворец, считающийся одним из ценных памятников архитектуры XVIII века Азербайджана, был построен в 1762 году.
На Руси мозаика появляется с принятием христианства, но не получает распространения из-за дороговизны импортируемого из Константинополя материала (в Византии на вывоз смальты была объявлена государственная монополия). В Софийском соборе в Киеве в интерьере собора сохранился крупнейший в мире ансамбль подлинных мозаик и фресок первой половины XI века.
Возрождением мозаики в России занимался Михаил Ломоносов. Ломоносов М. В. разработал новые технологии выплавки смальты и создал предприятие по ее производству. Много его мозаичных творений дошли до нашего времени. Его композиция из смальты «Полтавская баталия» вошла в мировой культурный фонд. Однако мозаичное дело Ломоносова не получило продолжения по смерти своего создателя. Искусство мозаики было вновь забыто.
В 1840-е годы встал вопрос о переводе живописных икон крупнейшего в России Исаакиевского собора в мозаику3. Во влажном климате Санкт-Петербурга, построенного на болоте, фрески осыпались ещё до окончания росписи, а там, где краска держалась, изображение быстро чернело и тускнело, впитывая дым от кадила, свечей и лампад. Русскому правительству пришлось командировать выпускников Императорской Академии художеств (В. Е. Раев, Е. Г. Солнцев, И. С. Шаповалов, С. Ф. Федоров) в Рим — учиться у мастеров Студии мозаики Ватикана. С другой стороны, из Рима в Петербург для организации производства смальты были приглашены технологи-стекловары.
В 1851 году русские студенты вернулись на родину, к этому же времени здесь итальянцами уже было организовано для них производство смальты. Этот год считается датой открытия Мозаичной мастерской Императорской Академии художеств.
Мастерская практиковала так называемый «прямой способ» набора, который позволял достигать живописной реалистичности изображения, но был чрезвычайно затратный по времени и, соответственно, дорогой.
Поэтому, Академия пыталась искать пути решения этого вопроса. Для этого в 1888 году она командирует своих сотрудников, среди которых был и А. А. Фролов, в Венецию, где Антонио Сальвиати был создан и успешно использовался другой, более экономически выгодный способ мозаичного набора. При нем мозаики выкладывались в зеркальном отображении лицевой стороной на временное основание, на котором уже перевозились на место для них предназначенное, где и укладывались. Этот способ получил название «обратного» или «венецианского».
Поскольку этот опыт Академией принят не был, А. А. Фролов открывает собственную студию, которая, уже при его брате В. А. Фролове, становится самой успешной студией мозаики дореволюционной России, а впоследствии полагает основы советского мозаичного искусства. [1]
2. Образцы мозаичного искусства
Мозаичные панно советского периода – это своего рода визитная карточка государства. Это повседневность в искусстве и искусство повседневности. Творения мастеров мозаики насквозь пропитаны духом времени. Причиной тому – течение социалистического реализма в искусстве СССР, которое полностью соответствовало задачам социалистического строя.
Искусство, культура, наука советского периода в преобладающей массе носит идеологический характер. Основная пропагандируемая идея – дорога к «светлому будущему». Путь к его достижению лежит через сплочение людей и вклад каждого в общую идею, словно соединение маленьких цветных осколков в мозаичное панно. [2]
В нашем городе сохранились образцы мозаичного искусства советского периода.
Красота мозаичных покрытий успешно сочетается с их надежностью, обусловленной абсолютной влагостойкостью и долговечностью покрытия. Поэтому мозаику применяют в качестве облицовочного материала для фасадной отделки зданий, а также для отделки помещений с повышенной влажностью. Фасадная облицовка посредством мозаичных покрытий дает возможность успешно закамуфлировать недоработки и трещины. [3]
Дворец культуры Первоуральского новотрубного завода является ведущей концертной площадкой города. Построенный на возвышенности посреди широкой улицы Ватутина прекрасный дворец на долгие годы стал гордостью первоуральцев. Профессионально спроектирован, качественно построен и изумительно отделан. Витражи, стекло, мрамор, гранит, мозаичная роспись – все красиво и качественно. Торжественное открытие Дворца культуры состоялось 13 августа 1966 года. Макет Дворца, созданный московским архитектором Яковом Лившицем, завоевал золотую медаль на всемирной выставке ЭКСПО-1967 в Канаде.
Фасад украшен цветной мозаикой. С левой стороны изображен ученый, думающий над чертежами и взлетающая в космос ракета, символ высоких научных достижений тех лет (рис. 1).
Рис.1 Панно на левой части фасада ДК ПНТЗ
На правой стороне изображена женщина кормящая младенца - символ материнства. Выше солнечный город с высокими домами и сосны – это, по видимому напоминание о сосновых лесах окружающих Первоуральск и когда-то росших на этом месте, солнечный город олицетворяет новый современный Первоуральск (рис. 2). [4]
Скульптором и автором мозаики был Борис Тальберг. Борис Александрович Тальберг (1930-1984) - живописец, монументалист, график. Заслуженный художник РСФСР, член Союза художников СССР, лауреат премии Ленинского комсомола и Государственной премии СССР. Государственную премию СССР художник получил в 1981 году за работу «Гостеприимная Россия». Автор мозаичного панно на фасаде музея-панорамы «Бородинская битва» (Москва). Сегодня его мозаичные панно включены в реестр памятников истории и культуры города Москвы и в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Тальберг учился в Московском институте прикладного и декоративного искусства (МИПИДИ) на факультете монументальной живописи у Г.И. Рублева (1949—1952) и в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В.И. Мухиной (ЛВХПУ им. В.И. Мухиной) (1952—1953). Работал в различных техниках и жанрах монументально-декоративного искусства, а также в области станковой живописи (сюжетно-тематическая картина, портрет) и графики. Образы мастера — одно из наиболее ярких и последовательных выражений развития художественной концепции 1960-х в области монументальной живописи. Картины Тальберга Бориса Александровича представлены в частных собраниях и музеях. [5]
Рис. 2 Панно на правой части фасада ДК ПНТЗ
Важное место в СССР занимает спорт. Физическое воспитание является составляющей всестороннего развития личности. Существует целая программа, чтобы нести спорт в массы, при содействии профсоюзов и комсомола. Что касается профессиональной спортивной деятельности, то тут цифры говорят сами за себя. За период участия в Олимпийских играх (по 18 зимних и летних игр) спортсмены СССР в общем зачёте не опускаются ниже второго места. Эта неотъемлемая часть советской жизни также получила отражение в мозаике [2].
В спортивном комплексе «Динур» сохранились стенды, выполненные в мозаичной технике (рис. 3).
Рис. 3 Мозаика в СК «Динур»
Большое внимание в СССР уделялось профессиональному образованию. Будущие рабочие должны быть не только мастерами своего дела, но и всесторонне развитыми личностями. Немалое значение имело и воспитание художественного вкуса у учащихся профессиональных учебных заведений. В вестибюле нашего техникума сохранилось прекрасное мозаичное панно. Композиция состоит из двух частей и выполнена по мотивам сказов Павла Петровича Бажова (рис. 4).
Рис. 4 Композиция в вестибюле политехникума
Панно оформил Геннадий Сидорович Мосин (1930 – 1982), известный своими иллюстрациями к сказам «Серебряное копытце» и «Малахитовая шкатулка». А в последние годы жизни Г. С. Мосин работал над иллюстрациями к 26 сказам П. П. Бажова (книга вышла в 1983 году, уже после смерти художника). В 1981 году ему присвоено звание «Заслуженный художник РСФСР». В память о Г. С. Мосине его именем названы художественные школы в Екатеринбурге и в Березовском, в 1990 году свердловской художественной галереей «Эстер» была учреждена премия имени Геннадия Мосина (присуждалась в 1991–2009 годах) [6].
Рис. 5 Панно в кафе «Металлург»
Художественному оформлению предприятий общественного питания (ресторанам) также уделялось большое внимание. Интерьеры бывшего ресторана «Металлург» (сейчас кафе «Металлург») также были украшены мозаикой. Панно состоит из двух частей, расположенных слева и справа от входа в большой банкетный зал. Сюжет композиции стилизован под фольклор (рис.5).
Противоположная от входа стена зала также украшена мозаичным орнаментом. Правда, материал и колеровка отлична от композиции на входной стене (рис. 6). В прошлом зал был разделён на два, а теперь не совпадающие композиции оказались в одном помещении.
Рис. 6 Мозаичный орнамент
Мозаикой украшали не только стены, но и выкладывали мозаичный пол (рис. 7). Для напольных покрытий чаще применяются методы, свойственные современной венецианской мозаике «тераццо». Она представляет собой цементную смесь с каменной крошкой и битым бутылочным стеклом, куда добавляются осколки гранита и мрамора. После затвердевания получается очень крепкая водонепроницаемая поверхность с мозаичным рисунком, которая подлежит полировке. [3]
Рис. 7 Пол в доме детского творчестваа
Но пол в бывшем ресторане «Галактика» поражает оригинальностью рисунка и мастерством исполнения. Когда-то в центре зала красовалась, выложенная мелкой блестящей плиткой спиральная галактика. Сейчас в торговом центре «Галактика» пол сохранился, но из-за расположения торгового оборудования мозаика видна лишь частично (рис. 8).
Рис. 8 Мозаичная галактика
3. Анализ сохранности мозаичных композиций
Анализируя образцы, сохранившейся в нашем городе мозаики, можно сделать вывод, что современные дизайнеры отдают предпочтение более дешёвым и более простым способам отделки помещений.
Все мозаичные панно были сделаны тридцать и более лет назад. К сожалению, мне не удалось обнаружить некоторые работы советских мастеров, так как в помещениях давно сделан ремонт, уничтоживший образцы мозаичного искусства.
Сохранившиеся композиции выглядят удручающе и навевают грустные мысли.
Прекрасно сохранилась мозаика дворца культуры ПНТЗ. Это очень отрадно, так как мозаичные панно - настоящее произведение искусства, выполненное гениальным художником Б.А. Тальбергом. Но боковые и задний фасады здания явно нуждаются в ремонте.
Композиция в фойе политехникума сохранилась не полностью. При перепланировке помещения в стене был сделан проход, и часть панно была снесена. Кроме того при ремонте потолка в вестибюле верхняя часть изображения была забрызгана краской (рис. 9).
Рис.9 Повреждённое панно
Панно в кафе «Металлург» сохранилось хорошо. Но, на мой взгляд, при расстановке мебели совершенно не учитывается, что торговое оборудование должно гармонично сочетаться с уже существующими элементами интерьера помещения (рис. 5).
Те же замечания относятся и к мозаике на полу в торговом центре «Галактика». Собственно изображение сохранилось хорошо, но полностью утеряна идея композиции, которая также включала и оформление потолка светодиодными лампами, размещёнными в форме спиральной галактики (рис. 10).
Рис. 10 Композиция из двух галактик [7]
Заключение.
Таким образом, можно сделать вывод, что образцов мозаичного искусства в нашем городе осталось совсем немного.
Мы надеемся, что оставшиеся композиции останутся не только на фотографиях и в памяти старожилов, но будут бережно сохранены и для будущих поколений.
Разнообразие современных материалов, предоставляет возможность широкого выбора техник и стилей в изготовлении мозаик. И сегодня как никогда профессионализм и мастерство художественной мозаики зависит от умения автора включиться в живой процесс формирования современной архитектурной среды. Вновь возрождается мозаичное искусство, как часть декоративной отделки храмов.
Мозаика по прежнему элитарна, она способна удовлетворить требования, как материального, так и духовного характера.
Литература.
Шелковая горка
Три коробки с орехами
Самый богатый воробей на свете
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Как напиться обезьяне?