Формирование первоначальных знаний, о таком природном явлении как вулкан
Цель:
Сформировать первоначальные знания, о таком природном явлении как вулкан
Задачи:
1. Изучить литературу по теме исследования
2. познакомиться с таким явлением природы как вулкан и его извержение
3. выяснить, может ли человек создать искусственный вулкан
5. сформулировать вывод
Проблема:
Однажды по телевизору я увидел необычное явление природы, из горы выбрасывались облака пепла, а по склонам горы текла огненная жидкая масса. Мама мне объяснила, что это извержение вулкана, находиться вблизи очень опасно для жизни, но если сделать его в домашних условиях, то можно наблюдать за извержением каждый день. Мне захотелось узнать об этом как можно больше.
Гипотеза:
Я предположил, что можно создать искусственный вулкан
Предмет исследования:
Вулкан
Этапы исследования:
1 этап: С помощью взрослых изучить литературу, просмотреть видео материалы по теме исследования
2 этап: Сформировать представление о таком явлении природы как вулкан
3 этап: Мои опыты и эксперименты
4 этап: Сделать вывод
Методы моего исследования:
1 этап исследования: с помощью взрослых изучить литературу, просмотреть видео материалы по теме исследования
Вместе с родителями я просмотрел такие книги как: « Я познаю мир», « 365 научных экспериментов » , « Большая книга для любознательных». Просмотрел такие научные передачи как «Галилео», «Шишкина школа», «Почемучка». Узнал, что существует много легенд, сказок и стихов о вулканах. Вот, например: Древние римляне считали, что Бог огня Вулкан живёт глубоко под землёй. Когда он гневается, то на поверхности Земли образуются трещины, из - которых вырываются пламя, дым и расплавленная огненная масса, а всё вокруг покрывается пеплом и камнями.
2 этап исследования: Сформировать представление о таком явлении природы как вулкан
Что же такое вулкан?
Вулкан представляет собой гору, в верхней части которой есть углубление, называемое вулканическим кратером. В самой толще горы находится канал, его называют жерлом. Он ведет в особую подземную пещеру — очаг магмы. Магма — расплавленное, очень горячее вещество. Извержение вулкана начинается тогда, когда скапливается много магмы, она устремляется вверх по жерлу и изливается на поверхность.
Марина Андреева-Доглядная
Вот вулкан - это гора,
А внутри горы - дыра.
Из горы идет дымок,
Летят камни, серый смог.
Гул раздался тут и там:
Просыпается вулкан.
Вот гора вся задрожала,
Магма лавой побежала,
Камни, пепел полетели,
Небо видно еле-еле.
Не ходи ты, милый там,
Где проснувшийся вулкан.
Иногда говорят «Жить как на вулкане» – значит быть в постоянной опасности. Вулкан выбрасывает газы, жидкие и твердые вещества с высокой температурой. Это часто становится причиной разрушения строений и гибели людей. Лава и другие вещества стекают по склонам горы и выжигают все, что встречают на своем пути. Несмотря на это, все же есть и положительные стороны, например:
например: сода, сера, борная кислота, сапфиры, серебро, золото и многое другое
3 этап: Мои опыты и эксперименты
Первое с чего я начал – это изготовление вулкана. Вместе с дедушкой и папой решили, что макет вулкана можно сделать из пластилина. Мы взяли обычную стеклянную небольшую баночку и с помощью пластилина сделали макет вулкана в виде конуса, подножие вулкана украсил песком и камнями.
Сделал вывод: макет вулкана можно сделать из пластилина.
Полученные результаты я зафиксировал в своих наблюдениях
Потом вместе с мамой в интернете мы нашли несколько вариантов, как можно сделать извержение в домашних условиях. Первый способ я провел дома – я смешал уксус с красной гуашью или обычной акварельной краской. Полученный раствор я вылил в макет вулкана, затем добавить две чайных ложки пищевой соды. И вот извержение готово. (приложение 1)
Сделал вывод: При соединении соды и уксуса происходит химическая реакция с выделением углекислого газа ( можно услышать шипение, углекислый газ заставляет массу переливаться через края «кратера»), а средство для мытья посуды заставляет «лаву» пузыриться сильнее, гуашь придаёт соответствующий цвет.
Полученные результаты я зафиксировал в своих наблюдениях
На следующий день, когда я пришел в детский сад, я рассказал о своих исследованиях и показал еще один способ извержения вулкана.
Я взял пол стакана теплой воды, добавил немного красной краски, чайную ложку лимонной кислоты и немного обычного средства для мытья посуды. Полученный раствор я вылил в макет вулкана и добавил две чайных ложки пищевой соды. Извержение снова получилось (приложение 2).
Сделал вывод: При взаимодействии соды и лимонной кислоты так же происходит химическая реакция, которая приводит к выделению углекислого газа.
Полученные результаты я зафиксировал в своих наблюдениях
Всем ребятам в группе очень понравилось, все хотели сами попробовать сделать такой опыт.
4 этап: Выводы
Из проделанной работы, я могу сделать вывод: вулкан – это гора, с отверстием на вершине. Извержение вулкана - явление зрелищное и необычное, которое приносит не только разрушения, но и пользу. В породах, которые образуются при извержении вулкана, содержатся руды ценных металлов, золото и медь, минералы, например алмазы. Несмотря на угрозу новых извержений люди, используют вулканический пепел в качестве удобрения. Гипотеза, которую я выдвинул, можно ли создать искусственный вулкан, в ходе исследования подтвердилась опытно- экспериментальным путем.Таким образом, все поставленные цели и задачи были достигнуты, все увидели полученный результат.
Список литературы
« РОСМЭН», 2001г.
Приложение 1
Приложение 2
Слайд 1
2-ая региональная естественнонаучная практическая конференция для обучающихся старших и подготовительных групп дошкольных образовательных учреждений «Мир природы глазами ребёнка» МДОУ «ЦРР – детский сад №101 «Жар – птица» город Саратов, улица им. Муленкова А.П., дом 3/1. 8(452)79-53-59 Тема : «Чудо природы – вулкан» Участникца :, Максимова Дарья6лет , подготовительная группа Руководители: Савинова Юлия Александровна, старший воспитатель Бондарева Анна Вячеславовна, воспитательСлайд 2
Цель: С формировать первоначальные знания, о таком природном явлении как вулкан Задачи: 1. Изучить литературу по теме исследования 2. познакомиться с таким явлением природы как вулкан и его извержение 3. выяснить, может ли человек создать искусственный вулкан 5. сформулировать вывод Проблема: Однажды по телевизору я увидел необычное явление природы, из горы выбрасывались облака пепла, а по склонам горы текла огненная жидкая масса. Мама мне объяснила, что это извержение вулкана, находиться вблизи очень опасно для жизни, но если сделать его в домашних условиях, то можно наблюдать за извержением каждый день. Мне захотелось узнать об этом как можно больше. Гипотеза: Я предположил, что можно создать искусственный вулкан
Слайд 3
с помощью взрослых изучить литературу, просмотреть видео материалы по теме исследования 1 этап исследования:
Слайд 4
Древние римляне считали, что Бог огня Вулкан живёт глубоко под землёй. Когда он гневается, то на поверхности Земли образуются трещины, из - которых вырываются пламя, дым и расплавленная огненная масса, а всё вокруг покрывается пеплом и камнями. 1 этап исследования:
Слайд 5
Сформировать представление о таком явлении природы как вулкан Что же такое вулкан? Вулкан представляет собой гору, в верхней части которой есть углубление, называемое вулканическим кратером. В самой толще горы находится канал, его называют жерлом. Он ведет в особую подземную пещеру — очаг магмы. Магма — расплавленное, очень горячее вещество. Извержение вулкана начинается тогда, когда скапливается много магмы, она устремляется вверх по жерлу и изливается на поверхность. 2 этап исследования:
Слайд 6
«Жить как на вулкане» – значит быть в постоянной опасности. 2 этап исследования:
Слайд 7
2 этап исследования:
Слайд 8
3 этап исследований: Опыт: «Извергающий вулкан»
Слайд 9
3 этап исследований: Опыт: «Извергающий вулкан»
Слайд 10
Выводы Из проделанной работы, я могу сделать вывод: вулкан – это гора, с отверстием на вершине. Извержение вулкана - явление зрелищное и необычное, которое приносит не только разрушения, но и пользу. В породах, которые образуются при извержении вулкана, содержатся руды ценных металлов, золото и медь, минералы, алмазы . Л юди , используют вулканический пепел в качестве удобрения. Гипотеза, которую я выдвинула, можно ли создать искусственный вулкан, в ходе исследования подтвердилась опытно- экспериментальным путём. Таким образом, все поставленные цели и задачи были достигнуты, все увидели полученный результат. 4 этап исследований:
Слайд 11
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Слайд 12
Список литературы Большая книга «Почему», Ольга Живаго, 2019г «Моя первая энциклопедия», Л.Я.Гальперштейн , 2001г Детская энциклопедия « Я познаю мир » Сост. Н. Ю. Буянова .- М. : АСТ, 1997г. 408 стр. « 365 научных экспериментов » 2010г. Джон Купер. « Большая книга для любознательных» - Москва « РОСМЭН», 2001г. Научные передачи для детей - «Галилео», «Шишкина школа», «Почемучка».
Рисуем подснежники гуашью
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Четыре художника. Осень
Сказки пластилинового ослика